В статье рассказывается:
Зимнее содержание дорог требует максимально тщательной подготовки. Необходимо проверить технику и произвести ее текущий ремонт, закупить новое оборудование, материалы, подготовить ресурсно-материальную базу и т. д.
Помимо классического подхода к содержанию, используются и современные дополнительные средства контроля и мониторинга: различные датчики, метеостанции, средства связи. Из нашего материала вы узнаете, как работы выполняются в преддверии зимних месяцев и как можно облегчить стоящие перед дорожниками задачи.
Зимой, в сезон минусовых температур, снега и гололедицы, в эксплуатацию дорог неизбежно вносятся коррективы. Это обусловлено снежными накатами, бесконечной снежной кашей в период оттепели, порывами ветра, метелью или, наоборот, дождем, что вкупе усиливает повреждения дорожного полотна. Зимой движение автотранспорта затруднено из-за снежной насыпи и мерзлого грунта, пропускная способность снижается, а себестоимость пассажирских и грузовых перевозок, наоборот, растет. Более того, безопасность дорожного движения из-за погодных условий ухудшается, что усложняет зимнее содержание городских дорог и провоцирует возникновение ДТП.
Зимой ухудшается сцепление колес автомобиля с поверхностью покрытия. Безопасность дорожного движения и общая работоспособность проезжей части напрямую зависят от зимнего содержания дорог и непосредственно противогололедной обработки покрытия в холодное время года.
Содержание дорог в зимнее время года можно считать эффективным, если были своевременно проведены мероприятия по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспорта на дорожных полотнах и искусственных сооружениях. В комплекс мер входит: профилактика снежных заносов и лавин, своевременная очистка от снега, ликвидация образовавшейся наледи и ликвидация зимней скользкости. С проезжей части удаляют снег, очищают пешеходные зоны, площадки и остановки маршрутного транспорта.
Профилактические. Цель — минимизация зимней скользкости дорожного полотна, ослабление сцепления снежного и ледяного слоя с поверхностью покрытия;
Основные. Цель — расплавление снежного и ледяного слоев, гололедных пленок, которые скапливаются на поверхности дороги, снижение их влияния на передвижение транспорта.
Зимнее содержание дорог состоит из ряда мероприятий, которые проводит дорожно-эксплуатационная служба. Сюда входит обеспечение постоянной, надежной, эффективной работы как дорог, так и сооружений на них, создание и поддержание безопасных условий передвижения. Даже в самых неблагоприятных погодных условиях зимнее содержание дорог должно соответствовать норме. За это отвечает ДЭС, на которую возложена функция управления дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.
В зимнее содержание включен принцип приоритета. В первую очередь мероприятия проводятся на тех участках, где организовано регулярное движение автобусов, на туристических маршрутах и подъездах к действующим курортам, а также на трассах специального назначения. Исполнители должны быть обеспечены средствами механизации работ для организации зимнего содержания дорог в соответствии с «Нормативами потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог».
В зимний период в связи с неблагоприятными погодными условиями, в зависимости от климатической зоны, на дорогах часто образовываются дефекты, затрудняющие передвижение автотранспорта.
В таблице ниже приведены типичные дефекты, характерные для зимних дорог.
№ п/п | Наименование дефекта | Описание дефекта |
1 | Свежевыпавший (рыхлый) снег | Слой снега, образующийся на поверхности дорог во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности |
2 | Стекловидный (черный) лед | Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщиной до 10 мм и более |
3 | Снежный накат | Уплотненный транспортом слой снега |
4 | Талый снег | Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств |
5 | Снежный вал | Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия |
6 | Отсутствие работоспособной снегозащиты | На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов |
7 | Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках | Снег, отложения в виде льда, иней
осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией |
Состояние конструктивных элементов проезжей части и искусственных сооружений во время реализации мер, предусмотренных проектом по организации содержания дорог в зимний период, должно соответствовать ГОСТу Р 50597-93 независимо от климатической зоны региона. Это значит, что в обязанности дорожно-эксплуатационных служб входят все необходимые работы по содержанию дорожного покрытия общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.
Вид и количество мероприятий по зимнему содержанию дорог отчасти зависит от степени снегозаносимости и гололедоопасности дороги.
Зимой случаются оттепели, после которых температура воздуха вновь снижается, а в воздухе образуется много влаги. Это становится причиной гололеда на поверхности дороги. Часто гололед на дорожном полотне образуется во время дождя; капли воды при ударе об твердую холодную поверхность превращаются в лед. В таких случаях дорожное полотно бывает покрыто ледяной коркой в течение нескольких дней. Тем более что ледяной покров образуется очень быстро: для образования скользкой корки достаточно всего 2-3 часов.
Порядок зимнего содержания дорог предусматривает мероприятия по регулярной борьбе со снегом. Для этого организовывают устройства снегозащиты (специальные конструкции земляного полотна) и проводят работы по очищению дорожного полотна от снега силами снегоуборочной техники. Для максимального эффекта обязательно учитываются метеорологические данные. Сведения берут от АДМС (включая снегомерные пункты), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и т. д.
Если установлен сильный снегопад, к очистке дорог привлекают определенное количество машин, предназначенных для зимнего содержания автомобильных дорог. Специальный эвакуационный транспорт дежурит на спусках и подъёмах дорог. Производится регулярная расчистка от снежных завалов, а также обработка поверхности покрытия полотна противогололедными реагентами.
К противогололедным относятся эксплуатационные материалы или их смеси в твердом (сыпучем) или жидком виде предназначенные для борьбы с сезонной скользкостью.
Их принято делить на:
Универсальное оборудование WXT530 разработано специально для корректного устройства и содержания зимних автомобильных дорог. Оборудование измеряет атмосферное давление, относительную влажность, вероятность осадков, температуру, скорость и направление ветра. В прибор WXT530 встроен специальный датчик Vaisala типа WINDCAP®, который определяет скорость и направление горизонтального ветра с помощью ультразвуковых волн.
Метеокомплекс WXT530 обладает такими характеристиками, как устойчивость к затоплению, заливанию и потерям на испарения при измерении осадков. Это полноценный аналог WXT520, который можно включить в рекомендации по зимнему содержанию дорог.
Прибор WXT530 оснащен датчиком фирмы Vaisala типа WINDCAP®, который измеряет скорость и направление горизонтального ветра ультразвуком.
Технические характеристики и основные достоинства
SR50A используется при бесконтактном методе определения глубины снежного покрова. Прибор испускает ультразвуковой импульс, после чего измеряет время, которое прошло между излучением и возвращением импульса.
Важно измерять еще и температуру, для коррекции изменений скорости звука в воздухе.
Модель SR50A-EE-L по рекомендации производителя может эксплуатироваться во время подготовки к зимнему содержанию автомобильных дорог и в местностях с экстремальными климатическими условиями, например, в прибрежных районах, где велика возможность образования коррозии.
Абсолютно для всех моделей характерны:
Особенности модели PWD 12:
Во всем мире устанавливают датчики текущей погоды фирмы Vaisala. Они зарекомендовали себя надежностью и точностью измерений при работе в самых разных климатических поясах.
Датчик текущей погоды и видимости серии PWD фирмы Vaisala четко показывает диапазон измерения видимости, определяет, по какой причине снижается видимость, правильно указывает на тип осадков, их интенсивность и количество, формирует формализованные отчеты (WMO, табличные коды NWS).
Датчик текущей погоды PWD 12 производит оценку количества осадков в специальной емкости, оснащенной чувствительным элементом Vaisala RAINCUP, после чего объединяет эту информацию с данными, полученными от оптического датчика и датчика температуры. Эти манипуляции позволяют точно определить тип осадков и точное состояние текущей погоды с WMO и таблицей NWS кодов.
PWD датчики используют точный метод измерения видимости оптическим рассеивателем (в соответствии с MOR). Последний калибруется высокоточным трансмиссометром (прибор, определяющий расстояние видимости).
Датчики видимости имеют пыле- и влагозащиту. Их оптические элементы закрыты кожухом, который защищает прибор от воды, грязи и пыли. Благодаря такому дизайну, датчики серии PWD получают точные данные измерений, а необходимость технического обслуживания снижается. Чтобы на приборе не скапливались снег и лед, термокожух оснащен системой подогрева. Его следует устанавливать опционально в зимний сезон.
Датчики текущей погоды PWD 12 указывают с абсолютной точностью состояние текущей погоды и обеспечивают точное измерение расстояния видимости, что важно и для зимнего, и для летнего содержания дорог. Для мониторинга дорожной обстановки это особенно важно, так как малое расстояние видимости — это серьёзная опасность на дороге, которая чревата снижение интенсивности движения транспортного потока.
Датчики PWD 12 имеют диапазон измерения видимости от 10 до 2 000 метров. Это идеальное устройство для эксплуатации в дорожном хозяйстве. Более того, датчики PWD 12 успешно определяют причину снижения расстояния видимости. Это дает пользователю полное представление о состоянии текущей погоды. Для организаций, занимающихся обслуживанием дорог, такие данные как наличие и тип осадков очень важны. Эта информация необходима при разработке краткосрочных мероприятий по содержанию автодорог.
При увеличении потребностей клиентов, измеряемые параметры датчиков серии PWD фирмы Vaisala могут быть расширены.
Абсолютно все датчики серии PWD экономично модернизированы. Комплектация датчика PWD, удовлетворяет потребности пользователей на несколько лет.
Конечно, никто не отменяет традиционные правила зимнего содержания автомобильных дорог. Более того, километровые пробки на дорогах современных многомиллионных городов из-за заносов и метелей в первую очередь приносят ущерб экономике региона и страны в целом. Именно поэтому вопрос максимально быстрой очистки дорожного полотна без нанесения ущерба природе остается очень актуальным. Важно сохранить компромисс между быстрыми методами очистки проезжих частей и тротуаров и сохранением окружающей среды. Использование инновационных технологий нацелено именно на это.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах