В статье рассказывается:
Автомагистрали необходимы для развития экономики и безопасности страны. Именно поэтому затраты на содержание дороги – крайне важная составляющая, которая и обеспечивает поддержание в хорошем состоянии дорожных артерий государства. Если нет финансирования, нет и качественных дорог. Всё просто. Но как именно происходит расчет необходимого количества денег и кто этим занимается?
Об этом вы узнаете ниже. Мы раскрыли ключевые моменты, касающиеся затрат на содержание автодорог, какими нормативами и законодательными положениями они регулируются, а также привели формулы, по которым они рассчитываются. Вас ожидает масса полезной информации!
Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс мероприятий, включающий в себя помимо обслуживания строительство новых и реконструкцию имеющихся дорог, а также различные ремонтные работы. Основные задачи при этом состоят в поддержании автодорог в надлежащем состоянии и в обеспечении безопасного дорожного движения. Техническое состояние в процессе этих работ оценивают, руководствуясь требованиями соответствующих регламентов.
На основе результатов оценочных мероприятий формируются контракты на проведение работ, достаточных для обеспечения сохранности исследуемой дорожной инфраструктуры. Также основываясь на оценке, специалисты рассчитывают затраты на проведение указанных в контракте мероприятий. При этом учитываются установленные законодательством нормативы.
Так, статья 194.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 1 указывает дорожные фонды (федеральный, региональные и муниципальные) в качестве источника финансирования дорожной деятельности. Таким образом, эта деятельность причисляется к бюджетным обязательствам.
Пункт 18 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах говорит о том, что утверждать нормативы расходов на ремонтные работы и обслуживание дорог федерального значения могут соответствующие федеральные органы. Аналогичные полномочия, касающиеся региональных и местных автодорог, возлагаются соответственно на региональные и муниципальные власти. Указанные лица также уполномочены утверждать правила, по которым рассчитываются суммы ассигнований на содержание дорог из бюджета соответствующего уровня.
Разработаны и утверждены специальные методические рекомендации по определению затрат на содержание федеральных автотрасс. Данные материалы обеспечивают формирование эффективно и устойчиво работающей системы содержания автодорог. Грамотное использование рекомендаций позволяет повысить эффективность расходования финансовых средств, усовершенствовать сметно-нормативную базу для планирования и финансирования мероприятий по содержанию дорог федерального значения.
В обязанности органа, уполномоченного рассчитывать нормативы расходов на содержание дорог, входят:
Для расчета годового объема работ по содержанию отдельных видов дорожных элементов обслуживаемых участков общее число этих элементов умножается на показатель периодичности проведения работ. В стандартном виде формула выглядит так:
V = N x C,
где:
V — годовой объем работ по содержанию отдельных видов дорожных элементов обслуживаемых участков;
N — общее число указанных элементов;
C — показатель периодичности проведения обслуживания и работ по содержанию отдельного вида элемента.
Нормативы расходов на содержание и ремонт дорожной инфраструктуры рассчитываются отдельно по каждой группе дорог. Группировка автодорог проводится в соответствии с установленным перечнем автомобильных дорог местного значения и размещенных на них искусственных сооружений. Для расчета данных нормативов используются формулы:
НЗci = ∑nj=1 (EPcj x OCij) + НДС;
НЗpi = Росн.раб. + Рдоп.раб. + РПИР + Рнепред. + НДС;
НЗк.pi = Росн.раб. + Рдоп.раб. + РПИР + Рнепред. + НДС, где:
НЗсi, НЗpi, НЗк.pi – нормативы годовых расходов соответственно на обслуживание, ремонт и капитальный ремонт одного километра автодорог i-й категории, руб./г.;
ЕРcj – стоимость выполнения единицы j-й работы по содержанию автодороги i-й категории, руб./измеритель;
ОСij – объем j-й работы по содержанию одного километра автодороги i-й категории в соответствии с пунктом 2.1.8 указанных выше Методических рекомендаций, ед. изм.;
Росн.раб. – расходы на ремонт дорожной инфраструктуры, включающей земляное основание, дорожную одежду, подъезды к основной трассе, искусственные сооружения и элементы освещения, руб.;
Рдоп.раб. – расходы на дополнительные работы, заключающиеся в подготовке территории, в ремонте примыканий, пересечений и элементов дорожной инфраструктуры (кроме объектов освещения), в строительстве временных построек и т. д., руб.;
РПИР – расходы на проектно-изыскательскую деятельность, руб.;
Рнепред. – расходы на меры непредвиденного характера в соответствии с Приложением 5, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, составляющий 20 % от всех расходов, руб.;
n – количество видов работ по обслуживанию, оперативному или капитальному ремонту автодорог местного значения i-й категории, ед.
Параметр Росн.раб. определяется по формуле:
Росн.раб. = ∑nj=1 (EPpj x OPij), где:
ЕРpj – стоимость выполнения единицы j-й работы по оперативному или капитальному ремонту автодороги i-й категории в соответствии с пунктом 2.1.7 указанных выше Методических рекомендаций, руб./измеритель;
ОРij – объем j-й работы по ремонту одного километра автодорог i-й категории в соответствии с пунктом 2.1.9 указанных выше Методических рекомендаций, ед. изм.;
n – количество видов работ по ремонту или капремонту автомобильных дорог местного значения i-й категории, ед.
Удельные затраты на ремонт и содержание дорог (в расчете на единицу) желательно определять по ВрСНиРс (Временным сметным нормам на работы по зимнему и летнему содержанию автодорог), утвержденным Министерством транспорта РФ. Кроме того, рекомендуется использовать «Типовые сметные норм времени на содержание и планово-предупредительный ремонт искусственных сооружений», а также иные нормы и нормативы по созданию смет с применением ресурсного метода на основании нормативов по потребности в ресурсах, технике и механизмах для выполнения работ.
При определении единичных расценок, указанных выше, накладные расходы и сметную прибыль рекомендовано вычислять расчетным методом в соответствии с перечнем учтенных затрат. Нормативы накладных расходов и сметной прибыли утверждаются уполномоченными лицами. Если данные показатели не определены, для утверждения желательно в качестве накладных затрат принять 11,7% от прямых расходов, а в качестве сметной прибыли — 8% от прямых расходов с накладными. Соответствующая рекомендация дана в Письме Министерства транспорта РФ №ГСДХ-28/1478 от 08.04.2003. Кроме того, можно отталкиваться от значений фонда оплаты труда для ремонтных рабочих и механизаторов. Соответственно 120,7% от первого показателя и 80,7% от второго рекомендуется брать в качестве размеров накладных расходов и сметной прибыли.
Нормативы финансовых затрат желательно рассчитывать с использованием специализированных программно-сметных комплексов, смет по ремонту и обслуживанию автодорог либо проектов соответствующих работ.
При определении затрат на оперативный и капитальный ремонт мостовых сооружений за основу берутся индивидуальные проектно-сметные расчеты.
В 2020 году Счетной палатой РФ предложено пересмотреть действующие нормативы на финансирование содержания автомобильных дорог федерального значения. Предложение было выдвинуто после проверки расходования и распределения средств, выделяемых из бюджета на обслуживание и ремонт дорог в России. Кроме того, Счетная палата предложила Министерству транспорта и Росавтодору документально зафиксировать нормы и критерии, определяющие уровень содержания дорожной инфраструктуры, а также единую методику, по которой бюджетные средства будут распределяться на указанные цели.
По информации ведомства, в течение последних двух лет наблюдался рост автодорог федерального значения, удовлетворяющих нормативам. Процент таких дорог увеличился на 7 %. Сегодня доля федеральной дорожной сети, соответствующих установленным нормам, составляет 84,8 %. Ситуация с региональными трассами несколько хуже — лишь 44,2 % из них удовлетворяют требованиям, а рост показателя составил всего 1,1 %.
Если оценивать распределение по подрядчикам, меньше всего средств в 2019 году на содержание дорог было направлено в ФКУ Упрдор “Забайкалье” (51%). В то время как ФКУ Упрдор “Прикамье” получил на указанные цели 91% бюджетных ассигнований за тот же период. И это максимальный показатель среди рассматриваемых предприятий.
Помимо сказанного ведомством отмечен критически низкий уровень конкуренции на этапе проведения процедуры госзакупок в сфере деятельности по содержанию автодорог всех категорий. В результате ведения торгов удавалось экономить лишь 1 % от сумм государственных контрактов. Чаще всего договора заключались с единственным участником по стартовой ставке.
Для выхода из такой ситуации необходимо пересматривать расходы на всю дорожную инфраструктуру и разработать четкие критерии причисления дорог к категориям, а также методики, по которым средства будут распределяться на содержание дорожного хозяйства.
Итак, вот вы и узнали про то, какие законы регулируют затраты на содержание дорог, а также по каким критериям они рассчитываются. Надеемся, наша информация оказалась вам полезной!
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах