Законодательство в области дорожного движения: развитие и проблемы
Главная Блог Дороги Законодательство в области дорожного движения: развитие и проблемы

Законодательство в области дорожного движения: развитие и проблемы

04 февраля 2022
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Законодательство в области дорожного движения – это свод актов и правил, регулирующих отношения участников ДД: пешеходов, водителей, обслуживающих дороги организаций, государственных и муниципальных органов. Данное законодательное направление начало развиваться еще в конце XIX века и совершенствуется по сей день.

К сожалению, проблемы остаются как локального, так и глобального характера. Есть и тенденции к их разрешению. Стоит упомянуть и о том, что законы и правила дорожного движения в разных странах мира порой скорее смешат и удивляют, чем приносят существенную пользу. Больше о законодательстве в области дорожного движения вы узнаете из нашего материала.

История развития законодательства в области дорожного движения в России

Автомобильная промышленность зародилась в конце XIX начала XX века, после того как был разработан двигатель внутреннего сгорания. В нашей стране первая машина была создана в 1910 г. Это событие воспринималось всеми жителями страны как знаковое. Для регулировки движения автомобилей были разработаны правовые нормы, чтобы обеспечить полную безопасность граждан.

Согласно результатам исследования В. И. Жулева, законодательство в области безопасности дорожного движения берет начало с декрета «Об автодвижении по городу Москве и его окрестностям» от 16.06.1920.

История развития законодательства в области дорожного движения в России
История развития законодательства в области дорожного движения в России

В. И. Журавлев отмечал, что высшим органом исполнительной власти были установлены правила на небольшой территории, на которой жители страны передвигались на автомобилях.

К сожалению, появление данного документа не способствовало тому, что сформировалась законодательная база, регулирующая направления административной политики в отношении правонарушений на автотранспорте.

Кроме того, после принятия правил районного масштаба в течение практически полувека в России аналогичные правила принимались всегда местными властными структурами.

В первом Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. и в последующем, принятом в РСФСР, который вступил в действие после постановления ВЦНК от 22.11.1926, отмечалось, что преступления на разных видах транспорта могли рассматриваться только как экономические.

В то время в Уголовном кодексе не был прописан состав преступления, за которое человек должен нести ответственность, поскольку нарушил правила безопасности движения во время езды на машине.

Подобные проступки, если после аварии были погибшие либо пострадавшие, квалифицировались по соответствующим статьям главы 5 Уголовного кодекса «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности».

Административное законодательство в области дорожного движения стало актуальным в начале 1930 годов, в это время резко увеличилось количество автомобилей у граждан. В результате интенсивность дорожного движения на автотрассах повысилась, как следствие, на дорогах стало больше ДТП.

В 1932 году в составе центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта при CHK СССР создали инспекцию. Инспекторы должны были контролировать, в каком состоянии находятся автомобили и правильно ли они эксплуатируются в автохозяйствах ведомств. Кроме того, специалисты следили за тем, чтобы соблюдалась технология строительства автотрасс, чтобы их ремонтировали в положенное время. Данное ведомство с 1934 г. переименовано в Госавтоинспекцию.

CHK СССР постановлением № 1182 от 3.07.1936 было утверждено «Положение Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP».

Б. В. Россинский указывал на то, что у данного ведомства не было юрисдикционных полномочий, поэтому госавтоинспекция не могла влиять на положение, сложившееся в то время в автомобильных хозяйствах и прочих организациях, имеющих отношение к этой деятельности. Итогом этого стало то, что в 1936 г. в качестве надведомственного подразделения по контролю движения автомобильного транспорта ГАИ вошла в состав НКВД СССР.

С 1930 годов началось расширение задач госавтоинспекции, в результате у ГАИ закрепились ключевые функции, а именно обеспечение безопасности дорожного движения.

Это привело к тому, что госавтоинспекция превратилась в орган, который единолично организовывал и реализовал комплекс профилактических мероприятий. ГАИ отвечала за снижение ДТП на автодорогах и улицах.

Зачастую госавтоинспекция занималась внутриведомственным контролем полномочий других субъектов управления в части ряда технических аспектов деятельности. К примеру, согласно постановлению Экономического совета при CHK СССР от 8.02.1942 госавтоинспекция осуществляла надзор за внедрением газогенераторных установок в машины, а также тем, соответствует ли расход легковыми авто горючего согласно установленному лимиту.

Госавтоинспекция СССР
Госавтоинспекция СССР

С каждым годом на дорогах становилось все больше автомобилей. Поэтому возникла необходимость в обеспечении безопасности перемещения на транспортных средствах. Поскольку законодательство в области дорожного движения было развито недостаточно, эффективно бороться с возникающими проблемами не получалось.

В суде подобные проступки классифицировали по статьям о преступлениях против личности или же как нарушения обязательных постановлений об охране порядка на транспорте, а также как преступно небрежное исполнение автомобилистом служебных обязанностей.

Из-за такого положения дел не получалось наказывать водителей, допустивших серьезные нарушения ПДД. Верховный суд СССР множество раз предоставлял разъяснения по таким преступлениям.

15.09.1950 пленум принял постановление «О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения на автотранспорте». В последующие годы были внесены и другие изменения в законодательство в области дорожного движения.

Действующие законодательные акты РФ в области дорожного движения

Федеральный закон от 29 декабря 2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят для регулировки общественных отношений, которые возникают при езде на автомобиле либо во время осуществления парковки.

ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом внесенных изменений на 30.12.2015 регулирует отношения, которые возникают в результате эксплуатации автотрасс, включая платные дороги, а также при осуществлении дорожной деятельности в нашей стране.

Данный закон касается всех автотрасс России, не важно, какая у них форма собственности и значение.

Действующие законодательные акты РФ в области дорожного движения
Действующие законодательные акты РФ в области дорожного движения

В ФЗ от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с учетом внесенных изменений на 28.11.2015 определены правовые основы, обеспечивающие безопасность дорожного движения по дорогам нашей страны. Цель этого закона – охранять жизнь, здоровье и имущество жителей, защищать их права и интересы, а также блюсти интересы общества и государства через предупреждение ДТП и снижение тяжести аварий.

В ФЗ от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом внесенных изменений на 30.12.2015, а также в соответствии с Конституцией РФ, установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы, по которым должно организовываться местное самоуправление в нашей стране. Также в этом законе прописаны государственные гарантии и условия их реализации.

Проблемы законодательства РФ в области дорожного движения

Важно понимать, что основная проблема законодательства в области дорожного движения заключается в том, что полноценный и систематизированный закон, регулирующий эти отношения, на данный момент отсутствует.

В результате становится проблематичным регулировать сферу дорожного движения правовым образом. Актуальные нормативные правовые акты в этой сфере координируются недостаточно, у них нет единых принципов. Кроме того, в этих законах есть множество пробелов и противоречий.

Сложность заключается также в том, что данная сфера регламентируется нормативными правовыми актами, которые относятся к разным отраслям права и законодательства. Они, в зависимости от ситуации, могут отличаться как подходами к регулированию общественных отношений, так и терминологией. В результате в регулирующих нормативных правовых актах по-разному трактуются одни и те же понятия.

Проблемы законодательства РФ в области дорожного движения
Проблемы законодательства РФ в области дорожного движения

Также зачастую права и свободы участников дорожного движения, а также иных лиц, участвующих в организации и работе данной сферы, регулируют разные подзаконные и отраслевые нормативные правовые акты, направленные на контроль общественных отношений в этой области.

Поскольку в законодательстве в области дорожного движения нет единообразия в понимании и процессуальном порядке применения положений закона, на который опирается как инспектор ГАИ, так и водители, возникают трудности в трактовке положений этих нормативных актов. В худшем случае закон вообще трактуется полностью противоположным образом.

Это говорит о том, что необходимо систематизировать все нормативно-правового регулирование. Также нужно пересмотреть либо отменить некоторые ведомственные акты и производство прокурорского надзора в данный сфере в рамках требований ФЗ.

5 странных законов в области дорожного движения в разных странах мира

  • Соединенные Штаты Америки, Алабама

В штате Алабама был принят по-настоящему необычный закон. Многие сатирики приводили эту ситуацию в качестве неудачного примера стремления государства к созданию идеального законодательства в области дорожного движения.

По этой причине при создании закона в подробностях указываются все действия, которые запрещены и разрешены, чтобы обеспечить безопасность жителей страны от возможных угрожающих ситуаций на дороге.

Например, в этом штате нельзя садиться за руль, если у вас завязаны глаза. Многие удивляются: долго ли законодатели разрабатывали и принимали данное требование? Почему тогда не был принят закон, запрещающий вождение машины в положении лежа или из багажного отделения?

  • Италия, Эболи

Этот закон удивителен не столько содержанием, сколько тем, что его приняли эмоциональные итальянцы. Он гласит, что влюбленные не имеют права находиться в машине и целоваться. Если инспектор уличит их за поцелуем, пара будет оштрафована, размер наказания составляет 500 евро.

5 странных законов в области дорожного движения в разных странах мира
5 странных законов в области дорожного движения в разных странах мира

Конечно, редко кто соблюдает этот закон. Влюбленный мужчина не устоит перед желанием поцеловать свою девушку и лучше заплатит штраф несмотря на то, что его сумма достаточно большая.

  • Соединенные Штаты Америки, Теннесси

Этот закон касается тех, кто экономит во время путешествий на дальние расстояния. Когда автомобилист едет в путешествие через несколько штатов, находясь в дороге в течение длительного времени, при этом он не останавливается в придорожной гостинице, а спит в авто, он должен будет оплатить штраф.

Если полицейский увидит, что на обочине припаркована машина, в которой спит водитель, у него и пассажиров могут возникнуть неприятности. Всех, кто находится в авто, отправят в участок для выяснения ситуации.

Такое требование не поддается объяснению. Чтобы не испортить себе путешествие, следует продумать, в каком мотеле вы будете ночевать, если планируете проехать через несколько штатов.

  • Российская Федерация

Законодательство в области дорожного движения в нашей стране также не является идеальным. Конечно, в России требования закона не такие, как в США или Дании, однако многие водители испытывают легкий шок от принятых правил дорожного движения.

Законодательство в области дорожного движения в РФ
Законодательство в области дорожного движения в РФ

К примеру, закон об авто с нечитаемыми госномерами гласит, что госавтоинспектор имеет право оштрафовать водителя за это. На первый взгляд может показаться, такой закон действительно необходим.

Однако реализовать его на практике невозможно, поскольку наказать владельца машины не получится: камеры и инспектор не смогут опознать номера и отыскать нарушителя закона.

Кроме того, важно брать в расчет климат России, и с понимаем относиться к автовладельцам с нечитаемыми номерами. К примеру, после дождя, если вы движетесь по дороге местного назначения, номера запачкаются из-за пыли и грязи. Невозможно через каждые 50 метров останавливаться и очищать номерные знаки для того, чтобы они всегда оставались чистыми.

По этой причине российские автомобилисты уверены, что такой закон был принят просто для того, чтобы пополнять бюджет страны за счет штрафов. Водители не виноваты в том, что из-за дождя и пыли на дороге номерные знаки загрязняются.

  • Германия

Жители этой страны заслужили репутацию серьезных, чопорных и рассудительных, однако в реальности это не совсем так. Немцы стремятся к равноправию, свободе личности, самореализации, даже если это стремление переходит все границы.

Законодательство в области дорожного движения в этой стране разрешает передвигаться на машине без одежды. Однако ездить голым можно за границей частной территории. К примеру, по коттеджному поселку вы должны ехать в одежде, но на трассе можете раздеться.

Если вы решите проехаться в Германии в таком виде, советуем не снимать ботинки. В противном случае нажимать на педаль тормоза будет не совсем удобно и можно попасть в дорожно-транспортное происшествие. По закону этой страны, если в аварию попадет водитель без обуви, ему не выплатят страховку.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных