В статье рассказывается:
Выплаты за ДТП в результате плохого дорожного покрытия – не миф. Все чаще суды встают на сторону автовладельцев, которые понесли ущерб из-за ненадлежащей работы дорожных служб. Во многом это определено жесткой позицией Верховного Суда, который регулярно отправлял дела на дорассмотрение, указывая на приоритетность вины дорожников.
Таким образом, водителям не нужно недооценивать возможность получить выплаты в судебном порядке. Однако для успешного исхода дела необходимо правильно оформить ДТП и соблюсти прочие формальности. В нашей статье мы расскажем, как добиться выплат, и приведем судебную практику по данному вопросу.
Известная пословица гласит, что в России есть две проблемы — дураки и дороги. К плохому состоянию дорожного покрытия мы уже привыкли и не пытаемся с этим что-то делать, даже если это вредит нашему автомобилю. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения законодательства, и как оно может нам помочь.
Вы знаете, что существует отдельный документ, который регламентирует состояние автомобильных дорог? Это национальный стандарт ГОСТ Р 50597-2017 с последними правками от 2019 года. В нем прописано много важных требований, но главное для нас — это допустимый размер дорожных ям. Они могут быть площадью не больше 60 см², не более 15 см в длину по направлению движения и 5 см в глубину.
Если вы попали в ДТП и считаете, что в этом виновата яма, попробуйте оценить ее размеры. В случае если они больше указанных, имеет смысл попробовать разобраться с дорожными службами и взыскать ущерб.
Большинство выбоин на российских дорогах превышают параметры, описанные в стандарте. Но несмотря на это, такие категории судебных дел относятся к непростым случаям из-за неочевидной причинно-следственной связи.
Во-первых, многие ответчики ссылаются на пункт 10.1 Правил дорожного движения. В нем говорится, что водитель должен рассчитывать скорость и контролировать транспортное средство, учитывая дорожные и метеорологические условия.
Во-вторых, суд может назначить техническую экспертизу, чтобы выяснить в какой мере яма повлияла на ДТП. Может быть так, что вина дорожных служб составит не 100 %, а гораздо меньше. Тогда и компенсация за ремонт будет ниже.
Как вести себя в случае ДТП? Что стоит сделать, чтобы повысить свои шансы выиграть суд? Об этом мы расскажем ниже.
Самое важное правило при аварии из-за дорожной ямы и для любого ДТП — ни в коем случае не передвигайте автомобиль до приезда ГИБДД. Сотрудники должны составить протокол и четко зафиксировать в нем все обстоятельства.
Если не оформить протокол в установленном законом порядке, вы не сможете обратиться с заявлением в соответствующие службы. Необходимо, чтобы инспектор осмотрел место происшествия и описал недостатки дорожного покрытия. Только после этого получится призвать к административной ответственности орган, который отвечает за содержание дороги на данном участке.
Вы можете ссылаться на статью 12.34 Кодекса об административных правонарушениях. Основная причина — несоблюдение службой требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги. Уточнить, куда именно стоит обратиться, также можно в ГИБДД.
Чтобы правильно рассчитать размер причиненного убытка, лучше привлечь независимого эксперта, уполномоченного оказывать такую услугу. Важно: на оценку необходимо пригласить представителя службы, которая отвечает за содержание данного участка дороги.
Для этого вам придется заблаговременно направить письменное уведомление и указать в нем дату, время и место проведения оценки. Не забудьте правильно рассчитать сроки, чтобы письмо дошло, и сохраните у себя доказательства отправки.
После того как эксперт оценит ваши убытки, необходимо направить еще один документ в этот же уполномоченный орган — претензию с требованием возместить вам оказанный ущерб как пострадавшему лицу. Если служба не направит ответ в указанные сроки, следующим этапом станет подготовка иска в суд. Сделать это стоит с соблюдением всех требований процессуального законодательства.
В ходе рассмотрения дела и заседания суда вы должны будете по существу обосновать заявленные требования и дать соответствующие пояснения. Если решение будет принято в вашу пользу, дождитесь, когда оно вступит в законную силу, и получите исполнительный лист.
С этим документом вы уже можете обратиться к судебным приставам, чтобы заявить о возбуждении исполнительного производства. После этого они смогут взыскать указанную денежную сумму с дорожной службы в вашу пользу.
Выше мы поэтапно описали действия, которые вы должны совершить. Но как правильно составлять документы? В случае с претензией к дорожной службе, она заполняется истцом (вами) в свободной форме. Поскольку в нормативно-правовых актах нет строгого бланка.
При этом документ в обязательном порядке должен содержать определенную информацию:
Для корректного составления искового заявления в письменном виде необходимо придерживаться всех требований процессуального законодательства. В противном случае суд может не принять его, и вы получите отказ.
В иске обязательно укажите следующую информацию:
Если четко следовать вышеописанным шагам (начиная со строгой фиксации места аварии сотрудниками ГИБДД и факта повреждения транспортного средства из-за ненадлежащего состояния дорожного покрытия), вероятность выиграть в суде значительно возрастает.
Помимо документов, лучше произвести фото- и видеосъемку места аварии для использования в качестве доказательства. Также стоит привлечь свидетелей и обозначить это в протоколе, инспекторы должны записать их данные при согласии (ФИО, адрес проживания и номер телефона).
Не забудьте соблюдать все сроки подачи документов и заполнять их в соответствии с требованиями. Обязательно узнайте в ГИБДД точные сведения о дорожной службе, которая отвечает за этот конкретный участок дороги, чтобы не возникло путаницы и дело не затянулось.
Не все истцы производят оценку ущерба и потом жалеют об этом, потому что запрошенная в претензии и иске сумма должна быть подтверждена фактами. Без этого ответчик и суд даже не станут рассматривать ваше обращение.
После сбора данных сделайте копии всех документов и только тогда направляйте полный пакет в дорожную службу с претензией. В случае отсутствия ответа передавайте их в суд для дальнейшего рассмотрения.
В исковом заявлении лучше как можно лучше описать обстоятельства дела и свои требования, ссылаясь на нормативные документы. К суду стоит подготовиться, потому что представители власти будут задавать разнообразные вопросы: могли ли вы избежать ДТП или с какой скоростью ехали. Будьте готовы на них ответить.
В судебной практике случались прецеденты принятия решения судом как в пользу ответчика, так и в пользу истца. Изучить некоторые случаи полезно, чтобы лучше понимать, есть ли у вас шансы выиграть.
Исковое заявление на ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог Нижнего Новгорода» и ООО «Магистраль» подал гражданин И. Моренов, который хотел взыскать ущерб, полученный в результате ДТП. Его автомобиль наехал на выбоину и перевернулся в кювет, ремонт транспортного средства обошелся истцу в 180 000 рублей. Водитель посчитал, что причиной аварии стало ненадлежащее состояние дорожного покрытия, но суды отказали ему в компенсации.
В справке о ДТП указано, что виной действительно стал наезд на яму. В экспертизе установлено, что невозможно доказать, мог ли водитель обнаружить опасность и вовремя избежать ее. Суд, опираясь на эти данные, вынес заключение, что авария произошла из-за действий Моренова. Он постановил, что выбоина на дороге не свидетельствует о том, что поломки транспортного средства связаны с ДТП. Это не подтверждает нарушений ответчиком обязательств по содержанию дорожного покрытия.
Дело было передано в Верховный суд, который не согласился со своими коллегами и подтвердил ответственность дорожной службы содержать дорожное покрытие в надлежащем состоянии. Они сослались на ГОСТ Р 50597-2017, на пункт о предельно допустимых размерах выбоин и признали, что факт недостатка дороги был подтвержден в прилагаемых истцом документах.
Это не единичный случай, в Сургуте мировой судья принял решение о взыскании ущерба с городской администрации в пользу истца, который попал в аварию из-за плохого дорожного покрытия. Ответчик подал апелляцию, но Сургутский городской суд оставил решение в силе. Обе инстанции признали ответственность администрации содержать дороги в надлежащем состоянии в границах города.
Нижнекамский городской суд в апелляционном определении от 13.02.2018 по схожему спору сослался на п. 2. ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Согласно этому пункту пользователи автомобильных дорог имеют право «получить компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушений требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог».
В похожем деле Верховный суд также указал, что доказывать отсутствие вины всегда должно ведомство, которое отвечает за содержание дороги. Истец не обязан доказывать отсутствие нарушений в своих действиях, так как ему был причинен ущерб из-за ненадлежащих действий службы.
В случае ДТП при наезде на яму водителю необязательно ждать сотрудников ГИБДД. Инспекторы обязаны присутствовать на серьезных дорожных происшествиях, а при таком простом происшествии их можно не вызывать.
Оформить европротокол на месте аварии нельзя, поскольку отсутствует второй участник происшествия. Но пострадавший может сам составить необходимые документы: сделать фото и снять видео места аварии, замерить параметры выбоины и составить схему ДТП.
Важно оформить всё в соответствии с требованиями, после этого необходимо посетить ближайший пост ДПС или отдел ГИБДД. Кстати, владельцам полиса КАСКО страховая компания возместит часть ущерба, ремонт одного дорогостоящего элемента или несколько мелких поломок.
Есть большая вероятность, что вы выиграете суд в случае попадания в ДТП из-за плохого состояния дорожного покрытия. Несмотря на п.10.1 Правил дорожного движения, который говорит о том, что водитель должен сбрасывать скорость перед ямами, доказать вину истца довольно сложно.
Для этого необходимо провести трасологическую экспертизу, которая может доказать тот акт, что вы могли избежать аварии. Но при этом наличие ямы больше установленных стандартом размеров уже говорит об ответственности дорожной службы.
Результат экспертизы может лишь склонить судью пересмотреть суммы выплаты. В этом случае вы получите не полную компенсацию, а половину или другую часть. Это будет зависеть от процентного соотношения вашей ответственности в аварии и вины ответчика.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах