В статье рассказывается:
Любые виды транспортных систем играют огромную роль в жизни государства. Однако какой-то единой классификации их пока не существует. Можно выделить два наиболее распространенных принципа разделения данных систем: по масштабу и физическим параметрам.
И тот и другой способ классификации имеет право на существование, а при решении логистических задач всегда учитываются оба, как точно так же учитываются достоинства и недостатки выбора того или иного пути перемещения товаров по стране или вне ее.
Транспортом называются средства для перевозки людей и грузов, а также отдельный вид инфраструктуры государства. Само понятие произошло от латинского слова transport, что значит «перемещаю». Транспортный комплекс необходим для развития экономики и других сфер деятельности населения, а также его значение велико в том числе и для международной роли государства.
Без транспортной системы невозможно осуществлять никакую производственную и торговую деятельность, так как постоянно возникает необходимость перемещения материальных, трудовых и сырьевых ресурсов по всей стране. Фактически транспортная система является средством производства макроуровня.
Все виды транспортных систем России имеют свое значение для развития страны. Российская Федерация обладает одной из самых развитых инфраструктур для перемещения грузов и людей, включающей 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и большое количество морских трасс. На транспорте и вспомогательных предприятиях работают свыше 3,2 млн человек – это 4,6 % трудоспособного населения.
Северная Америка находится на первом месте в мире по протяженности путей сообщения, что составляет 30 % международной транспортной сети, а также отличается размерами грузооборота разных видов транспорта. Большинство жителей США и Канады (83 %) в основном пользуются автомобильными средствами перемещения. Из них 81 % граждан – автомобилями, 2 % – автобусами. 16 % населения летают на самолетах и 1 % путешествует на поездах. Большие территории Североамериканских стран имеют не слишком развитую транспортную сеть.
В Европе инфраструктура перемещений находится на более высоком уровне. В регионе обширная транспортная сеть, по которой активно перемещаются грузы и пассажиры. Здесь преобладает автомобильный транспорт.
Система доставки и перемещения людей является вспомогательной отраслью для различных производств, туризма и другой деятельности. Для устойчивого развития экономики важно, чтобы расходы на транспортные перевозки не превышали разумные пределы, а население и предприятия могли удовлетворять свои потребности в перемещении по стране.
Приведем список основных видов транспортных систем и их характеристики:
Транспорт промышленного сектора перевозит сырье и товары, выпускаемые предприятиями. Сами производственные мощности и заводы включают в себя внутрипроизводственный транспорт и объекты, принадлежащие нетранспортным организациям.
Муниципальный транспорт перевозит людей и предметы внутри города. К нему относятся автобусы, троллейбусы, метро, трамваи, такси, грузовые автомобили и другие.
Магистральный транспорт общего пользования является важной экономической отраслью и состоит из железнодорожного, автомобильного, речного, морского воздушного, трубопроводного типов. Различные виды сообщений в транспортной системе обеспечивают функционирование экономики и социальной жизни населения. Средства передвижения общего пользования необходимы для перевозки людей и товаров.
К общему относятся все виды средств, которые в соответствие с законом предназначены для перевозки людей и грузов вне зависимости от того, кто обращается за услугой. Это публичный транспорт.
Транспорт необщего пользования состоит из ведомственных средств, относящихся к собственности предприятий, организаций, а также транспорт частных лиц.
В ведении РЖД находятся пути и путевое хозяйство, вагоны, вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство станции, вокзалы, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и многое другое.
В России одно из наиболее развитых железнодорожных сообщений в мире. Этот транспорт выгоден из-за возможностей размещения на любых участках суши, хороших пропускных и провозных способностей, регулярности перевозок, небольшой стоимости за транспортировку грузов, качества путей и подвижного состава.
Недостатками являются большие затраты при строительстве железных путей и постоянных сооружений.
К ведомству морского транспорта относятся флот, морские и речные порты, пристани.
Морской транспорт удобен из-за невысокой стоимости на перевозки при дальних расстояниях, хорошей провозной и пропускной способности. Из недостатков можно назвать зависимость навигации от погодных условий, трудности при создании портов и обустройстве пристаней.
Речной транспорт выгоден для перевозок за счет невысокой стоимости рейсов, хорошей пропускной способности рек с достаточной глубиной, маленьких капиталовложений при организации речного судоходства.
К основным видам транспортной системы относится автомобильный транспорт. В ведении этого сектора находятся подвижной состав, автотранспортные предприятия, автомобильные магистрали.
Автомобильный транспорт обладает большой маневренностью, хорошей скоростью передвижения. На нем можно быстро и без перегрузок доставить товар. Для старта деятельности по перемещениям товаров и сырья не понадобится больших денежных вложений.
Среди недостатков автомобильных перевозок – небольшая производительность труда и быстрый износ всех деталей транспортных средств.
В ведении этой отрасли находятся воздушный флот, аэропорты, навигационная система.
Преимуществами перевозок на самолетах являются высокая скорость перемещения, большая дальность транспортировки, полеты на небольшие расстояния.
Основной минус воздушного транспорта – высокая стоимость на перевозки грузов и пассажиров.
К этому сектору хозяйства относятся трубопроводные магистрали, насосные станции и другие хозяйственные объекты.
Важное качество трубопроводов – низкая себестоимость транспортировки и полная герметичность, автоматизированная заливка, перекачка и слив, небольшие средства для организации деятельности.
Из недостатков данного транспорта можно назвать специфичность продуктов перемещения.
Любой вид транспортных средств общего пользования применяется для перевозок. Чем более развита в стране экономика и чем большие масштабы имеет государство, тем большую роль играет транспортная сеть. Каждая компания самостоятельно выбирает виды перевозок в транспортной системе для доставки собственных товаров. Необходимо учесть наличие производственной базы, технико-экономические особенности разных видов транспорта, чтобы использование средств перевозки было рациональным.
Часто компании применяют различные способы транспортировки продукции. Чтобы удобно и быстро можно было сменить один вид перевозки на другой, существуют интегрирующие системы. В этом случае технические устройства, используемые на одном виде транспорта, перемещаются на другой для продолжения пути следования товара. К примеру, контейнер вместе с сырьем, который транспортировался на грузовике, продолжает движение на железнодорожном составе.
Быстрый рост экономики и обширная деятельность глобальной транспортной системы приводит к некоторым существенным проблемам:
Решить актуальные проблемы страны в вопросе функционирования разных видов транспортных систем пытаются совместными усилиями. Над развитием существующих транспортных систем и созданием новых работают правительства государств, международные организации и крупные компании-перевозчики.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах