В статье рассказывается:
Управление транспортными системами – это сложный процесс, затрагивающий различные сферы: от информационных технологий до экономики, от технических направлений до работы с персоналом. Немаловажная роль отводится государству с его регламентирующими законами и постановлениями.
Большую роль играют решения, необходимые для обеспечения работы транспортной инфраструктуры. В нашей статье мы расскажем о принципах и правилах управления системой, а также поговорим о современных направлениях развития данной сферы и инновационных технологиях в этой области.
Субъектами управления транспортными системами выступают средства транспорта, оборудование, элементы инфраструктуры транспорта и грузоперевозок. Задача транспортной системы состоит в обеспечении безопасной и эффективной доставки грузов и перевозки пассажиров.
Компонентом такой системы является транспортная инфраструктура, фиксировано расположенная в пространстве и формирующая транспортную сеть, которая включает элементы связи (трубопроводы, дороги, магистрали) и узлы (транспортные терминалы и др.).
Эффективное управление транспортными системами направлено не только на обеспечение оптимального прохождения всех процессов внутри таких систем. Основной задачей в этом случае выступает создание условий способных обеспечить мобильность населения и объемы перевозки грузов, которые будут удовлетворять задачам развития экономики.
Таким образом, степень эффективности транспортной системы можно определить исходя из ее способности обеспечивать баланс между экономическими требованиями и общественными запросами, которые часто противоречат друг другу. К примеру, пассажир хочет, чтобы как только он придет на остановку, туда сразу бы приезжал и автобус, а перевозчик стремится обеспечить интервал движения автобусов, при котором будет обеспечиваться полная загрузка транспорта и, соответственно, максимальная прибыль.
Понятно, что для грамотного управления интеллектуальными транспортными системами нужны соответствующие знания в транспортной сфере, в экономике, градостроительстве, экологии, строительстве, социологии, психологии и т.д.
Задача управления транспортными системами состоит в максимально полном удовлетворении запросов в области услуг по перевозке грузов и пассажиров. Чтобы создать систему, которая будет соответствовать современным требованиям экономики и социальным запросам необходимо решить ряд вопросов:
Организация управления транспортной системой осуществляется с учетом ряда принципов:
Особенности организации управления транспортной системой:
Учитывая описанные выше особенности, для транспортных систем применяют административные, экономические и психологически-социальные управленческие методы. При этом организационно-распорядительные (административные) методы должны грамотно сочетаться с экономическими и социальными, которые отвечают за мотивацию и эффективность труда, корпоративную солидарность, инициативность и предприимчивость.
С учетом степени сложности объектов и специфического характера задач эксперты разделяют системы управления транспортном на несколько уровней:
Макроуровень – представляет собой управление элементом государственной экономики, который направлен на обеспечение взаимодействия средств производства и производственных отношений для транспортировки людей и грузов.
Оценка такого сегмента экономики, как транспорт, проводится с применением следующих показателей: объемы перевозок; уровень расходов; валовой доход; прибыль; уровень использования транспорта и сотрудников; качество транспортировки доставки грузов и пассажиров.
Макрологистическая система – управления транспортом охватывает предприятия промышленности, снабжения, торговли и др.
Задача макрологистических систем управления состоит в создании условий для эффективного взаимодействия отдельных участников производственной и транспортной сфер, сбыта, распределения и обеспечения логистической системы, которое позволит получать наибольшую прибыль всем участникам логистической цепочки.
Микрологистическая система призвана обеспечивать взаимные корректировки действий снабженцев, производственников, сбытовиков и других подразделений предприятий.
В перечень задач микрологистической системы управления входит: контроль планов сбыта, создание условий, при которых выпускаемая продукции соответствует заказам, обеспечение транспортировки товаров, выполнение плана поставок согласно запросам производства.
Системы управления транспортными потоками работают с применением автоматизированных устройств для регулировки движения. В состав современных автоматизированных управляющих систем, обеспечивающих движение транспорта, входит широкий перечень объектов: информационное, вычислительное, навигационное оборудование, а также средства связи.
Различают два вида информационных потоков в системах транспортного управления: входные и выходные данные. Входные сведения приходят в форме сообщений, которые приносят информацию о расположении объекта управления в пространстве, о направлении и скорости движения, а также о состоянии окружающей среды. Компьютерное оборудование производит обработку входящих данных и отправляют выходную информацию в форме дисплейных образов диспетчерам. На основании полученных данных диспетчер формирует управляющее решение, поступающее исполнителям.
Система управление отдельным транспортным объектом обеспечивает взаимодействие со средством транспортировки для решения задач по его передвижению в пространстве.
Следует отметить, что под влиянием кардинальных преобразований в разных сферах социальной жизни современное право, которое обеспечивает регулирование отношений в сегменте российского транспорта, перестало полностью соответствовать новым реалиям.
Результатом реформ, которые имели место в отечественной экономике за последние 10 лет, стала утрата принципов комплексного подхода у государственного регулирования транспортной системы. При этом, материальная, организационная и техническая база этого сектора экономики существенно устарела.
В ходе организации доставки грузов и транспортировки пассажиров постоянно проявляются юридические проблемы в работе специализированных органов и структур, занимающихся стратегическими разработками в области обеспечения безопасности наиболее значимых интересов человека и общества, включая транспортную безопасность.
Этот факт подтверждается большой численностью транспортных аварий, несчастных случаев и происшествий, которые приводят к травмам и гибели людей. По-прежнему, нет эффективного решения вопросов сертификации и лицензирования в транспортной системе, не сформирован бюджет для нормального обеспечения государственных и муниципальных предприятий транспорта.
Нормативные документы в области административного, гражданского, финансового и трудового права не раскрывают весь комплекс вопросов, которые появляются в след за возникновением новых форм перевозок. Несовершенство отечественного права тормозит процесс модернизации транспортной системы. Все это, в конечном итоге, отражается на безопасности и качественном уровне транспортных услуг.
Чтобы преодолеть отмеченные здесь негативные факторы необходимо совершенствовать процесс гос. регулирования транспортной отрасли, обеспечить четкую юридическую регламентацию процессов этой сферы, последовательно углублять и развивать демократические принципы, повышать эффективность деятельности государственных органов, которые напрямую имеют отношение к системе транспорта.
Министерство Транспорта России 23.06.21 выделило шесть проектов цифровизации региональной транспортной системы:
АО «ТРАССКОМ» – предприятие обеспечивающее системную интеграцию в сфере управления транспортом разработало инновационные решения, которые могут быть интегрированы в региональные транспортные сети. Кроме того, компания осуществляет подготовку квалифицированных кадров в сфере эксплуатации систем анализа и прогнозирования состояния транспортных магистралей.
Основные преимущества продуктов АО «ТРАССКОМ»:
В перечне инновационных продуктов АО «ТРАССКОМ» широкий список собственных разработок, не имеющих аналогов.
Революционным моментом в области мониторинга покрытий дорожных магистралей признано появление мобильного комплекса МДКМ «Иней-М». При небольших габаритах он быстро и легко монтируется на транспортное средство (это может быть машина куратора, рейсовый автобус, комбинированная дорожная техника и т.д.), в реальном времени осуществляет трансляцию в диспетчерский пункт информации о состоянии дорожного покрытия, а также точные координаты места проверки. Особенно зимой, с учетом российского климата, такой комплекс – очень ценный инструмент для контроля за состоянием дорог.
Внедрение инновационных продуктов АО «ТРАССКОМ» позволит повысить уровень безопасности движения на дорогах и принесет существенную экономическую выгоду. К примеру, в Свердловской области затраты на внедрение технологий управления транспортными системами окупились уже за первую зиму и каждый год дают ощутимые экономические дивиденды.
Сегодня целью разработчиков из АО «ТРАССКОМ» является внедрение инновационных продуктов и технологий, способных обеспечивать безопасность участников транспортного процесса, повышать эффективность транспортировки и комфорт перевозок. Мнения действующих сотрудников дорожных служб, которые можно услышать в различных регионах, подтверждают успешное достижение такой цели.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах