Управление транспортными системами
Главная Блог Дороги Управление транспортными системами: правила и особенности

Управление транспортными системами: правила и особенности

17 ноября 2021
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Управление транспортными системами – это сложный процесс, затрагивающий различные сферы: от информационных технологий до экономики, от технических направлений до работы с персоналом. Немаловажная роль отводится государству с его регламентирующими законами и постановлениями.

Большую роль играют решения, необходимые для обеспечения работы транспортной инфраструктуры. В нашей статье мы расскажем о принципах и правилах управления системой, а также поговорим о современных направлениях развития данной сферы и инновационных технологиях в этой области.

Понятие и задачи транспортной системы

Субъектами управления транспортными системами выступают средства транспорта, оборудование, элементы инфраструктуры транспорта и грузоперевозок. Задача транспортной системы состоит в обеспечении безопасной и эффективной доставки грузов и перевозки пассажиров.

Компонентом такой системы является транспортная инфраструктура, фиксировано расположенная в пространстве и формирующая транспортную сеть, которая включает элементы связи (трубопроводы, дороги, магистрали) и узлы (транспортные терминалы и др.).

Понятие и задачи транспортной системы
Понятие и задачи транспортной системы

Эффективное управление транспортными системами направлено не только на обеспечение оптимального прохождения всех процессов внутри таких систем. Основной задачей в этом случае выступает создание условий способных обеспечить мобильность населения и объемы перевозки грузов, которые будут удовлетворять задачам развития экономики.

Таким образом, степень эффективности транспортной системы можно определить исходя из ее способности обеспечивать баланс между экономическими требованиями и общественными запросами, которые часто противоречат друг другу. К примеру, пассажир хочет, чтобы как только он придет на остановку, туда сразу бы приезжал и автобус, а перевозчик стремится обеспечить интервал движения автобусов, при котором будет обеспечиваться полная загрузка транспорта и, соответственно, максимальная прибыль.

Понятно, что для грамотного управления интеллектуальными транспортными системами нужны соответствующие знания в транспортной сфере, в экономике, градостроительстве, экологии, строительстве, социологии, психологии и т.д.

Принципы управления транспортной системой

Задача управления транспортными системами состоит в максимально полном удовлетворении запросов в области услуг по перевозке грузов и пассажиров. Чтобы создать систему, которая будет соответствовать современным требованиям экономики и социальным запросам необходимо решить ряд вопросов:

  • создание трынка перевозок, который работает на конкурентной основе и обеспечивает условия для нормального взаимодействия фирм с разными формами собственности;
  • применение современных инновационных транспортных технологий;
  • интеграция на выгодных условиях транспортной инфраструктуры страны в мировую систему;
  • разработка законодательных и нормативных документов, которые обеспечат гарантию предоставления транспортных услуг всем заинтересованным субъектам.
Принципы управления транспортной системой
Принципы управления транспортной системой

Организация управления транспортной системой осуществляется с учетом ряда принципов:

  • Транспорт – одна из важнейших сфер экономики, которая является приоритетной для государства, поскольку без современной транспортной системы невозможно построить эффективную экономику.
  • Необходимо обеспечить равные условия для работы всех транспортных предприятий, независимо от их форм собственности.
  • Государство обеспечивает экономическое регулирования рынка транспортировок, контролирует допуск компаний на этот рынок, осуществляет налоговое, инвестиционное регулирование, направленное на успешное развитие отрасли.
  • Государственный надзор за соблюдением правил и технологических требований всеми участниками рынка, а также за обеспечением безопасности и доступности транспортных услуг.

Особенности организации управления транспортной системой:

  • пространственное расположение элементов системы на большой территории, непрерывность работы многих объектов (к примеру, объекты ЖД транспорта);
  • необходимость строго соблюдать технологические функции, влияющие на безопасность перевозок;
  • единоначалие, диспетчеризация и соблюдение дисциплины при организации транспортных процессов;
  • тесное взаимодействие и взаимная зависимость всех элементов транспортной системы.
Принципы управления транспортной системой
Принципы управления транспортной системой

Учитывая описанные выше особенности, для транспортных систем применяют административные, экономические и психологически-социальные управленческие методы. При этом организационно-распорядительные (административные) методы должны грамотно сочетаться с экономическими и социальными, которые отвечают за мотивацию и эффективность труда, корпоративную солидарность, инициативность и предприимчивость.

Уровни управления транспортными системами

С учетом степени сложности объектов и специфического характера задач эксперты разделяют системы управления транспортном на несколько уровней:

  • макроуровень – на уровне экономики региона или всего государства;
  • макрологистические системы;
  • микрологистические системы;
  • уровень потока транспорта;
  • уровень отдельного транспортного средства.

Макроуровень – представляет собой управление элементом государственной экономики, который направлен на обеспечение взаимодействия средств производства и производственных отношений для транспортировки людей и грузов.

Оценка такого сегмента экономики, как транспорт, проводится с применением следующих показателей: объемы перевозок; уровень расходов; валовой доход; прибыль; уровень использования транспорта и сотрудников; качество транспортировки доставки грузов и пассажиров.

Макрологистическая система – управления транспортом охватывает предприятия промышленности, снабжения, торговли и др.

Задача макрологистических систем управления состоит в создании условий для эффективного взаимодействия отдельных участников производственной и транспортной сфер, сбыта, распределения и обеспечения логистической системы, которое позволит получать наибольшую прибыль всем участникам логистической цепочки.

Микрологистическая система призвана обеспечивать взаимные корректировки действий снабженцев, производственников, сбытовиков и других подразделений предприятий.

В перечень задач микрологистической системы управления входит: контроль планов сбыта, создание условий, при которых выпускаемая продукции соответствует заказам, обеспечение транспортировки товаров, выполнение плана поставок согласно запросам производства.

Системы управления транспортными потоками работают с применением автоматизированных устройств для регулировки движения. В состав современных автоматизированных управляющих систем, обеспечивающих движение транспорта, входит широкий перечень объектов: информационное, вычислительное, навигационное оборудование, а также средства связи.

Уровни управления транспортными системами
Уровни управления транспортными системами

Различают два вида информационных потоков в системах транспортного управления: входные и выходные данные. Входные сведения приходят в форме сообщений, которые приносят информацию о расположении объекта управления в пространстве, о направлении и скорости движения, а также о состоянии окружающей среды. Компьютерное оборудование производит обработку входящих данных и отправляют выходную информацию в форме дисплейных образов диспетчерам. На основании полученных данных диспетчер формирует управляющее решение, поступающее исполнителям.

Система управление отдельным транспортным объектом обеспечивает взаимодействие со средством транспортировки для решения задач по его передвижению в пространстве.

Нормативные проблемы управления транспортными системами

Следует отметить, что под влиянием кардинальных преобразований в разных сферах социальной жизни современное право, которое обеспечивает регулирование отношений в сегменте российского транспорта, перестало полностью соответствовать новым реалиям.

Результатом реформ, которые имели место в отечественной экономике за последние 10 лет, стала утрата принципов комплексного подхода у государственного регулирования транспортной системы. При этом, материальная, организационная и техническая база этого сектора экономики существенно устарела.

В ходе организации доставки грузов и транспортировки пассажиров постоянно проявляются юридические проблемы в работе специализированных органов и структур, занимающихся стратегическими разработками в области обеспечения безопасности наиболее значимых интересов человека и общества, включая транспортную безопасность.

Этот факт подтверждается большой численностью транспортных аварий, несчастных случаев и происшествий, которые приводят к травмам и гибели людей. По-прежнему, нет эффективного решения вопросов сертификации и лицензирования в транспортной системе, не сформирован бюджет для нормального обеспечения государственных и муниципальных предприятий транспорта.

Нормативные документы в области административного, гражданского, финансового и трудового права не раскрывают весь комплекс вопросов, которые появляются в след за возникновением новых форм перевозок. Несовершенство отечественного права тормозит процесс модернизации транспортной системы. Все это, в конечном итоге, отражается на безопасности и качественном уровне транспортных услуг.

Нормативные проблемы управления транспортными системами
Нормативные проблемы управления транспортными системами

Чтобы преодолеть отмеченные здесь негативные факторы необходимо совершенствовать процесс гос. регулирования транспортной отрасли, обеспечить четкую юридическую регламентацию процессов этой сферы, последовательно углублять и развивать демократические принципы, повышать эффективность деятельности государственных органов, которые напрямую имеют отношение к системе транспорта.

6 современных проектов в управлении транспортными системами

Министерство Транспорта России 23.06.21 выделило шесть проектов цифровизации региональной транспортной системы:

  • Применение беспилотников для доставки грузов и перевозки пассажиров. Было предложено сформировать умную и безопасную инфраструктуру для применения безбилетников на разных видах транспорта по всей России. Что создаст условия применения беспилотников для частных и коммерческих перевозок.
  • «Зелёный цифровой коридор» для перевозки пассажиров. По мнению Минтранса, такая инициатива после ее внедрения способна создать условия для выполнения любых поездок без применения бумажных документов и расчетов наличными с учётом льгот и существующего трафика.
  • Бесшовная логистика грузоперевозок. Было предложено полнее использовать транзитный потенциал России, чтобы ускорить перевозки, снизить их себестоимость, повысить поступления в бюджет России и транспортных предприятий.
  • Реализация задач по цифровому управлению транспортной системой России, позволит сделать транспортировки более эффективными и безопасными. Успех этого проекта призваны обеспечить: ситуационно-информационный центр Министерства Транспорта; интернет мониторинг транспорта, в том числе и беспилотников, онлайн контроль всех элементов инфраструктуры транспорта; интеграция с гос системой управления данными.
  • Диджитализация транспортной безопасности. Необходимо повысить информационную безопасность транспортного комплекса, что позволит улучшить контроль данных и предотвратить утечку персональных сведений и биометрических данных пассажиров методом отслеживания потоков информации; контроль и мониторинг уровня защищённости транспортной сферы в онлайн-режиме.
  • Цифровые копии инфраструктуры транспорта. По мнению Минтранса – необходим глубокий анализ состояния элементов транспортной инфраструктуры. Для его осуществления нужны 3D-модели имеющихся объектов, переход на систему планирования строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры с внедрением BIM-технологий (Buюilding information modeling).

Актуальные решения в области управления транспортными системами

АО «ТРАССКОМ» — предприятие обеспечивающее системную интеграцию в сфере управления транспортом разработало инновационные решения, которые могут быть интегрированы в региональные транспортные сети. Кроме того, компания осуществляет подготовку квалифицированных кадров в сфере эксплуатации систем анализа и прогнозирования состояния транспортных магистралей.

Основные преимущества продуктов АО «ТРАССКОМ»:

  • Надежное оборудование и бесперебойное ПО.
  • Широкий набор функций в системах аналитики, мониторинга, анализа и обеспечения процессов принятия решений
  • Комплексный мониторинг дорожно-транспортных объектов с применением перемещающихся комплексов, технологий искусственного интеллекта, составления прогнозов и термо-картирования.
  • Автономное обеспечение электроэнергией.

В перечне инновационных продуктов АО «ТРАССКОМ» широкий список собственных разработок, не имеющих аналогов.

Революционным моментом в области мониторинга покрытий дорожных магистралей признано появление мобильного комплекса МДКМ «Иней-М». При небольших габаритах он быстро и легко монтируется на транспортное средство (это может быть машина куратора, рейсовый автобус, комбинированная дорожная техника и т.д.), в реальном времени осуществляет трансляцию в диспетчерский пункт информации о состоянии дорожного покрытия, а также точные координаты места проверки. Особенно зимой, с учетом российского климата, такой комплекс – очень ценный инструмент для контроля за состоянием дорог.

Внедрение инновационных продуктов АО «ТРАССКОМ» позволит повысить уровень безопасности движения на дорогах и принесет существенную экономическую выгоду. К примеру, в Свердловской области затраты на внедрение технологий управления транспортными системами окупились уже за первую зиму и каждый год дают ощутимые экономические дивиденды.

Сегодня целью разработчиков из АО «ТРАССКОМ» является внедрение инновационных продуктов и технологий, способных обеспечивать безопасность участников транспортного процесса, повышать эффективность транспортировки и комфорт перевозок. Мнения действующих сотрудников дорожных служб, которые можно услышать в различных регионах, подтверждают успешное достижение такой цели.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС