В статье рассказывается:
Управление состоянием дорог – сложный, с технической точки зрения, процесс федерального масштаба. Он включает в себя мониторинг и оценку огромного количества параметров и нюансов, без которых невозможно анализировать текущее качество дороги и проводить ее улучшение. Существуют специальные службы и автоматизированные программы, осуществляющие данную работу, без которых эффективность и безопасность дорог ставится под угрозу.
В нашей статье мы рассказали, какие требования предъявляются к управлению состоянием автомагистралей, на каких принципах оно основано, из каких этапов состоит данный процесс. Благодаря нашей информации вы сможете глубже разобраться в этой теме и понимать ее общие положения и частные нюансы.
Эффективное функционирование автомагистралей напрямую связано с их транспортно-эксплуатационным состоянием, которое в свою очередь осуществляется работниками дорожно-эксплуатационных служб на основании современных требований движения.
Для определения транспортно-эксплуатационного состояния автодороги (ТЭС АД) производят сбор комплексных данных, отражающих технические характеристики и параметры, необходимые для обеспечения ее потребительских качеств, и эксплуатационное состояние трассы на текущий день.
Требуемый уровень транспортно-эксплуатационного состояния конкретной автомобильной трассы определяют при ее проектировании, а во время эксплуатационного периода его обеспечивают, поддерживают и управляют им упомянутые выше дорожно-эксплуатационные службы, выполняя комплекс соответствующих мероприятий профилактического (предупредительного) и ремонтно-восстановительного характера.
Управление состоянием дорог – это одна из взаимодействующих между собой частей автомобильно-дорожной системы, выстроенной по принципам иерархии. Эта система состоит из подвижного состава или, по-другому, автомобильного парка (всех представленных автомобилей) и путевого хозяйства (т. е. автодорог, включая все устройства, конструкции и сооружения). Таким образом, любую автомобильную перевозку, то есть доставку продукции/грузов/людей, можно назвать результатом работы системы, а автомобильное движение – это ее основной производственный процесс.
Управление транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и организацией дорожного движения базируется на следующих основополагающих положениях:
К особенностям работы автомобильно-дорожной системы можно отнести непредсказуемость и случайность событий, а также децентрализованное взаимодействие между элементами в системе. Она (система) состоит из многочисленных самостоятельно действующих элементов, управление которыми ведется по-отдельности и не согласованно. Говоря о случайном характере работы системы, специалисты имеют в виду ее обусловленность неблагоприятными вероятностными воздействиями, такими как климатические факторы, а также формирование и движение автомобильных потоков.
Управление состоянием дорог является можно представить в виде системы шагов, следующих один за другим и способствующих выполнению поставленных задач и достижению конкретных целей.
Чтобы подробнее рассмотреть систему управления состоянием автодорог, возьмем для примера сеть федеральных автомагистралей РФ.
Система управления состоянием федеральных автодорог общего пользования призвана обеспечивать безопасное, непрерывное и эффективное передвижение автомобильного транспорта.
Для осуществления этой масштабной цели формируется среднесрочный трехлетний опорный план ремонтных мероприятий на автомобильных дорогах федерального уровня. Планирование ведут на основании данных диагностических исследований.
Диагностические исследования, в свою очередь, проводятся специализированными организациями, которые имеют соответствующее лабораторное оборудование, приборы и системы оценки состояния дорог.
Необходимым условием работы специалистов по диагностике является использование стандартного, унифицированного, поверенного оборудования, приборов и устройств. Перед применением измерительные приборы подвергают обязательной калибровке.
Диагностические работы выполняются в следующей последовательности:
После завершения диагностики автодорог результаты, внесенные в базу данных отраслевого банка АБДД «Дорога», используются для выполнения автоматических расчетов оценки, отражающей состояние автомагистралей. Специалисты сравнивают реальные цифры с теми, что указаны в требованиях, оценивают загрузку дороги автотранспортом на разных участках, определяют места, где чаще случаются дорожно-транспортные происшествия, выводят значения коэффициентов расчетной скорости и т. п.
Диагностические и оценочные работы, как правило, проходят в одно время и служат подготовкой к следующей стадии управления состоянием дорог – созданию плана ремонтно-восстановительных мероприятий, включающих действия, устраняющие выявленные повреждения и приводящие параметры к требуемым значениям. Данные, полученные при диагностике автодороги, помогают оценить потребность в определенных видах ремонта. Специалисты указывают данные о расположении участков, предназначенных для ремонта, и укрупненную стоимость каждого вида ремонтных работ.
При этом необходимо согласовывать план с заданным годовым лимитом денежных средств, выделенных на текущие и капитальные ремонтные работы федеральных автодорог, и пользоваться методами планирования при нехватке финансов, чтобы определиться с наиболее приоритетными работами. Первоочередные работы, записанные в опорный план ремонта, обычно планируют выполнять в следующем после проведения диагностических исследований году.
Следующий шаг в системе управления состоянием дорог состоит в определении перечня ремонтно-восстановительных мероприятий второго и третьего года, считая от момента оценки. Его составляют на основании опорного плана ремонта с учетом средств, планируемых к выделению на эти годы. Также необходимо спрогнозировать изменения, которые могут произойти с основными транспортно-эксплуатационными характеристиками автодорог. По такому принципу происходит формирование среднесрочной трехлетней программы ремонта федеральных автомобильных дорог. То, какие работы будут выбраны, зависит от их целесообразности и экономического эффекта.
Опорный план проходит проверку и корректировку экспертов, после чего становится определяющим документом для реализации намеченного. Корректировка опорных программ на 2-й и 3-й годы среднесрочного плана происходит в соответствии с диагностическими исследованиями, проведенными в эти периоды. После чего следует повторение трехлетнего цикла. Вместе с приведенным основным блоком управление состоянием дорог федерального уровня включает блоки, контролирующие состояние искусственных сооружений, безопасность на дорогах и экологическую безопасность.
Функционирование системы управления состоянием федеральных автомагистралей осуществляется с постоянным совершенствованием уже больше двадцати лет. Последние годы, говоря о совершенствовании, чаще всего подразумевают активное применение ГИС-технологий. Сегодня трудно представить работу специалистов без использования электронных карт с геолокацией всех сооружений, построения 3D-моделей, возможностей контроля над работами с помощью спутников. Все эти современные методы позволяют вывести управление состоянием дорог на более высокий и эффективный уровень.
Под диагностикой состояния автодорог обычно понимают мероприятия, связанные с обследованием, сбором и анализом данных, включающих параметры, характеристики и условия эксплуатации дорог, конструкций и сооружений, обнаружением деформаций вместе с причинами их возникновения, описанием характеристик движения транспорта. Вся эта информация необходима для того, чтобы правильно оценить и спрогнозировать состояние дорог и дорожных сооружений в ходе дальнейшего функционирования.
Диагностика и оценка – это одновременные процессы, предваряющие третью стадию управления, а именно планирование ремонтно-восстановительных работ, помогающих устранить выявленные дефекты и изменения.
Наиболее эффективен метод планирования, позволяющий не только устранить появившиеся деформации, но и предупреждающий их возникновение на тех участках, где они могут появиться в ближайший период времени.
На следующем цикле управления все повторяется вновь: сначала диагностика (она всегда делается на начальной стадии) и корректировка поставленных ранее целей, затем выполнение мероприятий.
Диагностика и оценка состояния автодорог бывает следующих видов:
В ходе управления функционированием автодорог решаются самые разнообразные задачи – это и сбор информационных данных о состоянии дороги и дорожных конструкций, анализ полученных сведений, планирование ремонта, контроль над качеством и соблюдением сроков выполнения работ по ремонту и обслуживанию дороги всех задействованных организаций и компаний.
На сегодняшний день управление автодорогами во многом осуществляется благодаря специально разработанным информационным системам или элементам систем из других отраслей экономики.
Также ведется разработка интегрированных систем управления функционированием дорог и технологиями, связанными с поддержанием дорожного полотна и сооружений в состоянии, соответствующем требованиям.
Системы управления включают перечисленные ниже части:
Части и подсистемы контроля, применяемые для управления автодорогой, подключены между собой и представляют единое целое. В эту систему также отправляют свои данные все задействованные подрядные организации. Такой системный подход дает возможность пользоваться самой оперативной и полной информацией, анализировать, оценивать и управлять состоянием дороги и дорожных сооружений.
Важно понимать, что работа системы направлена, прежде всего, на управление дорожными условиями, транспортными потоками и их взаимодействием. При этом результатом эффективной и качественной системы управления будет считаться четкая организация режима движения, характеристики которого: скорость одиночного автотранспорта и потока в целом, интервалы (плотность) между машинами при движении, режим разгона и торможения, а также параметры, относящиеся к обгонам и перестроениям.
В заключение отметим, что, функционирование автомобильно-дорожной системы может быть переведено в требуемое состояние с помощью управления отдельными элементами, в частности, транспортно-эксплуатационным состоянием дороги, распределением потоков автомобилей, интенсивностью и составом потока или всей совокупностью управляемых элементов.
В любом случае выбор управляющих воздействий должен быть направлен на увеличение экономической эффективности автомобильно-дорожной системы, непосредственно влияющей на уровень себестоимости транспортных перевозок.
Организация управления состоянием дорог, в первую очередь, ставит своей целью планирование и выполнение таких дорожно-эксплуатационных работ, которые позволяют снижать себестоимость автоперевозок.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах