Управление движением по полосам
Главная Блог Дороги Управление движением по полосам: плюсы и минусы

Управление движением по полосам: плюсы и минусы

20 октября 2021
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Система управления движением по полосам – та функция, которая со временем становится все более востребованной. И дело не только в извечной человеческой лени и горячем желании, в связи с этим автоматизировать все, что только возможно.

Ни для кого не секрет, что ситуация на дорогах постепенно ухудшается. Число автотранспортных средств неуклонно растет, количество аварийных ситуаций увеличивается. И в данной ситуации инструмент, который способен во многих случаях предотвратить вероятную аварию, более чем полезен.

Функции системы контроля полосы движения

LDWS — Lane Departure Warning System переводится на русский как «система предупреждения выезда с полосы». Главная ее функция состоит в своевременном оповещении о том, что автомобиль выехал за пределы своей полосы движения. Это оборудование включает в себя небольшую встроенную видеокамеру, звуковую сигнализацию и скоростной датчик.

Функции системы контроля полосы движения
Функции системы контроля полосы движения

В первую очередь оборудование предназначено для водителей, долго находящихся за рулем. У них снижено внимание, их клонит в сон, поэтому они могут уйти с основного транспортного потока. Аппаратура посылает определенным способом сигналы и таким образом не дает водителю съехать за границы дороги, что препятствует возникновению аварийных ситуаций.

В недалеком прошлом этот гаджет устанавливался главным образом в автомобили премиум-класса. В наши дни система нередко присутствует в машинах эконом-класса, владельцы которых тоже следят за своей безопасностью.

Главное назначение этого технического устройства — удержать автомобиль на своей полосе и предотвратить возможные ДТП. Это достигается за счет того, что направление движения сохраняется в пределах выбранной полосы магистрали. Особенно эффективна данная система на трассах федерального уровня с имеющейся дорожной разметкой.

Имеются следующие функции системы управления движением по полосам:

  • оповещение водителя о съезде с полосы с помощью разных индикаторов (например, рулевая вибрация);
  • коррекция установленного направления движения;
  • визуальная информация для водителя на панели приборов;
  • определение траектории движения.

Принципы работы системы

При производстве современного автотранспорта используется несколько видов систем управления движением по полосам. Основной функционал один — не допустить съезда с заданной траектории.

Курс движения задается при помощи датчиков, которые расположены внутри решетки радиатора в районе переднего бампера, или внутри салона рядом с зеркалом заднего вида. На компьютер заранее записывается алгоритм заданного движения и программный код. Затем программа сопоставляет дорожную разметку впереди автомобиля с намеченной траекторией, и в режиме реального времени позиционирует его положение на дороге. Все это позволяет контролировать передвижение транспортного средства по нужной траектории.


Если водитель не планировал съезд, система контролирует это с помощью реакции на включение поворотника. При этом программа предупредит водителя о том, что возможен сбой заданного направления. Оповещения бывают разные и зависят от типа LDWS, который установлен в данном автомобиле. К примеру, может звучать громкий сигнал, а может вибрировать руль.

Принципы работы системы
Принципы работы системы

Современные разработки в системе управления движением по полосам позволяют контролировать самые сложные маневры, в том числе экстренное торможение. Как правило, LDWS включены в систему автопилота. Кстати, новейшие автомобили модели Кадиллак включают программы по обработке данных навигационных карт, поэтому все повороты и маневры на заданной траектории известны заранее.

Элементы системы

Система включает в себя следующие технические девайсы:

  1. Кнопка включения. Отвечает за запуск интерфейса; располагаться может на панели приборов, на центральной консоли, или на рычаге поворотного указателя.
  2. Видеокамера. Снимает зону видимости перед автомобилем и отцифровывает видео. Находится видеокамера обычно на лобовом стекле за центральным зеркалом, в блоке, объединенном с кнопкой управления.
  3. Электронный блок управления.
  4. Подрулевой переключатель. Нужен для того, чтобы информировать систему о смене полосы движения (например, перестроение).
  5. Исполнительное оборудование. Это девайсы, которые извещают об изменении в заданной траектории движения и выходе из полосы. Сигнал может производиться с помощью усилителя руля (если требуется скорректировать маршрут), вибромотора на руле, звукового оповещения, либо контрольной лампы на панели приборов.
Элементы системы
Элементы системы

Помимо этого, в автомобиле расположены считывающие датчики. С их помощью система управления движением по полосам занимается обработкой полученной информации в режиме реального времени. У таких датчиков могут быть разные функции, в зависимости от этого можно их разделить на следующие типы:

  • Инфракрасные датчики. Они распознают дорожную разметку в темноте, используя инфракрасное излучение. Расположены на кузове автомобиля в нижней части.
  • Лазерные датчики. Принцип действия такой же, как у инфракрасных: на заданный маршрут проецируются точные линии, затем они обрабатываются специальной программой. Находятся обычно на решетке радиатора.

Пассивные и активные варианты систем

Устройство оборудования зависит от типа системы управления движением по полосам — активного или пассивного.

Пассивная система устроена очень просто и содержит минимальное количество оборудования. Стандартная комплектация этого варианта содержит кнопку включения, видеокамеру и исполнительное оборудование, выдающее информацию для водителя.

Кнопка включения может находиться на приборной панели, на рулевом колесе или на рычаге поворотного указателя. В ее функции входят стандартные действия: запускать или выключать систему LDWS.

Главную роль в работе оборудования выполняет видеокамера. Обычно это монохромное устройство, чтобы изображение дорожной разметки лучше передавалось и считывалось, так как градация серого цвета лучше передается во время оцифровки. Видеокамера связана с блоком управления, который обрабатывает принятую информацию. Можно подумать, что это большое устройство, которому нужно много места для размещения (например, под передней панелью). Но по факту это маленькое устройство, которое спокойно устанавливается в салоне за зеркалом заднего вида.

В системе управления движением по полосам пассивного вида исполнительное оборудование — это индикаторная лампочка на приборной панели. Ее функция — оповещать водителя о выходе за полосу движения. Кроме лампочки может использоваться вибрирующее рулевое колесо, в которое встроен вибромотор. Ощущения похожи на вибрацию телефона в беззвучном режиме. Еще возможно звуковое оповещение (короткие гудки).


Активный вариант системы управления движением по полосам устроен по большей части также, как и пассивный, с небольшими отличиями. Главное из них — это не просто информирование, но и возможность управления транспортным средством. К примеру, система может самостоятельно вырулить автомобиль, чтобы он вышел на нужное направление движения, или притормозить колесами с одной стороны авто. Чтобы видеокамера работала безошибочно, по ее периметру крепятся нагревательные элементы, во избежание замерзания и запотевания стекла.

Пассивные и активные варианты систем
Пассивные и активные варианты систем

Если столкновение невозможно предотвратить, программа просчитывает оптимальный алгоритм действий для уменьшения силы удара. Нередко такие устройства могут мониторить состояние водителя и определять, в силах ли он управлять транспортным средством.

Функции системы управления движением по полосам несложные, как и само оборудование, но в то же время все части механизма по-своему важны, и каждая имеет свое назначение. Бывает, что система использует в своих целях другие системы безопасности, чтобы отслеживать, например, слепые зоны или исследовать круговой обзор. Таким образом блок управления получает больше информации вокруг авто за счет другого оборудования.

Система контроля полосы у разных автопроизводителей

В настоящее время системы изготавливаются на основе двух видов технологий:

  1. LKS — Lane Keeping System (система удержания полосы движения). Эта система может автономно предпринимать нужные действия для того, чтобы вернуть транспорт в полосу движения независимо от действий водителя, даже когда он не реагирует на предупреждения системы и и сигналы оборудования.
  2. LDS — Lane Departure System (система выезда с полосы движения). Этот тип системы предупреждает водителя о том, что автомобиль выехал из своей полосы.

Приведем таблицу соответствия марок автомобилей и названий систем, которые в них установлены.

Назание свистемы Марки автомобилей
Monitoring System Тойота
Keeping Support System Ниссан
Assist Мерседес-Бенц
Aid Форд
Keep Assist System Хонда, Фиат
Departure Prevention Инфинити
Warning System Вольво, Опель, Дженерал Моторс, Ситроен, Киа, БМВ
Assist Сеат, Фольксваген, Ауди

Это далеко не полный список известнейших марок автомобилей, которые используют такого помощника, как система управления движением по полосам. Вполне вероятно, что подобное оборудование может появиться и у других производителей авто, только с другим названием. Но, как показывает практика, функционал и механизмы работы системы будут аналогичными.

Плюсы и минусы системы управления движением по полосам

У системы LDWS, как и у любого другого современного оборудования, имеются свои положительные качества и отрицательные. Начнем с преимуществ.

Из вышеизложенного понятно, что система управления движением по полосам — это незаменимый ассистент и ангел-хранитель многих водителей. Никто не застрахован на 100 % от обстоятельств, которые могут случиться на дороге, особенно учитывая постоянное увеличение участников дорожного движения.

Обычную дорожную ситуацию от аварийной отделяет всего несколько мгновений, и именно эти мгновения становятся решающими. Жизненно важно своевременно отреагировать на появившиеся изменения в траектории движения, при этом не создавая помех следующему за вами потоку.

В таких ситуациях для автовладельцев важное значение имеет абсолютный контроль за движением транспортного средства. Чем выше скорость, тем точнее автоматизированная система контролирует движение автомобиля, а также следит за состоянием водителя. В первую очередь это объясняется тем, что при высокой скорости передвижения автомобиля увеличивается вероятность съезда с полосы и возникновения аварийной ситуации. Уже одно это положительное качество устройства перевешивает вероятные имеющиеся недостатки.

Плюсы и минусы системы управления движением по полосам
Плюсы и минусы системы управления движением по полосам

Один из минусов — это то, что при неправильной настройке программы система может быть чересчур дотошной и выдавать реакцию даже на самые незначительные сбои в движении, которые возникают из-за неровностей на дороге. При регулярных напоминаниях об опасности внимание водителя рассеивается.

Еще один недостаток: если снижается уровень распознавания дорожной разметки (на узких полосах), то управление ухудшается, из-за этого система переключается в пассивный режим, и далее деактивируется. А сама система управления движением по полосам функционирует только на специально подготовленном дорожном полотне или магистрали, оснащение которых соответствует техническим стандартам.

Кроме того, иногда датчики плохо реагируют на размытую, затертую дорожную разметку. Это частая ситуация на заснеженной дороге, несмотря на то что трасса заранее специально подготовлена для системы; отсюда — появление сбоев в эксплуатации и некорректного функционирования системы LDWS. При таких обстоятельствах лучше выключать оборудование до того момента, когда его можно будет снова использовать.

Вывод, который можно сделать: система управления движением по полосе будет наиболее эффективно функционировать только на специально подготовленном дорожном полотне — там, где идеально соблюдаются все существующие стандарты.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС