Московская область,
г. Мытищи, ул. Колпакова
д.2, к.1, оф. 313
+7 (925) 085-81-45 +7 (495) 645-05-08
+7 (495) 645-05-08 +7 (925) 085-81-45

Звоните нам, мы сейчас работаем

Требования безопасности дорожного движения: основные положения
Главная Блог Дороги Требования безопасности дорожного движения: основные положения

Требования безопасности дорожного движения: основные положения

18 февраля 2022
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Требования безопасности дорожного движения направлены на снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Они прописаны в законодательных актах, правилах, рекомендациях и относятся не только к непосредственным участникам движения: водителям и пешеходам. Требования также должны соблюдать работодатели, обладающие собственным автопарком.

Обучение, повышение квалификации водителей, ведение журналов, предрейсовые и послерейсовые осмотры – лишь малая часть необходимых мероприятий. Но не только строгое соблюдение буквы закона может положительно влиять на дорожную обстановку. Об основных требованиях, интересных правилах стран Европы и других факторах безопасности дорожного движения вы узнаете из нашего материала.

Основные проблемы безопасности дорожного движения в России

Среди ключевых проблем БДД выделяют следующие:

  • С 2000 г. в РФ отмечен рост количества ДТП, в том числе и с пострадавшими, числа получивших травмы в авариях, а также смертей вследствие таки происшествий.
  • Существуют проблемы в координации ведомственных структур, задачей которых является организация БДД. Речь идет о Минтрансе, МВД РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, МЧС и проч.
  • Наблюдаются проблемы в комплексном обеспечении (нормативном, материально-техническом, технологическом, информационном, кадровом, финансовом) деятельности задействованных в организации БДД структур.
  • Имеются сложности в научном обеспечении системы БДД, главная роль которого заключается в обобщении положительного мирового опыта, накапливании информационных и интеллектуальных ресурсов о степени воздействия разного рода факторов на БДД, развитие и внедрение новых технологий, методов и алгоритмов.
  • Растущая несоразмерность количества ТС и протяженности дорожной сети (иными словами, число автомобилей растет быстрее, чем развивается транспортная сеть).

Основные проблемы безопасности дорожного движения в России

Среди основных способов решения перечисленных проблем в РФ можно выделить следующие:

  • Развитие системы контроля за выполнением требований безопасности дорожного движения.
  • Организация информационно-пропагандистских мероприятий с различными слоями населения, профилактическая работа с детьми для предупреждения ДТП.
  • Разработка методов регулирования скоростного режима при движении ТС.
  • Модернизация системы обучения водителей, получения ими допуска к управлению ТС.
  • Формирование мнения общественности, пропагандистские мероприятия в сфере БДД (например, напоминание о необходимости пользования ремнями безопасности, наличия светоотражающих элементов, шлемов и т. д.).
  • Анализ опыта зарубежных стран, внедрение их подходов.
  • Разработка и реализация долгосрочных стратегий по БДД.

Особенности безопасного дорожного движения

Дорожным движением называют комплекс общественных отношений, которые возникают при перемещении людей и/или грузов посредством транспортных средств или без них по дорогам.

Под безопасностью дорожного движения понимают состояние этого процесса, которое показывает, насколько участники движения защищены от ДТП и негативных последствий.

Среди наиболее распространенных причин ДТП: нарушения ПДД водителем или пешеходом; состояние дорожного полотна, препятствия на дороге; технические неисправности транспортного средства. Ключевая роль в системе обеспечения БДД отведена надежности водителя, его уровню подготовки.

На законодательном уровне установлены особые требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Из всех направлений деятельности по предупреждению ДТП, направленных на уменьшение количества аварий с участием автотранспорта, важнейшее значение придается повышению профессиональной надежности водителей.

Профессиональное мастерство водителя – это те качества, которые влияют на его способность к безопасному, экономичному и комфортному вождению ТС. Фактически речь идет о сочетании профессионального интеллекта, технических навыков управления ТС и социально-психологических качеств водителя. Отдельные составляющие профессионального мастерства имеют различное значение в зависимости от того, в какой ситуации оказывается водитель.

Профессиональный интеллект проявляется в умении водителя предугадывать и избегать возникновения опасных дорожных ситуаций. Именно он влияет на то, насколько правильно будет оценена и спрогнозирована развивающаяся дорожно-транспортная ситуация (ДТС), определена степень ее опасности, выбраны решения для предотвращения или ликвидации неблагоприятных условий.

Особенности безопасного дорожного движения

Уровень технических навыков управления автомобилем способствует выбору разумного режима при движении по дороге, а в случае возникновения опасной ситуации – быстрому принятию решения для предотвращения аварии или сведения к минимуму ее последствий. Иными словами, навыки технического управления ТС позволяют быстро найти наиболее рациональный выход из опасных ДТС.

Социально-психологические личностные качества водителя определяют степень его предрасположенности рисковать и умышленно нарушать ПДД.

Главной причиной наступления ДТП является несоблюдение водителями ПДД. Среди наиболее частных нарушений:

  • управление ТС в нетрезвом состоянии;
  • превышение разрешенного скоростного режима;
  • игнорирование ремней безопасности;
  • управление ТС в неисправном состоянии.

Кроме того, ДТП могут стать результатом усталости и невнимательности (например, курение, употребление кофе за рулем, телефонный разговор и т. д.).

Требования БДД, предъявляемые к юридическим лицам и ИП

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридическим лицам и ИП, использующим транспортные средства, необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

  • работа водителей должна отвечать всем требованиям ФЗ о безопасности дорожного движения;
  • допуск к управлению ТС не должен производиться по иностранным национальным или международным водительским удостоверениям при ведении предпринимательской и трудовой деятельности, напрямую сопряженной с управлением ТС.

Требования БДД, предъявляемые к юридическим лицам и ИП

Пункт 2 ст. 20 этого же закона обязует предприятия и ИП, работающих в сфере организации и осуществления пассажирских перевозок по договорам перевозки или фрахтования, транспортировки грузов по договорам перевозки (коммерческая деятельность), а также в сфере транспортировки пассажиров (за исключением водителя) и/или материальных предметов с помощью автобусов или грузовых ТС, не подразумевающих заключение перечисленных договоров (в случае транспортировки для нужд организации), соблюдать следующие предписания:

  • Предоставлять необходимые условия для получения соответствующей классификации водителям и прочим сотрудникам автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролирующим соблюдение требований безопасности дорожного движения.
  • Профессионализм и квалификация персонала должны соответствовать требованиям, установленным в области организации и осуществления перевозок и принятым федеральными органами исполнительной власти, которые формируют государственную политику и осуществляют контроль за исполнением нормативно-правовых актов в транспортной сфере; индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками, также должны соответствовать указанным требованиям.

Требования к проведению мероприятий и оформлению документов БДД

В настоящее время в собственности почти любой компании есть хотя бы небольшой автопарк. Руководство должно заниматься не только подготовкой и принятием необходимой документации по БДД, но и организовать соответствующую службу. Если фирма обладает 50 или менее транспортными средствами, можно назначить ответственное лицо; при большем количестве необходимо сформировать специальную службу БДД.

Деятельность специалистов по безопасности дорожного движения, контролирующих соблюдение требований, в некоторых вопросах схожа с работой специалистов по охране труда. Однако объединять эти структурные подразделения нельзя, ведь на них возложены разные функции.

Требования к проведению мероприятий и оформлению документов БДД

Правила устанавливают список обязательных к проведению в компании мероприятий. Их целью является повышение эффективности контроля за следованием требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. Предприятие должно:

  • Разработать и реализовать системные меры, позволяющие избежать ДТП при пользовании ТС.
  • Контролировать, взаимодействовать с прочими структурными подразделениями, эксплуатирующими ТС.
  • Вести строгий учет, анализировать обнаруженные нарушения ПДД, возникшие ДТП.
  • Контролировать предрейсовую и послерейсовую подготовку ТС.
  • Контролировать квалификационный уровень водителей, регулярность прохождения медосмотров.
  • Заниматься обучением сотрудников.

Среди основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятии следует отметить организацию соответствующих мероприятий с персоналом.

От количества водителей ТС, числящихся в штате компании, зависит выбор методов проводимой с ними работы. Для организации мероприятий, ориентированных на уменьшение количества ДТП и повышение квалификации водителей, должен быть выделен учебный класс, если число обучаемых превышает 50 человек.

При меньшем числе достаточно будет создать уголок БДД, в котором сотрудникам будет доступна вся необходимая и актуальная информация. Для уголка используют стенд с карманами, которые наполняют наглядными и печатными материалами. Кроме того, уголок должен содержать распорядительные документы, важную информацию о компании, статистические данные по безопасности.

Правилами установлены требования по ведению большого объема документации, в частности:

  • Журнала для учета надзорных проверок, фактов наступления ДТП и нарушения ПДД, движения путевых листов, выхода в рейс и возвращения ТС.
  • Журнала для отметок о проведении вводного инструктажа по БДД, инструктажа на рабочем месте.
  • Журнала об организации занятий согласно 20-часовой программе обучения БДД.
  • Журнала для фиксирования результатов до- и послерейсовых медицинских осмотров.

Кроме того, руководители компании должны разработать особые распорядительные документы, устанавливающие правила организации деятельности и оформления требований. Речь идет о следующих приказах:

  • о назначении сотрудника, ответственного за обеспечение БДД;
  • о принятии положения о проведении служебных расследований ДТП;
  • о формировании комиссии, ведущей служебные расследования ДТП;
  • о назначении старшего водителя;
  • о проведении стажировок;
  • об индивидуальном допуске водителей к самостоятельной работе по окончании стажировки;
  • о принятии положения об организации обучения и инструктажа;
  • о формировании комиссии, оценивающей уровень знания требований безопасности к организации дорожного движения;
  • о принятии положения об обязательном проведении медицинских осмотров до и после рейсов, в начале и по окончании смены и проч.

Нужно ли ужесточать требования безопасности дорожного движения

Почти каждый квартал происходит разработка новых или изменение существующих нормативно-правовых актов, устанавливающих требования безопасности к организации дорожного движения.

Однако невозможно добиться существенного снижения уровня аварийности без улучшения качества дорог и совершенствования дорожной инфраструктуры. Уменьшению количества ДТП на федеральных автодорогах будет способствовать расширение проезжей части, организация двухполосного движения в каждую из сторон.

Подобные мероприятия послужат снижению уровня аварийности на федеральных автодорогах на 90 % и более, а также предупреждению ДТП, наступивших вследствие пересечения встречной полосы. Организация регулируемых пешеходных переходов может способствовать уменьшению количества аварий на городских дорогах с участием пешеходов на 70 %.

Чаще всего вину в ДТП с участием пешеходов признают за водителями, ведь автомобили относятся к числу источников повышенной опасности. Но зачастую именно пешеходы нарушают ПДД, перебегая дорогу в неположенном месте, игнорируя светофор. По утверждению городских властей, нехватка светофоров является следствием отсутствия бюджетных средств на их установку и обслуживание.

Нужно ли ужесточать требования безопасности дорожного движения

Пребывание за рулем ТС водителя в состоянии алкогольного опьянения – одно из самых серьезных нарушений ПДД, которое грозит административной, а в ряде случаев и уголовной ответственностью. Некоторое время назад в нормативных документах произошли изменения относительно допустимого уровня алкоголя в крови, теперь его значение составляет 0 промилле.

Вряд ли это остановит людей, привыкших злоупотреблять спиртными напитками. Однако водители, соблюдающие установленные требования в области безопасности дорожного движения, теперь рискуют получить штраф вследствие принятия лекарств на спиртовой основе или определенных болеутоляющих.

В такой ситуации придется долго и с трудом добиваться оправдания в процессе судебного разбирательства, а для некоторых людей лишение водительских прав означает потерю работы. К сожалению, в нашей стране далеко не все водители характеризуются высоким уровнем культуры вождения и обладают необходимым профессиональным мастерством. Одной из причин является растущее число желающих получить водительские права, но не слишком ответственно подходящих к этому вопросу.

Кроме того, зачастую водители, следуя по главной дороге, не способны в полной мере оценить сложившуюся ситуацию и не пропускают автомобили, выезжающие со второстепенных дорог, что может спровоцировать наступление ДТП. Для того чтобы добиться большей равномерности в движении, нужно не просто слепо следовать требованиям безопасности на дорогах, а с уважением относиться к другим участникам движения.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных