В статье рассказывается:
Требования безопасности дорожного движения направлены на снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Они прописаны в законодательных актах, правилах, рекомендациях и относятся не только к непосредственным участникам движения: водителям и пешеходам. Требования также должны соблюдать работодатели, обладающие собственным автопарком.
Обучение, повышение квалификации водителей, ведение журналов, предрейсовые и послерейсовые осмотры – лишь малая часть необходимых мероприятий. Но не только строгое соблюдение буквы закона может положительно влиять на дорожную обстановку. Об основных требованиях, интересных правилах стран Европы и других факторах безопасности дорожного движения вы узнаете из нашего материала.
Среди ключевых проблем БДД выделяют следующие:
Среди основных способов решения перечисленных проблем в РФ можно выделить следующие:
Дорожным движением называют комплекс общественных отношений, которые возникают при перемещении людей и/или грузов посредством транспортных средств или без них по дорогам.
Под безопасностью дорожного движения понимают состояние этого процесса, которое показывает, насколько участники движения защищены от ДТП и негативных последствий.
Среди наиболее распространенных причин ДТП: нарушения ПДД водителем или пешеходом; состояние дорожного полотна, препятствия на дороге; технические неисправности транспортного средства. Ключевая роль в системе обеспечения БДД отведена надежности водителя, его уровню подготовки.
На законодательном уровне установлены особые требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Из всех направлений деятельности по предупреждению ДТП, направленных на уменьшение количества аварий с участием автотранспорта, важнейшее значение придается повышению профессиональной надежности водителей.
Профессиональное мастерство водителя – это те качества, которые влияют на его способность к безопасному, экономичному и комфортному вождению ТС. Фактически речь идет о сочетании профессионального интеллекта, технических навыков управления ТС и социально-психологических качеств водителя. Отдельные составляющие профессионального мастерства имеют различное значение в зависимости от того, в какой ситуации оказывается водитель.
Профессиональный интеллект проявляется в умении водителя предугадывать и избегать возникновения опасных дорожных ситуаций. Именно он влияет на то, насколько правильно будет оценена и спрогнозирована развивающаяся дорожно-транспортная ситуация (ДТС), определена степень ее опасности, выбраны решения для предотвращения или ликвидации неблагоприятных условий.
Уровень технических навыков управления автомобилем способствует выбору разумного режима при движении по дороге, а в случае возникновения опасной ситуации – быстрому принятию решения для предотвращения аварии или сведения к минимуму ее последствий. Иными словами, навыки технического управления ТС позволяют быстро найти наиболее рациональный выход из опасных ДТС.
Социально-психологические личностные качества водителя определяют степень его предрасположенности рисковать и умышленно нарушать ПДД.
Главной причиной наступления ДТП является несоблюдение водителями ПДД. Среди наиболее частных нарушений:
Кроме того, ДТП могут стать результатом усталости и невнимательности (например, курение, употребление кофе за рулем, телефонный разговор и т. д.).
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридическим лицам и ИП, использующим транспортные средства, необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
Пункт 2 ст. 20 этого же закона обязует предприятия и ИП, работающих в сфере организации и осуществления пассажирских перевозок по договорам перевозки или фрахтования, транспортировки грузов по договорам перевозки (коммерческая деятельность), а также в сфере транспортировки пассажиров (за исключением водителя) и/или материальных предметов с помощью автобусов или грузовых ТС, не подразумевающих заключение перечисленных договоров (в случае транспортировки для нужд организации), соблюдать следующие предписания:
В настоящее время в собственности почти любой компании есть хотя бы небольшой автопарк. Руководство должно заниматься не только подготовкой и принятием необходимой документации по БДД, но и организовать соответствующую службу. Если фирма обладает 50 или менее транспортными средствами, можно назначить ответственное лицо; при большем количестве необходимо сформировать специальную службу БДД.
Деятельность специалистов по безопасности дорожного движения, контролирующих соблюдение требований, в некоторых вопросах схожа с работой специалистов по охране труда. Однако объединять эти структурные подразделения нельзя, ведь на них возложены разные функции.
Правила устанавливают список обязательных к проведению в компании мероприятий. Их целью является повышение эффективности контроля за следованием требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. Предприятие должно:
Среди основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятии следует отметить организацию соответствующих мероприятий с персоналом.
От количества водителей ТС, числящихся в штате компании, зависит выбор методов проводимой с ними работы. Для организации мероприятий, ориентированных на уменьшение количества ДТП и повышение квалификации водителей, должен быть выделен учебный класс, если число обучаемых превышает 50 человек.
При меньшем числе достаточно будет создать уголок БДД, в котором сотрудникам будет доступна вся необходимая и актуальная информация. Для уголка используют стенд с карманами, которые наполняют наглядными и печатными материалами. Кроме того, уголок должен содержать распорядительные документы, важную информацию о компании, статистические данные по безопасности.
Правилами установлены требования по ведению большого объема документации, в частности:
Кроме того, руководители компании должны разработать особые распорядительные документы, устанавливающие правила организации деятельности и оформления требований. Речь идет о следующих приказах:
Почти каждый квартал происходит разработка новых или изменение существующих нормативно-правовых актов, устанавливающих требования безопасности к организации дорожного движения.
Однако невозможно добиться существенного снижения уровня аварийности без улучшения качества дорог и совершенствования дорожной инфраструктуры. Уменьшению количества ДТП на федеральных автодорогах будет способствовать расширение проезжей части, организация двухполосного движения в каждую из сторон.
Подобные мероприятия послужат снижению уровня аварийности на федеральных автодорогах на 90 % и более, а также предупреждению ДТП, наступивших вследствие пересечения встречной полосы. Организация регулируемых пешеходных переходов может способствовать уменьшению количества аварий на городских дорогах с участием пешеходов на 70 %.
Чаще всего вину в ДТП с участием пешеходов признают за водителями, ведь автомобили относятся к числу источников повышенной опасности. Но зачастую именно пешеходы нарушают ПДД, перебегая дорогу в неположенном месте, игнорируя светофор. По утверждению городских властей, нехватка светофоров является следствием отсутствия бюджетных средств на их установку и обслуживание.
Пребывание за рулем ТС водителя в состоянии алкогольного опьянения – одно из самых серьезных нарушений ПДД, которое грозит административной, а в ряде случаев и уголовной ответственностью. Некоторое время назад в нормативных документах произошли изменения относительно допустимого уровня алкоголя в крови, теперь его значение составляет 0 промилле.
Вряд ли это остановит людей, привыкших злоупотреблять спиртными напитками. Однако водители, соблюдающие установленные требования в области безопасности дорожного движения, теперь рискуют получить штраф вследствие принятия лекарств на спиртовой основе или определенных болеутоляющих.
В такой ситуации придется долго и с трудом добиваться оправдания в процессе судебного разбирательства, а для некоторых людей лишение водительских прав означает потерю работы. К сожалению, в нашей стране далеко не все водители характеризуются высоким уровнем культуры вождения и обладают необходимым профессиональным мастерством. Одной из причин является растущее число желающих получить водительские права, но не слишком ответственно подходящих к этому вопросу.
Кроме того, зачастую водители, следуя по главной дороге, не способны в полной мере оценить сложившуюся ситуацию и не пропускают автомобили, выезжающие со второстепенных дорог, что может спровоцировать наступление ДТП. Для того чтобы добиться большей равномерности в движении, нужно не просто слепо следовать требованиям безопасности на дорогах, а с уважением относиться к другим участникам движения.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах