Транспортный поток
Главная Блог Дороги Транспортный поток: методы управления и современные системы организации

Транспортный поток: методы управления и современные системы организации

19 ноября 2021

Транспортный поток – это явление, с которым ежедневно сталкивается каждый. Может показаться, что раз его участники автомобили, то и его регулирование происходит только ПДД. Однако на самом деле управление транспортным потоком — сложный процесс, на который влияет множество факторов.

Для эффективного разграничения движения транспортных средств и пешеходов необходимо использовать современные технологические решения. В нашей статье мы расскажем, что такое транспортный поток, какими характеристиками он обладает и что необходимо для его грамотной организации.

Определение транспортного потока

Что такое транспортный поток? Это совокупность транспортных средств одного вида, которые за установленный промежуток времени преодолевают определенный участок улично-дорожной сети.

Его величина зависит от пропускной способности дороги и перерабатывающих возможностей технических станций. Она прямо пропорциональна движению грузов (грузовому потоку).

Определение транспортного потока
Определение транспортного потока

В чем отличие транспортного потока от грузового и материального?

  • Транспортный поток не всегда предполагает перевозку товара или материальных ценностей. Он может быть пассажирским или грузовым, пустым или груженым, а также смешанным.
  • С точки зрения логистики каждый тип транспорта в транспортном потоке рассматривается отдельно.
  • Движение в транспортном потоке осуществляется от пункта отправления до пункта назначения одного вида транспорта. В то время как перемещение материального потока предполагает путь от склада продавца до покупателя. Здесь задействуется транспортная инфраструктура и различные технические средства для погрузки и разгрузки подвижного состава конкретного вида транспорта.
Основные характеристики транспортного потока
Основные характеристики транспортного потока

Транспортный поток может полностью совпадать по точкам начала и окончания пути с материальным, тогда его называют непрерывным. Подразумевая перевозку груза одним конкретным видом транспортного средства «от двери до двери». Такой способ транспортировки актуален для автомобилей и иногда для железнодорожных поездов, если мы говорим об отправительских маршрутах. Это не самый распространенный с точки зрения логистики вариант, наиболее популярно перемещение материального потока с помощью нескольких видов транспорта. Тогда его называют прерывным транспортным потоком.

Основные характеристики транспортного потока

Существует уравнение, по которому можно вычислить транспортный поток:

N = DV,

где N — интенсивность транспортного потока, D — плотность, а V — средняя скорость транспортного потока.

Используя эти три основных параметра и формулу, вы можете определить характеристики потока. Если представлять среднюю скорость графически, то начало координат будет соединяться с точкой, которая определяет интенсивность и плотность (N/D) через тангенс угла наклона прямой.

Пропускная способность полосы или дороги — это, по своей сути, максимальная интенсивность движения. Она достигается только при плотном транспортном потоке.

Для того чтобы пропустить максимальное количество транспортных средств через трассу, нужно высчитать и установить определенный скоростной режим с помощью дорожных знаков. Он обеспечит нужную интенсивность.

Давайте рассмотрим конкретный пример. 2000 автомобилей в час — это максимальное количество транспорта для стандартной двухполосной дороги. С учетом ширины проезжей части 7-7,5 метров и благоприятных внешних условий. Такой показатель будет достигнут при средней скорости автомобиля 50-60 км/ч.

Еще одним важным показателем для регулирования транспортного потока является свобода обгонов. Это необходимо, поскольку на дороге одновременно находится разнородный состав транспорта. Например, легковые автомобили движутся значительно быстрее тяжелых грузовиков.

Чем выше интенсивность движения, тем больше потребности в обгонах возникает и тем меньше для этого возможностей у водителей. Поскольку снижается количество интервалов во встречном потоке, которые позволяют совершить маневр без угрозы для жизни.

Основные характеристики транспортного потока
Основные характеристики транспортного потока

Согласно статистике, для свободного обгона интервал во встречном потоке между автомобилями должен иметь расстояние, которое можно преодолеть за 20 и более секунд. Если он меньше 7 секунд, тогда это нарушает безопасность транспортного потока и обгон становится невозможным. Конечно, опытные водители с автомобилем, который имеет высокие динамические показатели, могут совершить маневр, но это слишком рискованно.

3 метода управления транспортным потоком

Каким образом можно регулировать транспортный поток? Существует три основных способа — изменение параметров движения, изменения направления и остановка транспортных средств. Как правило, в условиях города, ответственными за движение службами применяются все перечисленные методы.

  • Остановка транспортных средств.

Это основной метод по управлению транспортными потоками, знакомый нам с детства. Яркий пример его применения — это наличие светофоров на дорогах с тремя световыми сигналами (красный, желтый и зеленый). Они воздействуют на любой транспортный поток, проходящий через перекресток.

Эта система только на первый взгляд кажется простой. На самом деле управление светофорной сигнализацией требует больших навыков и имеет сложную структуру, обусловленные спецификой каждого объекта.

Основные компоненты, которые необходимо учитывать:

  • время переходных интервалов или промежуточных фаз, когда происходит закрытие одного направления движения и подготовка к открытию другого;
  • протяженность временного интервала, когда происходит смена разрешенных тактов (цикл регулирования);
  • эффективное распределение длины цикла между фазами регулирования;
  • разница во времени между переключениями фаз на соседних перекрестках, которые напрямую влияют на безостановочное перемещение транспортных средств по дороге;
  • очередность открытия движения на перекрестке, которая обуславливается последовательностью фаз в цикле.

Помимо светофоров, для организации транспортного потока и остановки транспортных средств используются также другие элементы. Например, дополнением могут стать — управляемые дорожные знаки («въезд запрещен»), шлагбаумы и другие механические препятствия, светофоры для выделенного направления движения.

В применении этого подхода есть свои недостатки. Один из которых — повышение экологической нагрузки на окружающую среду из-за увеличения расхода топлива для старта после остановки.

  • Изменение параметров движения.

В этом случае водитель транспортного средства не делает вынужденную остановку, а корректирует параметры движения. Это может быть использование специализированных дорожных знаков, вроде «Ограничение максимальной скорости» или ограничение относительно полосы движения.

Изменение параметров движения транспортного потока применяется не только для его гармонизации на полосах скоростных автомагистралей. Оно также имеет большое значение и работает в условиях городской среды. Здесь ограничение скорости может предупреждать водителя о сложном участке дороги или наличии другой опасности. Это является гарантией обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Изменение параметров движения
Изменение параметров движения

Для повышения эффективности можно использовать не только классические, но и управляемые дорожные знаки со светодиодами. Они позволяют оперативно реагировать на изменения в транспортном потоке и менять информацию на табло по необходимости.

  • Управление информацией и направлением движения.

Этот способ манипулирования транспортным потоком основан на своевременном получении водителем информации об условиях перемещения и изменении маршрута его движения. В обход того участка, где на данный момент образовался затор. Он все чаще используется в крупных городах для разгрузки дорог и магистралей.

Сюда входят два типа получения информации — индивидуальным транспортным средством (Vehicle Information and Communication System) и всем транспортным потоком сразу (Traffic Flow Information System).

Информационные табло и направляющие знаки располагаются:

  • либо в каждом автомобиле при управлении индивидуальным транспортом;
  • либо прямо рядом с дорогой при воздействии сразу на все средства транспортного потока.

Роль АСУДД в управлении транспортным потоком

Для начала давайте разберемся, что такое АСУДД? Это аббревиатура, которая расшифровывается как Автоматизированная Система Управления Дорожным Движением.

Еще 50 лет назад движение на дорогах было совершенно другим, не говоря уже о более ранних периодах, когда автомобилей почти не было. Трафик перемещений и количество транспортных средств постоянно увеличиваются, что требует грамотного подхода к управлению дорожным движением. Для этого и существует АСУДД.

Эта целостная система включает в себя отдельные компоненты, которые непрерывно и синхронно собирают и передают информацию в головной центр. Они анализируют состояние дорог, загруженность трафика, погодные условия и массу других показателей.

В последнее время АСУДД начинает активно применяться в разных регионах нашей страны. Автоматизация процессов позволяет снизить человеческий фактор и возможные ошибки, а также оптимизировать все процессы управления движением.

Вложения в оборудование быстро окупаются, поскольку отпадает необходимость содержать целые аналитические отделы. Ну и конечно, главным преимуществом будет развитие городских инфраструктур и повышение безопасности.

Роль АСУДД в управлении транспортным потоком
Роль АСУДД в управлении транспортным потоком

АСУДД состоит из нескольких программных и аппаратных компонентов. Каждый из них имеет свою функцию — они непрерывно собирают и анализируют информацию о движении на дорогах. Или же получают данные от других компонентов и работают с ними. В зависимости от своего наполнения АСУДД может выполнять разный функционал.

Основные задачи системы:

  • Отслеживание погодных условий в конкретной географической точке и удаленно.
  • Оценка качества дорожного покрытия на участке, где она установлена для оперативной замены и реагирования.
  • Обмен данными и выгрузка информации в автоматическом режиме на сервер или в облачное хранилище.
  • Визуальное наблюдение в режиме реального времени, передача видео и изображений с места установки оператору на контрольный пункт.
  • Анализ и прогнозирование дорожной ситуации с учетом полученной информации за конкретный промежуток времени.
  • Помимо вышеперечисленных пунктов, АСУДД может выполнять дополнительные функции — включать и выключать освещение, показывать данные на информационном табло и даже распылять химические средства в условиях плохой погоды.

Все будет зависеть от состава системы, который варьируется. К базовым компонентам относятся: программное обеспечение, которое контролирует работу аппарата, мониторинг погодных условий, датчики для сбора информации о состоянии дороги и движения, дополнительные табло.

Современный комплекс для решения задач в области управления транспортным потоком

Сейчас появляется все больше компаний, которые предлагают подобное оборудование. Необходимо отдавать предпочтение проверенным фирмам, которые давно на рынке. АО «ТРАССКОМ» осуществляет свою деятельность с 1999 года и имеет богатый опыт в области информационных технологий.

Компания выпускает собственные разработки, которые уже доказали свою эффективность на наших дорогах. Она предлагает комплексные инновационные решения, легко интегрирующие в улично-дорожные сети регионов, и обладает конкурентными преимуществами. Ведет подготовку сотрудников в области систем мониторинга, которые в любой момент окажут квалифицированную помощь.

Основными преимуществами продуктов, разработанных АО «ТРАССКОМ» являются:

  • Надежность оборудования и программного обеспечения.
  • Мобильность комплексов и многофункциональность систем.
  • Отслеживание любых (даже удаленных) дорожных объектов с помощью искусственного интеллекта и термокартирования.
  • Возможность автономной работы.

Разработка компании — мобильный комплекс дорожного мониторинга «Иней-М». Он стал настоящим прорывом в отслеживании состояния дорожного полотна. Устройство компактных размеров, его можно легко установить на любое транспортное средство (автобус, машину и так далее). «Иней-М» будет передавать данные в реальном времени прямо диспетчеру в любое время года без перебоев.

Продукты, предлагаемые АО «ТРАССКОМ», уже несколько десятков лет повышают безопасность на дорогах и позволяют значительно экономить бюджет. В некоторых регионах внедренные технологии и системы окупились за один год, а сейчас продолжают снижать издержки. Многочисленные отзывы — прямое тому подтверждение.

Специалисты компании создают технологии, действительно востребованные на рынке. Они сохраняют жизнь участникам дорожного движения и обеспечивают их комфорт, улучшая при этом производственные процессы.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС