Транспортная система России
Главная Блог Дороги Транспортная система России: состояние и перспективы

Транспортная система России: состояние и перспективы

10 декабря 2021
Время чтения: 13 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Транспортная система России имеет ярко выраженные особенности, которые связаны не только с относительно недавним переходом к рыночной экономике, но и с географическим расположением страны. Ряд этих черт обуславливает уникальное развитие, а также возникновение проблем, которые нехарактерны для иных стран.

Принято считать, что сфера транспорта у нас неразвита, однако это совсем не так. В нашей статье мы расскажем, что входит в транспортную систему России, какие особенности она имеет, и поговорим о проблемах и путях развития в данной сфере.

Особенности транспортной системы России

Транспортная система РФ – это комплекс разнообразных видов транспорта, которые используются в России. Какие-то из них развиты лучше, какие-то отстают по количественным, техническим и прочим показателям. По данной системе движутся транспортные средства, граждане, а также осуществляются грузоперевозки внутри населенных пунктов либо между ними.

Особенности транспортной системы России
Особенности транспортной системы России

Транспортная система РФ обладает специфическими характеристиками, которые зависят от географических и исторических факторов. Перечислим основные особенности:

  • Транспортная инфраструктура развита неравномерно, имеет низкую плотность по территории Российской Федерации.

При этом к западу от Урала густота путей достаточно большая. Поэтому разные виды транспорта конкурируют между собой, становится возможным строить гибкие цепи поставок.

Напротив, в Сибири и восточной части России нет альтернативных путей сообщения. В некоторых поселках и городах отсутствует круглогодичная связь с опорной транспортной сетью. Необходимо отметить, что средняя плотность сетей транспортной инфраструктуры на единицу территории ощутимо ниже по сравнению с другими развитыми странами.

  • Радиальная конфигурация транспортной сети, ориентированная на столичный транспортный узел.

Объясняется это исторически сформировавшейся централизацией экономики, в результате чего развитие путей сообщения происходило с ориентацией на Москву.

Этот город в настоящее время считается финансово-индустриальным центром и ядром потребительского рынка. Из-за такой особенности московский транспортный узел перегружен, приходится осуществлять транспортировку грузов на дальние расстояния, поскольку нет прямых связей между регионами, находящимися на периферии.

  • Низкое качество транспортной инфраструктуры.

На это указывает рейтинг мирового экономического форума. В нем наша страна находится на тридцатом месте по качеству железных дорог, на 93-м месте по качеству портовой инфраструктуры и на 104-м месте по степени развития воздушного транспорта. По качеству автодорог Россия занимает лишь 136-ю позицию.

Однако не только в нашей стране качество транспортной инфраструктуры низкое. Результаты, полученные Всемирным банком и McKinseyGlobalInstitute, свидетельствуют о том, что во многих развитых и развивающихся государствах ощущается недостаточное финансирование данной сферы.

  • Сильное влияние фактора сезонности.

Большая часть водных путей внутри нашей страны не эксплуатируется в зимнее время. Кроме того, функционирование большинства морских портов осложнено тем, что необходимо осуществлять ледокольную проводку. По некоторым автодорогам во время половодья весной нельзя свободно проехать крупногабаритным машинам. В результате транспортное обслуживание цепей поставок становится нестабильным.

  • Недостаточно развит автотранспорт.

Во времена плановой экономики железнодорожная сеть являлась основой национальной транспортной системы. При этом автотранспорт находился на второстепенной позиции для осуществления местных перевозок. В итоге в настоящее время в РФ есть эффективная железнодорожная инфраструктура, однако сеть автодорог развита плохо. Качество дорожного полотна недостаточно высокое, это приводит к тому, что рост экономики и развитие бизнеса замедляются.

Несмотря на то что инвестирование в развитие автодорог непрерывно увеличивается, чтобы преодолеть диспропорции, необходимо в течение многие лет активно работать.

Кроме вышеуказанных нюансов, появившихся в результате многолетних тенденций, оценивая транспортную систему нашей страны, следует также брать в расчет факторы переходного периода. Они стали оказывать влияние на развитие данной сферы начиная с 90-х годов. К этим факторам можно отнести то, что в течение почти трех десятков лет перестроена структура экономики, она была интегрирована в мировой рынок. Это отразилось на транспортной системе России.

Транспортная система России
Транспортная система России

Составляющие транспортной системы России

Комплекс автомобильно-транспортной системы России включает в себя следующие составляющие:

  • Железнодорожный. Является наиболее важным видом транспорта в нашей стране. С его помощью производятся перевозка пассажиров и грузов по рельсам посредством механической тяги. Железнодорожный транспорт обеспечивает 44,4 % от общего грузооборота РФ.
  • Трубопроводный. Представляет собой систему трубопроводов, с помощью которых осуществляется транспортировка природных ресурсов, а именно газа и нефти из восточной части России в западную. Доля грузооборота равна 46,4 %.
  • Автомобильный. С его помощью осуществляется транспортировка тяжелых грузов в тех областях страны, где отсутствует железнодорожное сообщение. На долю автомобильного транспорта приходится перевозка 4,6 % грузов России.
  • Морской. Наиболее значимые порты находятся в Архангельске, Владивостоке, Находке, а также Санкт-Петербурге. С помощью морского транспорта осуществляется перевозка 0,6 % грузов.
  • Речной. Является развитым в северной части нашей страны, а также в Сибири, где расположены наиболее крупные речные пути. В данных регионах развитие наземного транспорта недостаточное. Единая система речного транспорта – это все крупные реки, которые соединены между собой сетью каналов. Доля перевозки груза речным видом транспорта равна 3,9 % от общего объема.
  • Авиационный является высокоскоростным видом транспорта. Его единственный недостаток – высокая стоимость перевозок. В основном осуществляется доставка пассажиров. Грузы перевозятся в ограниченном количестве из-за высокой стоимости доставки. Доля грузооборота равна 0,1 %.

Из вышесказанного следует, что железнодорожный и трубопроводный грузооборот суммарно составляют 90 %. Одна третья от общего объема грузов перевозится с помощью транспорта.

Две трети в системе составляет автотранспорт, несмотря на то что по грузообороту он обеспечивает лишь 5 %. Также необходимо отметить, что доля ж/д транспорта постоянно растет.

Развитие транспортной системы России необходимо для того, чтобы расширить внешнюю торговлю и обеспечить коммуникацию всех отраслей производства и регионов РФ.

Экономические показатели транспортной системы России

Чтобы оценить функционирование транспортной системы России, определить задачи и решить их, улучшив транспортно-логистическую работу, следует вывести наиболее значимые параметры, характеризующие функционирование транспортной системы.

От каких параметров зависит оснащенность транспортной системы:

  • Длина путей сообщения. Чтобы найти этот показатель, необходимо сложить длины всех путей сообщения.
  • Густота путей сообщения. Представляет собой отношение длины путей сообщение на выбранной территории к площади этой территории.
  • Количество и густота инфраструктурных сооружений, к которым относятся терминалы, порты, аэропорты, вокзалы. Густоту можно рассчитать как через отношение количества инфраструктурных сооружений к площади территории, так и к длине путей сообщения на выбранной территории.
  • Пропускная способность. Чтобы ее рассчитать, необходимо найти отношение количества транспортных средств, которые прошли по пути, к потраченному времени.
  • Провозная способность. Для ее определения нужно найти отношение количества груза, который прошел по пути, к потраченному времени.
  • Состояние транспортного парка, флота. Здесь необходимо учитывать численность, вид и тип транспортного средства, его состояние, то есть эксплуатационный срок.

Параметры работы транспорта:

  • Объем перевозок. Он равен количеству транспортированного груза, важны такие показатели, как масса, объем, количество штук.
  • Грузооборот. Чтобы его найти, нужно умножить объем перевозки на расстояние (в тыс. км).
  • Среднее расстояние перевозки 1 т груза. Определяется через отношение грузооборота к объему перевозок (измеряется в километрах).
Экономические показатели транспортной системы России
Экономические показатели транспортной системы России

С помощью следующих параметров производится оценка того, насколько эффективно используются пути сообщения, транспортные средства и инфраструктурные сооружения:

  • Показатель интенсивности использования инфраструктуры. Определяется как отношение грузооборота либо объема перевозок к 1 км транспортной сети (измеряется в километрах).
  • Груженый, а также общий пробег транспортных средств за выбранный промежуток времени (измеряется в километрах).
  • Степень использования грузоподъемности транспортного средства. Для определения этого параметра нужно найти отношение средней фактической загрузки транспортного средства к его грузоподъемности.
  • Скорость движения транспортных средств. Рассчитывается как средняя скорость (отношение пройденного пути ко времени, либо можно найти эксплуатационную скорость, когда также учитывается время, затраченное на остановки).
  • Количество рейсов, которое совершило транспортное средство за выбранный временной промежуток.
  • Количество грузов, которое транспортное средство перевезло за выбранное время.

Управление транспортной системой России

Развитием транспортной системы России занимается Министерство транспорта. Оно включает в себя:

  • ФАС (Федеративную авиационную службу РФ);
  • Росморфлот (Федеративную службу морского флота России);
  • Росречфлот (Федеративную службу речного флота России);
  • Федеративную автомобильно-дорожную службу.
У каждой службы есть глава, который занимает должность министра. Необходимо отметить, что железные дороги не относятся к юрисдикции транспортного министерства.

Центральное учреждение не может распоряжаться собственностью транспортных предприятий (это его главное отличие от ранее существовавших министерств транспорта), не управляет развитием их хозяйственной деятельности. Цель Министерства транспорта – проводить собственную ценовую политику, определять тарифы. В каждом регионе сформированы региональные управления транспортно-дорожным комплексом.

На морском транспорте созданы морские администрации портов, они занимаются регулировкой работы организаций.

Вертикальную структуру управления можно встретить на железных дорогах. Она была создана еще при Советском Союзе (МПС) и сохраняется в том же виде сегодня. У железной дороги существуют отделения со структурными единицами, к примеру станциями, депо – вагонными и локомотивными, дистанциями и участками. Чтобы соответствовать требованиям времени, в этой системе разработана программа коренной реорганизации.

В Российской Федерации в транспортной системе почти полностью отсутствует конкуренция в результате естественных монополий, а также технологических особенностей транспортировки грузов и пассажиров. Сюда относится обширная территория, погодные и климатические условия. Поэтому государство вынуждено выделить видам транспорта соответствующий рыночный сектор на монопольное обслуживание.

Управление транспортной системой России
Управление транспортной системой России

Однако государство вправе выполнять следующие действия:

  • контролировать качество обслуживания;
  • отслеживать, правильно ли устанавливаются тарифы;
  • контролировать безопасность движения транспортных средств;
  • следить за тем, чтобы соблюдались нормы и правила проектирования и создания транспортных средств и сооружений;
  • контролировать, чтобы выполнялись стандарты экономических воздействий транспорта;
  • учитывать национальные интересы.

Госрегулирование осуществляется в таких сферах:

  • создание рынка транспортных услуг с определением показателей спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных компаний (лицензирование) при соблюдении правил цивилизованной конкуренции;
  • определение тарифов, которые важны как для отрасли, так и для государства, поскольку тарифы влияют на качество жизни граждан;
  • налоговое регулирование, создание льготных условий на восстановительные работы, а также модернизацию и замену транспортных средств;
  • инвестиционное регулирование;
  • рациональное дотирование убыточных предприятий, которые являются социально значимыми.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Программа развития транспортной системы России должна быть максимально эффективной, поскольку транспорт является важным элементом, от которого зависит не только экономика страны, но и социальная, культурная жизнь граждан. На данную сферу непрерывно оказывает влияние полный спектр государственных проблем. Какие трудности являются наиболее важными:

  • Изношены ключевые производственные фонды. Данная проблема заключается в том, что технический уровень подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения весьма низкий.
  • Недостаточное финансирование, в результате чего имеющийся у страны потенциал не используется.
  • Нет устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
  • Логистическая структура плохо развита.
  • Низкая безопасность движения транспортных средств, плохая организация транспортной деятельности.
  • Пагубное воздействие на окружающую среду, загрязнение воздуха.

Программа развития транспортной системы России поможет решить актуальные проблемы. Благодаря комплексному подходу удастся:

  • сформировать инфраструктуру;
  • учесть потребности и создать эффективную систему логистики;
  • создать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают доступность услуг данной отрасли;
  • осуществить транспортный и транзитный потенциал нашей страны, восстановить традиционные связи, выйти на мировой рынок;
  • снизить пагубное воздействие на экологию;
  • улучшить систему транспортной безопасности.
Чтобы реализовать все задуманное, следует создать единый координационный центр, улучшить взаимодействие между органами государственной власти, а также частными компаниями.

Необходимые действия уже были совершены, а именно удалось построить, реконструировать и произвести ремонт тысячи километров автотрасс, увеличить на 40 % грузооборот ж/д транспорта, восстановить взлетно-посадочные полосы на 25 аэродромах, построить 10 терминалов. Кроме того, на 50 % увеличился объем перевозок морского транспорта. Все, что требуется сделать, – это следовать установленному вектору. В результате планомерных действий в нашей стране повысится уровень экономического развития.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных