В статье рассказывается:
Транспортная система России имеет ярко выраженные особенности, которые связаны не только с относительно недавним переходом к рыночной экономике, но и с географическим расположением страны. Ряд этих черт обуславливает уникальное развитие, а также возникновение проблем, которые нехарактерны для иных стран.
Принято считать, что сфера транспорта у нас неразвита, однако это совсем не так. В нашей статье мы расскажем, что входит в транспортную систему России, какие особенности она имеет, и поговорим о проблемах и путях развития в данной сфере.
Транспортная система РФ – это комплекс разнообразных видов транспорта, которые используются в России. Какие-то из них развиты лучше, какие-то отстают по количественным, техническим и прочим показателям. По данной системе движутся транспортные средства, граждане, а также осуществляются грузоперевозки внутри населенных пунктов либо между ними.
Транспортная система РФ обладает специфическими характеристиками, которые зависят от географических и исторических факторов. Перечислим основные особенности:
При этом к западу от Урала густота путей достаточно большая. Поэтому разные виды транспорта конкурируют между собой, становится возможным строить гибкие цепи поставок.
Напротив, в Сибири и восточной части России нет альтернативных путей сообщения. В некоторых поселках и городах отсутствует круглогодичная связь с опорной транспортной сетью. Необходимо отметить, что средняя плотность сетей транспортной инфраструктуры на единицу территории ощутимо ниже по сравнению с другими развитыми странами.
Объясняется это исторически сформировавшейся централизацией экономики, в результате чего развитие путей сообщения происходило с ориентацией на Москву.
Этот город в настоящее время считается финансово-индустриальным центром и ядром потребительского рынка. Из-за такой особенности московский транспортный узел перегружен, приходится осуществлять транспортировку грузов на дальние расстояния, поскольку нет прямых связей между регионами, находящимися на периферии.
На это указывает рейтинг мирового экономического форума. В нем наша страна находится на тридцатом месте по качеству железных дорог, на 93-м месте по качеству портовой инфраструктуры и на 104-м месте по степени развития воздушного транспорта. По качеству автодорог Россия занимает лишь 136-ю позицию.
Однако не только в нашей стране качество транспортной инфраструктуры низкое. Результаты, полученные Всемирным банком и McKinseyGlobalInstitute, свидетельствуют о том, что во многих развитых и развивающихся государствах ощущается недостаточное финансирование данной сферы.
Большая часть водных путей внутри нашей страны не эксплуатируется в зимнее время. Кроме того, функционирование большинства морских портов осложнено тем, что необходимо осуществлять ледокольную проводку. По некоторым автодорогам во время половодья весной нельзя свободно проехать крупногабаритным машинам. В результате транспортное обслуживание цепей поставок становится нестабильным.
Во времена плановой экономики железнодорожная сеть являлась основой национальной транспортной системы. При этом автотранспорт находился на второстепенной позиции для осуществления местных перевозок. В итоге в настоящее время в РФ есть эффективная железнодорожная инфраструктура, однако сеть автодорог развита плохо. Качество дорожного полотна недостаточно высокое, это приводит к тому, что рост экономики и развитие бизнеса замедляются.
Кроме вышеуказанных нюансов, появившихся в результате многолетних тенденций, оценивая транспортную систему нашей страны, следует также брать в расчет факторы переходного периода. Они стали оказывать влияние на развитие данной сферы начиная с 90-х годов. К этим факторам можно отнести то, что в течение почти трех десятков лет перестроена структура экономики, она была интегрирована в мировой рынок. Это отразилось на транспортной системе России.
Комплекс автомобильно-транспортной системы России включает в себя следующие составляющие:
Из вышесказанного следует, что железнодорожный и трубопроводный грузооборот суммарно составляют 90 %. Одна третья от общего объема грузов перевозится с помощью транспорта.
Две трети в системе составляет автотранспорт, несмотря на то что по грузообороту он обеспечивает лишь 5 %. Также необходимо отметить, что доля ж/д транспорта постоянно растет.
Развитие транспортной системы России необходимо для того, чтобы расширить внешнюю торговлю и обеспечить коммуникацию всех отраслей производства и регионов РФ.
Чтобы оценить функционирование транспортной системы России, определить задачи и решить их, улучшив транспортно-логистическую работу, следует вывести наиболее значимые параметры, характеризующие функционирование транспортной системы.
От каких параметров зависит оснащенность транспортной системы:
Параметры работы транспорта:
С помощью следующих параметров производится оценка того, насколько эффективно используются пути сообщения, транспортные средства и инфраструктурные сооружения:
Развитием транспортной системы России занимается Министерство транспорта. Оно включает в себя:
Центральное учреждение не может распоряжаться собственностью транспортных предприятий (это его главное отличие от ранее существовавших министерств транспорта), не управляет развитием их хозяйственной деятельности. Цель Министерства транспорта – проводить собственную ценовую политику, определять тарифы. В каждом регионе сформированы региональные управления транспортно-дорожным комплексом.
На морском транспорте созданы морские администрации портов, они занимаются регулировкой работы организаций.
Вертикальную структуру управления можно встретить на железных дорогах. Она была создана еще при Советском Союзе (МПС) и сохраняется в том же виде сегодня. У железной дороги существуют отделения со структурными единицами, к примеру станциями, депо – вагонными и локомотивными, дистанциями и участками. Чтобы соответствовать требованиям времени, в этой системе разработана программа коренной реорганизации.
В Российской Федерации в транспортной системе почти полностью отсутствует конкуренция в результате естественных монополий, а также технологических особенностей транспортировки грузов и пассажиров. Сюда относится обширная территория, погодные и климатические условия. Поэтому государство вынуждено выделить видам транспорта соответствующий рыночный сектор на монопольное обслуживание.
Однако государство вправе выполнять следующие действия:
Госрегулирование осуществляется в таких сферах:
Программа развития транспортной системы России должна быть максимально эффективной, поскольку транспорт является важным элементом, от которого зависит не только экономика страны, но и социальная, культурная жизнь граждан. На данную сферу непрерывно оказывает влияние полный спектр государственных проблем. Какие трудности являются наиболее важными:
Программа развития транспортной системы России поможет решить актуальные проблемы. Благодаря комплексному подходу удастся:
Необходимые действия уже были совершены, а именно удалось построить, реконструировать и произвести ремонт тысячи километров автотрасс, увеличить на 40 % грузооборот ж/д транспорта, восстановить взлетно-посадочные полосы на 25 аэродромах, построить 10 терминалов. Кроме того, на 50 % увеличился объем перевозок морского транспорта. Все, что требуется сделать, – это следовать установленному вектору. В результате планомерных действий в нашей стране повысится уровень экономического развития.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах