В статье рассказывается:
Неотъемлемой частью интеллектуальных транспортных систем является своевременное информирование участников дорожного движения, для обеспечения которого ведется оперативный сбор данных о дорожной обстановке, их обработка и представление в наиболее подходящем для своевременного восприятия виде.
Информирование участников дорожного движения ведется с целью:
– обеспечения информированности пользователей автомобильных дорог об условиях движения;
– повышения качества управления дорожной обстановкой как в рабочем режиме, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– минимизации потерь времени и расхода топлива при прохождении маршрута;
– обеспечение безопасности пользователей автомобильных дорог.
– предоставление участникам движения информации о дорожной ситуации, метеорологической обстановке и рекомендаций по выбору маршрута и скоростному режиму;
– формирование и доведение информации о маршрутах движения, времени прохождения маршрута, возможных объездах, дорожных и метеорологических условиях движения, дорожных работах, наличии парковочных мест, заторах, ДТП;
– отображение информации о дорожной ситуации на интерактивных картах, графиках, таблицах, передача информации пользователям в графическом виде, в виде сообщений SMS, RDS TMC, электронной почты.
Для предоставления информации участникам движения применяются следующие технологии:
– отображение текстовой и графической информации на динамических информационных табло (ДИТ);
– представление информации на знаках переменной информации (ЗПИ);
– отображение информации на рекламно-информационных экранах (РИЭ);
– знаки обратной связи с водителем (ЗОС).
Средства отображения динамической информации устанавливаются по основному ходу автомобильной дороги, перед транспортными развязками где, в случае затора, водитель имел бы возможность выбрать альтернативный маршрут или произвести действия (снижение скорости, увеличение дистанции, смена полосы движения) для безопасного продолжения движения.
Динамическое информационное табло (ДИТ) – устройство визуального отображения информации, являющееся элементом дорожной инфраструктуры и предназначенное для отображения неизменной и изменяющейся во времени информации в системах косвенного управления транспортными потоками (ГОСТ Р 56351-2015).
Динамические информационные табло представлены следующими видами:
– ДИТ, состоящие из текстового модуля;
– ДИТ, состоящие из текстовых и графических модулей;
– полноматричные ДИТ.
По виду установки динамические информационные табло также делятся на стационарные и мобильные.
Информационные сообщения, выводимые на динамических информационных табло, представляют собой совокупность данных об организации дорожного движения, дорожной обстановке, погодных условиях, оптимальных скоростных режимах, маршрутах движения транспорта.
Наиболее часто используемые информационные сообщения:
– информация о ДТП и иных событиях, рекомендуемые действия (снижение скорости, увеличение дистанции);
– наличие, протяженность и расстояние до затора, рекомендуемые маршруты объезда;
– время движения до населенных пунктов;
– информация о дорожных работах и связанных с ними ограничениях;
– информация о состоянии проезжей части – температура дороги, сухой асфальт, мокрый асфальт, листопад, гололед;
– информация о погоде – температура воздуха, скорость и направление ветра, осадки, туман.
Знаки переменной информации (ЗПИ) – техническое средство организации дорожного движения, предназначенное для отображения дорожных знаков, за исключением знаков индивидуального проектирования (ГОСТ 32865-2014).
Использование знаков переменной информации позволяет решать следующие задачи:
– установление верхнего предела скорости по полосам или по всей проезжей части, на отдельных участках дороги или на всей ее длине с целью обеспечения безопасности движения при неблагоприятных погодных условиях, дорожно-транспортных происшествиях, большой интенсивности дорожного движения;
– запрещение въезда на отдельные полосы движения при возникновении происшествий, проведении ремонтных работ;
– ограничение въезда определенным типам транспортных средств на отдельные полосы движения;
– перевод потока с закрытых полос на соседние, разрешенные для движения;
– организация реверсивного движения;
– организация обходных маршрутов при дорожно-транспортных происшествиях, заторах, ремонтных работах на отдельных участках дороги.
Существуют следующие виды знаков переменной информации:
– светотехнические ЗПИ;
– электромеханические ЗПИ.
Табло и знаки переменной информации функционируют в трех режимах: автоматическом, автоматизированном и ручном.
В автоматическом режиме функционирования происходит применение сценариев, основанных на входных данных, получаемых от оборудования Системы автоматическим путем. На основании этих исходных данных программное обеспечение применяет один из разработанных ранее сценариев.
В автоматическом режиме отображаются только дорожные знаки № 6.4 «Рекомендуемая скорость». Отображение дорожных знаков № 3.24 «Ограничение максимальной скорости» не допустимо.
Сценарии, отображаемые на ЗПИ, ТПИ в автоматическом режиме из-за изменения метеорологической обстановки:
Дорожно-транспортная ситуация | ЗПИ | ТПИ | Примечание |
Хорошие дорожные условия | – | ||
Скользкая дорога | Внимание! Скользкая дорога! | Отображается при снижении коэффициента сцепления из-за наличия на поверхности автомобильной дороги осадков либо попадания на проезжую часть жидкостей или сыпучих мелкозернистых материалов таких, как песок, порошок. | |
Гололед | Внимание! Гололед! | Отображается при снижении коэффициента сцепления из-за наличия на поверхности автомобильной дороги гололеда. | |
Туман | Внимание! Туман! | Отображается при недостаточной видимости дороги (менее 300 м). | |
Боковой ветер | Внимание! Боковой ветер! | Отображается при скорости ветра более 10,8 м/с. |
В автоматизированном режиме выводится информация об изменении дорожно-транспортной ситуации из-за метеорологических изменений или в связи со снижением скорости транспортного потока. При этом диспетчеру поступает сигнал об изменение дорожно-транспортной ситуации и предлагаются различные сценарии управления ТПИ, ЗПИ.
В автоматизированном режиме на усмотрение диспетчера возможно отображение дорожных знаков № 6.4 «Рекомендуемая скорость» или дорожных знаков № 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Сценарии, отображаемые на ЗПИ, ТПИ в автоматизированном режиме из-за изменения метеорологической обстановки:
Дорожно-транспортная ситуация | ЗПИ | ТПИ | Примечание |
Хорошие дорожные условия | – | ||
Скользкая дорога | Внимание! Скользкая дорога! | Отображается при снижении коэффициента сцепления из-за наличия на поверхности автомобильной дороги осадков либо попадания на проезжую часть жидкостей или сыпучих мелкозернистых материалов таких, как песок, порошок. | |
Гололед | Внимание! Гололед! | Отображается при снижении коэффициента сцепления из-за наличия на поверхности автомобильной дороги гололеда. | |
Туман | Внимание! Туман! | Отображается при недостаточной видимости дороги (менее 300 м). | |
Боковой ветер | Внимание! Боковой ветер! | Отображается при скорости ветра более 10,8 м/с. |
Сценарии, отображаемые на ЗПИ, ТПИ в автоматизированном режиме из-за изменения средней скорости транспортного потока:
Дорожно-транспортная ситуация | ЗПИ | ТПИ | Примечание |
Дорожно-транспортное происшествие. | Внимание! ДТП! | Отображается при дорожно-транспортном происшествии. | |
Препятствие на дороге. | Внимание! Препятствие на дороге! | Отображается при снижении коэффициента сцепления из-за наличия на поверхности автомобильной дороги гололеда. | |
Движение прямо запрещено. | Внимание! Движение прямо запрещено! | Отображается при запрещении движения прямо (например, из-за затора). | |
Затор. | Внимание! Затор! | Отображается при заторе на автомобильной дороге. |
При отображении информации в ручном режиме, диспетчеру поступает информация от дорожно-эксплуатационных служб, автомобилей экстренных служб. Диспетчер сам выбирает сценарий для вывода на ТПИ, ЗПИ. Затем информация поступает на ТПИ, ЗПИ, на которых отображается тот или иной сценарий.
В ручном режиме, на усмотрение диспетчера, возможно отображение дорожных знаков № 6.4 «Рекомендуемая скорость» или дорожных знаков № 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Отображаемые сценарии на ЗПИ, ТПИ в ручном режиме:
Дорожно-транспортная ситуация | ЗПИ | ТПИ | Примечание |
Дорожные работы | Внимание! Дорожные работы! | Отображается при проведении дорожных работ. | |
Движение прямо запрещено. | Движение прямо запрещено! | Отображается при запрещении движения прямо (например, из-за проведения дорожных работ по всем полосам движения). | |
Неровная дорога. | Внимание! Неровная дорога! | Отображается при наличии на дорожном покрытии выбоин. | |
Экстренные службы | Внимание! Освободите левый ряд!! | Отображается при проезде экстренных служб, заблаговременно. |
Для управления системой информирования участников дорожного движения применяется специальное программное обеспечение (СПО).
Одним из лучших СПО, присутствующих на рынке, является разработанное компанией ТРАССКОМ специальное программное обеспечение «Управление информированием пользователей автодорог СПО ТРАФИК-ИНФО» представляющее собой интегрированную модульную систему, разработанную с целью упрощения и повышения удобства процессов настройки и управления выводом информации на дорожные информационные табло и ЗПИ, устанавливаемые на сети автомобильных дорог общего пользования.
СПО «ТРАФИК-ИНФО» может использоваться в составе интеллектуальных транспортных систем для информирования пользователей автодорог о текущих и прогнозируемых условиях движения, состоянии покрытия, рекомендуемых параметрах движения и другой информации, требующей внимания, включающей:
– данные атмосферных и дорожных параметров;
– текущие параметры транспортных потоков;
– информацию о проводимых дорожных работах;
– информацию об инцидентах на проезжей части;
– штормовые оповещения;
– информацию о прогнозе погоды;
– информацию о прогнозе состояния покрытия;
– штормовые предупреждения;
– рекомендуемый скоростной режим;
– рекомендуемая дистанция движения.
Все виды перечисленной информации могут быть настроены в соответствие с регламентом, ГОСТами и ПДД.
Система информирования состоит из четырех различных встроенных подсистем:
– сервера, использующегося для управления устройствами и сбора данных;
– клиента, позволяющего операторам взаимодействовать с системой;
– устройств, представляющих собой дорожные информационные табло и знаки переменной информации, установленных на дорожной сети и разнесенных территориально;
– системы обмена данными, обеспечивающей информационное взаимодействие между компонентами СПО.
Система является масштабируемой и позволяет управлять различными видами устройств (ДИТ, ЗПИ), сохраняя возможность добавления новых моделей устройств без необходимости обновления программного и аппаратного обеспечения для уже существующих моделей.
Устройства могут взаимодействовать с сервером, используя различные каналы передачи данных (локальную сеть, Wi-Fi, GSM и другие) в зависимости от модели устройства и его возможностей.
Функциональные характеристики системы:
– конфигурирование и настройка параметров устройств (ДИТ, ЗПИ);
– настройка сообщений;
– настройка последовательности сообщений;
– настройка календарей вывода сообщений;
– настройка динамических шаблонов вывода сообщений;
– управление библиотекой изображений;
– управление выводом сообщений по расписанию;
– управление выводом сообщений по условию;
– управление пользователями и доступом;
– управление данными внешних систем;
– видеоконтроль вывода сообщений.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах