В статье рассказывается:
Средства дорожной безопасности представляют собой стандартные технические, а также инновационные решения. К первой группе можно отнести хорошо всем знакомые дорожные знаки, различные светофоры, «лежачих полицейских», разметку и др. Если говорить об «умных» средства контроля, то стоит упомянуть устройства, устанавливаемые в автомобилях: система помощи на дороге, контроля слепых зон, бодрствования за рулем и т. д.
Все эти средства отлично себя зарекомендовали и призваны минимизировать риски возникновения ДТП. В комплексе они работают еще лучше, многократно увеличивая свою эффективность. Более подробно о разных видах средств дорожной безопасности вы узнаете из нашего материала.
Нынешняя ситуация на дорогах существенно отличается от той, что была раньше. Количество знаков на проезжей части было меньше, водители относились к ним серьезно. На сегодняшний день дорожные знаки остаются основным средством обеспечения безопасности дорожного движения. Их стало намного больше, и это иногда заставляет внимание участников движения рассеиваться. Сами знаки изготавливают из других материалов и по новым технологиям, поэтому их эстетический вид намного превышает раннее поколение.
Для создания знаков используется особая пленка трех видов: инженерная, высокоинтенсивная и алмазная. Главное их отличие – это способность отражать свет (так называемый световозврат). Выше перечислены виды пленки по возрастанию степени световозврата – этот показатель у каждой последующей в пять раз выше.
Так, у алмазной самая высокая степень световозврата. Именно поэтому ее используют на дорожных знаках, находящихся в освещенных местах проезжей части. Такие знаки хорошо видны водителям, что способствует повышению безопасности на дороге.
Стандарт предусматривает три типоразмера знаков. Первый типоразмер устанавливают на предприятиях; второй типоразмер можно встретить на дорогах города; на скоростных магистралях ставят третий типоразмер.
Иногда даже самый внимательный водитель может пропустить дорожный знак. Для таких случаев в г. Химки (Московской области) придумали поместить стандартные предупреждающие знаки на яркий желтый фон (например, «Пешеходный переход» или «Осторожно, дети»). Он привлекает внимание, а значит, такой знак невозможно не заметить. Это должно способствовать большей безопасности на дорогах.
Со временем изменилась и технология нанесения дорожной разметки. Сначала при помощи веревки, намазанной белой краской либо мелом, намечают контур нанесения линий. Специалисты со стажем справляются с этой задачей эффективно и достаточно быстро. Неважно, какого типа будет нанесена разметка, в любом случае требуется сначала наметить контуры в нужных местах.
Самую простую разметку на дорожное покрытие наносят краской без добавления светоотражающих шариков и других укрепляющих средств. Делается это при помощи легких машин, так как невыгодно задействовать тяжелую технику для небольших незагруженных участков дороги.
При интенсивном движении на трассе применяют другой вид разметки. Она является более долговечной, нескользкой и хорошо видна всем участникам движения.
На центральных улицах Москвы и на МКАД делают разметку термопластиком. Она легко наносится, хорошо держится на дорожном покрытии. Разметка отлично видна ночью потому, что обладает высоким коэффициентом световозвращения.
Единственный минус – для нанесения используется большое количество техники, красящей дорогу в автоматическом режиме после предварительного нанесения контуров. Когда работы завершены, проезжую часть открывают для движения.
В России относительно недавно начали применять новый вид разметки лентами. Основное преимущество метода заключается в том, что данная разметка наносится вместе с дорожным покрытием и имеет хорошую видимость.
Как известно, на новый асфальт не наносят разметку краской в течение месяца, так как он должен устояться. Термопластик также не годится, потому что и он не выдержит воздействия на свежем асфальте. А вот ленточная разметка – это выход из ситуации. Сразу после нанесения можно открывать движение для транспорта.
Материалы для лент делаются по новым технологиям. Поэтому такая разметка является долговечной. По качеству и характеристикам она превосходит даже самый лучший термопластик. Ленточная разметка с легкостью выдерживает 8 млн ударов шин на единицу поверхности, сохраняя коэффициент световозвращения, в то время как разметка термопластиком стирается после 2 млн касаний колес. Высокая цена – это единственный минус данной разметки. Но это не важно, потому что безопасность на дороге в приоритете.
Стандартные трехцветные светофоры устанавливают вертикально. Исключением являются многополосные трассы. На них расположены горизонтальные светофоры, имеющие 3 круглые лампы: красную, желтую, зеленую. На перекрестках не обойтись без светофоров – главных средств для организации безопасности дорожного движения.
Для трамваев всегда ставят отдельные светофоры, имеющие четыре одноцветных сигнала. Они отличаются от привычных светофоров Т-образной формой.
При таком светофоре совершить поворот либо движение вперед трамвай может при активности нижнего сигнала, а также одного или нескольких верхних. Хотя такой светофор предназначен исключительно для трамваев, другим участникам движения, например автомобилистам, необходимо тоже обращать на него внимание. Чтобы спланировать свое движение на трамвайных путях, каждый водитель должен знать, в каком направлении в данный момент разрешено ехать трамваю.
При однополосном движении, ремонтных работах на дороге, суженных участках целесообразно ставить реверсивные светофоры. Они могут состоять из двух сигналов (красного косого креста и зеленой стрелки) или из трех (к основным двум добавляется косая стрелка). На реверсивном светофоре с тремя сигналами дополнительная стрелка направлена вправо или влево. По ней водитель ориентируется, на какую полосу ему необходимо будет перестроиться.
Нередко на проезжей части можно увидеть светофоры Г-образной и Т-образной формы. Так они выглядят из-за дополнительных секций, которые уточняют, в каком направлении разрешено движение автомобилей одновременно с разрешающим основным сигналом этого светофора.
Водитель может начинать движение, когда загорится зеленый сигнал светофора. На некоторых светофорах имеются дополнительные секции. Они предназначены для того, чтобы уточнить возможность движения в ту или иную сторону. Если секция не активна, то поворачивать строго запрещено, даже несмотря на то, что на центральной вертикальной линии светофора горит разрешающий сигнал.
Важно! Поворот направо и налево по ПДД считаются абсолютно разными маневрами. Поэтому поворачивать можно, если активна дополнительная секция на необходимой вам стороне.
Когда горит основной зеленый сигнал светофора и активна стрелка на правой секции, то поворот разрешен в соответствующую сторону. При этом нужно учитывать, что если при повороте дорогу вам переходит пешеход, то вы его пропускаете.
Если дополнительная левая секция активна, то можно совершать маневр. Помех не будет, так как остальным участникам дорожного движения в этот момент запрещено мешать вашему повороту. Но по встречной полосе может ехать транспортное средство, и его необходимо будет пропустить, а потом только завершить поворот.
Еще один важный момент: на светофоре может гореть красный запрещающий сигнал, но при этом одна из дополнительных секций будет разрешать поворот. Если вам нужно в эту сторону, то смело совершайте маневр. Это разрешают ПДД при условии, что вы не помешаете другим автомобилистам.
Не всегда водители соблюдают скоростной режим в населенном пункте. Поэтому на дорогах устанавливают искусственные неровности, называемые «лежачими полицейскими». Их можно отнести к техническим средствам обеспечения безопасности дорожного движения. Искусственные неровности способствуют понижению скорости автомобилистами на определенных участках дороги.
Необходимость в таком техническом средстве обеспечения дорожной безопасности движения возникает потому, что на некоторые установленные ограничители скорости на проезжей части не обращают внимание, а их качество оставляет желать лучшего (конструкция изнашивается очень быстро, цвета тускнеют).
Американская кампания предлагает улучшенный аналог «лежачего полицейского» – seton speed bump. Это такой же ограничитель скорости для водителей, только он имеет повышенное качество и более удобную конструкцию. Изготовлен из высокопрочного поливинилхлорида. Элементы seton speed bump соединяются между собой при помощи специальных замков. Сборка не занимает много времени. Цвета на ограничителе не стираются и не выгорают в течение десятка лет.
Еще одним преимуществом seton speed bump является хорошее сцепление с дорогой, так как на ограничителе скорости имеются специальные рельсы. Конструкция достаточно прочная, с хорошими светоотражающими элементами. Они обеспечивают видимость препятствия на дороге в темное время суток.
Интересная информация: у американских ограничителей скорости внутри конструкции есть специальная выемка для того, чтобы можно было протянуть провода.
При фронтальном столкновении автомобиля с буферным заграждением на скорости не более 60 км/ч случается ДТП с серьезными последствиями. Чтобы хоть немного обезопасить участников дорожного движения либо компенсировать удар, заграждения выполняют из специальных наливных емкостей, заполненных крошкой.
С такими конструкциями даже при скорости 80 км/ч в случае ДТП человек останется жив. Это подтверждено проведенными краш-тестами.
Нужно отметить устойчивую работу данной системы, а также простоту использования. Например, в Москве буферные заграждения стоят практически везде. Неоднократно была доказана эффективность их применения.
По статистике, сохранность конструкции равна трем неделям. Рано или поздно в нее кто-то въезжает, но серьезных ДТП не происходит. Автомобилисты скрываются с места происшествия, оставляя разбитый буфер. Значит, серьезных последствий такое столкновение не вызывает.
Средняя стоимость одного пустого буфера 5 тысяч рублей. Стоимость возрастает на тысячу рублей, если он заполнен специальной крошкой из резины. Вместо крошки в пластиковый куб пробовали заливать воду, но результаты получались значительно хуже.
Со временем на краю отбойников решили устанавливать безопасные концевые элементы. Если автомобиль со скоростью около 80 км/ч врежется в них, то никаких последствий, угрожающих жизни, не будет. Машине не грозит быть нанизанной на отбойник, потому что при ударе каретка сместиться в сторону, срезав крепления и завернув брус.
ДТП по всему миру очень часто происходят по вине уставших водителей. По статистике, водитель, уснувший за рулем, виновен в каждой пятой аварии. Для решения проблемы были разработаны такие средства, обеспечивающие безопасность дорожного движения, как стопслипы.
Эти устройства по принципу действия разделяют на 2 типа. Первые осуществляют контроль за пульсом автомобилиста. Они начинают вибрировать, если пульс становится реже. У второго типа гаджетов более сложная конструкция. Они способны следить за направлением взгляда водителя в светлое и темное время суток. Стоит ему отвести свой взгляд в сторону от дороги, начать часто моргать или даже закрыть глаза, как стопслип издаст очень громкий сигнал. Такое оповещение приведет водителя в чувства, поможет взбодриться, сконцентрировать внимание на дороге.
Отечественный рынок тоже может похвастаться собственными разработками технических средств обеспечения дорожной безопасности движения. К концу текущего года в свет должна выйти нейрокепка. В нее встроена система, которая позволит автомобилисту оставаться бодрым.
Причинами ДТП иногда становятся слепые зоны. Еще одно их название – белые пятна. Справиться с ними на дороге может помочь специальное устройство – монитор-регистратор. Он крепится вверху на лобовом стекле. Данный прибор также оснащен четырьмя камерами, которые размещены в стратегически важных местах на кузове транспортного средства. Их задача состоит в том, чтобы в реальном времени транслировать изображение дороги на экран перед водителем. Так можно во время движения получить возможность видеть все вокруг.
Иногда ДТП происходят из-за того, что водитель вовремя не смог остановить транспортное средство. Для этой проблемы было найдено решение, и теперь в некоторые марки автомобилей устанавливают системы Automated Emergency Braking. Они способны просканировать пространство перед автомобилем, определив, есть ли впереди какой-то предмет или человек. Помимо этого, система учитывает скорость, траекторию движения транспорта и может оценить вероятность столкновения. При возникновении угрозы поступает сигнал о необходимости экстренного торможения. Скорость автомобиля автоматически снижается.
Здесь речь идет о сложных системах, помогающих ассистировать автомобилистам. Устройства дают комплексную оценку ситуации на дороге, учитывают встречающиеся дорожные знаки, пешеходные переходы. Они могут при необходимости, например, включить или выключить фары дальнего света. Основным преимуществом является голосовой помощник, который дает советы водителю в определенных ситуациях.
Безаварийное движение транспорта – это большая система средств, направленных на обеспечение безопасности на дорогах. Главную роль в реализации этой системы играет человек. Все участники дорожного движения просто обязаны принимать соответствующие меры и осознавать свою ответственность, иначе ДТП и негативных последствий не избежать.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах