Светящиеся «зебры»
Главная Блог Дороги Светящиеся «зебры»: как они работают

Светящиеся «зебры»: как они работают

05 августа 2021

Светящиеся «зебры» не только за рубежом, но и России становятся новым стандартом в сфере обеспечения безопасности пешеходов. Первыми внедрять и обкатывать подобные технологии стали западные страны, где они доказали свою высокую эффективность.

В России требования и стандарты к проекционным пешеходным переходам только разрабатываются, но это не мешает нашим дорожникам применять их уже сегодня. Краснодар, Ленинградская область, Уфа и другие города стали первыми ласточками в деле спасения пешеходов и нерадивых водителей, результаты более чем убедительны.

Из нашего материала вы узнаете, как работают светящиеся «зебры» и насколько они эффективны.

Необходимость светящихся «зебр» и других инноваций на дороге

Необходимость светящихся «зебр» и других инноваций на дороге
Необходимость светящихся «зебр» и других инноваций на дороге

Нередко дорожные происшествия происходят именно из-за действий пешеходов, и для этого есть множество причин. Одна из самых распространенных — это «вредное» убеждение, что пешеход всегда прав, которое и приводит к нежелательным последствиям.

Чаще всего люди нарушают ПДД, перебегая дорогу в неположенном месте. Если это происходит на тихой улочке с минимальным транспортным потоком и одной полосой в каждую сторону, то все еще может обойтись. Но некоторые граждане ведь умудряются выйти и на многоголосную магистраль!

Даже на светофорах пешеходы не дожидаются разрешающего зеленого и выскакивают на красный свет, потому что «машин все равно нет». Особенно когда на противоположной стороне отъезжает нужный автобус, все правила мгновенно забываются. По этим и многим другим причинам в городах просто необходимо развивать инфраструктуру, внедрять современные технологии и разработки для пешеходов.


Некоторые вещи уже активно применяются в нашей стране, к примеру, датчики движения для предотвращения наездов на людей. В ночное время суток, когда видимость снижается и человека на дороге трудно заметить, над переходами автоматически включаются дополнительные светильники и активируются электронные табло.

Такая система позволяет пешеходу чувствовать себя в большей безопасности и вовремя предупредить водителя, что впереди находятся люди и нужно снизить скорость. Яркий свет и надпись будут видны издалека, особенности местности и условия ограниченной видимости не станут причиной аварии.

Светящиеся «зебры» за рубежом

  1. Великобритания
    Светящиеся «зебры» за рубежом
    Светящиеся «зебры» за рубежом

    Стоит отдать должное британским ученым, которые и в вопросе дорожной безопасности оказались впереди планеты всей. Они изобрели так называемый Starling Crossing – умный пешеходный переход, или переход будущего. Разработка уже активно применяется на улицах Англии для тестирования в реальных условиях города. Аббревиатура расшифровывается так — STigmergic Adaptive Responsive LearnING Crossing.

    Это такая же зебра, к которой мы привыкли, но встроенная в дорожное полотно и одновременно являющаяся светофором. Самое интересное, что изначально ее не видно на асфальте, и разметка появляется только в тот момент, когда движение по ней безопасно для всех участников дорожного движения. Она активируется и начинает работать, когда человек подходит к краю проезжей части.

    Если на дороге нет автомобилей, мотоциклов или велосипедов, зебра начинает светиться привычным зеленым светом. Это означает, что путь свободен, и пешеход может перейти улицу. Если рядом появляется машина, сенсоры это улавливают и полоски становятся красными. Они меняют цвет также в случае, когда человек нарушает ПДД и выходит за рамки зебры. Соответствующие сигналы поступают водителю приближающего автомобиля.

    Интересный факт, что инициатором разработки выступила английская страховая компания Direct Line. Это точно не входит в круг ее обязанностей, проявление такой гражданской позиции и финансирование задумки очень похвально.

    Основная функция перехода будущего — повышение безопасности на дорогах. Предупреждение пешеходов о приближающихся машинах и, наоборот, водителей о наличии людей на дороге. Это особенно актуально в связи с тем фактом, что многие утыкаются в телефон и не смотрят на светофоры, а яркие полосы под ногами они вряд ли смогу пропустить.

    Еще один приятный плюс умного перехода в копилку к остальным, он может подсвечивать пешеходов в ночное время суток и может заменить светильники. Зебра также может увеличиваться автоматически (в допустимых пределах), когда трафик людей на дороге повышается.

    Регулируется изобретение с помощью компьютера и нескольких камер, которые смотрят в разные стороны и оценивают дорожную ситуацию. Разработка самообучается, может определять велосипедистов, пешеходов и водителей.

  2. Нидерланды
    Необходимость светящихся «зебр» и других инноваций на дороге
    Необходимость светящихся «зебр» и других инноваций на дороге

    Другие европейские страны не отстают от соседей и внедряют собственные разработки. Нидерландские ученые придумали способ дополнительного освещения пешеходных переходов с помощью светодиодов, поскольку, как мы уже говорили выше, в темное время суток видимость снижается и это часто приводит к серьезным авариям, вплоть до летального исхода.

    Обычная зебра, нанесенная белой краской, хорошо видна днем, но ночью водители могут просто не заметить людей на дороге. Поэтому фирма «Lighted Zebra Crossing B.V.» предложила применять светодиодные лампочки для повышения безопасности пешеходов.

    Помимо этого, компания разработала датчики, которые будут собирать данные о дорожной ситуации и измерять различные показатели. Считать проходящий транспорт, количество пешеходов, скорость машин, нагрузку на оси и многое другое. Эта информация поможет властям контролировать ситуацию и вовремя реагировать при необходимости.

    Светодиоды ученые предлагали использовать и раньше, но сбор таких данных действительно является новшеством и может помочь существенно снизить аварийность на дорогах.

  3. Опыт Швеции. В Швеции еще в конце 90-х годов был разработан проект Vision Zero, который уже стал международным и помог властям сократить смертность в 2 раза. Основной принцип программы — нулевая терпимость к смертности на дорогах из-за увеличения числа автомобилей (отсюда и название).Поэтому дороги и переходы изначально проектируются строителями так, чтобы снизить число возможных происшествий и увеличить безопасность. Раньше в стране было много светофоров, привычных «зебр» и одинаковая разрешенная скорость в городе. Сейчас здесь действует система ранжирования скорости на разных участках, есть много лежачих полицейских, искусственных неровностей, изгибов дороги, островков безопасности.

    Согласно данным шведских ученых, если водитель движется со скоростью 50 км/ч, то вероятность погибнуть у пешехода при аварии 80 %, а если скорость будет 30 км/ч — риск снижается до 10 %. В рамках проекта создано более 12 тысяч безопасных пешеходных переходов, которые обозначены не только краской, но и световой сигнализацией.

Светящиеся «зебры» в России

Светящиеся «зебры» в России
Светящиеся «зебры» в России

В последние несколько лет светящиеся зебры стали активно появляться и во всех регионах России. Полоски подсвечиваются с помощью специальных установленных приборов, которые реагируют на движение. Как только человек начинает идти по переходу, проектор дублирует разметку и тем самым дополнительно освещает дорогу.

Водители смогут увидеть такие пешеходные переходы издалека за 150 метров, особенно в плохую погоду и зимнее время. Это значительно снизит риск ДТП с участием пешеходов.

Такие переходы называются проекционными и пока применяются в экспериментальном формате, чтобы проверить их эффективность в условиях города. Проект регулируется пунктом 4.5 национального стандарта ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Технические требования к самому оптическому оборудованию пока еще до конца не обозначены в документах, но проекторы уже показали свою эффективность. Проекционные пешеходные переходы появляются на федеральных трассах для улучшения видимости и увеличения безопасности всех участников дорожного движения.

Насколько эффективны светящиеся «зебры» в нашей стране

Насколько эффективны светящиеся «зебры» в нашей стране
Насколько эффективны светящиеся «зебры» в нашей стране

Традиционные знаки и разметка хорошо проявляют себя днем и в обычную погоду, но при других обстоятельствах показывают свою слабую эффективность. Предлагаемое проекционное оборудование размещается над переходом, оно не заменяет его, а дублирует.

Яркий световой коридор появляется благодаря встроенным светодиодным цветным фильтрам и хорошо виден даже при плохих погодных условиях. Например, когда разметка не видна, если выпадает снег или проезжая часть загрязняется. Согласно данным разработчиков, проектор видно с расстояния более 150 метров.

Программа реализуется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и уже имеет определенные результаты. Например, в Омске на участках, где установлено инновационное оборудование, значительно снизилось количество ДТП с участием пешеходов, самой незащищенной категории участников дорожного движения.

В городе в 2019-ом году установили 3 проектора, планируется поставить еще 2 в ближайшее время. Представители госавтоинспекции поделились статистикой: с января по май произошло 9 происшествий, 7 из которых — с участием пешеходов. За аналогичный период прошлого года произошел лишь один случай на участке, где было установлено оборудование. На других участках цифры сохраняются на обычном уровне, что говорит об эффективности реализации проекта.

Критерии установки светящихся «зебр»

Критерии установки светящихся «зебр»
Критерии установки светящихся «зебр»

Основным критерием для выбора горизонтальной дорожной разметки, где будет установлено проекционное оборудование, стала концентрация ДТП на данном участке автомобильной дороги. Также представителями администрации и ГИБДД было обращено внимание на наличие социально-значимых мест вблизи наземных пешеходных переходов.

За прошлый год проекционные пешеходные переходы были установлены сразу в нескольких регионах. Один в центре Медвежьегорска на 631-ом километре дороги трассе А-199 «Вологда — Медвежьегорск» в Республике Карелия. Еще по одному в Свердловской области на трассе Р-351 «Екатеринбург – Тюмень» и в Ставропольском крае на трассе А-167 «Кочубей – Зеленокумск – Минеральные Воды». Два были установлены в прошлом году в Республике Коми на федеральной трассе Р-176 «Вятка» и на 784-ом км автодороги. Один — в Пермском крае на наземном переходе трассы М-7 «Волга» и здесь же в Прикамье на границе поселка Усть-Сыны.

В 2021-ом году планируется снабдить инновационным проекционным оборудованием еще 16 наземных пешеходных переходов в разных уголках нашей страны. В будущем их количество будет только увеличиваться.