В статье рассказывается:
Строительство и реконструкция автомобильных дорог – огромная отрасль со своими законами, общепринятыми стандартами, инновационными технологиями. Эти два вида работ существенно отличаются друг от друга. Если говорить о реконструкции, то это всегда модернизация дорожного полотна (расширение, полное обновление дорожного покрытия и т. д.) – не стоит путать с ремонтом, где работы производятся локально. Строительство подразумевает проектирование и возведение новых автомагистралей с нуля.
В нашей стране в дорожной сфере используются традиционные подходы, которые не всегда обеспечивают должное качество и необходимую скорость выполнения работ. Однако в последнее время мы все чаще перенимаем зарубежный опыт. О технологиях и этапах строительства и реконструкции автомобильных дорог вы узнаете из нашего материала.
Возникают ситуации, когда отрезок автомобильной дороги требует ремонта. Под влиянием природно-климатических факторов и больших нагрузок со временем происходят деформации или разрушение полотна.
Для того чтобы обеспечить безопасное движение, необходимо поддерживать дороги в нормальном состоянии. К тому же нередко меняются требования, появляются нововведения, касающиеся транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. И наступает момент, когда простого ремонта на трассе становится недостаточно. В такой ситуации принимается решение о строительстве и реконструкции определенных отрезков автомобильных дорог.
Под реконструкцией участка автодороги понимается обширный спектр работ с целью улучшить ее текущие характеристики. Слово «реконструкция» в латинском языке означает глобальные преобразования, восстановление, ремонт, модернизацию объекта.
В международной практике строительства и реконструкции автомобильных дорог выделяют следующие типы работ:
В России реконструкция отрезка магистрали проводится для улучшения эксплуатационно-технических характеристик дорожной одежды и сопутствующих сооружений, повышения пропускной и провозной способности. Это необходимо для обеспечения безопасности при увеличении интенсивности движения.
В некоторых случаях после реконструкции автодороге может быть присвоена более высокая категория. Но чаще класс дороги остается прежним, несмотря на улучшение технических характеристик и прочих показателей.
Между «реконструкцией» и «ремонтом» есть разница. Ремонтные работы по восстановлению дорожного покрытия приводят к увеличению его толщины, сцепной способности и ровности. Производится полная или частичная замена дорожных конструкций и прочих сопутствующих объектов. Большое внимание уделяют соответствию автодорог особым стандартам и нормам безопасности в процессе эксплуатации.
В результате реконструкции улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики дороги. По сравнению с ремонтом, проводимые мероприятия технически сложнее, для них необходимы более глубокие знания и больший опыт.
На практике при капитальном ремонте и реконструкции часть работ совпадает, проводятся схожие мероприятия, направленные на улучшение технических параметров дорожной части. Поэтому разграничить работы строго в рамках одного из терминов не всегда представляется возможным.
Итак, при реконструкции дорожного отрезка полностью или частично обновляют полотно, находящиеся вблизи инженерные и прочие коммуникации, примыкающие к дороге здания. В результате проведенных работ улучшаются параметры автодорог и сопутствующих искусственных объектов, в частности, увеличивается срок эксплуатации, технические показатели приводятся в соответствие с современными требованиями.
Для обеспечения безопасного и комфортного движения дорога должна соответствовать принятым стандартам. Строительство и реконструкция автомобильной дороги всегда начинается с составления проекта, далее готовится план ее возведения.
На дальнейших этапах проводятся следующие мероприятия:
В некоторых случаях перед строительными или ремонтными работами организуется временная объездная дорога. Создается насыпь, высота которой соответствует рабочему проекту. По окончании строительных мероприятий проводится демонтаж объезда.
Ежегодно появляются новейшие строительные технологии, согласно которым возведение современной автодороги – это не просто выравнивание выделенного участка и укладка на него асфальта.
Согласно реализуемому в РФ проекту «Безопасные и качественные дороги», в настоящее время совершенствуются не только основные автодороги страны, но и главные городские шоссе, проспекты и улицы. Дорожными службами используются новейшие строительные технологии, позволяющие прокладывать автодороги высокого качества. Структура современных дорожных сетей создается таким образом, чтобы водителям было как можно проще выбирать правильное направление, что помогает избежать ДТП.
Кроме того, российские дорожные службы начинают применять зарубежные методики, что помогает ускорить темпы и улучшить качественные характеристики работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции автомобильных дорог.
На протяжении уже четырех лет Росавтодор проводит холодную регенерацию и стабилизацию асфальтобетонного покрытия по технологии «холодного ресайклинга». Эффективность восстановления дорожного полотна повышается вследствие укладки прочного и однородного основания из смеси материалов старого покрытия и вяжущих веществ.
Также в российскую практику строительства внедряется система SUPERPAVE. Дорожно-строительные службы США еще с 1992 г. подбирают по ней наиболее подходящие материалы для возведения автодорог. Проводится комплексное проектирование смесей асфальта и бетона согласно необходимым эксплуатационным условиям: воздействию природно-климатических факторов и геологических особенностей, влиянию грузового трафика и т. д.
В скором времени начнут использоваться и другие современные методики, что приведет к заметному повышению качества автодорог в РФ.
В США были разработаны собственные технологии возведения скоростных автомагистралей высокого качества, которые в настоящее время применяются во многих государствах.
Американским правительством были проведены дорогостоящие исследования в области строительства, эксплуатации и реконструкции автомобильных дорог. На разработку инженерных проектов и организацию строительного процесса потребовались крупные инвестиции. Но это позволило построить лучшие в мире магистрали с максимально высокими транспортно-эксплуатационными характеристиками.
В США для изготовления высокопрочного и неприхотливого к нагрузкам дорожного покрытия с длительным эксплуатационным сроком используется монолитный цементобетон.
Как правило, дорожную подушку формируют из смеси, содержащей гравий, песок и глину. Ее укладывают слоями, которые плотно трамбуются и обрабатываются специальными химическими реагентами. Эта технология приводит к тому, что в течение всего эксплуатационного срока влажность слоя инертных материалов не меняется, следовательно, дорога не проседает со временем. Поверх подушки двумя слоями укладывается асфальт, монтируется арматура и заливается бетонное покрытие.
Использование данной методики строительства и реконструкции автомобильных дорог влечет за собой крупные затраты. Для примера приведем стоимость возведения 1 километра магистрали в США – в переводе на российский рубль она составляет около 270 миллионов рублей. На строительство 1 километра федеральной автодороги РФ затрачивается около 48 миллионов рублей. Указанные цифры прямо говорят о разнице в качественных характеристиках дорог.
Европейскую технологию строительства автодорог считают консервативной. Однако на 2–5 строчках списка стран с наилучшими магистралями находятся, соответственно, Португалия, Австрия, Франция и Нидерланды. На мировом уровне высоко оцениваются автобаны Германии.
Технологии строительства и реконструкции автомобильных дорог США и Европы похожи. Отличительной чертой европейских магистралей является создание большой и прочной многослойной подложки под асфальт из смеси различных материалов. Ее толщина может достигать 2 м. Поверх кладут бетонный слой, а на него – асфальт.
Европейский менталитет оказывает влияние на методику работы – ко всем мероприятиям применяется тщательный, кропотливый и неспешный подход. Жители Европы берегут автодороги, а соответствующие организации непрерывно контролируют их эксплуатационно-техническое состояние. Такое отношение заслуживает уважения.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах