Средства управления дорожным движением
Главная Блог Дороги Средства управления дорожным движением: опыт России и зарубежных стран

Средства управления дорожным движением: опыт России и зарубежных стран

07 декабря 2021
Время чтения: 14 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Существуют и применяются на практике различные средства управления дорожным движением. Это могут быть как традиционные: светофоры, знаки, разметка, так и инновационные интеллектуальные транспортные системы. Цель одна – сократить количество ДТП, организовать автомобильный поток, снизить нагрузку на транспортную систему.

Опыт успешного применения новейших разработок в сфере дорожного движения есть не только в зарубежных странах, но и в России. О том, как управляют транспортными потоками и дорожной инфраструктурой в нашей стране и Европе, где живут самые воспитанные водители и лихачи, вы узнаете из нашего материала.

Современные средства управления дорожным движением

С каждым годом количество автомобилей на дорогах растет. Это приводит к увеличению интенсивности движения на улицах города, которые в свою очередь застроены сильнее, чем это было несколько лет назад. Городские условия не рассчитаны на такой поток машин, что приводит к возникновению транспортной проблемы.

Существует специальные технические средства управления дорожным движением, которые делятся на две большие группы. Первую группу составляют дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры и направляющие устройства, то есть средства, которые напрямую воздействуют на транспортные и пешеходные потоки с целью формирования их необходимых параметров.

Вторую группу представляют средства, которые позволяют средствам первой группы работать по заданному алгоритму. Сюда относятся дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации, оборудование управляющих пунктов автоматизированной системой управления дорожным движением, средства диспетчерской связи и т.д.

Современные средства управления дорожным движением
Современные средства управления дорожным движением

На данный момент уже появились способы для полнообъемного решения проблем, связанных не только с эффективным управлением одним транспортным средством, но и целым транспортным комплексом. Это стало возможным благодаря разработке и внедрению новых систем и устройств для управления дорожным движением:

  • высокоточные навигационные спутниковые системы, которые определяет местоположение транспортного средства с точностью до 10 м;
  • датчики прохождения ТС через контрольные зоны с фиксацией характерных признаков, работающих на новых физических принципах;
  • сотовые и спутниковые системы связи;
  • бортовые компьютерные системы, встроенные в ТС;
  • компьютерная обработка обширных данных в центрах управления движением и обмен ими с водителями;
  • нейрокомпьютерные технологии распознавания образов.

Современные технологии помогли усовершенствовать традиционные средства управления дорожным движением. Например, всем известные светофоры, табло, дорожные знаки, различного рода датчики интенсивности транспортного потока на магистралях, применяются не первый год. Но только недавно появились улучшенные версии, как пример, световое табло, отображающее оперативную информацию.

Существует такое понятие, как телематика – интеграция технических средств с информационными технологиями, то есть объединение телекоммуникаций с информатикой. Эта научная сфера помогла создать Интеллектуальные Транспортные Системы (ИТС) для более эффективного управления транспортными комплексами.

Основной целью практического использования телематики в области управления транспортным комплексом является создание общегородской ИТС, которая поможет оптимизировать автомобильный поток, с увеличением эффективности транспортного комплекса без потери объемов грузовых и пассажирских перевозок, при этом стараясь сократить количество транспортных средств, занятых в перевозках, время в пути, длина маршрута, число дорожно-транспортных происшествий, негативное воздействие на окружающую среду, затраты на развитие и содержание транспортного комплекса.

На сегодняшний день во многих странах Западной Европы, США, Японии уже используются современные технические решения, которые помогают определять и выстраивать основные принципы построения ИТС.

Пример использования разметки для управления дорожным движением

С увеличением числа ТС на дорогах увеличивается риск возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Чтобы снизить вероятность столкновения и уменьшить загруженность дорог в перекрестных зонах применяются светофоры. Но бывают случаи, в которых не справляются даже они. Сильный поток машин может привести к затору.

Чтобы этого избежать помимо обычного светофора необходимо использовать нестандартные технические средства управления дорожным движением. Например, «вафельная» разметка, системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения, делиниаторы, дорожные зеркала, улучшенные светофоры с подсветкой дополнительной секции для поворота, шумовые полосы.

Пример использования разметки для управления дорожным движением
Пример использования разметки для управления дорожным движением

Рассмотрим «вафельную» разметку. Это специальная дорожная разметка в виде сетки желтого цвета. Как правило, она располагается внутри перекрестка, в пространстве, где пересекаются две проезжие части. Она используется для предупреждения водителей, привлекая дополнительное внимание. «Вафельная» разметка сигнализирует о том, что даже при большом патоке машин выезжать на перекресток во время включения красного цвета светофора нельзя.

«Вафельница» уже активно применяется на дорогах столицы. Ее нанесли в рамках проекта probok.net. Как часто вы видите такую ситуацию: загорается желтый сигнал светофора, а какой-нибудь лихач старается пролететь через перекресток в надежде успеть. При наличии специальной разметки каждый автомобилист будет предупрежден, что подобное поведение будет зафиксировано на камеру и будет наказываться штрафом.

Но поймать нарушителей не главная цель «вафельной» разметки. В первую очередь она создана для разгрузки автомобильного потока, избавления от пробок на перекрестках и сокращения ДТП. Дополнительное предупреждение о фиксации нарушений камерами с применением «вафельницы» помогло улучшить ситуацию на дорогах на 20 %.

Тенденции, влияющие на дорожное движение за рубежом

В России большое внимание уделяется контролю, введению новых карательных прав и ужесточению наказаний в сфере дорожно-транспортного ведомства. Объем инициатив намного выше, чем в других странах, например, в Европе. Но ситуацию у них намного лучше нашей.

Приведем статистику. Уровень смертности по вине ДТП в странах Евросоюза составляет 80 погибших на 1 миллион населения. В то время как их показатели с каждым годом снижаются, наши держатся на отметке 200 погибших на 1 миллион и только увеличивается.

Глядя на зарубежный опыт, можно сделать выводы о целом ряде предпринятых меры, которые помогают снизить показатель смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.

Тенденции, влияющие на дорожное движение за рубежом
Тенденции, влияющие на дорожное движение за рубежом

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, существует определенные меры, которые помогают снизить уровень аварийности:

  • формирование гибкой и адекватной законодательной основы по организации дорожного движения;
  • создание качественной дорожной инфраструктуры – обустройство пешеходных переходов, ровные дороги, достаточное количество доступных парковочных зон и мест на них;
  • пропагандирование в массах безопасного передвижения как водителями, так и пешеходами.

Но внимание к статистике ДТП проявляет не только ВОЗ. За уровнем развития ситуации на дорогах пристально наблюдает Международная ассоциация руководителей полиций. Она помогает понять причины и последующее развитие проблем, связанных с дорожным движением в современном мире.

Тенденции развития ситуации на дорогах можно разделить на три группы: благоприятные, нейтральные и неблагоприятные. К неблагоприятным относятся:

  • рост загруженности автомобильных дорог и увеличение пробок;
  • увеличение количества агрессивных водителей;
  • рост количества ДТП по вине водителей пенсионного возраста, число которых с каждым годом становится больше.

К нейтральным тенденциям, то есть к тем, чье развитие может привести как к плохому результату, так и к хорошему можно отнести:

  • снижение скорости движения;
  • изменение размеров и массы транспортных средств.

К положительным тенденциям относятся:

  • внедрение «интеллектуальных» систем непосредственно в транспортное средство и автомобильные дороги. Их использование позволяет предотвратить нарушения на ранних этапах, то есть до его совершения. Система «автомобиль-дорога» может, например, удаленно повлиять на двигатель ТС, чтобы снизить скорость;
  • увеличение объема использования автоматических устройств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения и управления транспортным средством. Этот метод не только точен по сравнению с работой человека, но и помогает избежать коррупции;
  • использование последних разработок в области расследования и предотвращения последствий ДТП;
  • сокращение времени на проверку водителя и ТС.

Рейтинг безопасности дорожного движения в европейских странах

В результате исследований выяснилась, что уровень жизни соответствует соблюдению водителями правил дорожного движения и пониманию знаков.

В марте 2015 года был составлен рейтинг самых ответственных и безответственных водителей. Его создал французский институт изучения общественного мнения Ipsos, который учитывал мнение жителей разных стран.

В опросе участвовали все участники дорожного движения, как автомобилисты, так и пешеходы. Это помогла составить более полную картину обстановки на проезжей части.

Рейтинг безопасности дорожного движения в европейских странах
Рейтинг безопасности дорожного движения в европейских странах

1 место. Водители Скандинавских стран. По итогам исследования было выявлено, что 37% из всех опрошенных сошлись во мнении, что самыми дисциплинированными водителями являются жители северных стран Западной Европы. Именно на таких водителей стоит равняться всем остальным.

Это неудивительно, ведь именно в Швеции, Норвегии и Дании зафиксирован самый низкий уровень аварийных ситуаций на дорогах. Водители этих стран соблюдают все правила и учитывают ограничительные меры при управлении транспортным средством. Все указания выполняются очень точно, словно это один отлаженный механизм.

Все же самыми ответственными можно считать шведов, которые очень серьезно относятся к вождению. У них нет исключений для людей в возрасте, с более высоким социальным статусом, отсутствия водительского стажа, даже не важно, что вы куда-то торопитесь. Вплотную за шведами идут жители Дании. Они так же требовательны на дорогах, как к себе, так и к другим участникам.

2 место. В ходе исследования за жителей Германии проголосовало 27% опрошенных. Неудивительно, ведь именно они прославились своей скрупулезностью и ответственностью на дорогах. Поэтому разница с представителями скандинавских стран невелика.

3 место. Забрав 11%, на третьем месте располагаются водители Великобритании и Нидерландов.

Можно заметить, что все страны занимают лидирующие позиции по уровню жизни. Их жители могут позволить себе лучшие автомобили, но не позволяют себе нарушать правила дорожного движения. В них на высоком уровень развито чувство личной ответственности и самоконтроля. Они понимают, что правила призваны для того, чтобы обезопасить всех участников дорожного движения, поэтому четко соблюдают их.

Интересно, что Франция заняла место в рейтинге намного ниже, так как за нее проголосовало лишь 3% опрошенных.

Существует также обратный рейтинг, который показывает самых невоспитанных водителей.

Если вы были в южных странах, таких как Египет, Камбоджа, Турция, Греция, Италия, то согласитесь, что здесь самая накаленная обстановка на дорогах. Здесь совершенно не соблюдают ПДД, полностью игнорируют знаки, светофоры, и нарушают не только водители, но и пешеходы, которые перебегают дорогу в неположенных местах, надеясь на удачу. Складывается впечатление, что весь город — это одна большая гонка, в которой каждый пытается подрезать другого, чтобы выиграть.

Рейтинг «воспитанности» автомобилистов в городах России

Респонденты высказывали свое мнение по поводу водителей в своих городах и оценивали их воспитанность по пятибалльной шкале. В опросе приняли участие как водители, так и пешеходы. Отметим, что последние высказывались по отношению к водителям очень категорично.

Первое место в рейтинге занимает Красноярск. Водители оценили дисциплинированность своих «коллег» в 3,6 балла из 5. Однако пешеходы высказались не столь лестно и присудили водителям Красноярска только 3,1 балл из 5.

Рейтинг «воспитанности» автомобилистов в городах России
Рейтинг «воспитанности» автомобилистов в городах России

Такой же показатель со стороны пешеходов у водителей Москвы. Несмотря на это, водители оценили поведение друг друга на дорогах в 3,5 балла, что помогло расположиться Москве на втором месте в рейтинге. Одинаковые показатели у двух городов: Санкт-Петербурга и Перми. Их результаты составили 3 балла ровно от пешеходов и 3,5 от водителей.

За ними следует Нижний Новгород, единственный город из оставшихся, которому пешеходы присудили 3 балла. Но, к сожалению, недалеко ушли сами водители и выставили оценку в 3,2 балла. Самая большая разница между оценкой пешеходов и водителей у уральского города Екатеринбург. Пешеходы поставили 2,5 балла, а водители 3,4.

Самым «невоспитанным» городом оказался Новосибирск. Пешеходы отдали всего лишь 2,5 балла, а водители – 2,8. Немного выше показатели со стороны водителей у Омска – 3,1 балл, в то время как пешеходы отдали еще меньше голосов – 2,4 балла.

Полный рейтинг городов-участников исследования представлен ниже.

Город Оценка пешеходов Оценка водителей
Красноярск 3,1 3,6
Москва 3,1 3,5
Санкт-Петербург 3,0 3,5
Пермь 3,0 3,5
Челябинск 2,9 3,4
Нижний Новгород 3,0 3,2
Самара 2,9 3,3
Казань 2,9 3,3
Краснодар 2,9 3,2
Воронеж 2,8 3,3
Волгоград 2,9 3,1
Ростов-на-Дону 3,0 2,9
Уфа 2,6 3,3
Екатеринбург 2,5 3,4
Омск 2,4 3,1
Новосибирск 2,5 2,8

Общее число опрошенных составило 13 тысяч. В это число вошли лица старше 18 лет, проживающие на территории 16 российских городов-миллионников. Из Москвы и Санкт-Петербурга было выбрано 1600 участников, из других городов – по 700.

Исходя из нашей статьи, можно сделать вывод, что современные высокоинтеллектуальные средства управления дорожным движением стали не предметом первой необходимости для больших городов. Без них ситуация на дорогах значительно ухудшается, ведь с каждым днем количество транспортных средств и участников дорожного движения становится все больше и больше. Вложение денежных средств в АСУДД намного перспективнее и выгоднее с точки зрения окупаемости, так как происходит сокращение трат финансовых ресурсов на поддержание старой инфраструктуры управления дорожным движением.

Автоматизированные системы управления дорожным движением увеличивают уровень безопасности на дороге, позволяют повысить пропускную способность определенных участков дороги и в целом улучшить состояние дорожной инфраструктуры в больших городах.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных