В статье рассказывается:
Строительство и модернизация автомобильных дорог, развитие трансконтинентальных транспортных коридоров невозможно без построения системы управления.
Согласно определению, приведенному в ГОСТ Р 56294-2014 «Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем» ИТС, это «система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта».
В зависимости от значения дороги, географического расположения, преобладающих метеоусловий, специфики эксплуатации, ИТС определенной дорожной системы могут включать различные компоненты, но определенный набор сервисов для решения основных задач является приоритетным.
Приоритетные задачи ИТС:
Информирование участников движения.
Предварительное информирование участников движения для планирования маршрута:
Информирование в процессе движения:
Управление дорожным движением.
Организация и управление дорожным движением:
Управление происшествиями.
Контроль соблюдения правил дорожного движения.
Управление при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Специальное программное обеспечение «Система сбора данных мониторинга «Трасса» – программное обеспечение интеграционной телематической платформы для сбора, обработки, хранения и передачи данных, получаемых от дорожных метеостанций, систем мониторинга транспортных потоков и дорожного видеоконтроля.
СПО «Трасса» обеспечивает интеграцию данных следующих комплексных подсистем ИТС:
Взаимодействие с источниками информации, получение данных:
Дорожные метеостанции, такие как «Иней» или RWS200, в зависимости от требований заказчика, комплектуются определенным набором датчиков. Это датчики измерения параметров атмосферы (температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость и текущая погода, осадки, солнечная радиация) и датчики состояния дорожного полотна (наличие, тип и толщина слоя осадков, температура поверхности и под поверхностью дорожного полотна). Станции передают данные измерений, а также расчетные данные (тенденции, средние значения, коэффициент сцепления) в СПО «Трасса».
СПО «Трасса» также получает данные измерений отдельно установленных датчиков, измеряющих критические параметры для определенных участков автомобильной дороги, например, видимость, боковой ветер, гололед.
Параметры подключения и опроса источников данных – метеостанций и датчиков настраиваются в конфигурационном модуле СПО «Трасса». Возможна настройка аутентификации пользователя логин/пароль, подключение/отключение компонента, настройка интервала опроса. Датчики метеостанции конфигурируются как отдельные модули данных.
Полученная от внешних устройств информация обрабатывается и сохраняется в базе данных. Для устройств задаются интервал сохранения данных и период хранения.
СПО «Трасса» получает прогнозы погоды от специализированных погодных сервисов. Конфигурируется перечень метеорологических служб, предоставляющих данные прогнозов, подключение/отключение сервиса, в зависимости от использования данных на конкретном участке дороги, периодичность опроса сервиса, период хранения в базе данных и интервал сохранения.
Используя информацию мониторинга СПО «Трасса» создает расчетные параметры, определяет критические значения и тенденции изменения параметров. На основании расчетных данных формируются информационные сообщения, оповещения о событиях и сообщения тревоги, передаваемые потребителям. В конфигураторе задаются свойства событий – данные и пороги для формирования события, список пользователей, получающих информацию о событии и способ доставки.
Для выгрузки данных потребителям в СПО «Трасса» настраиваются адреса и учетные данные потребителя, тип и формат выгружаемых данных, время и периодичность обмена данными с внешними системами.
СПО «Трасса» позволяет интегрировать в систему любые автоматические дорожные метеостанции и поддерживает открытые операционные системы.
Специальное программное обеспечение «Система сбора данных мониторинга «Трасса» – оптимальное интеграционное решение для сбора, хранения и передачи данных подсистемам ИТС.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах