Содержание объектов дорожного хозяйства
Главная Блог Дороги Содержание объектов дорожного хозяйства: разбираемся на примере

Содержание объектов дорожного хозяйства: разбираемся на примере

29 июля 2021

Содержание объектов дорожного хозяйства включает в себя не только работы, направленные на своевременное обнаружение дефектов и ремонт дорожного покрытия и прочих объектов, но и те работы, которые позволяют поддерживать в указанных местах чистоту и устранять различные негативные факторы, влияющие на безопасность.

Для принятия быстрых мер по приведению в норму объектов дорожного хозяйства необходимо применять современные комплексы наблюдения. В нашей статье мы расскажем, что входит в содержание ОДХ и какие системы облегчают работу в данном направлении.

Понятие дорожного хозяйства

Одной из главных отраслей общественного производства, влияющего на экономику России, является дорожное хозяйство. Финансы его предприятий входят в состав финансов предприятий отраслей народного хозяйства. Это происходит из-за того, что у них единые принципы организации.

Для любой страны показателем экономической стабильности служит ВВП. Дорожное хозяйство – это важная составляющая такого показателя. В развитых странах дорожное хозяйство позволяет обеспечить 10-15 % ВВП. Постоянный и стабильный транзит груза различного назначения оказывает влияние на состояние экономики России и ее внешнеэкономических связей. Качественные дороги — это элемент позиционирования страны на международной арене. У России есть географические предпосылки для наращивания международных транзитных связей, т. к. нас окружают страны с установившимися торговыми отношениями.

Понятие дорожного хозяйства
Понятие дорожного хозяйства

Дорожное хозяйство имеет свою специфику. Если исходить из определения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ, то это такая отрасль материального производства, которая позволяет вкупе с автотранспортом максимально обеспечивать народное хозяйство и население автомобильными перевозками. Дорожное хозяйство отвечает не только за строительство новых дорог, но и контролирует качество уже имеющихся, проводит соответствующих работы, обеспечивает необходимое количество сооружений, важных для нормальной эксплуатации дорог.

На наш взгляд, данное определение стоит дополнить тем, что дорожное хозяйство призвано поддерживать обороноспособность страны, увеличивать ВВП и помогать реализовывать важные национальные проекты.

В последние годы значительно возрос процент открытия новых дорог на Дальнем Востоке. Этот рост связан с заинтересованностью правительства России в увеличении притока граждан нашей страны, а не соседних государств, в малозаселенные районы для их развития. Также строятся новые дороги в Сибири, с целью увеличения конкурентоспособности этого региона в грузообороте по направлению «Европа-Азия».

Понятие дорожного хозяйства
Понятие дорожного хозяйства

Таким образом следует вывод, что дорожное хозяйство обеспечивает связь между социально-экономическими системами с помощью дорог, которые создают предпосылки для развития многих отраслей производства.

Виды объектов дорожного хозяйства

Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для возможности оценить уязвимость выделяют такие виды ОДХ, как:

  • Искусственные дорожные сооружения – мосты и здания для охраны и обслуживания мостов, путепроводы, тоннели, эстакады, трубопроводы, развязки, селеспуски;
  • Защитные сооружения – элементы озеленения, устройства для защиты дороги от схода лавины/оползня/обвала, шумозащитные, ветрозащитные и т.д.

Состав содержания объектов дорожного хозяйства

Под общим термином «содержание» подразумеваются комплексные меры, которые направлены на поддержание характеристик объектов дорожного хозяйства.

  • санитарное содержание — состоит из летней и зимней уборки всех компонентов ОДХ (в том числе очистка урн, мытье знаков, очистка буферов безопасности и т. д.). Освобождение дорог, тротуаров и других частей ОДХ от снега, их обработка противогололедными средствами.
  • техническое содержание — ремонт дефектов, повреждений дорожного полотна, обочин, тротуаров. Содержание в исправном состоянии комплектующих тротуаров, таких как урны, оградительные столбики, бордюры и т. п. Проведение профилактических работ для предотвращения значительного износа вышеперечисленных элементов ОДХ.
Виды объектов дорожного хозяйства
Виды объектов дорожного хозяйства

Работы по обеспечению качества ОДХ осуществляются в соответствии с требованиями технических регламентов и санитарных норм.

Правила оценки технического содержания объектов дорожного хозяйства

Содержание объектов дорожного хозяйства связано с ремонтными работами. Своевременно выявленный дефект или поломка способствует скорейшему его устранению. А это, в свою очередь, позволяет не доводить объект до такого состояния, когда на ремонтные работы понадобятся значительное финансирование и длительное время.

Состояние автодорог и дорожных элементов контролируют с помощью периодически проводимой оценки, которая включает:

  • постоянное наблюдение (визуальный и инструментальный осмотр) состояния дорог и ОДХ инженерно-техническими работниками среднего звена (мастер, прораб);
  • периодическое наблюдение (визуальный и инструментальный осмотр) руководителями первичного звена (главный инженер) дорожно-эксплуатационной службы;
  • сезонные осмотры комиссиями, собранными под руководством дорожных организаций;
  • исследования, проводимые специализированными организациями или комиссиями, назначенными соответствующими министерствами, с целью выявления несоответствия ОДХ нормативам.

Порядок осмотра составляют местные министерства. Инструмент при осмотрах используют простейший: мерный, переносной.

Санитарное содержание объектов дорожного хозяйства

Санитарные работы с ОДХ отвечают за содержание объектов в чистоте в летний и зимний периоды.

  • Уборка в летний период

Основная деятельность дорожного хозяйства летом направлена на уборку мусора с проезжей части, пешеходных зон, остановок и других элементов дорожных объектов, из-за которых возникает запыленность воздуха, замусоривание территории и ухудшение эстетики населенного пункта.

Такая деятельность, как правило, состоит из:

  • поливание и мойка дорожного полотна спецтехникой;
  • в период повышенных температур (выше +25°С) проводится поливка дорог, тротуаров и частей придорожного озеленения;
  • поливание и уборка тротуаров как с помощью спецтехники, так и с помощью ручного труда;
  • зачистка прикромочных лотков автомобильных дорог;
  • слежение за чистотой элементов ОДХ.

Летняя уборка проводится в режиме «24 часа». За качеством и своевременным проведением работ следит Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Он отвечает за разработку регламента и составление технологических карт. Летний период уборки начинается с 16 апреля и заканчивается 31 октября, но в зависимости от погодных условий эти даты могут корректироваться.

Уборка в летний период
Уборка в летний период
  • Уборка в зимний период

Зимний период начинается с 1 ноября и заканчивается 15 апреля. Опять-таки — в зависимости от климатических условий сроки могут быть изменены. Задача заключается в обеспечении в этот период безопасности и доступности движения для транспорта и пешеходов.

В зимний период уборка состоит из операций первой и второй очереди. К первой очереди относятся такие операции, как:

  • отслеживание состояния дорожного полотна, зон для пешеходов, парковок, остановок, велосипедных дорожек. Очищение этих элементов от снега и льда, с использованием спецсредств (реагентов против образования льда);
  • очистка дорожного полотна и прилегающих элементов ОДХ от снега;
  • недопущение скапливания снежных завалов на перекрестках, остановках общественного транспорта. Своевременное очищение от таких завалов выездов из дворов, подъездных площадок к зданиям общего пользования.

Операции второй очереди — это:

  • формирование валов из снежных масс;
  • утилизация снежных валов;
  • очистка лотков автомобильных дорог после уборки снега;
  • устранение ледяных и снежно-ледяных формирований;
  • устранение мелких дефектов, разрушений дорожного полотна.

За своевременное и качественное проведение работ также отвечает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города.

Уборка в зимний период
Уборка в зимний период

Во время обильных снегопадов очистка от снега должна проводиться сразу после окончания снегопада. Если снегопад продолжительный, то снег необходимо убирать после выпадения каждых 5 см снега. После очистки дороги и тротуары должны обрабатываться реагентами с щебнем. Срок, в который должна укладываться операция по зачистки от снега, по нормативам должен составлять не более 6 часов.

Пример влияния класса объекта дорожного хозяйства на его содержание

Все объекты дорожного хозяйства разбиты на определенные категории. Следуя этой классификации контроль и содержание объектов дорожного хозяйства будет носить или первоочередный или второстепенный характер. Можно рассмотреть действие коммунальных служб на примере г. Москва.

Для московских ОДХ существует классификация из 7 категорий. Объединение объектов в ту или иную категорию зависит от значимости объекта для инфраструктуры города. Так, например, к 1-й категории относятся магистрали и проспекты, обеспечивающие международные и межгосударственные связи. А к категории 6 относится МКАД с развязками, 3-е и 4-е транспортные кольца. Для каждой категории свои сроки по уборке в летний и зимний периоды.


Существуют и внекатегорийные объекты. Например, территория памятника природы «Серебряный бор», площади перед железнодорожными вокзалами, парк Победы, территория МГУ имени М.В. Ломоносова и прочие объекты. Т.е. это такие объекты, которыми пользуются граждане, находящиеся под государственной охраной.

Коммунальные службы планируют уборку, исходя из категории ОДХ. Так, внекатегорийные объекты обслуживают в особом порядке и по определенному регламенту. Далее, объекты 1-й категории убирают в первую очередь, а 7-ю категории — в последнюю. В зимний период очищение от снега и льда объектов 1-й и 2-й категории составляет максимум два часа после того, как снегопад закончился.

Подготовка и проверка техники, задействованной в уборке зимой, проводится до 1 октября. К этому же сроку должны быть готовы территории по приему убранного снега. При уборке снежных масс в парках, садах, скверах допускается складирование снега, но только в том случае, если он не содержит реагент. Кстати, реагент используется определенный. Например, запрещено использовать техническую соль и жидкий хлористый кальций.

Подобные регламенты и нормативы по содержанию объектов дорожного хозяйства существуют в каждом городе и населенном пункте. При разработке подобных документов учитывают значимость объекта для населения. К таким объектам относят:

  • здания больниц и поликлиник;
  • пункты размещения правоохранительных органов;
  • суды;
  • здания временного и постоянного содержания заключенных (изоляторы, тюрьмы);
  • территории, на которых расположены объекты жизнеобеспечения граждан (трансформаторные подстанции, системы отопления, водозаборы);
  • учреждения школьного и дошкольного воспитания.

Внутридворовые территории очищаются от снега в последнюю очередь. Но всегда можно обратиться в коммунальные службы с сообщением о наличии мест, где скопление льда или снега стало критичным или опасным. На такие обращения службы обязаны реагировать оперативно.

Системы мониторинга объектов дорожного хозяйства

За последнее время произошел значительный рост дорожного движения. Это связано с увеличением количества транспорта (как личного, так и общественного и грузового) и ограничением пропускной способности дорог. Для решения проблемы недостаточно только строить новые дороги и магистрали. Необходим контроль движения и эксплуатации объектов дорожного хозяйства. Для крупных городов большое значение имеет интеллектуальная транспортная система (ИТС). Она представляет собой совокупность систем, которые позволяют наиболее эффективно использовать транспортную сеть и содержать объекты дорожного хозяйства.

В эти системы входят:

  • мониторинг параметров транспортного потока;
  • информирование участников дорожного движения с помощью ДИТ (динамическое информационное табло) и ЗПИ (знак переменной информации);
  • метеомониторинг;
  • мониторинг состояния дорог и дорожной инфраструктуры;
  • мониторинг экологических характеристик.

Для качественной работы этих систем требуется: сбор необходимой информации, ее анализ, анализ и моделирование трафика, обмен данными.

Для ИТС «глазами» служат дорожные камеры. Они могут не только следить за потоком транспорта, но и захватывать кадры с регистрационными знаками автомобилей, выделять и отслеживать движение объекта.

Детекторы транспортного потока собирают информацию о скорости каждого автомобиля, определяют состав транспортного потока, определяют время нахождения (присутствия) транспорта в контролируемой зоне и пр.

Пример влияния класса объекта дорожного хозяйства на его содержание
Пример влияния класса объекта дорожного хозяйства на его содержание

Информационные табло используются для оповещения водителей о ситуации на дорогах.

С помощью ИТС можно отслеживать вождение и передавать данные об опасных тенденциях. Также можно выявлять неисправность автомобиля или предупреждать об опасных участках дороги.

В России проводится немало работ по модернизации мониторинга ОДХ. Так, с помощью геопозиционирования можно узнать местонахождение конкретного автобуса, трамвая или электрички. Это помогает и пассажирам, и владельцам автопарка отследить работу транспорта.

Подобные системы позволяют быстро решить, каким образом быстрее и безопаснее добраться из пункта «А» в пункт «Б», не только пассажирам, но и водителям.

В Москве проект ИТС был разработан еще в 2011г. В то же время начались работы по внедрению такой системы в дорожную сеть и наземный транспорт, который стал оснащаться системой слежения ГЛОНАСС.

Федеральные трассы также не обходятся без ИТС. Хоть она и устроена там несколько иначе, но цель преследует ту же — улучшение безопасности движения. На трассах устанавливаются информационные табло, которые предупреждают водителей о возможных негативных условиях на дороге.


Интеллектуальная транспортная система внедряется во все регионы России. Например, в Ленинградской области дорожные камеры наблюдения подключают к нейронной сети. Такое внедрение позволяет получать данные не только о госномере автомобиля, но и о его марке. Это облегчает оперативно-розыскные работы, что и было целью в рамках проекта «Безопасный город».

Выгоду от использования ИТС оценили уже во всем мире. Использование такой системы позволяет снизить процент аварий на дорогах, увеличить пропускную способность, сократить время в пути и улучшить содержание объектов дорожного хозяйства. В России внедрение ИТС рассчитано на период 2019-2024 гг. и предусмотрено для городов с населением свыше 300 000 человек.