Содержание федеральных дорог
Главная Блог Дороги Содержание федеральных дорог: как выполняется

Содержание федеральных дорог: как выполняется

30 ноября 2021
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Содержание федеральных дорог является важным мероприятием, направленным на обеспечение безопасного скоростного движения по стране между регионами. В сферу деятельности дорожного хозяйства входят текущий и капитальный ремонт покрытия, а также сезонный уход за ним и прилегающей территорией.

Для комфорта водителей на дорогах федерального значения вводятся платные участки, где не только тщательно следят за состоянием трассы, но и оказывают услуги помощи водителям, попавших в сложную ситуацию (закончилось топливо или сломалась машина). Об этих и других особенностях содержания дорог подробно рассказано ниже в нашем материале.

Кто отвечает за федеральную дорогу

Дороги федерального значения находятся в собственности государства. К ним относятся главные пути страны, которые получают финансовое обеспечение из федерального бюджета.

Дороги федерального значения, кроме внутренних задач обеспечивают связь с другими государствами. Они составляют единую сеть дорог. Финансирование дороги федерального значения получают не только из государственного бюджета, но и из других источников, не запрещенных законодательством. К последним относятся как юридические, так и физические лица, в том числе привлеченные на условиях заключения концессионных соглашений.

Кто отвечает за федеральную дорогу
Кто отвечает за федеральную дорогу

Какие дороги имеют статус федеральных? Перечислим основные:

  • дороги, обеспечивающие связь Москвы со столицами других государств и административных центров субъектов РФ (имеют обозначение в виде префикса М);
  • часть дорог, которые относятся к сети европейских и азиатских автодорожных сетей (имеют префикс Е и АН, параллельно с национальным обозначением).

Также статус федерального значения имеют следующие виды дорог:

  • предназначенные для соединения областных и краевых центров субъектов РФ (имеют префикс Р);
  • соединительные и подъездные дороги (префикс А);
  • обеспечивающие подъезд к основным транспортным узлам и объектам специального назначения;
  • дороги, по которым осуществляется подъезд от административных центров, у которых нет связи со столицей, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным станциям или границам соседних стран;
  • предназначенные для соединения дорог федерального значения.

Обозначения:

  • на дорожных знаках и иллюстрациях к ПДД номер автомобильной дороги (маршрута) пишут слитно с префиксом: М1;
  • в деловой документации номер автодороги отделен от префикса дефисом, после чего указано название дороги, обязательно в кавычках: М-1 «Беларусь».

Задачи содержания федеральных дорог

Как и любые объекты и сооружения общественного пользования, автомобильные дороги требуют ухода и своевременного устранения повреждений, которые появились в процессе эксплуатации. Под воздействием природно-климатических условий и в связи с износом поверхности дорог под колесами автотранспорта на полотне неизбежно появляются повреждения.

Для профилактики износа и поддержания работоспособности дорог в течение всего года проводятся обслуживающие мероприятия. Это так называемое содержание федеральных автомобильных дорог, которое включает в себя комплексные работы по уходу за дорожным покрытием, сооружениями, полосами отвода. Сюда же относятся мероприятия по устранению мелких повреждений, обеспечению безопасности движения, поддержанию рабочего состояния дороги в зимний сезон и озеленению в летний.

Задачи содержания федеральных дорог
Задачи содержания федеральных дорог

Содержание федеральных дорог заключается в мероприятиях по сохранности проезжей части и дорожных сооружений. Дороги должны соответствовать допустимым требованиям по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любой сезон. В мероприятия по содержанию автомобильных дорог федерального значения включены работы по уходу и поддержанию чистоты.

С дорог регулярно очищается пыль и грязь. В зимнее время проводятся мероприятия по устранению и профилактике гололедицы. Указанные действия осуществляются с помощью специальной техники: поливомоечных машин, снегоочистителей, дорожных щеток, шнекороторов и т. д. Часто для этих целей используется и навесное оборудование в виде щеток, косилок и т. д.

Для поддержания поверхности дорог в рабочем состоянии важно своевременно проводить ремонтные работы, которые приостанавливают или устраняют причины серьезных разрушений.

Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог

Какой период содержания дорог относится к зимнему? Это момент перехода среднесуточной температуры воздуха от 0 С к минусовой осенью до момента ее обратного перехода от отрицательной к плюсовой.

Зимний порядок содержания дорог федерального значения включает комплекс работ:

  • профилактику снежных заносов;
  • своевременное очищение дорог от снега;
  • мероприятия, направленные на устранение скользкости;
  • борьбу с образованием наледи;
  • защиту от снежных лавин.
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог

Содержание федеральных дорог в зимнее время является самым сложным как для организации движения, так и для обеспечения бесперебойной эксплуатации. Это период длится около 20 суток в южных регионах страны и доходит до 260 суток в северных широтах.

Для зимы характерно регулярное образование снежных и ледяных отложений, которые резко меняют условия воздействия колес автотранспорта с поверхностью проезжей части.

Важно обеспечивать в зимний сезон высокий показатель уровня зимнего содержания. Это делается силами дорожных эксплуатационных служб.

Показателем высокого уровня содержания дорог зимой является:

  • ширина проезжей части очищенной от снежных и ледяных отложений;
  • слои выпавшего снега, накопленные от начала снегопада до момента снегоочистительных работ и в перерывах между проходами снегоочистителей;
  • толщина слоя накатанного снега на проезжей части и обочинах;
  • временные сроки устранения гололедицы, снежного наката, зимней скользкости.

Организации, которые отвечают за зимнее содержание федеральных дорог, должны выстроить работу таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить оптимальные условия для передвижения транспорта по проезжей части, а с другой —оптимизировать расходы, облегчить и ускорить все действия. Для обеспечения этих задач предусмотрен ряд мероприятий:

  • Профилактические работы, направленные на минимизацию снежных и ледяных отложений; сюда же относятся действия по снижению снегозависимости дорог, регулярная обработка проезжей части химическими препаратами, противогололедными реагентами и т. д.
  • Защитные действия, направленные на ограждение доступа снега и льда к проезжей части с прилегающих местностей; сюда относится обеспечение защиты от метелей, снежных заносов и лавин, образования наледи. Основной критерий качества снегозащиты — полное отсутствие метелевого снега на поверхности дорог. Снегоуборочной технике остается только убирать «свежие отложения» только что выпавшего снега.
  • Удаление наледи и снежных накатов (мероприятия по очистке снега и льда), своевременная обработка поверхности проезжей части специальными реагентами, обеспечивающими высокий коэффициент сцепления покрышек автомобиля с дорогой.
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог

Принято делить все виды дорог по уровню зимнего содержания:

  • А — дороги с чистой на всю ширину поверхностью;
  • Б — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;
  • В — дороги с чистой серединой проезжей части;
  • Г — дороги с уплотненным снегом на проезжей части.

Нормативные показатели уровня зимнего содержания каждой группы дорог устанавливаются на основе технико-экономических расчетов. При этом важно учитывать степень оснащенности дорожно-эксплуатационной службы техникой для зимнего содержания дорог.

Содержание федеральных дорог в летний период

В летний период службы, отвечающие за содержание федеральных дорог, проводят мероприятия по удалению пыли и грязи с проезжих частей, тротуаров, остановочных комплексов, бордюров, обочин, дорожных сооружений. Все объекты, которые могут стать источником запыленности воздуха и замусоренности среды, должны быть очищены.

Источником образования пыли может быть как повреждение проезжей части, так и грязь, и пыль на колесах автомобилей, которые выезжают с неукрепленных обочин или грунтовых дорог.

Для борьбы с запыленностью проводятся мероприятия по уменьшению неровностей дорожного полотна. Кроме того, предпринимаются действия по снижению концентрации пыли в примыкающих к дорогам населенных пунктах.

Летом для профилактики образования пыли используется пылеподавляющий реагент. Им обрабатывают не только автомобильные дороги, но и неукрепленные обочины, и остановочные пункты.

Содержание федеральных дорог в летний период
Содержание федеральных дорог в летний период

Больше всего внимания уделяется дорогам, которые проложены рядом с сельскохозяйственными угодьями, больницами и детскими учреждениями, а также тем, которые имеют смену высоты и направленности.

К мероприятиям по летней уборке федеральных автомобильных дорог относятся:

  • уборка проезжей части силами механизированного навесного оборудования;
  • своевременное подметание и зачистка лотков;
  • профилактический полив проезжей части;
  • механизированная уборка тротуаров;
  • очистка труднодоступных мест вручную;
  • своевременная выгрузка урн и мусорных баков;
  • очищение газонов;
  • профилактическая мойка элементов обустройства;

Требования к мероприятиям по уборке в летний сезон (по отдельным элементам):

  • Дорожное полотно, тротуары, улицы должны быть промыты и очищены от грязи, резервные и осевые полосы очищены от мусора.
  • На обочинах отсутствует крупногабаритный и другой вид мусора.
  • В метровых лотковых зонах нет грунтово-песчаных наносов, мусора и инородных предметов (доски, кирпич, щебень, бумага, картон ит. д.). Допустимо незначительное образование песчаной и грунтовой насыпи после прохода уборочной техники и проведенной ручной уборки. После мойки дорожного полотна и тротуаров проведена уборка прилотковых зон.
  • На остановках общественного транспорта отсутствуют грунтово-песчаные наносы и разного рода мусор. Между циклами механизированной и ручной уборки допускается незначительное образование загрязнений из песка и грунта, а также мелкого мусора.
  • Удаление мусора, пыли и грязи предусматривает их вывоз на специальные полигоны.

Выполнение ямочного ремонта в рамках содержания федеральных дорог

Когда общее количество всех повреждений на дороге превышает 12-15 %— требуется полный ремонт. Но при меньшем количестве дефектов, сколов, трещин допустим ямочный ремонт, который нацелен на обеспечение безопасности движения. При проведении ямочного ремонта используются разные техники и методы.

  • Ремонт с применением горячих и холодных смесей

Дорожное покрытие в основном состоит из асфальтобетонной смеси. При проведении ремонтных работ также используется горячая асфальтобетонная смесь, для приготовления которой используют песок, щебень, битум и минеральный порошок. Для заделки ям такой материал оптимален.

Ремонт с применением горячих и холодных смесей
Ремонт с применением горячих и холодных смесей

Для ремонта дорог первой и второй степени применяется горячая асфальтобетонная смесь вместе с литым асфальтом. Температура смеси доходит до 150 С. Если ее температура ниже 110 С — это бракованный материал. Для сохранения нужной температуры смесь привозят на дорогу в специальном бункере, который поддерживает тепло. Их объем вмещает до 4 м3 готовой смеси, чего хватает для заделки 100 ям размером 100х100 см и глубиной 5 см.

Иногда для ремонта используются холодные битумные смеси, которые представляют собой материалы на основе битумных эмульсий и разжиженный битум. Выбор подходящей смеси для заделки дорог зависит как от климатических условий, так и от степени дороги. Холодные технологии применяют для ямочного ремонта дорог 3 и 4 категории. Битумные смеси по стойкости и прочности в три раза ниже горячих.

Однако битумные смеси при ямочном ремонте используют чаще и во многих странах. Это обусловлено их экономичностью, нетребовательностью к погодным условиям и длительному сроку службы. При незначительных дефектах на проезжей части иногда применяют малораспространенные смеси на основе полимерных, цементных, полимер-битумных и других вяжущих материалов.

  • Технология рециклинга и струйно-инъекционные методы

По данной технологии возможно вторичное использование асфальтобетонного материала в целях ремонта дорожного полотна на месте. Для этого асфальтный лом и продукты рефрезирования перемешивают и разогревают в специальной машине — рециклере. В цилиндрическом барабане и лопастями и горелкой происходит гравитационное перемешивание. Переработанная асфальтная крошка с добавлением битума используется для заделки обработанных ям непосредственно на месте ремонта. Это позволяет снизить расходы на ремонт до 60%.

Технология рециклинга и струйно-инъекционные методы
Технология рециклинга и струйно-инъекционные методы

Службы по содержанию федеральных дорог все чаще прибегают к использованию струйно-инъекционных технологий, где все манипуляции осуществляет одна машина. Техника под высокой скоростью продувает, промывает и сразу наносит на дефект битумную эмульсию. При этом не всегда проводится разлом и фрезирование асфальта. Выбоина заполняется мелким щебнем, смешанным с битумной эмульсией (катионной быстро распадающейся или анионной 60%-й концентрации). Благодаря высокой скорости воздушной среды обеспечивается хорошее уплотнение, что позволяет отказаться от использования виброплиты и виброкатки.

Этапы ямочного ремонта

Ямочный ремонт при правильном проведении может продлить срок службы дорожного полотна до 5 лет. Важно при этом соблюдать технику проведения и брать во внимание результаты новейших разработок и прошлого опыта. Подготовительный этап состоит из нескольких этапов:

  • Разметка. Все выбоины размечают прямыми линиями вдоль и поперек. Если рядом расположено несколько выбоин— их объединяют. Важно учесть запас неразрушенного слоя в 3-5 см.
  • Удаление небольших выбоин. Работу выполняют отбойным молотком со специальной насадкой (пневматическим).
  • Удаление больших трещин и узких выбоин площадью более 3 м2. Используется холодная фреза (самоходная, прицепная, навесная). Она по очерченному контуру снимает покрытие и придает яме правильную форму с вертикальными стенками. В некоторых типах техники холодная фреза подает срезанный асфальт в ковш погрузчика, что сокращает работу.
  • Очистка ям от крошек, пыли, грязи, обработка жидким битумом или битумной эмульсией. Важно не допустить избыточного количества битумной смазки, иначе будет ненадлежащее сцепление дорожного покрытия со старым. Смазку осуществляют малогабаритными установками, которые под малым напором из шланга разбрызгивают смесь.

В подготовленную ямку заливают ремонтный состав. Он должен соответствовать основному покрытию по составу, но это не всегда удается. Часто для ремонта используют асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).

Этапы ямочного ремонта
Этапы ямочного ремонта

Если на дороге дефекты в виде мелких ям, глубина и площадь которых незначительна, их заделывают вручную. При больших ямах (S ≥ 20 м²) применяют асфальтоукладчик (тротуарный).

Федеральные дороги России имеют стратегическое значение для страны. Они не только соединяют административные центры со столицей, но и имеют первостепенное значение в коммуникации других населенных пунктов. Поэтому поддержание их в удовлетворительном состоянии очень важно. Мероприятия по содержанию федеральных дорог предполагают профилактику разрушений и правильное распределение потоков транспорта.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных