В статье рассказывается:
Содержание федеральных дорог является важным мероприятием, направленным на обеспечение безопасного скоростного движения по стране между регионами. В сферу деятельности дорожного хозяйства входят текущий и капитальный ремонт покрытия, а также сезонный уход за ним и прилегающей территорией.
Для комфорта водителей на дорогах федерального значения вводятся платные участки, где не только тщательно следят за состоянием трассы, но и оказывают услуги помощи водителям, попавших в сложную ситуацию (закончилось топливо или сломалась машина). Об этих и других особенностях содержания дорог подробно рассказано ниже в нашем материале.
Дороги федерального значения находятся в собственности государства. К ним относятся главные пути страны, которые получают финансовое обеспечение из федерального бюджета.
Дороги федерального значения, кроме внутренних задач обеспечивают связь с другими государствами. Они составляют единую сеть дорог. Финансирование дороги федерального значения получают не только из государственного бюджета, но и из других источников, не запрещенных законодательством. К последним относятся как юридические, так и физические лица, в том числе привлеченные на условиях заключения концессионных соглашений.
Какие дороги имеют статус федеральных? Перечислим основные:
Также статус федерального значения имеют следующие виды дорог:
Обозначения:
Как и любые объекты и сооружения общественного пользования, автомобильные дороги требуют ухода и своевременного устранения повреждений, которые появились в процессе эксплуатации. Под воздействием природно-климатических условий и в связи с износом поверхности дорог под колесами автотранспорта на полотне неизбежно появляются повреждения.
Для профилактики износа и поддержания работоспособности дорог в течение всего года проводятся обслуживающие мероприятия. Это так называемое содержание федеральных автомобильных дорог, которое включает в себя комплексные работы по уходу за дорожным покрытием, сооружениями, полосами отвода. Сюда же относятся мероприятия по устранению мелких повреждений, обеспечению безопасности движения, поддержанию рабочего состояния дороги в зимний сезон и озеленению в летний.
Содержание федеральных дорог заключается в мероприятиях по сохранности проезжей части и дорожных сооружений. Дороги должны соответствовать допустимым требованиям по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любой сезон. В мероприятия по содержанию автомобильных дорог федерального значения включены работы по уходу и поддержанию чистоты.
С дорог регулярно очищается пыль и грязь. В зимнее время проводятся мероприятия по устранению и профилактике гололедицы. Указанные действия осуществляются с помощью специальной техники: поливомоечных машин, снегоочистителей, дорожных щеток, шнекороторов и т. д. Часто для этих целей используется и навесное оборудование в виде щеток, косилок и т. д.
Для поддержания поверхности дорог в рабочем состоянии важно своевременно проводить ремонтные работы, которые приостанавливают или устраняют причины серьезных разрушений.
Какой период содержания дорог относится к зимнему? Это момент перехода среднесуточной температуры воздуха от 0 С к минусовой осенью до момента ее обратного перехода от отрицательной к плюсовой.
Зимний порядок содержания дорог федерального значения включает комплекс работ:
Содержание федеральных дорог в зимнее время является самым сложным как для организации движения, так и для обеспечения бесперебойной эксплуатации. Это период длится около 20 суток в южных регионах страны и доходит до 260 суток в северных широтах.
Для зимы характерно регулярное образование снежных и ледяных отложений, которые резко меняют условия воздействия колес автотранспорта с поверхностью проезжей части.
Важно обеспечивать в зимний сезон высокий показатель уровня зимнего содержания. Это делается силами дорожных эксплуатационных служб.
Показателем высокого уровня содержания дорог зимой является:
Организации, которые отвечают за зимнее содержание федеральных дорог, должны выстроить работу таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить оптимальные условия для передвижения транспорта по проезжей части, а с другой —оптимизировать расходы, облегчить и ускорить все действия. Для обеспечения этих задач предусмотрен ряд мероприятий:
Принято делить все виды дорог по уровню зимнего содержания:
Нормативные показатели уровня зимнего содержания каждой группы дорог устанавливаются на основе технико-экономических расчетов. При этом важно учитывать степень оснащенности дорожно-эксплуатационной службы техникой для зимнего содержания дорог.
В летний период службы, отвечающие за содержание федеральных дорог, проводят мероприятия по удалению пыли и грязи с проезжих частей, тротуаров, остановочных комплексов, бордюров, обочин, дорожных сооружений. Все объекты, которые могут стать источником запыленности воздуха и замусоренности среды, должны быть очищены.
Источником образования пыли может быть как повреждение проезжей части, так и грязь, и пыль на колесах автомобилей, которые выезжают с неукрепленных обочин или грунтовых дорог.
Для борьбы с запыленностью проводятся мероприятия по уменьшению неровностей дорожного полотна. Кроме того, предпринимаются действия по снижению концентрации пыли в примыкающих к дорогам населенных пунктах.
Летом для профилактики образования пыли используется пылеподавляющий реагент. Им обрабатывают не только автомобильные дороги, но и неукрепленные обочины, и остановочные пункты.
Больше всего внимания уделяется дорогам, которые проложены рядом с сельскохозяйственными угодьями, больницами и детскими учреждениями, а также тем, которые имеют смену высоты и направленности.
К мероприятиям по летней уборке федеральных автомобильных дорог относятся:
Требования к мероприятиям по уборке в летний сезон (по отдельным элементам):
Когда общее количество всех повреждений на дороге превышает 12-15 %— требуется полный ремонт. Но при меньшем количестве дефектов, сколов, трещин допустим ямочный ремонт, который нацелен на обеспечение безопасности движения. При проведении ямочного ремонта используются разные техники и методы.
Дорожное покрытие в основном состоит из асфальтобетонной смеси. При проведении ремонтных работ также используется горячая асфальтобетонная смесь, для приготовления которой используют песок, щебень, битум и минеральный порошок. Для заделки ям такой материал оптимален.
Для ремонта дорог первой и второй степени применяется горячая асфальтобетонная смесь вместе с литым асфальтом. Температура смеси доходит до 150 С. Если ее температура ниже 110 С — это бракованный материал. Для сохранения нужной температуры смесь привозят на дорогу в специальном бункере, который поддерживает тепло. Их объем вмещает до 4 м3 готовой смеси, чего хватает для заделки 100 ям размером 100х100 см и глубиной 5 см.
Иногда для ремонта используются холодные битумные смеси, которые представляют собой материалы на основе битумных эмульсий и разжиженный битум. Выбор подходящей смеси для заделки дорог зависит как от климатических условий, так и от степени дороги. Холодные технологии применяют для ямочного ремонта дорог 3 и 4 категории. Битумные смеси по стойкости и прочности в три раза ниже горячих.
Однако битумные смеси при ямочном ремонте используют чаще и во многих странах. Это обусловлено их экономичностью, нетребовательностью к погодным условиям и длительному сроку службы. При незначительных дефектах на проезжей части иногда применяют малораспространенные смеси на основе полимерных, цементных, полимер-битумных и других вяжущих материалов.
По данной технологии возможно вторичное использование асфальтобетонного материала в целях ремонта дорожного полотна на месте. Для этого асфальтный лом и продукты рефрезирования перемешивают и разогревают в специальной машине — рециклере. В цилиндрическом барабане и лопастями и горелкой происходит гравитационное перемешивание. Переработанная асфальтная крошка с добавлением битума используется для заделки обработанных ям непосредственно на месте ремонта. Это позволяет снизить расходы на ремонт до 60%.
Службы по содержанию федеральных дорог все чаще прибегают к использованию струйно-инъекционных технологий, где все манипуляции осуществляет одна машина. Техника под высокой скоростью продувает, промывает и сразу наносит на дефект битумную эмульсию. При этом не всегда проводится разлом и фрезирование асфальта. Выбоина заполняется мелким щебнем, смешанным с битумной эмульсией (катионной быстро распадающейся или анионной 60%-й концентрации). Благодаря высокой скорости воздушной среды обеспечивается хорошее уплотнение, что позволяет отказаться от использования виброплиты и виброкатки.
Ямочный ремонт при правильном проведении может продлить срок службы дорожного полотна до 5 лет. Важно при этом соблюдать технику проведения и брать во внимание результаты новейших разработок и прошлого опыта. Подготовительный этап состоит из нескольких этапов:
В подготовленную ямку заливают ремонтный состав. Он должен соответствовать основному покрытию по составу, но это не всегда удается. Часто для ремонта используют асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).
Если на дороге дефекты в виде мелких ям, глубина и площадь которых незначительна, их заделывают вручную. При больших ямах (S ≥ 20 м²) применяют асфальтоукладчик (тротуарный).
Федеральные дороги России имеют стратегическое значение для страны. Они не только соединяют административные центры со столицей, но и имеют первостепенное значение в коммуникации других населенных пунктов. Поэтому поддержание их в удовлетворительном состоянии очень важно. Мероприятия по содержанию федеральных дорог предполагают профилактику разрушений и правильное распределение потоков транспорта.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах