Содержание автомобильных дорог
Главная Блог Дороги Содержание автомобильных дорог: классификация работ, правила, рекомендации

Содержание автомобильных дорог: классификация работ, правила, рекомендации

19 октября 2021
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Содержание автомобильных дорог – задача, которая подвластна только серьёзным дорожным службам и технологиям. От качественного анализа текущего состояния полотна и устранения мелких и крупных повреждений зависит безопасность участников движения.

Хотите знать, как специалисты и рабочие обеспечивают долгую жизнь дорог? На каких нормативах этот многосложный процесс основывается и что в себя включает? Тогда читайте далее нашу статью. В ней мы рассказали о функциях и нормативной базе содержания автодорог, а также привели виды работ как в летний, так и зимний периоды, которые призваны улучшить состояние всех элементов дороги, так и повысить безопасность каждого из нас, едущего в автомобиле.

Описание и функция содержания автомобильных дорог

Содержание автомобильных дорог представляет собой осуществление определённой совокупности действий, направленных на отслеживание состояния дорожного покрытия, дорожных знаков, прилегающей к дороге территории и своевременного устранения различного рода повреждений всей этой системы, которые могут угрожать безопасности движения автотранспорта.

Описание и функция содержания автомобильных дорог
Описание и функция содержания автомобильных дорог

Такие меры требуют круглогодичного применения из-за нахождения дорог под открытым небом и постоянных изменений климата в соответствии со сменой времён года. Поэтому ремонт и содержание автомобильных дорог дорожные службы осуществляют постоянно в течение всего года.

Только своевременное и качественное выполнение профилактических работ по содержанию автомобильных дорог сводит на нет показатели ухудшения их состояния.

Например, сохранение изначальной геометрической формы придорожной полосы автомобильной дороги предполагает постоянное отслеживание состояния всех связанных с водоотведением систем и в случае необходимости проведение корректировки прилегающей к дороге территории.

Необходимо следить за полосами отведения, соприкасающимися с нестабильным из-за подтоплений грунтом, когда дороги проходят по заболоченной, склонной к проседанию грунта, местности.

Существуют нормативы Минтранса России и методологические рекомендации соответствующих органов исполнительной власти, регламентирующие выполнение работ, направленных на образцовое содержание автомобильных дорог.

Все работы по поддержанию автомобильных дорог в рабочем состоянии проводятся организациями, с которыми заключаются контракты в установленном законом порядке.

Нормативы содержания автомобильных дорог

Нормативы содержания автомобильных дорог
Нормативы содержания автомобильных дорог
  • ГОСТ 32965: Методы учета интенсивности движения транспортного потока
  • ГОСТ 33161: Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
  • ГОСТ 33180: Требования к уровню летнего содержания
  • ГОСТ 33181: Требования к уровню зимнего содержания
  • ГОСТ 33220: Требования к эксплуатационному состоянию
  • ГОСТ 33388: Требования к проведению диагностики и паспортизации
  • ГОСТ Р 50597: Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
  • ГОСТ Р 56421: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации
  • ГОСТ Р 58861: Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
  • СП 34.13330.2012: “СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги”

Примечание. Перед применением данных стандартов необходимо удостовериться в их актуальности на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”.

Правила содержания автомобильных дорог

Правила содержания автомобильных дорог
Правила содержания автомобильных дорог

Для организации и проведении работ по содержанию автомобильных дорог необходимо придерживаться следующих правил.

  1. В первую очередь следует сделать всё возможное для того, чтобы проводимые работы не сказались на безопасности дорожного движения.
  2. Дорожная служба следит за восстановлением проходимости дорожного транспорта в случае появления непредвиденных обстоятельств. Также она может и ограничить его или запретить, если создаётся угроза жизни.
  3. Приём законченных работ по ремонту или реконструкции автомобильных дорог производится представителями организаций, которые заключили договор подряда, и только в том случае, если соблюдены все условия его выполнения.

При составлении смет на выполнение определённого вида работ необходимо в них включать:

  • очищение дорожного полотна от снега и различных предметов, которые создают угрозу для безопасности дорожного движения, посыпание реагентами, способствующими ликвидации его оледенения, ремонт и восстановление дорожных знаков и отбойников, выравнивание дорожного покрытия;
  • приведение в надлежащее состояние и обеспечение длительного функционирования всех окружающих автомобильную дорогу конструкций на полосе отвода.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог

Основные виды работ по надлежащему содержанию автомобильных дорог осуществляются в разных направлениях: по месту их проведения и целям.

1. На полосе отвода, земляном полотне и сооружениях водоотведения:

  • систематическое проведение работ по наведению разделительной разметки, очистке дорожного полотна от нежелательной растительности химикатами, вывоз мусора, вырубка кустарника и уборка последствий этой вырубки, уничтожение травы на полосах отвода и прилегающей местности;
  • постоянный мониторинг состояния всех сооружений водоотведения, своевременная прочистка и ремонт повреждений в ливневой канализации, всех видов дренажной системы;
  • сохранение стабильности откосов, насыпей, в случае необходимости – добавление грунта для их укрепления;
  • приведение в надлежащее состояние, выравнивание и укрепление «ползучих» обочин;
  • устранение несанкционированных въездов и съездов с трасс, мешающих беспрепятственному проезду автотранспорта и создающих аварийные ситуации, организация летних вариантов дорог для передвижения тракторов;
  • создание условий для сохранения окружающей природы;
  • осуществление маркировки придорожных полос.


2. На дорожных покрытиях:

  • создание ровного дорожного полотна, принятие мер по заполнению ям и неровностей на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, приведение в надлежащий вид придорожных бордюров;
  • ремонт и защита цементобетонных покрытий от всевозможных повреждений их поверхности, выравнивание или замена отдельных плит из дорожного полотна;
  • нанесение защитного эмульсионно-минерального покрытия на дорожное полотно (там, где начинают появляться неровности) и краски на асфальтобетонные и цементобетонные плиты;
  • устранение выбоин глубиной до 30 мм наложением двух слоев эмульсионно-минеральной смеси; заполнение полос наката чёрным щебнем или асфальтобетоном и создание защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;
  • применение специального изолирующего мелкозернистого состава для локализации появляющихся на дорожном полотне трещин;
  • наложение новых слоёв покрытия из асфальтобетона на небольших по протяженности (до 20 м) участках дороги;
  • добавление щебня или гравия для выравнивания дорог из этих материалов; улучшение состояния грунтовых дорог путём добавления сыпучих пород, до 100 куб. м на 1 километр;
  • обработка дорог жидким пылеподавляющим реагентом;
  • постоянное отслеживание состояния дорог с грунтами, состоящими из отдельных мелких частиц и подверженными морозному пучению.

3. По приведению в порядок дорожных покрытий, сооружений и построек вдоль дорог, созданию беспрепятственного и безаварийного движения автотранспорта:

  • мониторинг состояния дорожных знаков, своевременная замена испорченных и размещение новых;
  • отслеживание характера изменений, происходящих с вертикальной и горизонтальной разметкой как на дороге, так и на прилегающих строениях, приведение её в надлежащий вид;
  • ремонт, устранение потерявших свой вид дорожных ограждений и размещение новых направляющих устройств;
  • поддержание чистоты вокруг остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мест для отдыха, шумозащитных сооружений и туалетов; приведение в порядок памятников архитектуры, расположенных вдоль дорог;
  • мониторинг состояния и размещение беседок, скамеек, систем водоотведения и их соответствия санитарным нормам в местах отдыха;
  • содержание в чистоте и, в случае неприглядного вида, покраска окружающих дорогу строений;
  • применение соответствующих мер по созданию и обустройству объездных путей в случаях появления деформаций дорожного покрытия из-за подтопления, наледи, заносов, а также при невозможности проезда автотранспорта через мосты;
  • мониторинг состояния и размещение всевозможных сооружений и приборов, отслеживающих движение автотранспорта, а также измеряющих температуру и высоту снеговых заносов;
  • осуществление своевременной оплаты за электроэнергию, которая идёт на освещение дорог; поддержание в рабочем состоянии состоящих на балансе у организаций, отвечающих за содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений, линий электроснабжения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ; замена при необходимости нерабочих источников света, подведение проводов, кабелей и других составляющих, которые способствуют необходимому освещению дорог; отслеживание работы расположенных вдоль дороги трансформаторов;
  • наблюдение за состоянием и приведение в надлежащий вид находящихся на балансе автомобильных дорог сооружений различных видов связи, а также светофоров, дорожных знаков, боковых дорожных ограждений, различных устройств, применяемых на дороге для создания беспрепятственного движения автотранспорта; обеспечение своевременного диспетчерского или автоматизированного управления движением;
  • содержание в рабочем состоянии находящихся на балансе автомобильных дорог построек, в которых измеряется вес грузового транспорта, осуществляется наблюдение за изменяющимися погодными условиями и проводится их анализ, а также отслеживаются параметры движения автотранспорта.

Содержание автомобильных дорог в летний период

Содержание автомобильных дорог в летний период
Содержание автомобильных дорог

1. Обеспыливание дорожных покрытий

Пыль появляется на дорожном покрытии из-за его повреждений, связанных с изменением погодных условий, а также привносится туда на шинах автомобилей, заезжающих с грунтовых дорог или неукреплённых обочин.

Для борьбы с этим явлением применяются специальные смеси, уменьшающие риск появления неровностей дорожного полотна, а также снижающие возможность накопления пылевых частиц в воздухе, что неблагоприятно для здоровья жителей окружающих населённых пунктов.

В летнее время пылеподавляющий реагент используется не только на автомобильных дорогах, но и на автобусных остановках и неукреплённых обочинах.

Наибольшее внимание в этом отношении требуется дорогам, проходящим вдоль сельскохозяйственных угодий, имеющим смену высоты и направления, а также там, где они подходят близко к больницам и детским учреждениям.

Озеленение дорог
Озеленение дорог

2. Озеленение дорог:

  • проведение подготовительных работ для озеленения и создания лесопитомников;
  • выращивание или покупка саженцев;
  • создание снегозащитных лесных полос;
  • декоративное озеленение и посадки для предотвращения эрозии почвы;
  • мониторинг состояния деревьев и кустарников, посаженных вдоль дорог, своевременная их санобработка от вредителей, обрезка веток и устранение сухостоя, создание рвов вдоль дорожного покрытия для предотвращения пожаров;
  • посадка растений и травы на полосе отвода и разделительной полосе.


3. Прочие работы:

  • согласование с заказчиком сметной документации проекта, а также проверка его в действии;
  • оценка качества содержания дорог и дорожных сооружений;
  • обеспечение охраны автомобильных дорог в целом и отдельных дорожных сооружений, сторожевой и пожарной охраны;
  • создание условий для ограничения в установленном порядке движения транспорта на дорогах в весенне-осеннюю распутицу;
  • инвентаризация и паспортизация дорог, и отвод земель под дорожное строительство;
  • повседневное и периодическое проведение учёта интенсивности движения, а также осуществление работ по диагностике состояния автомобильных дорог, мостов, путепроводов и других прилегающих к дорогам сооружений;
  • создание информационных систем для сохранения данных о состоянии дорог, мостов и других дорожных сооружений;
  • проектирование размещения дорожных знаков и разметки в соответствии с необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения;
  • оставление банка данных дорожно-транспортных происшествий и принятие участия в проведении расследований причин их возникновения;
  • содействие в упорядочении работы дежурно-диспетчерской службы и обеспечении всем необходимым работы метеорологов;
  • обеспечение инженерной и научно-технической поддержки для совершения наиболее сложных работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Особенности зимнего содержания автомобильных дорог

Особенности зимнего содержания автомобильных дорог
Особенности зимнего содержания автомобильных дорог
  1. Изготовление, размещение, поддержание в рабочем состоянии снегозащитных панелей, заборов, использование особых способов укрепления грунтовых дорог в зимнее время.
  2. Изготовление, размещение, поддержание в рабочем состоянии временных снегозадерживающих сооружений (щитов, изгородей, сеток и др.); создание препятствий из снежных валов и траншей на придорожной полосе и их периодическое обновление.
  3. Очищение дорог от снежных заносов, устранение снежных валов с прилегающей к дорогам территории специальными бригадами; проведение технологических операций по выравниванию поверхности дорог и устранению продольного и поперечного профилей сыпучих покрытий.
  4. Проведение периодических работ по очищению от снега и льда автобусных остановок, павильонов и площадок отдыха.
  5. Полное очищение от снега и льда верхней поверхности оголовка подферменной плиты, служащей для установки опорных частей пролётов и опор мостов, а также лестниц и подходов к ним и зоны, примыкающей к насыпи.
  6. Поддержание в рабочем состоянии зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.
  7. Устранение наледи, приготовление и хранение противогололедных материалов, установка и отслеживание состояния сооружений с противогололедными смесями и удобных подъездов к ним; бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных жидких материалов; создание и поддержание антигололёдного покрытия для расплавления всей массы льда.
  8. Обеспечение дорожных служб оборудованием для раннего обнаружения и прогнозирования образования наледи, а также машинами для нанесения антигололедных смесей на мостах, путепроводах, различных развязках.
  9. Проведение мероприятий по устранению наледи, размещение для решения этой задачи соответствующих сооружений.
  10. Обеспечение расчистки дорог от последствий схода лавин и проведение работ по предотвращению появления таких ситуаций.

Расчет затрат на содержание автомобильных дорог

Расчет затрат на содержание автомобильных дорог
Расчет затрат на содержание автомобильных дорог

Каждая категория автомобильных дорог имеет свои, только ей присущие, нормативы для определения расхода финансовых вложений на содержание дорог этой категории и проведение текущего или капитального ремонта.

Уполномоченный на проведение таких работ орган для расчёта нормативов финансовых вложений должен:

  • составить список автомобильных дорог местного значения в каждой категории и искусственных сооружений на них;
  • определить уровень технического состояния автомобильных дорог местного значения в каждой категории;
  • привести полный перечень работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в каждой категории;
  • составить смету, отражающую необходимые мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения;
  • определить источники финансирования для выполнения работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог.

И, наконец, следует отметить, что подрядные организации создают центры управления производством (ЦУП) для оперативного контроля за содержанием автомобильных дорог и ходом выполнения работ по их содержанию. Для реализации этой задачи данные центры имеют соответствующее техническое и программное обеспечение.

Содержание автомобильных дорог федерального значения, проводимое подрядными организациями, подразумевает осуществление соответствующих работ машинами и механизмами, оборудованными аппаратурой глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных