В статье рассказывается:
Чем отличаются системы информирования на городских дорогах и загородных трассах? Прежде всего задачами, которые стоят перед ними. В условиях мегаполиса, крупного города первоочередными (помимо безопасности участников движения) являются контроль и профилактика пробок.
Для загородных трасс в прерогативе соблюдение скоростного режима, информирование участников движения о состоянии дорожного покрытия и т. д. Сегодня всё большую роль для этого отводят интеллектуальным решениям. Из нашего материала вы узнаете об основных различиях двух классов систем информирования.
В дороге многие из нас проводят существенную часть своей жизни: добираются на работу, возят детей в школу, сад, на кружки, едут на дачу, отдых и т.д. С января по июнь 2020 года по данным официальной статистики аварийности зафиксировано более 61 тыс. ДТП. Причин аварий может быть масса: человеческий фактор (ошибки в управлении транспортом, невнимательность, плохое самочувствие водителя), неисправность ТС и др. К счастью, с каждым годом растет не только число автомобилей, но и количество инноваций, созданных для того, чтобы сделать нашу жизнь более безопасной и удобной.
Комплекс управления дорожным движением помогает органам ГИБДД упростить работу, а водителям ездить максимально безопасно. Главная задача системы – обеспечить эффективную работу дорог, автомагистралей, больших перекрестков. Водители предупреждаются о вероятности образования пробки или какого-то нестандартного случая на дороге и принимают решение: нужно ли им выезжать сейчас или подождать некоторое время, чтобы затор расчистился, опасность из-за плохих погодных условий миновала и т.д.
Данные собираются со всех камер и прочих дорожных систем контроля в режиме реального времени. Водители могут получить предупреждение от системы о пробке, заторе, чрезвычайном происшествии на дороге; органы полиции с помощью системы могут найти машину с преступником по заснятым номерам (точность до 99,99 %); можно отследить работоспособность светофоров на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах, зафиксировать «проходимость» дороги. В случае с распознаванием номеров, система сама составляет отчет, прилагает фото нарушения и отправляет по адресу.
Системы информирования на городских дорогах устанавливаются на осветительных столбах, мачтах для светофоров и т.д. Комплексы служат сразу нескольким целям. С их помощью можно оценивать загруженность дорог, наличие пробок и заторов, скорость участников движения, фиксировать нарушения ПДД, осуществлять поиск автомобиля по номерам и многое другое.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в основном внедряются в крупных городах центральной России, так как в маленьких населенных пунктах с низкой загруженностью дорог это неоправданно. В таких городах-мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, ИТС помогают сократить количество пробок, предупреждая водителей о загруженности данной магистрали, позволяют грамотно организовать работу общественного транспорта, используя все полученные данные. ИТС действуют на платных участках федеральных трасс (таким образом снижаются затраты на содержание и эксплуатацию дорог, повышается уровень безопасности).
Интеллектуальные транспортные системы используют в работе самые современные разработки в области контроля транспортного движения по сравнению с системами старого поколения. Директива Еврокомиссии 2010/40/EU от 7.07.2010 г. гласит, что под термином «интеллектуальные транспортные системы» понимаются системы, использующие в работе информационные и коммуникационные технологии, они включают в себя области автомобильного транспорта, инфраструктуры, участвуют в дорожно-транспортном регулировании и управляют мобильностью участников движения.
В структуру ИТС входят различные технологии и системы: система регистрации происшествий и нарушений, мониторинга и классификации автомобилей, управления светофорами, распознавания номеров и т.д. ИТС могут учитывать и обрабатывать большие объемы информации.
Развитием ИТС занимается Департамент транспорта и связи г. Москвы и ЦОДТ (Центр организации дорожного движения) с 2011 года. Система состоит из статистической и динамической моделей (СТМ и ДТМ).
СТМ (статистическая транспортная модель) прогнозирует варианты изменения дорожной обстановки в далекой перспективе.
Прогнозирование осуществляется на основании следующих вводных данных:
Для удобной работы алгоритмы СТМ делят города и районы на небольшие транспортные участки. При анализе данных используются технологии Больших данных и соцопросы населения.
ДТМ (динамическая транспортная модель), в свою очередь, отслеживает следующие параметры:
ДТМ для получения данных использует систему ГЛОНАСС, записи камер, датчиков и детекторов. Динамическая транспортная модель анализирует очаги аварийности и управляет светофорами. С ее помощью можно следить за работой мобильных комплексов фото- и видеофиксации.
Также, важным элементом интеллектуальной транспортной системы Москвы является Ситуационный центр. Он отвечает за:
Пешеходы являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения. По информации ЦОДД (Центр организации дорожного движения) они фигурируют в двух авариях из пяти (а это 39,4 %).
Чтобы улучшить положение дел и приблизиться к решению этой проблемы, используется множество средств, в том числе была создана автоматизированная система распознавания пешеходов. С ее помощью будет происходить оповещение автомобилиста через бортовой компьютер о наличии на дороге человека. Конечно, эта функция не сведет аварии с пешеходами на нет, но, по прогнозам, возникновение подобных дорожно-транспортных происшествий сократится на 20 – 25 %.
Не только для автомобилистов предусмотрена функция предупреждения о приближающемся человеке, но и для пешеходов, в свою очередь, разработано и тестируется приложение для смартфонов, предупреждающее о приближении автомобиля. Данная система работает следующим образом: собирается информация с камер видеонаблюдения, умных светофоров, радаров, улавливающих скорость движения, а программа искусственного интеллекта фиксирует погодные условия и ситуацию на дороге, чтобы рассчитать риски и вовремя (за 100 – 200 м.) предупредить пешехода об опасности.
Аналитическое агентство Berg Insight прогнозирует рост подключения транспортных средств к Системам информирования в странах СНГ и Восточной Европы в год на 13,5 %. К 2023 году подключение достигнет 13,8 млн устройств (из них 40 % придется на Россию). Возможности телематических устройств расширяются, сейчас они могут отследить с помощью Искусственного интеллекта аккуратность вождения (скорость, резкость и т.д.), нарушения ПДД, местоположение ТС, расход топлива, износ автомобиля; предупредить о неисправностях, дать независимую оценку вождению автомобилиста. Все эти новшества безусловно помогут сделать движение на дорогах более безопасным.
Автомобилисты, находящиеся за рулем в состоянии алкогольного опьянения, провоцируют огромное количество аварий. По данным ГИБДД, только в 2019 году дорожно-транспортных происшествий с участием водителей в нетрезвом состоянии было более 19 тысяч, в них пострадало свыше 26 тысяч человек. Понять, что в машине нетрезвый водитель, практически невозможно. Сотрудники ГИБДД останавливают только малую долю таких водителей, в основном, в случаях, когда этот факт видно невооруженным глазом: машина едет неровно, нарушаются правила дорожного движения.
Решить эту проблему могли бы алкозамки (приборы, не допускающие запуск двигателя автомобиля до прохождения водителем алкотеста). В США в 2011 году были выделены средства из бюджета на разработку таких приборов. Принцип работы алкозамка: прежде чем сесть за руль автомобиля и начать поездку, водитель должен воспользоваться специальной трубкой, чтобы пройти тест на наличие в организме алкоголя. Эта трубка связана с бортовым компьютером машины и двигателем. Если водитель трезв, он может начинать движение, если же нет, двигатель блокируется.
Массовое внедрение алкозамков в России было бы очень оправдано, этот вопрос актуален еще с 2013 года. Однако на данный момент необходимых условий для проведения данной операции нет, ведется подготовка законодательной базы. В некоторых регионах страны начали появляться алкорамки, автоматически определяющие транспортные средства с нетрезвыми водителями и направляющие данные на ближайший пост ГИБДД.
Использование ИТС на федеральных трассах так же, как и в городе, помогает решать множество проблем: значительно повышается уровень безопасности перемещения, вырастает грузо- и пассажирооборот, сокращаются затраты на обслуживание автомагистралей.
ИТС на федеральный трассах отличается от тех, что используются на городских дорогах. Ситуационные центры занимаются сбором и анализом информации с различных детекторов, камер видеонаблюдения, следят за погодными условиями, количеством автотранспорта на дороге. Некоторые трассы оснащены подсвеченными табло, оповещающими автомобилистов о плохих дорожных условиях.
Интеллектуальные транспортные системы помогают значительно повысить уровень безопасности на дорогах и автомагистралях, сократить число жертв автокатастроф, уменьшить непроизводственные затраты, снизить уровень загрязнения окружающей среды.
Оценить уровень удобства и безопасности новых систем можно на платных участках федеральных трасс, таких как М-4 «Дон» (около 400 км дорог). Возьмем для примера участок с 21 по 93 километр – дорога технической категории 1А (это трасса со встречными разделенными потоками движения, без светофоров). На этом промежутке дороги интеллектуальная транспортная система управляет движением транспортных средств, отслеживает трафик, оценивает погодные условия и информирует водителей о неблагоприятной дорожной обстановке в случае необходимости.
На платных участках дорог обязательно есть центр управления. В случае чрезвычайной ситуации водителям быстро окажут помощь. При оплате проезда участнику движения выдается билет с номером телефона, по которому можно позвонить диспетчеру центра. Также, примерно через каждые 2 – 4 км вдоль трассы расположены устройства экстренной связи (ящики желтого цвета) с надписью SOS. С их помощью можно связаться с центром управления без телефона и по видеосвязи сообщить о проблеме. В случае необходимости будут вызваны экстренные службы или эвакуатор.
На платных дорогах обычно есть вся инфраструктура, необходимая водителям: автомастерские, АЗС, кафе, гостиницы, туалеты и т. д. Глава Росавтодора Р. Старовойт сообщил, что в 2016 году эксперты провели работу по анализу и оптимизации многофункциональных зон вдоль федеральных трасс. По его словам, избыток сервисных точек и зон отдыха приводит к массовому скоплению транспортных средств и, как следствие, повышению аварийности участка. После анализа и обработки полученных данных было изменено расположение подобных зон, на основании новой генеральной схемы размещения. В ближайших планах Росавтодора – создание 800 новых объектов и 250 многофункциональных фон.
На федеральных станциях с 2007 года работает автоматизированная метеорологическая система, установлено около тысячи метеостанций и полутора тысяч видеокамер. Ситуация на трассе отслеживается специальными службами в режиме онлайн.
Для учета интенсивности движения на трассе+ ситуативным центром Росавтодора используются системы оперативного мониторинга. В их состав входит до тысячи автоматизированных пунктов учета.
На данный момент в процессе создания находится АСУ ТК (аналитическая система управления транспортным комплексом). Эта система должна обеспечить: мониторинг и оценку состояния транспортного комплекса России, формирование и контроль требований по обеспечению безопасности, развитие и интеграцию систем управления ресурсами.
Ведется работа по созданию Государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД). На ее основе будут работать практически все навигационно-информационные сервисы.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах