Cистемы информирования на городских дорогах
Главная Блог Оборудование Чем отличаются системы информирования на городских дорогах и загородных трассах: интеллектуальный контроль

Чем отличаются системы информирования на городских дорогах и загородных трассах: интеллектуальный контроль

10 августа 2021

Чем отличаются системы информирования на городских дорогах и загородных трассах? Прежде всего задачами, которые стоят перед ними. В условиях мегаполиса, крупного города первоочередными (помимо безопасности участников движения) являются контроль и профилактика пробок.

Для загородных трасс в прерогативе соблюдение скоростного режима, информирование участников движения о состоянии дорожного покрытия и т. д. Сегодня всё большую роль для этого отводят интеллектуальным решениям. Из нашего материала вы узнаете об основных различиях двух классов систем информирования.

Цель работы интеллектуальных систем информирования на городских дорогах и загородных трассах

Цель работы интеллектуальных систем информирования на городских дорогах и загородных трассах
Цель работы интеллектуальных систем информирования на городских дорогах и загородных трассах

В дороге многие из нас проводят существенную часть своей жизни: добираются на работу, возят детей в школу, сад, на кружки, едут на дачу, отдых и т.д. С января по июнь 2020 года по данным официальной статистики аварийности зафиксировано более 61 тыс. ДТП. Причин аварий может быть масса: человеческий фактор (ошибки в управлении транспортом, невнимательность, плохое самочувствие водителя), неисправность ТС и др. К счастью, с каждым годом растет не только число автомобилей, но и количество инноваций, созданных для того, чтобы сделать нашу жизнь более безопасной и удобной.

Комплекс управления дорожным движением помогает органам ГИБДД упростить работу, а водителям ездить максимально безопасно. Главная задача системы – обеспечить эффективную работу дорог, автомагистралей, больших перекрестков. Водители предупреждаются о вероятности образования пробки или какого-то нестандартного случая на дороге и принимают решение: нужно ли им выезжать сейчас или подождать некоторое время, чтобы затор расчистился, опасность из-за плохих погодных условий миновала и т.д.

Данные собираются со всех камер и прочих дорожных систем контроля в режиме реального времени. Водители могут получить предупреждение от системы о пробке, заторе, чрезвычайном происшествии на дороге; органы полиции с помощью системы могут найти машину с преступником по заснятым номерам (точность до 99,99 %); можно отследить работоспособность светофоров на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах, зафиксировать «проходимость» дороги. В случае с распознаванием номеров, система сама составляет отчет, прилагает фото нарушения и отправляет по адресу.

Системы информирования на городских дорогах устанавливаются на осветительных столбах, мачтах для светофоров и т.д. Комплексы служат сразу нескольким целям. С их помощью можно оценивать загруженность дорог, наличие пробок и заторов, скорость участников движения, фиксировать нарушения ПДД, осуществлять поиск автомобиля по номерам и многое другое.

Интеллектуальные системы информирования на городских дорогах

Интеллектуальные системы информирования на городских дорогах
Интеллектуальные системы информирования на городских дорогах

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в основном внедряются в крупных городах центральной России, так как в маленьких населенных пунктах с низкой загруженностью дорог это неоправданно. В таких городах-мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, ИТС помогают сократить количество пробок, предупреждая водителей о загруженности данной магистрали, позволяют грамотно организовать работу общественного транспорта, используя все полученные данные. ИТС действуют на платных участках федеральных трасс (таким образом снижаются затраты на содержание и эксплуатацию дорог, повышается уровень безопасности).

Интеллектуальные транспортные системы используют в работе самые современные разработки в области контроля транспортного движения по сравнению с системами старого поколения. Директива Еврокомиссии 2010/40/EU от 7.07.2010 г. гласит, что под термином «интеллектуальные транспортные системы» понимаются системы, использующие в работе информационные и коммуникационные технологии, они включают в себя области автомобильного транспорта, инфраструктуры, участвуют в дорожно-транспортном регулировании и управляют мобильностью участников движения.

В структуру ИТС входят различные технологии и системы: система регистрации происшествий и нарушений, мониторинга и классификации автомобилей, управления светофорами, распознавания номеров и т.д. ИТС могут учитывать и обрабатывать большие объемы информации.

Развитием ИТС занимается Департамент транспорта и связи г. Москвы и ЦОДТ (Центр организации дорожного движения) с 2011 года. Система состоит из статистической и динамической моделей (СТМ и ДТМ).

СТМ (статистическая транспортная модель) прогнозирует варианты изменения дорожной обстановки в далекой перспективе.

Интеллектуальные системы информирования на городских дорогах
Интеллектуальные системы информирования на городских дорогах

Прогнозирование осуществляется на основании следующих вводных данных:

  • население города, района;
  • пол и возраст жителей;
  • их социальное положение и занятость.

Для удобной работы алгоритмы СТМ делят города и районы на небольшие транспортные участки. При анализе данных используются технологии Больших данных и соцопросы населения.

ДТМ (динамическая транспортная модель), в свою очередь, отслеживает следующие параметры:

  • скорость транспортных потоков;
  • степень загруженности дорог;
  • движение общественного транспорта;
  • ДТП (отслеживают и сортируют по степени значимости);
  • заторы, перекрытия дорог;
  • места нахождения социальных объектов и т.д.

ДТМ для получения данных использует систему ГЛОНАСС, записи камер, датчиков и детекторов. Динамическая транспортная модель анализирует очаги аварийности и управляет светофорами. С ее помощью можно следить за работой мобильных комплексов фото- и видеофиксации.

Также, важным элементом интеллектуальной транспортной системы Москвы является Ситуационный центр. Он отвечает за:

  • управление работой светофоров;
  • управление камерами видеонаблюдения;
  • фото- и видеофиксацию правонарушений;
  • информирование участников дорожного движения о пробках, заторах, происшествиях;
  • контроль дорожного движения.

3 не менее интересные инновационные системы информирования на городских дорогах

  1. Технология по обнаружению пешеходов
    Технология по обнаружению пешеходов
    Технология по обнаружению пешеходов

    Пешеходы являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения. По информации ЦОДД (Центр организации дорожного движения) они фигурируют в двух авариях из пяти (а это 39,4 %).

    Чтобы улучшить положение дел и приблизиться к решению этой проблемы, используется множество средств, в том числе была создана автоматизированная система распознавания пешеходов. С ее помощью будет происходить оповещение автомобилиста через бортовой компьютер о наличии на дороге человека. Конечно, эта функция не сведет аварии с пешеходами на нет, но, по прогнозам, возникновение подобных дорожно-транспортных происшествий сократится на 20 – 25 %.

    Не только для автомобилистов предусмотрена функция предупреждения о приближающемся человеке, но и для пешеходов, в свою очередь, разработано и тестируется приложение для смартфонов, предупреждающее о приближении автомобиля. Данная система работает следующим образом: собирается информация с камер видеонаблюдения, умных светофоров, радаров, улавливающих скорость движения, а программа искусственного интеллекта фиксирует погодные условия и ситуацию на дороге, чтобы рассчитать риски и вовремя (за 100 – 200 м.) предупредить пешехода об опасности.

  2. Телематический анализ стиля вожденияТелематический анализ вождения – это система контроля стиля вождения, скорости передвижения, резкости ускорения/торможения и выполнения маневров, контроля местонахождения транспортного средства, расчет километража поездок.

    Эта технология снижает риски возникновения ДТП по многим факторам: неисправность автомобиля (причина 3,8 % зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий), невнимательность водителя, нарушение ПДД (причина 9 из 10 зарегистрированных аварий).

    Аналитическое агентство Berg Insight прогнозирует рост подключения транспортных средств к Системам информирования в странах СНГ и Восточной Европы в год на 13,5 %. К 2023 году подключение достигнет 13,8 млн устройств (из них 40 % придется на Россию). Возможности телематических устройств расширяются, сейчас они могут отследить с помощью Искусственного интеллекта аккуратность вождения (скорость, резкость и т.д.), нарушения ПДД, местоположение ТС, расход топлива, износ автомобиля; предупредить о неисправностях, дать независимую оценку вождению автомобилиста. Все эти новшества безусловно помогут сделать движение на дорогах более безопасным.

  3. Выявление водителей в состоянии алкогольного опьянения
    Выявление водителей в состоянии алкогольного опьянения
    Выявление водителей в состоянии алкогольного опьянения

    Автомобилисты, находящиеся за рулем в состоянии алкогольного опьянения, провоцируют огромное количество аварий. По данным ГИБДД, только в 2019 году дорожно-транспортных происшествий с участием водителей в нетрезвом состоянии было более 19 тысяч, в них пострадало свыше 26 тысяч человек. Понять, что в машине нетрезвый водитель, практически невозможно. Сотрудники ГИБДД останавливают только малую долю таких водителей, в основном, в случаях, когда этот факт видно невооруженным глазом: машина едет неровно, нарушаются правила дорожного движения.

    Решить эту проблему могли бы алкозамки (приборы, не допускающие запуск двигателя автомобиля до прохождения водителем алкотеста). В США в 2011 году были выделены средства из бюджета на разработку таких приборов. Принцип работы алкозамка: прежде чем сесть за руль автомобиля и начать поездку, водитель должен воспользоваться специальной трубкой, чтобы пройти тест на наличие в организме алкоголя. Эта трубка связана с бортовым компьютером машины и двигателем. Если водитель трезв, он может начинать движение, если же нет, двигатель блокируется.

    Массовое внедрение алкозамков в России было бы очень оправдано, этот вопрос актуален еще с 2013 года. Однако на данный момент необходимых условий для проведения данной операции нет, ведется подготовка законодательной базы. В некоторых регионах страны начали появляться алкорамки, автоматически определяющие транспортные средства с нетрезвыми водителями и направляющие данные на ближайший пост ГИБДД.

Интеллектуальные системы информирования на федеральных трассах

Использование ИТС на федеральных трассах так же, как и в городе, помогает решать множество проблем: значительно повышается уровень безопасности перемещения, вырастает грузо- и пассажирооборот, сокращаются затраты на обслуживание автомагистралей.

ИТС на федеральный трассах отличается от тех, что используются на городских дорогах. Ситуационные центры занимаются сбором и анализом информации с различных детекторов, камер видеонаблюдения, следят за погодными условиями, количеством автотранспорта на дороге. Некоторые трассы оснащены подсвеченными табло, оповещающими автомобилистов о плохих дорожных условиях.

Интеллектуальные транспортные системы помогают значительно повысить уровень безопасности на дорогах и автомагистралях, сократить число жертв автокатастроф, уменьшить непроизводственные затраты, снизить уровень загрязнения окружающей среды.

Оценить уровень удобства и безопасности новых систем можно на платных участках федеральных трасс, таких как М-4 «Дон» (около 400 км дорог). Возьмем для примера участок с 21 по 93 километр – дорога технической категории 1А (это трасса со встречными разделенными потоками движения, без светофоров). На этом промежутке дороги интеллектуальная транспортная система управляет движением транспортных средств, отслеживает трафик, оценивает погодные условия и информирует водителей о неблагоприятной дорожной обстановке в случае необходимости.

На платных участках дорог обязательно есть центр управления. В случае чрезвычайной ситуации водителям быстро окажут помощь. При оплате проезда участнику движения выдается билет с номером телефона, по которому можно позвонить диспетчеру центра. Также, примерно через каждые 2 – 4 км вдоль трассы расположены устройства экстренной связи (ящики желтого цвета) с надписью SOS. С их помощью можно связаться с центром управления без телефона и по видеосвязи сообщить о проблеме. В случае необходимости будут вызваны экстренные службы или эвакуатор.

Интеллектуальные системы информирования на федеральных трассах
Интеллектуальные системы информирования на федеральных трасса

На платных дорогах обычно есть вся инфраструктура, необходимая водителям: автомастерские, АЗС, кафе, гостиницы, туалеты и т. д. Глава Росавтодора Р. Старовойт сообщил, что в 2016 году эксперты провели работу по анализу и оптимизации многофункциональных зон вдоль федеральных трасс. По его словам, избыток сервисных точек и зон отдыха приводит к массовому скоплению транспортных средств и, как следствие, повышению аварийности участка. После анализа и обработки полученных данных было изменено расположение подобных зон, на основании новой генеральной схемы размещения. В ближайших планах Росавтодора – создание 800 новых объектов и 250 многофункциональных фон.


Водителям будет доступна информация о наличии и стоимости гостиничных номеров, наличии и отдаленности пунктов питания, аптек и т.д.

На федеральных станциях с 2007 года работает автоматизированная метеорологическая система, установлено около тысячи метеостанций и полутора тысяч видеокамер. Ситуация на трассе отслеживается специальными службами в режиме онлайн.

Для учета интенсивности движения на трассе+ ситуативным центром Росавтодора используются системы оперативного мониторинга. В их состав входит до тысячи автоматизированных пунктов учета.

На данный момент в процессе создания находится АСУ ТК (аналитическая система управления транспортным комплексом). Эта система должна обеспечить: мониторинг и оценку состояния транспортного комплекса России, формирование и контроль требований по обеспечению безопасности, развитие и интеграцию систем управления ресурсами.

Ведется работа по созданию Государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД). На ее основе будут работать практически все навигационно-информационные сервисы.