В статье рассказывается:
Система управления дорожным движением – это естественное решение проблемы современных городов в области регулирования транспортных потоков. Вполне очевидно, что текущее количество автомобилей в населенных пунктах не поддается ручному управлению, и необходима автоматизация данного вопроса.
Для этого была создана АСУДД (автоматическая система управления дорожным движением), внедрение которой уже произошло во многих крупных городах мира. Однако эффективность этой системы определяют ее составляющие части и доступные алгоритмы. В нашей статье мы расскажем, какую функцию выполняет АСУДД, из чего состоит, и поговорим об особенностях некоторых ее элементов.
Транспортные проблемы уже давно стали неотъемлемой частью городов. Дорожные пробки и заторы осложняют движение не только в мегаполисах, они стали проблемой и в менее крупных городах.
Основными причинами возникновения заторов считаются ремонтные работы, недостаточное количество дорог и аварийные ситуации.
Естественно, что соответствующие органы стараются предвидеть место и время предполагаемого затора. Для подобного прогноза обычно учитываются такие статичные факторы, как количество светофоров, средняя загруженность, загруженность в час пик, но это мало работает при парализации автомобильного движения и критическую ситуацию возможно решить только вручную, а именно заменой светофоров на регулировщиков.
Альтернативой консервативным способам регулировки автомобильного движения выступает автоматизация основных дорожных процессов, так называемый «умный» город.
Подобный разумный подход к организации автомобильного движения становится все более популярным в мире и уже положительно зарекомендовал себя в ряде городов и стран. Датчики, устанавливаемые как в автомобилях, так и на элементах инфраструктуры, позволяют регулировать движение автомобилей, адаптируя под них работу светофоров, перенаправляют поток по оптимальным маршрутам, сообщают водителям о наличия заторов на участке движения.
В результате внедрения разумного подхода снижается расход топлива, увеличивается безопасность движения, снижается количество вредных выбросов, уменьшается время нахождения водителей в дороге.
Разработка и использование автоматизированных систем управления дорожным движением призвана решить задачу эффективного использования дорожной сети. Основные функции подобных систем это осуществление видеонаблюдения за дорогой, сбор информации о насыщенности транспортного потока, фотофиксация правонарушений, управление светофорами, автоматический мониторинг погодных условий, организация электронных платежей на платных автомагистралях.
К минусам данной системы можно отнести некоторые экономические моменты, связанные с особенностями ее внедрения в условиях городского хозяйства. Тем не менее, автоматизированные системы управления дорожным движением обладают несомненными достоинствами и преимуществами. Их внедрение способствует достижению быстрого эффекта, экономии человеческих и материальных ресурсов, снижают объем затрат, характерных для капитального строительства, эффективны и долгосрочны в использовании.
Системы, входящие в состав АСУДД:
В качестве подсистем АСУДД можно выделить:
Для качественного и эффективного функционирования АСУДД технологического оборудования недостаточно. Крайне важным является наличие грамотных профильных специалистов в области организации дорожного движения.
Основной частью работы командного центра является мониторинг параметров транспортного потока. Источниками данных выступают сведения, полученные с помощью видео- и фотокамер, пьезоэлектрических датчиков, трекингов беспроводных устройств, например, Bluetooth. С помощью мониторинга возможно проанализировать загруженность автомагистралей, интенсивность транспортного потока, скорость проезжающих автомобилей, отслеживание аварийных ситуаций и правонарушений.
Отдельным видом мониторинга можно считать сбор сведений с метеостанций, что помогает предупредить возникновение аварийных ситуаций в неблагоприятных метеоусловиях.
В основе визуального наблюдения стоит использование поворотных дорожных камер, оснащенных системой очистки, устойчивых к сложным погодным условиям, устойчивым к загрязнению.
Принцип действия «умных» светофоров заключается в том, что «адаптивные» светофоры могут измерить объем трафика и, соответственно, управлять циклом смены красных и зеленых фаз. Существует несколько режимов управления светофорными объектами:
Их функцией является снижение временных потерь в транспортном трафике и постоянный анализ данных мониторинга для предотвращения аварийных ситуаций и предотвращения возникновения заторов на дорогах.
Система грамотного и своевременного информирования участников дорожного движения дает возможность косвенного влияния на движение в транспортных потоках.
В работе системы используются разные схемы и алгоритмы организации транспортного движения. Для каждого конкретного случая можно найти оптимальное решение, которое улучшит ситуацию на автомагистрали.
Алгоритмы систем управления дорожным движением можно разделить следующим образом.
Программные:
Локальные:
Общая сетевая адаптация:
Система адаптивного управления не требует передачи информации в единый центр, все видеодетекторы располагаются на отдельно взятом светофорном объекте. Актуальная информация о транспортном потоке непрерывно поступает в дорожный контроллер, где анализируется и задается параметры красных и зеленых фаз движения.
При использовании единого центра управления значительно расширяются возможности управления дорожным движением. Все оборудование при помощи как беспроводных, так и проводных каналов связи объединяются в единую сеть.
Центр управления может руководить дорожным движением населенного пункта из единой точки, а также:
Преимущества, которые дает объединение в сеть:
Для обеспечения безопасности дорожного движения на российских дорогах в настоящее время активно развиваются системы управления безопасности дорожного движения, погодного мониторинга, которые обеспечивают сбор данных, информируют дорожные службы о погодной обстановке на автомагистралях.
Метеостанции осуществляют сбор и анализ информации о погодных условиях и передает данные на сервер интеллектуальной системы управления дорожным движением. Помимо сведений о метеоусловиях собирается информация о состоянии дорожного покрытия, в частности об опасности обледенения, толщине слоя осадков и так далее. В зависимости от настроенных протоколов, система может запустить режим работы при наличии погодных катаклизмов, о чем своевременно предупреждаются участники движения.
В структуре системы метеомониторинга различают следующие уровни:
Инновационные решения, предлагаемые АО «ТРАССКОМ», имеют несомненные конкурентные преимущества. Данные решения с легкостью интегрируются в систему региональных ИТС. Также предлагается подготовка профессиональных специалистов по мониторингу и прогнозированию состояния автомагистралей.
Среди достоинств продуктов компании можно выделить следующие:
АО «ТРАССКОМ» имеют собственные уникальные разработки. Так, настоящей инновацией в мониторинге состояния дорожного полотна стал мобильный комплекс дорожного мониторинга «Иней-М». Данная установка легко монтируется на любое транспортное средство от легкового автомобиля до рейсового автобуса, осуществляет передачу актуальных на текущий момент времени данных о состоянии дороги, при этом точно привязывает данные к географическим координатам. Является эффективным инструментом контроля состояния дорожных объектов в зимнее время.
Внедрение технологический решений АО «ТРАССКОМ» не только обеспечивает безопасность движения, но приносит ощутимый экономический эффект. Так, в Свердловской области внедренные решения по контролю дорожных работ полностью окупились за один зимний период и ежегодно приносят существенную материальную выгоду.
Основная задача специалистов АО «ТРАССКОМ» — это внедрение востребованных технологий и инструментов, применение которых сохраняют жизни участникам дорожного движения, повышает эффективность производственных процессов, обеспечивает комфортность дорожного движения. Многочисленные отзывы специалистов дорожных служб из различных регионов России свидетельствуют о достойной реализации этой задачи.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах