Система мониторинга транспорта
Главная Блог Оборудование Система мониторинга транспорта: что это, из чего состоит, как установить

Система мониторинга транспорта: что это, из чего состоит, как установить

12 октября 2021
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Если у вас целый штат водителей, большое предприятие, много операций в день, то система мониторинга транспорта – то, что вам нужно. Иначе как еще контролировать водителей, объемы топлива, которые они расходуют, насколько корректны их действия, по каким маршрутам они передвигаются? От всех этих моментов напрямую зависят качество оказываемых вашей фирмой услуг и элементарно деньги, которые вы, возможно, долгое время выбрасываете просто так. Воровства и вольностей среди водителей хоть отбавляй.

Далее вы узнаете о назначении и устройстве системы мониторинга транспорта, а также какие проблемы она позволит вам решить. Также мы развеем мифы касательно этой полезной инновации и поделимся нюансами ее установки. Применив информацию из статьи на практике, вы сэкономите кучу денег и восстановите дисциплину в своих логистических процессах.

Описание системы мониторинга транспорта

Спутниковая система транспортного мониторинга предоставляет отличную возможность минимизировать расходы и улучшать производительность работы автотранспорта. Состав системы мониторинга автомобилей представляет собой датчики, устройства для обработки данных и гаджеты потребителя. Благодаря системе увеличивается уровень ответственности водителей, улучшается дисциплина, сокращаются топливные затраты.

Описание системы мониторинга транспорта
Описание системы мониторинга транспорта

Система мониторинга транспорта показывает такие параметры, как направление и скорость движения, время остановки, включение зажигания автомобиля и т. д.

Проблемы, решаемые системой мониторинга транспорта

Система контроля транспорта оснащена оборудованием, которое выполняет следующие логистические функции:

  1. Отслеживание фактического нахождения автотранспорта
    Отслеживание фактического нахождения автотранспорта
    Отслеживание фактического нахождения автотранспорта

    Система позволит вам круглосуточно быть в курсе, где сейчас ваша машина, куда она двигается, какой маршрут выбран водителем. Если водитель вдруг решит использовать рабочее авто в личных целях, вы об этом сразу узнаете. Если ваше авто угонят, у вас будет возможность его найти. Можно заранее настроить систему управления автомобилем, тогда вы сможете заглушить его дистанционно и заблокировать дверцы; угонщики будут заперты в автомобиле и точно никуда не уедут.

    Мониторинг транспорта способен выполнять и более сложные задачи, чем простое отслеживание расположения автомобиля или процессы его работы. К примеру, выдавать задания водителям можно автоматически. При поступлении заявки на доставку она тут же поступает ближайшему водителю.

  2. Предотвращение кражи топлива. Установленные в бензобаке датчики позволяют отслеживать количество топлива и его расход в процессе работы автомобиля. Резкое падение уровня топлива – верный признак того, что его воруют. Контроль расхода топлива по факту позволяет анализировать, какое количество было куплено и сколько фактически потрачено в пути. Оборудование системы мониторинга и контроля транспорта позволяет сделать автоматическую настройку оповещения, которое укажет на незапланированные действия водителя.
  3. Оценка манеры вождения водителя. Система спутникового мониторинга транспорта отслеживает, насколько водитель соблюдает скоростной режим, на какой едет передаче, насколько нагревается двигатель, как резко он тормозит. Таким образом выявляются водители, по причине которых периодически требуется ремонт машины, либо они нарушают правила дорожного движения и увеличивают вероятность ДТП.Оценка манеры вождения в будущем может пригодиться для использования страховыми компаниями. У них будет возможность отследить, насколько корректно водитель ведёт себя за рулём, от этого будет зависеть увеличение или снижение стоимости страховки автомобиля.
  4. Контроль технического состояния автомобиля. Мониторинг транспортных средств – отличный помощник в сборе данных о таких технических параметрах, как обороты двигателя, уровень масла и прочие функциональные характеристики автомобиля. Благодаря такому контролю можно будет отправлять машину на техосмотр заблаговременно, это сэкономит расходы на дорогостоящий ремонт или неожиданный простой транспорта.
  5. Мониторинг грузов. Датчики мониторинга можно ставить на прицепы, трейлеры, контейнеры, рефрижераторы. Это помогает отслеживать движение грузов, находится ли он в авто, как проходит все пункты маршрута, как проходит таможню. При движении скоропортящихся грузов можно следить за температурным режимом. Для предотвращения кражи груза отслеживается изменение его веса.

    Помимо основных вышеперечисленных функций имеются и более мелкие; к примеру, мониторинг веса, который перевозит автомобиль, или время работы водителя. Контролирующее транспорт оборудование способно к измерению любых физических параметров. Эти технические возможности позволяют извлечь любую нужную логистическую информацию, все зависит от ваших потребностей и желания.

Оборудование системы мониторинга транспорта

Благодаря транспортной системе мониторинга можно следить за автомобилями и процессом их работы.

Оборудование системы мониторинга транспорта
Оборудование системы мониторинга транспорта

К системе относится следующее оборудование:

  1. Датчики. На автотранспорт устанавливается комплекс миниатюрных устройств для сбора и передачи используемой в логистике информации. Это такие параметры, как местонахождение автомобиля, его скорость, количество топлива в бензобаке и его расход, температурный режим в рефрижераторе, длительность работы автотранспорта и прочие характеристики.
  2. Программное обеспечение. Это оборудование, с помощью которого проводится сбор, хранение, обработка и анализ информации с комплекса датчиков. Оно устанавливается на сервере компании или разворачивается в облачном хранилище.
  3. Потребительские устройства. С помощью установленного клиентского программного обеспечения на гаджеты поступает обработанная информация с сервера для дальнейшего просмотра и использования потребителем.

Некоторые виды датчиков способны не только собирать данные, но и управлять транспортом. Благодаря этому автомобиль можно контролировать дистанционно: например, заглушить двигатель, открыть двери или моргнуть фарами, чтобы найти своё авто.

Серверное программное обеспечение способно соотнести координаты движения автомобиля с электронной картой. Это делается для того, чтобы отслеживать движение автомобиля по нужному маршруту. При отклонении от маршрута или выхода из разрешённой зоны передвижения система автоматически отправит автомобилю уведомление. Люди в этом могут совсем не принимать участия.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта
Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

ГЛОНАСС – это российский продукт системы навигации, который позволяет точно находить объект в пространстве при минимальных погрешностях. Специальное оборудование определяет координаты объекта, используя наземную инфраструктуру. Для этого производится связь со спутниками на околоземной орбите.

Как работает система спутникового мониторинга транспорта:

1. Для определения координат объекта на него устанавливают терминал (приёмно-передающее оборудование).

2. Терминал передаёт сигнал системе спутников для определения позиции. Чем большее количество спутников дадут ответ (хотя бы четыре), тем более точными будут координаты объекта.

3. Терминал принимает ответный сигнал от спутников. Программа сравнивает время задержки от разных спутников и в соответствии с этой информацией определяет координаты объекта с приёмником.


Система ГЛОНАСС способна не просто находить объект, но и определять его скорость. Это возможно при непрерывной работе терминала, то есть он должен периодически отправлять запросы и анализировать ответы. Когда объект движется, точность определения его нахождения снижается. Тем не менее, этого достаточно, чтобы навигатор смог соотнести координаты объекта и электронную карту, что позволит составить маршрут.

GPS (Global Position System) – система глобального позиционирования, основной аналог и конкурент ГЛОНАСС. Обе системы начали разрабатывать практически одновременно в США и в Советском Союзе, это было в конце 20 века, начало 80-х годов. Изначально спутниковая навигация предназначалась для использования в военной сфере, но впоследствии стало возможным применять её в потребительских целях. Развитие GPS и ГЛОНАСС было довольно похожим.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта
Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

В обеих системах позиционирования используются комплексы в количестве 24 спутников, которые находятся на геостационарной орбите.

Основные отличия систем:

  • Спутники ГЛОНАСС двигаются по трём орбитам, на каждой по восемь аппаратов.
  • Американская система GPS использует четыре орбиты, по шесть спутников на каждой.
  • Обе системы довольно точно определяют координаты, но у системы GPS погрешность немного ниже.
  • Основное превосходство GPS в том, что система покрывает почти 100 % нашей планеты. ГЛОНАСС покрывает полностью российскую территорию, однако за пределами РФ спутниковые сигналы ловятся не везде, либо очень слабые.
  • Говоря о технических нюансах, известно, что американская система пользуется кодировкой CDMA, ГЛОНАСС же использует кодировку FDMA, которая является более сложной и энергозатратной. Это причина того, что срок использования аппаратов ГЛОНАСС уменьшается, техника нуждается в более частом выходе на орбиту.
Характеристики ГЛОНАСС GPS
Количество спутников 24 24
Количество спутников на орбите 8 6
Количество орбит у спутников 3 4
Погрешность, м 2-6 2-4
Размер покрытия Вся территория РФ, 2/3 мировой территории Почти 100 % мировой территории

Нельзя сказать, что преимущество однозначно у одной или другой навигационной системы, свои плюсы и минусы есть у обоих сервисов. Для удалённого позиционирования обычно используются как система ГЛОНАСС, так и GPS.

Сфера применения

Оборудование и программное обеспечение, которые позволяют позиционировать объекты при помощи спутниковых систем, являются многозадачными.

Самая главная область применения бытовых терминалов ГЛОНАСС – это функции навигатора для транспортных систем. Данная аппаратура – это своеобразная оптимизированная карта. Терминал определяет координаты объекта, они сопоставляются с планом местности, таким образом определяется наилучший вариант движения к пункту прибытия.

Сфера применения
Сфера применения

Также аппаратура находит применение в следующих областях:

  • Системы наблюдения за транспортом. Некоторые предприятия должны отслеживать передвижение большого количества транспорта как для пассажирских перевозок, так и грузовых. В этом случае навигационный сервис помогает в любое время отследить, где находится тот или иной автомобиль. С этой целью транспорт оборудуется терминалами ГЛОНАСС, подключёнными к программному обеспечению. Оператор обладает возможностью не просто наблюдать за передвижениями автотранспорта, но также может держать под контролем режим скорости, рабочий график водителя, сохранность грузов в рефрижераторе, уровень топлива в баке. Для выполнения этих функций можно использовать дополнительную технику, которая присоединяется к терминалу.
  • Автомобили-беспилотники. Для беспилотной техники основными элементами управления стали спутниковые навигационные системы и прилагаемые к ним сенсоры – считыватели параметров окружения. Беспилотный транспорт уже запущен в производство и проходит испытания, на дорогах Российской Федерации в том числе. Прогнозы специалистов говорят о том, что уже в ближайшее время на дорогах количество беспилотников значительно увеличится.
  • Противоугонные системы. В автомобиле можно скрыто установить отслеживающее устройство ГЛОНАСС. Когда транспортное средство без извещения хозяина изменит свои координаты, трекер подаст тревожный сигнал. Также оборудование имеет возможность систематически оповещать хозяина сообщениями о том, где находится его автомобиль. В случае угона это поможет в поисках украденного авто.

Нюансы установки системы мониторинга транспорта

 

Нюансы установки системы мониторинга транспорта
Нюансы установки системы мониторинга транспорта

 

  1. Время установки оборудования для систем (ГЛОНАСС, GPS) в целях мониторинга и контроля расхода топлива транспорта. Обычно установить навигационную систему на транспортное средство занимает по времени около получаса или чуть дольше. Сюда входят такие действия, как: подключить ГЛОНАСС или GPS к бортовой сети, опломбировать, настроить данные в программе. Может понадобиться установка датчиков для контролирования дополнительных параметров, тогда время для выполнения технических процедур на порядок увеличится. К примеру, для установки системы ГЛОНАСС с дополнительным датчиком расхода топлива потребуется около трёх часов. Больше всего времени в этом процессе занимает калибрование топливного бака, так как требуется минимизировать погрешность при заправке и сливе топлива, а для этого нужно качественное выполнение процедуры.
  2. Установка навигационного оборудования втайне от водителя. Эта процедура вполне осуществима, так как в большинстве случаев терминал находится под приборной панелью, что никак не отражается на качестве сигнала.
  3. Способ установки навигационного оборудования для отслеживания и контроля уровня топлива. Установить такое оборудование возможно на любой вид транспорта – тягач, автобус, сельхозтехника, специализированный транспорт и т. д. В первую очередь транспортное средство нужно хорошо осмотреть и только потом заниматься установкой устройства. Это делается для того, чтобы сразу устранить возможные выявленные проблемы.

4 мифа о системе контроля расхода топлива и мониторинга транспорта

4 мифа о системе контроля расхода топлива и мониторинга транспорта
4 мифа о системе контроля расхода топлива и мониторинга транспорта

Для того чтобы установить навигационное оборудование, потребуются первоначальные вложения, как и для любой другой покупки. Но система мониторинга и контроля для того и создана, чтобы максимально оптимизировать транспортные расходы. Окупаемость оборудования составляет в среднем полтора-два месяца использования. Статистические данные показывают, что 70 % водителей совершают махинации со служебным транспортом, а разница в расходе горючего составляет около 40 %.

Навигационные системы GPS или ГЛОНАСС позволяют держать под контролем все эксплуатационные характеристики транспортной техники. Это и скоростной режим, и пробег, и блокировка дверей, и даже пристёгнут ли ремень безопасности. Для специальной техники важным параметром является продолжительность эксплуатации с нагрузкой. Время простоя такого транспорта и время его использования под нагрузкой можно отследить с точностью до минуты.

Рассмотрим, какие существуют сложившиеся мифы о системах навигации.

Миф 1. Мониторинг усложняет работу, после ввода в эксплуатацию он создаёт для работников предприятия дополнительные обязанности

Это неправда. Программные обеспечения в наше время просты в употреблении абсолютно для всех работников. Сервис содержит готовые к использованию шаблоны и формы отчётов, а также система совместима с программой 1С и CRM-технологиями. Если работники не могут работать по какой-либо причине, то мониторинг и контроль можно поручить сотрудникам аутсорса.

Миф 2. Системы мониторинга и контроля транспорта малоэффективны, так как существуют «мёртвые зоны» покрытия

На территории Российской Федерации и прилегающих к ней стран действительно существуют так называемые «мёртвые зоны», в которых нет связи. Тем не менее, эффективность работы навигационных терминалов не снижается. В подобных случаях сигнал сотовой связи может исчезать, но его данные сохраняются в памяти прибора, и при выходе на связь сразу отправляются на сервер.

В населённых пунктах такими зонами являются тоннели или территории высокой секретности (в Москве это, к примеру, аэропорт Внуково или Кремлёвская территория).

Есть места, недоступные для сотовой связи (в основном это карьеры и месторождения). На этих территориях используют терминалы спутниковой связи для мониторинга, их покрытие составляет 100 % земного шара.

Системы мониторинга и контроля транспорта
Системы мониторинга и контроля транспорта

Миф 3. Перепады температуры влияют на системы мониторинга транспорта, из-за этого возникают погрешности.

Рассмотрим некоторые технические нюансы. Погрешность присутствует в работе любых приборов, возможно минимальная, но она есть. В электронике, которая изначально присутствует в транспортном средстве, заложена допустимая погрешность плюс-минус 10 %. У датчика расхода горючего, который встроен в бензобак, предусмотрена погрешность от 2 % до 5 %. При этом в работе системы ГЛОНАСС и GPS погрешности отсутствуют, а расчёт пробега более точен, чем у автомобиля.

При стандартной температуре влияние на показания оборудования отсутствует. Однако при работе в экстремальных температурных условиях прибор может проявить погрешность. При установке прибора специалист учитывает эту возможность и убирает погрешность.


Миф 4. Рядовые сотрудники предприятия могут проявлять недовольство установкой системы мониторинга.

Сотрудники офиса относятся к нововведениям нейтрально либо положительно, так как предвидится улучшение условий работы, оптимизируются затраты компании. Если внедрениями новых технологий недовольны водители, это явный показатель махинаций или воровства с их стороны.

Уведомить персонал об установке системы слежения и контроля можно несколькими способами:

  • Если уже имеются конкретные нарушители или подозреваемые в махинациях сотрудники, установка оборудования на авто проводится скрытно. По истечении пары недель проводится анализ данных, по их итогам составляют отчёты.
  • Об установке системы мониторинга осведомляют весь персонал, проводят ликбез о ее работе, проводят обучение технике безопасности. Очень важно уведомить сотрудников о том, что нововведение ни в коем случае не вторгается в личное пространство работника, а предназначено исключительно для регулировки рабочих процессов служебного транспорта. Для внедрения новых технологий как можно быстрее вы можете, к примеру, выдавать премию водителям с самым эффективным расходом горючего.
Рядовые сотрудники предприятия
Рядовые сотрудники предприятия

Как показывает практика, на хищение топлива приходится 15-30 % нецелевых затрат, при этом лишний пробег вызывает увеличение износа техники, отсюда – лишние расходы на его ремонт и техобслуживание.

Благодаря использованию спутниковых систем мониторинга транспорта можно создать автоматизированный контроль рабочих процессов, при этом минимизировать нецелевые затраты. Сервисы ГЛОНАСС и GPS дают возможность быть в курсе того, где находится объект в данный момент, контролировать уровень топлива, износ транспорта и т. п. Вы можете систематизировать полученные характеристики и вовремя принять нужные меры.