Система дорожного движения
Главная Блог Дороги Система дорожного движения: что это и из чего состоит

Система дорожного движения: что это и из чего состоит

14 ноября 2021
Время чтения: 14 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Без транспорта современный мир был бы невозможен. Каждый день люди перемещаются из одного пункта в другой, равно как и всевозможные грузы. Система дорожного движения была придумана, чтобы упорядочить хаос, сделать безопасными и функциональными передвижения на автомобилях. Так, «умные» девайсы и различные способы позволяют реализовать множество идей, решающих эти главные задачи.

Хотите узнать, как устроена «дорожная кухня» в стране и мире? Тогда читайте нашу статью. В ней – раскрытие проблемы транспорта в городах, а также ее решение за счет новых автоматизированных систем контроля дорожного движения. Как всё это работает уже сегодня, вы узнаете далее.

Поводы для внедрения интеллектуальной системы дорожного движения

На данный момент более половины населения планеты живет в городах. Мегаполисы страдают от непрекращающегося трафика и бесконечных пробок. Дорожные проблемы имеют негативные экономические последствия и локального, и более глобального масштаба. Нельзя не отметить и качество жизни горожан, которое постепенно снижается: люди вынуждены дышать выхлопными газами и тратить часы своей жизни, чтобы добраться из точки А в точку Б.

Соответственно там, где это требуется, должна быть внедрена новая система дорожного движения, которая будет отвечать местной социально-экономической ситуации и решать накопившиеся транспортные проблемы.

Рассмотрим типичный момент. Запланированный ремонт дорожного полотна лишил автомобилистов возможности проехать в пункт назначения привычным маршрутом. Как правило, транспортный поток перенаправляется на соседние дороги, которые идут параллельно главной. Естественно, это приводит к их перегрузке и образованию заторов.

Поводы для внедрения интеллектуальной системы дорожного движения
Поводы для внедрения интеллектуальной системы дорожного движения

По идее специалисты должны заранее просчитать эту ситуацию, проанализировать количество дорог и светофоров на них, общую загруженность трасс. Это делается для того, чтобы понять, где и как быстро могут образоваться пробки и предотвратить их появление. Но зачастую проблему начинают решать, когда машины уже плотно стоят в центре города. В этом случае единственное, что можно сделать – это начать управлять ситуацией в ручном режиме (допустим, заменив светофоры регулировщиками).

А теперь рассмотрим идеальную ситуацию в городе, где действует умная система контроля дорожного движения. Тут специалисты получают информацию не только из традиционных источников, но также от датчиков и устройств, которые стоят внутри самих автомобилей, а также от тех, что являются частью городской инфраструктуры.

Умная система анализирует местоположение автомобилей и грамотно перераспределяет трафик в режиме реального времени. Ей помогают умные светофоры и грамотно спланированные парковки, которые дополнительно влияют на движение транспорта.

Такой подход к организации трафика уже показал свою эффективность в ряде крупных городов. К примеру, в Дармштадте (Германия) датчики способствуют предупреждению пробок и обеспечивают безопасность пешеходов. Они «видят», что на переходе скопилось большое количество людей, желающих перейти дорогу, и адаптируют работу светофора так, чтобы пешеходам было комфортно. Все это делается в связке с анализом автомобильного потока: датчики направляют команду переключить свет, только когда машины закончат движение.

В Дании результат еще более впечатляющий. После того, как в городе Орхус была внедрена автоматизированная система дорожного движения, сократилось не только количество пробок, но и общий расход топлива у автомобилистов. В Лондоне подобная система уведомляет водителей о том, что та или иная магистраль в данный момент времени перегружена. Сингапур благодаря интеллектуальной организации трафика сумел справиться с огромными проблемами на дорогах.

Функции и состав автоматизированной системы управления дорожным движением

Современное дорожное движение требует полного пересмотра устаревшего подхода к его организации. Поэтому была разработана Автоматизированная Система Управления Дорожным Движением (АСУДД). В ее состав входит несколько компонентов (программных и аппаратных), которые занимаются сбором и передачей данных о состоянии дорог, трафика и даже погодных условий. Информация может передаваться от одного компонента к другому для последующего ее использования.

Функции и состав автоматизированной системы управления дорожным движением
Функции и состав автоматизированной системы управления дорожным движением

Главные задачи АСУДД.

  • Мониторинг текущих погодных условий в конкретных точках расположения и удаленно.
  • Контроль качества дорожного покрытия в местах установки комплекса.
  • Управление дополнительными инфраструктурными компонентами территории: распыление химических составов при неблагоприятных погодных условиях, включение и отключение освещения или разного рода информационных табло в вечернее время.
  • Постоянный обмен информации и выгрузка аналитических данных на удаленные сервера или в облако в автоматическом режиме.
  • Передача визуализированной информации в режиме реального времени. Используется для видеосообщения с контрольным пунктом и оператором.
  • Прогнозирование дорожной ситуации с учетом уже полученной за определенный отрезок времени информации.

Из чего состоит умная система дорожного движения? Структура АСУДД такова: устройства, определяющие метеоусловия, программное обеспечение, которое занимается контролем работы аппаратов, контроллеры, собирающие данные о ситуации на дорогах, дополнительные табло.

На заре своего создания система организации дорожного движения использовалась только для наблюдения за дорожной ситуацией на местах. Видеокамеры собирали информацию, а операторы занимались контролем и управлением в ручном режиме. Со временем развитие технологий позволило подключить к системе дополнительные контроллеры, которые обеспечили сбор более информативных данных и даже дали возможность влиять на дорожную ситуацию в режиме реального времени (например, управлять светофорами).

Современная АСУДД справляется с работой в условиях активного трафика, все ее компоненты синхронизированы между собой. Например, камеры для фото и видео фиксации способны работать в сложных климатических условиях, при низкой освещенности. Они фиксируют скорость, плотность транспортного потока и автоматически передают информацию. Кроме того, при совместном использовании системы видеонаблюдения и программно-аппаратного комплекса для автоматического управления светофорами, последние действуют на основании полученных от камер данных.

Важные элементы современной системы дорожного движения

  • Система мониторинга параметров транспортного потока (АСМПТП)

АСМПТП занимается сбором, анализом и отправкой информации о ситуации на дорогах. Кроме того, она в автоматическом режиме мониторит конкретные государственные номера автомобилей, если у оперативных служб есть такая необходимость.

Важные элементы современной системы дорожного движения
Важные элементы современной системы дорожного движения
  • Центр управления дорожным движением (ЦУДД)

Это место, где трудятся операторы дежурной смены и трафик-инженеры. Тут также могут быть организованы рабочие места для представителей оперативных служб (МЧС, полиции, ФСБ/ФСО, СМП, ЖКХ). То есть Центр управления может стать ситуационным центром реагирования на возникающие ЧС (причем речь не только о дорожной системе), для этого у него есть все ресурсы, инструменты и компетенции.

  • Сервисная модель предоставления услуг

Город имеет возможность внедрить АСУДД, заказав такую услугу у поставщика, который определяется в ходе торгов. С компанией заключается договор, согласно которому она за свой счет закупает необходимое оборудование, производит монтажные и пусконаладочные работы, разворачивает систему управления дорожным движением, предоставляет возможность ее использования и контролирует работоспособность. Благодаря этому город имеет возможность сэкономить.

  • Метеостанции

Автоматическая метеостанция собирает данные о текущих погодных условиях, анализирует их и обрабатывает. Самая простая станция умеет определять температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, видимость, количество и интенсивность осадков, состояние дорожного покрытия, его температуру, направление и силу ветра, толщину слоя осадков (при наличии).

Например, из-за тонкого льда, который появляется на скоростных трассах в период заморозков, происходит большое число аварий. Дело в том, что визуально он не заметен водителям, поэтому тут в дело вступает информационная система дорожного движения. На специальные табло, расположенные на трассах, выводится информация о состоянии дорожного покрытия – это помогает предотвратить дорожно-транспортные происшествия. А данные собираются как раз метеостанциями.

Сложные станции способны измерять до нескольких десятков параметров текущих погодных условий. Полученные данные отправляются на сервер или облако в АСУДД. Если погода становится очень плохой, система может запустить конкретный режим работы, соответствующий текущей ситуации (сильный дождь, шторм и т. п.). Система управления работает в автоматическом режиме и практически не зависит от человека, а значит, задержки переключения режимов сводятся к минимуму.

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения

С увеличением количества транспорта, повышением интенсивности трафика, ростом числа грузоперевозок, появлением скоростных и мощных автомобилей в мире остро встал вопрос повышения безопасности дорожного движения. Стало ясно, что должна существовать система государственного управления дорожного движения, а также система нарушений правил дорожного движения и соответствующие им наказания. Кроме того, ситуация требует контроля и влияния международных организаций.

В России существует государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Она призвана обязать граждан, учреждения, организации и должностные лица соблюдать законы дорожного движения методами убеждения и принуждения, с использованием силы государственной власти.

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения
Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения

Чтобы вся система работала исправно и эффективно, проводится комплекс мероприятий на трех уровнях.

На первом уровне создается система законодательных и иных нормативных правовых актов, стандартов и технических правил, которые содержат общие требования безопасности ко всем компонентам системы ВАДС: В (водитель) — А (автомобиль) — Д (дорога) — С (среда).

На втором уровне реализуются требования системы законодательных и иных нормативных правовых актов первого уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, реконструкции и содержания УДС, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности движения.

На третьем уровне происходит организация контроля надежности функционирования системы ВАДС в процессе дорожного движения, принимаются меры для восстановления должного уровня безопасности системы.

Безопасность дорожного движения на территории РФ в правовом поле определяется Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. В нем имеется семь блоков, каждый из которых посвящен определенному направлению обеспечения безопасности движения. Перечислим их.

  1. Установление полномочий и ответственности Правительства, Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
  2. Разработка и утверждение законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере ОБД.
  3. Регулирование деятельности на автомобильном, городском транспорте, в дорожном хозяйстве, осуществление деятельности по ОДД.
  4. Организация подготовки водителей транспортных средств, обучение населения правилам безопасности движения.
  5. Проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности движения
  6. Сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства, лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения.
  7. Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности движения.

Государство должно заниматься решением глобальных проблем в области дорожного движения: разрабатывать законодательные и иные нормативные акты, планировать развитие автомобилизации, создавать эффективную структуру органов управления дорожным движением, разрабатывать программы дорожного строительства, утверждать государственные стандарты, касающиеся качества дорог, автомобильного транспорта и т. п. Регионы же должны обеспечить нормальное функционирование системы ВАДС.

Умная система дорожного движения
Умная система дорожного движения

Умная система дорожного движения – это непременный атрибут современной транспортной системы мегаполисов. Без нее крупным городам будет сложно справиться со все возрастающим количеством автотранспорта и бесконечным усилением трафика. Стоит отметить, что вложения в АСУДД окупаются в течение некоторого времени благодаря тому, что не нужно тратить ресурсы на поддержание старой инфраструктуры управления дорожным движением.

Существенные плюсы внедрения автоматизированных систем заключаются в повышении уровня безопасности на дороге, увеличении пропускной способности конкретных участков дорог и улучшении общего состояния дорожной инфраструктуры в городах.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС