В статье рассказывается:
Без транспорта современный мир был бы невозможен. Каждый день люди перемещаются из одного пункта в другой, равно как и всевозможные грузы. Система дорожного движения была придумана, чтобы упорядочить хаос, сделать безопасными и функциональными передвижения на автомобилях. Так, «умные» девайсы и различные способы позволяют реализовать множество идей, решающих эти главные задачи.
Хотите узнать, как устроена «дорожная кухня» в стране и мире? Тогда читайте нашу статью. В ней – раскрытие проблемы транспорта в городах, а также ее решение за счет новых автоматизированных систем контроля дорожного движения. Как всё это работает уже сегодня, вы узнаете далее.
На данный момент более половины населения планеты живет в городах. Мегаполисы страдают от непрекращающегося трафика и бесконечных пробок. Дорожные проблемы имеют негативные экономические последствия и локального, и более глобального масштаба. Нельзя не отметить и качество жизни горожан, которое постепенно снижается: люди вынуждены дышать выхлопными газами и тратить часы своей жизни, чтобы добраться из точки А в точку Б.
Соответственно там, где это требуется, должна быть внедрена новая система дорожного движения, которая будет отвечать местной социально-экономической ситуации и решать накопившиеся транспортные проблемы.
Рассмотрим типичный момент. Запланированный ремонт дорожного полотна лишил автомобилистов возможности проехать в пункт назначения привычным маршрутом. Как правило, транспортный поток перенаправляется на соседние дороги, которые идут параллельно главной. Естественно, это приводит к их перегрузке и образованию заторов.
По идее специалисты должны заранее просчитать эту ситуацию, проанализировать количество дорог и светофоров на них, общую загруженность трасс. Это делается для того, чтобы понять, где и как быстро могут образоваться пробки и предотвратить их появление. Но зачастую проблему начинают решать, когда машины уже плотно стоят в центре города. В этом случае единственное, что можно сделать – это начать управлять ситуацией в ручном режиме (допустим, заменив светофоры регулировщиками).
А теперь рассмотрим идеальную ситуацию в городе, где действует умная система контроля дорожного движения. Тут специалисты получают информацию не только из традиционных источников, но также от датчиков и устройств, которые стоят внутри самих автомобилей, а также от тех, что являются частью городской инфраструктуры.
Умная система анализирует местоположение автомобилей и грамотно перераспределяет трафик в режиме реального времени. Ей помогают умные светофоры и грамотно спланированные парковки, которые дополнительно влияют на движение транспорта.
Такой подход к организации трафика уже показал свою эффективность в ряде крупных городов. К примеру, в Дармштадте (Германия) датчики способствуют предупреждению пробок и обеспечивают безопасность пешеходов. Они «видят», что на переходе скопилось большое количество людей, желающих перейти дорогу, и адаптируют работу светофора так, чтобы пешеходам было комфортно. Все это делается в связке с анализом автомобильного потока: датчики направляют команду переключить свет, только когда машины закончат движение.
В Дании результат еще более впечатляющий. После того, как в городе Орхус была внедрена автоматизированная система дорожного движения, сократилось не только количество пробок, но и общий расход топлива у автомобилистов. В Лондоне подобная система уведомляет водителей о том, что та или иная магистраль в данный момент времени перегружена. Сингапур благодаря интеллектуальной организации трафика сумел справиться с огромными проблемами на дорогах.
Современное дорожное движение требует полного пересмотра устаревшего подхода к его организации. Поэтому была разработана Автоматизированная Система Управления Дорожным Движением (АСУДД). В ее состав входит несколько компонентов (программных и аппаратных), которые занимаются сбором и передачей данных о состоянии дорог, трафика и даже погодных условий. Информация может передаваться от одного компонента к другому для последующего ее использования.
Главные задачи АСУДД.
Из чего состоит умная система дорожного движения? Структура АСУДД такова: устройства, определяющие метеоусловия, программное обеспечение, которое занимается контролем работы аппаратов, контроллеры, собирающие данные о ситуации на дорогах, дополнительные табло.
На заре своего создания система организации дорожного движения использовалась только для наблюдения за дорожной ситуацией на местах. Видеокамеры собирали информацию, а операторы занимались контролем и управлением в ручном режиме. Со временем развитие технологий позволило подключить к системе дополнительные контроллеры, которые обеспечили сбор более информативных данных и даже дали возможность влиять на дорожную ситуацию в режиме реального времени (например, управлять светофорами).
Современная АСУДД справляется с работой в условиях активного трафика, все ее компоненты синхронизированы между собой. Например, камеры для фото и видео фиксации способны работать в сложных климатических условиях, при низкой освещенности. Они фиксируют скорость, плотность транспортного потока и автоматически передают информацию. Кроме того, при совместном использовании системы видеонаблюдения и программно-аппаратного комплекса для автоматического управления светофорами, последние действуют на основании полученных от камер данных.
АСМПТП занимается сбором, анализом и отправкой информации о ситуации на дорогах. Кроме того, она в автоматическом режиме мониторит конкретные государственные номера автомобилей, если у оперативных служб есть такая необходимость.
Это место, где трудятся операторы дежурной смены и трафик-инженеры. Тут также могут быть организованы рабочие места для представителей оперативных служб (МЧС, полиции, ФСБ/ФСО, СМП, ЖКХ). То есть Центр управления может стать ситуационным центром реагирования на возникающие ЧС (причем речь не только о дорожной системе), для этого у него есть все ресурсы, инструменты и компетенции.
Город имеет возможность внедрить АСУДД, заказав такую услугу у поставщика, который определяется в ходе торгов. С компанией заключается договор, согласно которому она за свой счет закупает необходимое оборудование, производит монтажные и пусконаладочные работы, разворачивает систему управления дорожным движением, предоставляет возможность ее использования и контролирует работоспособность. Благодаря этому город имеет возможность сэкономить.
Автоматическая метеостанция собирает данные о текущих погодных условиях, анализирует их и обрабатывает. Самая простая станция умеет определять температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, видимость, количество и интенсивность осадков, состояние дорожного покрытия, его температуру, направление и силу ветра, толщину слоя осадков (при наличии).
Например, из-за тонкого льда, который появляется на скоростных трассах в период заморозков, происходит большое число аварий. Дело в том, что визуально он не заметен водителям, поэтому тут в дело вступает информационная система дорожного движения. На специальные табло, расположенные на трассах, выводится информация о состоянии дорожного покрытия – это помогает предотвратить дорожно-транспортные происшествия. А данные собираются как раз метеостанциями.
Сложные станции способны измерять до нескольких десятков параметров текущих погодных условий. Полученные данные отправляются на сервер или облако в АСУДД. Если погода становится очень плохой, система может запустить конкретный режим работы, соответствующий текущей ситуации (сильный дождь, шторм и т. п.). Система управления работает в автоматическом режиме и практически не зависит от человека, а значит, задержки переключения режимов сводятся к минимуму.
С увеличением количества транспорта, повышением интенсивности трафика, ростом числа грузоперевозок, появлением скоростных и мощных автомобилей в мире остро встал вопрос повышения безопасности дорожного движения. Стало ясно, что должна существовать система государственного управления дорожного движения, а также система нарушений правил дорожного движения и соответствующие им наказания. Кроме того, ситуация требует контроля и влияния международных организаций.
В России существует государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Она призвана обязать граждан, учреждения, организации и должностные лица соблюдать законы дорожного движения методами убеждения и принуждения, с использованием силы государственной власти.
Чтобы вся система работала исправно и эффективно, проводится комплекс мероприятий на трех уровнях.
На первом уровне создается система законодательных и иных нормативных правовых актов, стандартов и технических правил, которые содержат общие требования безопасности ко всем компонентам системы ВАДС: В (водитель) – А (автомобиль) – Д (дорога) – С (среда).
На втором уровне реализуются требования системы законодательных и иных нормативных правовых актов первого уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, реконструкции и содержания УДС, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности движения.
На третьем уровне происходит организация контроля надежности функционирования системы ВАДС в процессе дорожного движения, принимаются меры для восстановления должного уровня безопасности системы.
Безопасность дорожного движения на территории РФ в правовом поле определяется Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. В нем имеется семь блоков, каждый из которых посвящен определенному направлению обеспечения безопасности движения. Перечислим их.
Государство должно заниматься решением глобальных проблем в области дорожного движения: разрабатывать законодательные и иные нормативные акты, планировать развитие автомобилизации, создавать эффективную структуру органов управления дорожным движением, разрабатывать программы дорожного строительства, утверждать государственные стандарты, касающиеся качества дорог, автомобильного транспорта и т. п. Регионы же должны обеспечить нормальное функционирование системы ВАДС.
Умная система дорожного движения – это непременный атрибут современной транспортной системы мегаполисов. Без нее крупным городам будет сложно справиться со все возрастающим количеством автотранспорта и бесконечным усилением трафика. Стоит отметить, что вложения в АСУДД окупаются в течение некоторого времени благодаря тому, что не нужно тратить ресурсы на поддержание старой инфраструктуры управления дорожным движением.
Существенные плюсы внедрения автоматизированных систем заключаются в повышении уровня безопасности на дороге, увеличении пропускной способности конкретных участков дорог и улучшении общего состояния дорожной инфраструктуры в городах.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах