В статье рассказывается:
Штрафы за плохие дороги – это вполне реальное явление в нашей стране. С 2017 года ужесточили наказание как организациям, так и должностным лицам, если дороги в их ведомстве оставляют желать лучшего или из-за их состояния произошло ДТП.
Помимо непосредственно штрафов за качество дорожного покрытия, организации несут ответственность за ущерб при ДТП и покрывают его. В нашей статье мы расскажем, какие штрафы предусмотрены за плохие дороги, как водители могут возместить ущерб и что поможет лучше следить за дорожным полотном.
С 2017 года в Кодексе РФ об административных правонарушениях были увеличены штрафы за плохие дороги. Согласно последним поправкам, ответственные должностные лица должны будут заплатить за нарушение до 30 тысяч рублей, а дорожные службы — до 300 тысяч рублей.
Помимо увеличения штрафов, в кодексе появилась ответственность чиновников за повторные нарушения и введены штрафы за любой нанесенный вред здоровью. Например, если пассажир автобуса получил травму из-за ненадлежащего дорожного покрытия, организация будет наказана. Саму службу могут оштрафовать до полумиллиона рублей, а ее директора — до 100 тысяч.
Что изменилось? Размеры штрафов значительно выросли, не в 2-3 раза, как это делается обычно, а гораздо больше. Раньше за административное нарушение подобного характера чиновник должен был заплатить только 2-3 тысячи рублей (что в 10 раз меньше нынешних сумм).
Ответственности за нанесение легкого и среднего ущерба здоровью не было вовсе, организации отвечали только за тяжкий вред согласно Уголовному кодексу РФ. Если автомобиль провалился в люк, а водитель при этом получил ушиб, никого не штрафовали.
Теперь за повторное нарушение чиновник заплатит повышенный штраф или вовсе будет отстранен от работы на 3 года. Если должностное лицо регулярно ненадлежащим образом выполняет свои обязанности и не следит за состоянием дорог, ему могут запретить работать на государственной службе и отстранить от любой руководящей должности.
Раньше такой пункт не был предусмотрен и чиновники не боялись наказания. В худшем случае их могли перевести в другое ведомство, а сейчас так сделать не получится. Также согласно новым поправкам увеличились штрафы за плохой контроль за состоянием переездов, пешеходных переходов, ограждений, ливнёвок и светофоров.
Статистика Судебного департамента при Верховном суде РФ сообщает, что только за вторую половину 2020-го года было наказано почти 7 тысяч чиновников. Их оштрафовали согласно Кодексу об административных правонарушениях за наличие выбоин и колдобин на дорогах города, неправильно нанесенную разметку и другие нарушения.
Один из таких случаев произошел в г. Камышлове Свердловской области, где первый заместитель главы местной администрации был оштрафован за небезопасные дороги. Летом сотрудники ГИБДД увидели, что на многих улицах до сих пор отсутствует дорожная разметка. Нет горизонтальных и стоп-линий, обозначений искусственной неровности, «зебры» на пешеходных переходах.
Все это создавало угрозу безопасности для водителей и пассажиров на указанных дорожных участках. А также говорило о том, что администрация не осуществляет контроль за исполнением муниципального контракта по ремонту автомобильных дорог. Представители госавтоинспекции составили соответствующий акт и протокол об административном правонарушении.
Суд назначил госслужащему штраф в размере 20 тысяч рублей, который администрация попыталась оспорить. Ссылаясь на тот факт, что они заключили муниципальный контракт с компанией на выполнение дорожных работ. В ее обязанности входило осуществление контроля и поэтому виноват подрядчик. Вторая судебная инстанция не посчитала эти доводы весомыми и оставила первоначальное решение в силе, поскольку факт наличия контракта не освобождает администрацию от ответственности.
Общая сумма штрафов за 2020-ый год, которые выплатили чиновники и дорожные службы, составила 1 миллиард рублей. Будем надеяться, что ужесточение мер приведет к улучшению состояния дорог.
Если вы попали в аварию и считаете, что ее причиной стало плохое дорожное покрытие, необходимо следовать определенным действиям. Прежде всего вызовите сотрудника ГИБДД и пока ждете его, самостоятельно зафиксируйте все обстоятельства на месте происшествия с помощью фото и видео.
Когда инспектор прибудет на место, попросите его составить акт о несоответствии дороги нормативно-правовым требованиям. Проследите, чтобы он четко прописал — установлено ли освещение и предупредительные знаки, выставлены ли ограждения, если ведутся ремонтные работы и так далее.
После этого вам необходимо провести независимую экспертизу автомобиля, чтобы установить точный размер нанесенного ущерба. Важно, чтобы на ней присутствовал представитель ответственной дорожной службы. Для этого, вы должны заблаговременно направить к ним соответствующее письменное уведомление по почте. Начинать ремонт авто до этого момента не стоит, иначе подать иск в суд не получится.
Когда у вас на руках будет сумма, которую вы можете запросить у ведомства, необходимо направить в их адрес претензию с требованием о возмещении ущерба. Сведения об организации, ответственной за данный участок, можно узнать у сотрудника ГИБДД на месте аварии или потом в отделении. Например, за городские дороги чаще всего отвечает администрация, а за люки горводоканал.
К претензии не забудьте приложить все полученные ранее документы — акт инспектора о состоянии дорожного полотна и заключение независимого эксперта. Дорожная служба должна прислать вам ответ в определенные сроки и возместить ущерб через своего страховщика. Владельцам КАСКО повезло больше остальных, компания может взять на себя все хлопоты по выплатам.
Даже в этом случае, рекомендуем все-таки собрать весь необходимый пакет документов, чтобы не было проблем с компенсацией. Как правило, при попадании в глубокую яму, автомобилю наносится серьезный ущерб и некоторые страховые компании стараются отказаться от выплаты или всячески снизить их.
Строго фиксируйте все обстоятельства ДТП, без соответствующих справок страховщики возмещают лишь незначительный ремонт. Диски или шины не покрываются договором с компанией и тогда лучше обратиться с претензией к дорожным службам. К тому же, после аварии могут возникнуть скрытые повреждения автомобиля и стоимость работ окажется высокой.
Если после обращения с претензией, дорожная компания не прислала вам ответное письмо и отказывается возмещать ущерб, следующей инстанцией станет суд. В этом случае вы должны будете подать иск и указать в нем ответственную за дорожное покрытие организацию.
Пакет документов в суд не сильно отличается, только вам необходимо будет составить исковое заявление в соответствии с процессуальными требованиями. Помимо акта инспектора и заключения экспертизы, не забудьте приложить копию ранее отправленной претензии, на которую не ответила компания.
Сейчас активно внедряются в работу ИТС — интеллектуальные транспортные системы, которые помогают эффективнее использовать транспортную сеть и повышают уровень безопасности на дорогах. Они состоят из подсистем мониторинга:
ИТС позволяет собирать и быстро обрабатывать детальную информацию о состоянии дорожной ситуации, а затем интегрировать ее и распространять. Это дает региональным центрам возможность делать точные прогнозы и автоматизировать систему принятия решений диспетчерами.
Службы управления дорожным хозяйством могут оперативно получать данные о метеоусловиях и экологических параметрах, потоках транспорта, производственных процессов. Но самое главное, они смогут контролировать состояние дорожных объектов и своевременно реагировать, устраняя проблемные зоны.
Благодаря повсеместному внедрению ИТС, дорожно-эксплутационные управления и ремонтные организации смогут оптимизировать технологические процессы и повысить эффективность дорожных работ. Аналитика, которую будет проводить система, позволит грамотно выстроить движение на дороге, выгоднее использовать бюджет и содержать дорожные объекты в надлежащем состоянии.
Информированность пользователей будет расти, нагрузка на проблемные участки дороги снижаться и повысится общая безопасность. Появится возможность оперативно оповещать всех участников дорожного движения о опасных метеоусловиях или дорожных проблемах.
При внедрении интеллектуальных транспортных систем важно учитывать особенности каждого конкретного региона, это позволит повысить эффективность и практическую ценность оборудования. Необходимо грамотно настроить систему, чтобы обеспечить дальнейшую бесперебойную работу.
Российская компания АО «Трасском» является системным интегратором ИТС и много лет успешно внедряет системы в разных регионах нашей страны. Практический опыт дает им конкурентное превосходство, организация предлагает инновационные решения и подготовку квалифицированных специалистов в области прогнозирования состояния дорожно-транспортной ситуации.
Продукты компании обладают следующими преимуществами:
Мобильный комплекс дорожного мониторинга МДКМ «Иней-М» стал инновационным продуктом за счет своих технических свойств. Он в реальном времени и с точными координатами может передавать информацию о состоянии дорог в диспетчерский центр. Компактный размер позволяет быстро установить его на любое транспортное средство.
Технологические решения компании АО «Трасском» не только повышают безопасность дорожного движения, но и позволяют оптимизировать бюджет. Регионы, с которыми сотрудничала организация, смогли окупить вложения за зимний период, что позволило в дальнейшем существенно сэкономить средства.
Специалисты компании помогают внедрить в работу регионов современные технологии и инструменты. Они помогают снизить риски для всех участников дорожного движения, обеспечить их комфорт и повысить эффективность производственных процессов. Подтверждением этому являются результаты работы системы и многочисленные отзывы дорожных служб по всей России.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах