В статье рассказывается:
Ремонт и содержание автомобильных дорог направлены на поддержание в рабочем состоянии дорожных одежд, обочин, откосов, других объектов отрасли для обеспечения безопасности движения транспорта, пешеходов.
Все работы по содержанию делятся на зимний и летний период. Зимой выполняется очистка дорожного полотна и обочин от наледи, снежных валов. Летом осуществляются скашивание травы, очистка от мусора, пыли. Ремонтные работы делятся на ямочный и капитальный. Более подробно о ремонте и содержании автомобильных дорог читайте в нашем материале.
Автомобильная дорога является сложным комплексом дорогостоящих инженерных конструкций, которые обеспечивают движение автомобильного транспорта, перевозящего почти 80 % грузов РФ.
С развитием транспортной сети открываются возможности для изучения новых районов, получения природных богатств, распределения производственных мощностей, вследствие чего повышается эффективность пользования местными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.
Чтобы обеспечить благоприятные условия для работы комплексов народного хозяйства, на 1 тыс. км² территории должно быть 500–600 км автодороги. На сегодняшний день сеть автомобильных дорог РФ на 1 тыс. км² территории занимает меньше 100 км.
В то же время автодорожная сеть Испании составляет 260 км на 1 тыс. км², Польши – 980 км, Франции – 2420 км.
Многосложная структура транспортной сети и высокое качество автодорог обеспечивают безопасность дорожного движения и эффективное использование автотранспорта.
Проведение капитального, среднего и текущего ремонта и содержание автомобильных дорог и покрытий финансируется бюджетными средствами:
Дорожные службы выделяют средства на осуществление текущего ремонта и содержание автомобильных дорог со своих расчетных счетов. Планы финансирования работ с указанием предельных сумм затрат утверждают вышестоящие организации.
По характеру, размеру и периодичности выделяют 4 взаимосвязанных комплекса мероприятий:
К содержанию дорог относят мероприятия, направленные на поддержание чистоты и порядка на автодорогах. Проводимые работы имеют свои особенности в разные времена года вследствие влияния природных факторов на автомобильную дорогу в определенный период.
К текущему ремонту относятся мероприятия, направленные на предупреждение и срочное устранение небольших деформаций и повреждений дорожных покрытий и сопутствующих сооружений (в их числе откосы, мосты, переходы и проч.).
К среднему ремонту относятся периодически проводимые мероприятия, направленные на восстановление старого истертого покрытия и повышение его эксплуатационных показателей. Постоянно возрастающий подвижной состав и увеличивающаяся интенсивность движения приводят к необходимости повышения коэффициентов ровности и скольжения поверхности. Работы по среднему ремонту осуществляются согласно указанным в ведомостях дефектов данным. Для проведения технически сложных работ составляются отдельные проекты.
К капитальному ремонту относятся периодические мероприятия, в рамках которых осуществляется замена поврежденных и неисправных элементов и улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики автодороги. Постоянно растущая интенсивность движения требует повышения прочности дорожной одежды и сооружений согласно устанавливаемым нормам.
Дорожная разметка – элемент, способствующий безопасному дорожному движению. Высокая интенсивность транспортного потока по городским и загородным автодорогам приводит к необходимости обновления дорожной разметки хотя бы два раза в год, хотя для ее нанесения используется специальная износостойкая краска.
Затраты, требуемые для нанесения разметки на 1 км автодороги, не кажутся высокими, однако в масштабах целого субъекта страны являются значительными.
Ответственность за поддержание порядка, содержание и ремонт обочин и тротуаров автомобильных дорог лежит на владельце автодороги. Ремонтные работы указанных дорожных элементов проводятся ориентировочно раз в 10 лет. Чистота должна поддерживаться постоянно.
За содержание дорожных знаков в удовлетворительном эксплуатационном состоянии также отвечают владельцы автодорог. Необходимы своевременная замена знаков (при изнашивании, после ДТП), ремонт и покраска. Затраты на обслуживание одного знака невысоки, однако при наличии десятков тысяч знаков на территории субъекта страны сумма достигает миллионов.
Ограждения устанавливаются для того, чтобы сделать более безопасным движение на дорожных участках, имеющих высокий риск возникновения аварийных ситуаций. Чаще всего они подлежат ремонту и замене из-за повреждений в результате ДТП или в случае изнашивания перекрытия.
Замена ограждения – дорогостоящее мероприятие. На сумму затрат прямо влияет количество аварий – чем больше ДТП, в результате которых оказываются повреждены дорожные ограждения, тем выше сумма, необходимая на их реконструкцию.
При возведении автодорог за пределами населенных пунктов обустраивается дренажная система, включающая канавы и кюветы. На ее функциональность негативное влияние оказывают разрастающиеся кустарники и заиливание. Чтобы поддерживать дренажную систему в исправном состоянии, необходимо регулярно (несколько раз за год) избавляться от зарослей, проводить чистку водосточных кюветов и укреплять насыпи. Ремонт и содержание дренажных систем автомобильных дорог – трудоемкий и дорогостоящий процесс, в который вовлекается множество людей, используется специальная техника.
Уход за дорогами в зимнее время включает в себя устранение снежного покрова. Из всех мероприятий, направленных на содержание автомобильных дорог зимой, наибольшее значение имеет удаление снега с дорожного полотна и его вывоз с последующей утилизацией. Помимо механической расчистки дорог, есть и другие способы избавиться от снега.
Чаще всего спецтехника проводит обработку дорожных покрытий смесями песка и соли, а также особыми химическими реагентами. Их применение способствует таянию снега. Вследствие того, что данный метод не подразумевает дополнительный вывоз и утилизацию снега, он считается наиболее эффективным.
Однако он требует довольно крупных затрат, размер которых будет тем выше, чем более снежной окажется зима.
Самыми дорогостоящими являются работы по капитальной уборке автодорог при сходе снега весной. Они являются обязательными для любых трасс – как в границах населенных пунктов, так и за их пределами. Но правила ремонта и содержания автомобильных дорог подразумевают обязательный уход за ними с весны по осень на регулярной основе. Он требует меньших затрат, нежели капитальная весенняя уборка.
Автомобильная дорога нуждается в полном ремонте, когда общие дефекты и повреждения составляют от 12 до 15 %. При меньшем числе различных дефектов и деформаций (в том числе трещин, ям, борозд, разломов, сколов) прибегают к ямочному ремонту. Он обеспечивает более безопасные условия движения по дорогам. Существуют различные методы проведения таких работ с использованием разных средств и материалов.
Дорожная одежда по большей части состоит из асфальтобетонных покрытий. По этой причине в ремонтных работах часто используется горячая смесь из асфальта и бетона. Ее готовят из песка, щебня, битума и минерального порошка. Полученный материал обладает высоким коэффициентом устойчивости, поэтому отлично подходит для заделки повреждений.
С помощью горячей смеси из асфальта и бетона или литого асфальта осуществляют ремонт автодорог 1-й и 2-й категорий. Горячая смесь имеет температуру около +150 °С. Ее транспортировку к месту ремонта осуществляют внутри специальных бункеров, которые поддерживают тепло. Существуют особые нормативы в области ремонта и содержания автомобильных дорог, согласно которым смесь с температурой ниже +110 °С признается браком. В термосных бункерах объемом до 4 м3 достаточно смеси примерно для 100 ям, глубина которых составляет 5 см, а размеры – 100 × 100 см.
При неблагоприятной погоде ремонт может проводиться с использованием холодных смесей, содержащих битум, – материалов, подготовленных на основе битумных эмульсий и разжиженных битумов. Данная технология применяется при ремонте дорог 3-й и 4-й категорий вследствие более низких коэффициентов прочности и водостойкости материала – практически в 3 раза ниже, чем у горячих смесей.
Битумные эмульсии получили широкое распространение и используются при ремонте дорог в различных странах. Они высокоэкономичны, неприхотливы к климатическим условиям и изменениям погоды, при этом характеризуются довольно долгим сроком службы. Проведение аварийных ремонтов, устранение незначительных повреждений могут производиться с использованием мало распространенных специфических смесей, в основе которых – полимерные, цементные, полимер-битумные и прочие вяжущие материалы.
Согласно этой технологии производится вторичная переработка асфальтобетонных материалов с целью их применения при ремонте покрытия автодороги непосредственно на месте работ.
Рециклер – одна из специальных машин, используемых для содержания и ремонта автомобильных дорог. Он оснащен цилиндрическим барабаном с лопастями и горелкой, в котором разогреваются и перемешиваются куски асфальта, лом и продукты фрезерования. Наибольшей эффективности можно добиться в результате переработки асфальтовой крошки и добавления в нее битума.
Дефект следует заделывать этой смесью незамедлительно. Благодаря данной технологии уровень расходов на проведение ремонтных работ снижается до 60 %.
Все чаще работы производятся по струйно-инъекционной технологии – все требуемые операции выполняются одной спецмашиной. Технология подразумевает высокоскоростную продувку воздухом, немедленную промывку и нанесение битумной эмульсии. В данном случае можно не заниматься разломом и фрезерованием асфальтобетонного покрытия. В яму укладывается смесь из мелкого щебня и битумной эмульсии. Эмульсии бывают 2 видов: катионная быстро распадающаяся и анионная с концентрацией 60 %. Вследствие высокой скорости воздушной среды материал отлично утрамбовывается без использования виброплит и виброкатков.
Автодорога нуждается в капитальном ремонте, если с помощью локального восстановления полотна не удалось добиться удовлетворительных результатов. То, какие из элементов дорожного покрытия повреждены и требуют реставрации или обновления, влияет на сложность работ – может производиться более или менее углубленный капитальный ремонт.
Под капитальным ремонтом автодороги понимают комплекс мероприятий, направленных на полное восстановление пришедшего в негодность дорожного полотна: от грунтового основания до асфальтобетонного покрытия. Кроме того, восстановлению подлежат все конструкции, относящиеся к автомобильной дороге.
Капитальный ремонт следует проводить не просто с учетом автомобильного трафика на текущий момент – необходимо определить темп его роста. Это позволит изготовить новое дорожное полотно с высокими эксплуатационными характеристиками, которые останутся актуальными на долгий срок.
Капремонт необходим для обеспечения исправного и безопасного состояния автомобильной дороги до следующих плановых ремонтных работ. Следует учитывать актуальные нормативные требования и рост нагрузки транспортных средств на ремонтируемый участок.
Автодорога может нуждаться в капитальном ремонте вследствие серьезных дефектов дорожного покрытия, особенно если повреждены глубокие слои. Если произошло частичное разрушение лишь асфальтобетонного покрытия, достаточно будет снять верхние слои и вновь заасфальтировать выбранный участок.
Значительные повреждения автодорог чаще всего происходят по следующим причинам:
Возможно проведение капитального ремонта и дальнейшее содержание как отдельного участка автомобильной дороги, так и по всей ее протяженности. Чаще всего ремонту подвергаются участки площадью свыше 200 м2.
Капремонт осуществляется поэтапно. Количество необходимых шагов зависит от того, какая часть дорожного покрытия нуждается в ремонте. Более того, план работ может быть скорректирован в случае обнаружения значительных повреждений в более глубоких зонах.
Капремонт автомобильных дорог может включать следующие этапы работ:
При любом раскладе перед началом капремонта необходимо провести исследование и диагностику причин, вызвавших повреждения. Проведение работ должны согласовать ГИБДД и Объединение административно-технических инспекций.
Комплекс мероприятий, направленных на ремонт и содержание автомобильных дорог, определяется временем года и наличием специальной дорожной техники. Соответственно, для непрерывного поддержания дорожного полотна в исправном эксплуатационном состоянии обслуживающей организации необходимо иметь всю необходимую технику и комплектующие к ней.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах