В статье рассказывается:
Развитие транспортной системы как в России, так и в мире зависит не только от инфраструктуры (состояния дорожных сетей, износа транспорта), но также от социальных и экономических составляющих: уровня жизни, финансирования, внедрения инноваций и т. д.
Конечно, большая часть усилий направлена на развитие автомобильных дорожных сетей, так как в совокупности пассажирские перевозки наземным транспортом составляют 82 % от общего объема. В отрасли существуют свои проблемы, пути решения задач и противоречия. Об основных тенденциях развития транспортной системы вы узнаете из нашего материала.
Темпы роста количества транспортных средств в стране за последние годы в 5 раз превышают показатели строительства транспортных магистралей. В результате мы имеем многокилометровые заторы, а большие объемы выхлопных газов влияют на состав воздуха и качество воды.
Развитие транспортной системы сталкивается с такой проблемой, как устаревание магистралей. Уже сейчас остро стоит вопрос по реконструкции дорог, логистических центров, обновлению грузового парка. Без таких мер дальнейшее развитие системы транспорта будет малоэффективным.
Показатели изношенности составов РЖД превышают 70 %. Вся система ЖД транспорта требует глобальной реконструкции поездов и путей сообщения.
Понятно, что показатели экономического развития во многом определяются состоянием логистической системы, а транспортная отрасль сегодня находится не в лучшем состоянии. Необходима взвешенная государственная программа развития транспортной системы, направленная на ее восстановление и улучшение.
«Транспортная стратегия» и Целевая программа были созданы для решения многих проблемных вопросов. Данные документы предусматривают:
Значительным вкладом в реализацию поставленных задач по развитию систем транспортной инфраструктуры можно считать формирование единого центра координации и обеспечения взаимодействия между государством и частным бизнесом.
Данный план уже показал на практике первые результаты: созданы, обновлены и отремонтированы автодороги общей протяжённостью несколько десятков тысяч километров, грузооборот ж/д транспорта увеличился на 40 %, в 25 аэропортах приведены в рабочее состояние взлётно-посадочные полосы, объём перевозок морского транспорта возрос на 50 %. Необходимо двигаться дальше. Безусловно, современное развитие транспортных систем выведет Российскую Федерацию на новый уровень экономики.
Автомобиль с 50-х годов двадцатого столетия стал передовым видом сухопутного транспорта. Сеть автомагистралей растёт из года в год, а на текущий момент их протяжённость составила 27,8 млн. км. Почти половина автодорог приходится на такие страны, как РФ, Соединенные Штаты, Индия, Китай, Япония. Лидерами по автомобилестроению являются США и ряд государств Западной Европы. Также автотранспорт впереди всех по объемам перевозок пассажиров (82 % мирового объема).
Согласно статистике, приведенной в новой правительственной стратегии развития транспортных систем, часть самых опасных выбросов от машин (82 %) приходится на колесные покрышки. Именно поэтому специалисты считают ограничения на использование личных авто и переход на общественный транспорт «безальтернативным» вариантом на ближайшие годы. Следует отметить, что эти не соответствуют научным данным и реальной практике.
Всё чаще варианты развития конкретного процесса или явления в России появляются в результате того, что госслужащие пытаются перенять идеи и результаты зарубежного опыта.
На текущий момент на Западе очень модно говорить, что внедрение электромобилей – не самое подходящее решение, чтобы остановить глобальное потепление. Всё из-за того, что на их разработку требуется немало материалов и энергии, таким образом оставляется «углеродный след», а содержание углекислого газа в атмосфере увеличивается в разы.
Затем, чтобы сделать данные умозаключения более правдоподобными, большинство зарубежных организаций выдают себя за сторонников защиты экологии и стараются разъяснить невыгодность машин с точки зрения загрязнения окружающей среды.
Пример: в 2020 году компания Emissions Analytics из Великобритании предложила произвести сравнение объёма загрязнения воздуха от изношенных колесных покрышек с загрязнением воздуха от выбросов этой же машины.
С целью определения количества микрочастиц, которое даёт износ шин автомобиля и выхлопов, персонал компании рассчитал массу новый колесной резины, затем взвесил их после небольшого автопробега. Выяснилось, что этот показатель понижается на 5,8 г на км. Современные европейские нормативы по выбросу микрочастиц из выхлопной трубы машины — 4,5 мг на км. Emissions Analytics отметил, что «загрязнение от шин в тысячу раз больше, чем от выхлопных газов».
Emissions Analytics — крупное предприятие, которое занимает лидирующее место в своей нише, однако вышеизложенные расчёты вызывают некоторые вопросы. Масса комплекта покрышек на экспериментируемом автомобиле составляла 50 кг. В случае потери ими 5,8 г на км через 30 тыс. км пробега их масса понизилась бы на 124 кг. В действительности за 50 тыс. км шина теряет только меньшую часть своей собственной массы. Вот, почему специалисты из Великобритании ошиблись: любая шина в новом состоянии во время обкатки в первую тысячу километров значительно уменьшается в своей массе, затем у обкатанной покрышки потери резины на истирание начинают сильно уменьшаются.
Человеческие лёгкие в той или иной степени способны фильтровать лишь частицы примерно 10 мкм (они не слишком мелкие).
В реальности из всех микрочастиц 2,5 мкм и меньше в слое воздуха возле поверхности земли только 3–7 % от шин. Другие, более крупные по размеру, оседают за несколько минут или часов, и в случае, если бы не осели там — не преодолели бы наши лёгкие, оснащённые весьма оптимальной фильтрующей системой, которая может позволить выжить даже в песчаной буре на открытом пространстве.
Представленные исследования не позволяют сделать заключение, что «82 % взвешенных частиц» в воздушном слое около дорог возникает из-за износа шин в результате контактам с покрытием автодорог. Наоборот, во многих случаях наука указывает на то, что часть опасных микрочастиц в этом случае появляется лишь в размере 3–7 % от общего их числа.
Помимо прочего, наука говорит, что большинство микрочастиц от транспорта появляется при движении автобусов и грузового автотранспорта. Причём это именно те автобусы, на которые «Транспортная стратегия — 2035» предложила пересадить россиян после введения ограничений на использование частного транспорта.
Можно прийти к выводу, что Минтранс недостаточно четко видит реальные особенности развития транспортной системы и их влияние на экологическую ситуацию. Министерство ставит задачи, которые не помогут существенно изменить ситуацию с загрязнением воздуха в мегаполисах.
Транспортная система играет ключевую роль в инфраструктуре города. От её развития зависит качество городской жизни, экология, загруженность магистралей и т.д. Мы тщательно изучили тему перспектив развития транспортной системы в различных городах и постарались понять, что изменилось в них за последние несколько лет, какие новые проекты запущены в главных мегаполисах и как эпидемия коронавируса повлияла на все эти разработки.
Какое влияние оказала пандемия на развитие транспортной системы городов?
Весьма существенно карантин повлиял на всю городскую инфраструктуру, включая и транспорт.
Специалисты отметили несколько ключевых изменений, произошедших из-за коронавируса: города уже не такие мобильные, все больше жителей пересаживаются на личный транспорт, а прибыль от транспортных перевозок существенно упала. На будущее это может повлиять таким образом, что число автомобилей на дорогах увеличится. Это, в свою очередь, создаст дополнительную нагрузку на транспортную систему и приведет к высокому уровню загрязнения окружающей среды.
Пути решения необходимо искать уже сегодня и менять существующую модель использования транспорта в городе.
Рассмотрим параметры оценки удобства городского транспорта:
Специалистами было исследовано 25 городов с численностью более 5 млн жителей. Иначе, мегаполисы. При этом учитывалось дополнительно 2 критерия: число машин (должно составлять не менее 150 на 1000 человек) и стоимость товаров и услуг, производимых в регионе (минимальный показатель 10 000 $ на одного жителя).
Первая тройка городов, где присутствует наиболее высокий уровень развития транспортной системы, включает Сингапур, Пекин и российскую столицу.
Два последних момента уже реализованы в Гонконге и Шэнчьжене, рейтинг которых немного уступает Москве. В топ-10 представлены также такие мегаполисы, как Шанхай, Лондон, Сеул, Париж и Токио.
В заключении стоит отметить, что концепция развития транспортной системы в российских городах нуждается в разработке специальных направлений государственной политики. Необходимо усовершенствовать федеральное законодательство, системы управления и финансирования общественного транспорта.
Чтобы обеспечить эффективное развитие транспортных систем в городах и укрепить их социально-экономическое положение, нужен строгий контроль соблюдения качественных стандартов в области пассажирских и грузовых перевозок. При этом следует предусмотреть персональную ответственность руководителей муниципальных образований.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах