Развитие транспортной системы: общие тенденции, проблемы, направления
Главная Блог Дороги Развитие транспортной системы: общие тенденции, проблемы, направления

Развитие транспортной системы: общие тенденции, проблемы, направления

19 января 2022
Время чтения: 13 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Развитие транспортной системы как в России, так и в мире зависит не только от инфраструктуры (состояния дорожных сетей, износа транспорта), но также от социальных и экономических составляющих: уровня жизни, финансирования, внедрения инноваций и т. д.

Конечно, большая часть усилий направлена на развитие автомобильных дорожных сетей, так как в совокупности пассажирские перевозки наземным транспортом составляют 82 % от общего объема. В отрасли существуют свои проблемы, пути решения задач и противоречия. Об основных тенденциях развития транспортной системы вы узнаете из нашего материала.

Главные проблемы развития транспортной системы в России

Темпы роста количества транспортных средств в стране за последние годы в 5 раз превышают показатели строительства транспортных магистралей. В результате мы имеем многокилометровые заторы, а большие объемы выхлопных газов влияют на состав воздуха и качество воды.

Главные проблемы развития транспортной системы в России
Главные проблемы развития транспортной системы в России

Развитие транспортной системы сталкивается с такой проблемой, как устаревание магистралей. Уже сейчас остро стоит вопрос по реконструкции дорог, логистических центров, обновлению грузового парка. Без таких мер дальнейшее развитие системы транспорта будет малоэффективным.

Показатели изношенности составов РЖД превышают 70 %. Вся система ЖД транспорта требует глобальной реконструкции поездов и путей сообщения.

Понятно, что показатели экономического развития во многом определяются состоянием логистической системы, а транспортная отрасль сегодня находится не в лучшем состоянии. Необходима взвешенная государственная программа развития транспортной системы, направленная на ее восстановление и улучшение.

Пути решения проблем транспортной системы РФ

«Транспортная стратегия» и Целевая программа были созданы для решения многих проблемных вопросов. Данные документы предусматривают:

  • развитие инфраструктурных проектов,
  • выявление потребностей и разработку эффективной системы логистики,
  • создание нормативно-правовой базы для обеспечения доступности услуг в той или иной отрасли,
  • повышение транспортного и транзитного потенциала государства, чтобы восстановить классические связи и обеспечить интеграцию с мировой экономикой,
  • заботу об экологии,
  • улучшение системы безопасности транспорта.

Значительным вкладом в реализацию поставленных задач по развитию систем транспортной инфраструктуры можно считать формирование единого центра координации и обеспечения взаимодействия между государством и частным бизнесом.

Данный план уже показал на практике первые результаты: созданы, обновлены и отремонтированы автодороги общей протяжённостью несколько десятков тысяч километров, грузооборот ж/д транспорта увеличился на 40 %, в 25 аэропортах приведены в рабочее состояние взлётно-посадочные полосы, объём перевозок морского транспорта возрос на 50 %. Необходимо двигаться дальше. Безусловно, современное развитие транспортных систем выведет Российскую Федерацию на новый уровень экономики.

Стратегия развития автомобильной транспортной системы

Автомобиль с 50-х годов двадцатого столетия стал передовым видом сухопутного транспорта. Сеть автомагистралей растёт из года в год, а на текущий момент их протяжённость составила 27,8 млн. км. Почти половина автодорог приходится на такие страны, как РФ, Соединенные Штаты, Индия, Китай, Япония. Лидерами по автомобилестроению являются США и ряд государств Западной Европы. Также автотранспорт впереди всех по объемам перевозок пассажиров (82 % мирового объема).

Согласно статистике, приведенной в новой правительственной стратегии развития транспортных систем, часть самых опасных выбросов от машин (82 %) приходится на колесные покрышки. Именно поэтому специалисты считают ограничения на использование личных авто и переход на общественный транспорт «безальтернативным» вариантом на ближайшие годы. Следует отметить, что эти не соответствуют научным данным и реальной практике.

Стратегия развития автомобильной транспортной системы
Стратегия развития автомобильной транспортной системы

Всё чаще варианты развития конкретного процесса или явления в России появляются в результате того, что госслужащие пытаются перенять идеи и результаты зарубежного опыта.

На текущий момент на Западе очень модно говорить, что внедрение электромобилей – не самое подходящее решение, чтобы остановить глобальное потепление. Всё из-за того, что на их разработку требуется немало материалов и энергии, таким образом оставляется «углеродный след», а содержание углекислого газа в атмосфере увеличивается в разы.

Затем, чтобы сделать данные умозаключения более правдоподобными, большинство зарубежных организаций выдают себя за сторонников защиты экологии и стараются разъяснить невыгодность машин с точки зрения загрязнения окружающей среды.

Пример: в 2020 году компания Emissions Analytics из Великобритании предложила произвести сравнение объёма загрязнения воздуха от изношенных колесных покрышек с загрязнением воздуха от выбросов этой же машины.

С целью определения количества микрочастиц, которое даёт износ шин автомобиля и выхлопов, персонал компании рассчитал массу новый колесной резины, затем взвесил их после небольшого автопробега. Выяснилось, что этот показатель понижается на 5,8 г на км. Современные европейские нормативы по выбросу микрочастиц из выхлопной трубы машины — 4,5 мг на км. Emissions Analytics отметил, что «загрязнение от шин в тысячу раз больше, чем от выхлопных газов».

Emissions Analytics — крупное предприятие, которое занимает лидирующее место в своей нише, однако вышеизложенные расчёты вызывают некоторые вопросы. Масса комплекта покрышек на экспериментируемом автомобиле составляла 50 кг. В случае потери ими 5,8 г на км через 30 тыс. км пробега их масса понизилась бы на 124 кг. В действительности за 50 тыс. км шина теряет только меньшую часть своей собственной массы. Вот, почему специалисты из Великобритании ошиблись: любая шина в новом состоянии во время обкатки в первую тысячу километров значительно уменьшается в своей массе, затем у обкатанной покрышки потери резины на истирание начинают сильно уменьшаются.

Человеческие лёгкие в той или иной степени способны фильтровать лишь частицы примерно 10 мкм (они не слишком мелкие).

В реальности из всех микрочастиц 2,5 мкм и меньше в слое воздуха возле поверхности земли только 3–7 % от шин. Другие, более крупные по размеру, оседают за несколько минут или часов, и в случае, если бы не осели там — не преодолели бы наши лёгкие, оснащённые весьма оптимальной фильтрующей системой, которая может позволить выжить даже в песчаной буре на открытом пространстве.

Представленные исследования не позволяют сделать заключение, что «82 % взвешенных частиц» в воздушном слое около дорог возникает из-за износа шин в результате контактам с покрытием автодорог. Наоборот, во многих случаях наука указывает на то, что часть опасных микрочастиц в этом случае появляется лишь в размере 3–7 % от общего их числа.

Помимо прочего, наука говорит, что большинство микрочастиц от транспорта появляется при движении автобусов и грузового автотранспорта. Причём это именно те автобусы, на которые «Транспортная стратегия — 2035» предложила пересадить россиян после введения ограничений на использование частного транспорта.

Можно прийти к выводу, что Минтранс недостаточно четко видит реальные особенности развития транспортной системы и их влияние на экологическую ситуацию. Министерство ставит задачи, которые не помогут существенно изменить ситуацию с загрязнением воздуха в мегаполисах.

Тенденции развития городских транспортных систем в мире

Транспортная система играет ключевую роль в инфраструктуре города. От её развития зависит качество городской жизни, экология, загруженность магистралей и т.д. Мы тщательно изучили тему перспектив развития транспортной системы в различных городах и постарались понять, что изменилось в них за последние несколько лет, какие новые проекты запущены в главных мегаполисах и как эпидемия коронавируса повлияла на все эти разработки.

Тенденции развития городских транспортных систем в мире
Тенденции развития городских транспортных систем в мире

Какое влияние оказала пандемия на развитие транспортной системы городов?

Весьма существенно карантин повлиял на всю городскую инфраструктуру, включая и транспорт.

Специалисты отметили несколько ключевых изменений, произошедших из-за коронавируса: города уже не такие мобильные, все больше жителей пересаживаются на личный транспорт, а прибыль от транспортных перевозок существенно упала. На будущее это может повлиять таким образом, что число автомобилей на дорогах увеличится. Это, в свою очередь, создаст дополнительную нагрузку на транспортную систему и приведет к высокому уровню загрязнения окружающей среды.

Пути решения необходимо искать уже сегодня и менять существующую модель использования транспорта в городе.

Рассмотрим параметры оценки удобства городского транспорта:

  • Доступность (финансовая и физическая) транспорта. Здесь можно учесть число полос для велосипедного транспорта, сервисов шеринга, плотность автомобилей на магистралях и качество автодорожного покрытия, количество постоянных маршрутов и близкое расположение остановок к местам проживания населения, цену проезда, парковки, сборов и т.д.
  • Эффективность – скорость движения в период загруженности дорог и время его ожидания (простой в заторах – для тех передвигается на своей машине).
  • Комфорт использования – от года выпуска автобуса/трамвая/троллейбуса/поезда до его соответствия современным требованиям: наличие зарядки для мобильного устройства, возможность для подключения к сети Wi-Fi, а также отслеживания движения в онлайн-режиме.
  • Безопасность с учетом количества ДТП на дорогах и число летальных исходов.
  • Соответствие критериям стабильного развития. Этот момент связан с электромобилями, экологичным топливом и проектами, направленными на сокращение выбросов в окружающую среду.

Специалистами было исследовано 25 городов с численностью более 5 млн жителей. Иначе, мегаполисы. При этом учитывалось дополнительно 2 критерия: число машин (должно составлять не менее 150 на 1000 человек) и стоимость товаров и услуг, производимых в регионе (минимальный показатель 10 000 $ на одного жителя).

Наиболее высокий уровень развития транспортной системы
Наиболее высокий уровень развития транспортной системы

Первая тройка городов, где присутствует наиболее высокий уровень развития транспортной системы, включает Сингапур, Пекин и российскую столицу.

  • Жители Сингапура говорят, что все развивается прекрасно. Общественный транспорт отличается удобством и доступностью. Он регулярно обновляется. Работают различные электронные сервисы, поэтому упрощается использование различных видов транспорта в ходе одной поездки. К недостаткам относят ухудшение безопасности, как для окружающей среды, так и для участников движения. Кроме того, многие недовольны оперативностью транспорта.
  • В китайской столице городские власти настойчиво развивают систему шеринга. Ежегодно наблюдается существенный рост доступных авто. Параллельно увеличивается парк автобусов, конструкция которых предусматривает возможность доступа для людей с ограниченными физическими возможностями. При этом пока нет прогресса в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Сейчас около 93 % пекинцев полностью удовлетворены развитием транспортной системы города.
  • В российской столице за последние три года увеличилось количество станций метрополитена и остановок наземного транспорта. Были введены новые автобусные экспресс-маршруты. Появились выделенные полосы для движения общественного транспорта. Для дальнейшего развития транспортной системы города городские власти должны продумать критерии формирования стоимости парковки и продумать мероприятия по обеспечению безопасности движения. Основное пожелание от москвичей касается доступности и эффективности транспортной системы.

Два последних момента уже реализованы в Гонконге и Шэнчьжене, рейтинг которых немного уступает Москве. В топ-10 представлены также такие мегаполисы, как Шанхай, Лондон, Сеул, Париж и Токио.

В заключении стоит отметить, что концепция развития транспортной системы в российских городах нуждается в разработке специальных направлений государственной политики. Необходимо усовершенствовать федеральное законодательство, системы управления и финансирования общественного транспорта.

Чтобы обеспечить эффективное развитие транспортных систем в городах и укрепить их социально-экономическое положение, нужен строгий контроль соблюдения качественных стандартов в области пассажирских и грузовых перевозок. При этом следует предусмотреть персональную ответственность руководителей муниципальных образований.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных