Развитие дорожной инфраструктуры: цели, задачи, принципы
Главная Блог Дороги Развитие дорожной инфраструктуры: цели, задачи, принципы

Развитие дорожной инфраструктуры: цели, задачи, принципы

14 января 2022
Время чтения: 13 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Развитие дорожной инфраструктуры – это непрерывный процесс, в ходе которого устраняются текущие проблемы и закладывается фундамент трансформации отрасли на долгие годы. Важную роль в этом вопросе играют современные технологии, которые позволяют повышать качественные показатели, а также экономить средства при строительстве или реконструкции объектов.

Не менее важную роль в этом процессе играет государство, которое должно своевременно принимать соответствующие законы, ускоряющие процесс развития. В статье мы расскажем, в чем заключается важность модернизации дорожной инфраструктуры, каким принципам должно соответствовать ее развитие, и рассмотрим ряд современных технологий в этой области.

Необходимость развития дорожной инфраструктуры

Чтобы обеспечить конкурентоспособность и эффективность работы производственных и логистических компаний необходимо соответствующее развитие дорожной инфраструктуры.

Необходимость развития дорожной инфраструктуры
Необходимость развития дорожной инфраструктуры

Перспективным направлением в сферах автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и всей системы управления перевозками становится создание условий для быстрого решения ряда международных социально-экономических задач. Одним из направлений достижения поставленных целей является совершенствование рассматриваемой отрасли.

Чтобы происходило эффективное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, необходимо обеспечить одинаково высокий уровень материальной обеспеченности этой сферы во всех регионах, при этом важно учитывать специфику местных организаций на разных уровнях. Достигнуть этой цели можно только после того, как будут решены экономические и социальные вопросы:

  • расширения направлений деятельности и усложнения структуры экономики, что позволит повысить уровень возможностей транспортной инфраструктуры;
  • направленные на снижение потерь и выгод, упущенных в результате эксплуатации дорог плохого качества;
  • направленные на повышение объемов валового национального продукта и увеличение поступлений в бюджет за счет снижения эксплуатационных затрат владельцев транспорта, пользующихся дорогами;
  • повышения качества жизни и уровня культуры населения России через рост востребованности автоперевозок, что даст возможность снизить стоимость продаваемых товаров, повысить мобильность россиян;
  • в области снижения социальной напряжённости среди населения за счет расширения сферы занятости, организации рабочих мест в дорожно-транспортном секторе и других отраслях общественного производства. Поставлены задачи по обеспечению работой лиц, уволенных из компаний и ведущих индивидуально-предпринимательскую деятельность в иных областях;
  • сокращения количества ДТП и фактов негативного воздействия на окружающую среду за счет улучшения качества дорожного покрытия, использования альтернативных вариантов топлива и экологически чистых типов автомобилей.
Развитие региональной автоинфраструктуры
Развитие региональной автоинфраструктуры

Когда транспортная сеть тщательно продумана и поддерживается в хорошем состоянии, будут нормально функционировать все отрасли экономики в регионах. Начнут открываться новые производства, появятся дополнительные рабочие места. Процесс строительства автотрасс охватывает не только дорожные организации, но и фирмы, занимающиеся производством материалов, нефтепереработкой, логистикой, а также предприятия из других сфер экономики. Именно транспортные компании занимаются поставкой и перевозкой грузов, без которых невозможно создавать новые дороги и заниматься реконструкцией старых.

Чтобы региональная автоинфраструктура непрерывно развивалась, необходимо создавать эффективную и современную обсуживающую сеть для перевозчиков. Это касается тех маршрутов, которые проходят по территориям областей и районов. Такая сеть включает станции технического обслуживания, автозаправочные комплексы, отели, современные стоянки для автотранспорта.

Документы, определяющие развитие дорожной инфраструктуры

Проектная документация по реконструкции, сооружению и ремонту автодорог в больших объемах разрабатывается опытными специалистами и ее утверждение проходит на разных уровнях. Но в реальности воплощается в жизнь меньше половины таких планов. Ощутимый прогресс в темпах дорожного строительства стал ощущаться после принятия федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» 2010–2015 гг. и утверждения правительственного распоряжения № 1734-р от 22.11.2008 г. «О транспортной стратегии РФ до 2030 г.».

Документы, определяющие развитие дорожной инфраструктуры
Документы, определяющие развитие дорожной инфраструктуры

Развитию дорожно-транспортной инфраструктуры способствовало принятие 18.11.2011 г. комиссией Таможенного союза регламента ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», вступившего в силу с 15.02.2015 г. 20.06.2011 г. опубликован приказ Министерства транспорта № 165 «Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог».

Также был принят ряд локальных нормативных документов, создавших условия для поступательного развития отрасли.

Принципы развития дорожной инфраструктуры

Развитие дорожной инфраструктуры включает проектирование и создание дорожно-транспортных наземных, водных и воздушных путей сообщения, трубопроводов, морских и речных портов, аэровокзалов, транспортных терминалов, метрополитена, систем скоростного внеуличного движения, автомобильных развязок в крупных городах, ледокольного и вспомогательного флотов, а также систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности перевозок.

Элементы транспортной инфраструктуры могут относиться к сетям общего и специального пользования. Принадлежность к этим разновидностям не зависит от формы собственности предприятий и организаций, управляющих такими инфраструктурами. Нормы предоставления услуг системами общего пользования, а также требования к ее операторам регулируются действующими правовыми актами и контролируются государством.

Принципы развития дорожной инфраструктуры
Принципы развития дорожной инфраструктуры

Развитие транспортной обслуживающей системы осуществляется на основе следующих принципов:

  • повышенное внимание устранению разрывов и узких мест, эволюции уже имеющихся мощностей;
  • приоритетное внимание – развитию внутригосударственных транспортных коммуникаций;
  • максимальное использование объектов и коммуникаций, чтобы обеспечивать внутренние, внешнеторговые и транзитные перевозки;
  • увязка развиваемой транспортной инфраструктуры с прогрессом сетей энергетики, связи, иных отраслей;
  • экономичное использование материальных ресурсов, благодаря созданию объектов с многоцелевыми функциями;
  • снижение уровня дисбаланса в развитии инфраструктур разных регионов;
  • взаимосвязанное развитие платформы самых разных видов транспорта, с учетом интересов государственной безопасности;
  • совершенствование транспортной базы в городских местностях на основе разумных принципов строительства городов и планирования земельного пользования;
  • специализация самых крупных объектов инфраструктуры на основных функциях;
  • планомерное резервирование земельных участков для актуального развития опорной транспортной сети;
  • максимальное использование бюджетных и привлекаемых средств на приоритетных проектах. Ускорение процессов реализации таких планов даже с привлечением для данной цели займов на внутреннем и международном финансовых рынках;
  • продуманное отчуждение земли для нужд транспорта, локализация и понижение отрицательных изменений в ландшафте, влияния фрагментации территорий и загрязнения экологии;
  • развитие государственно-частного партнёрства для обустройства и эксплуатации инфраструктуры преимущественно на основе концессий;
  • поощрение реализации платных объектов транспортной инфраструктуры при условии предоставления ими услуг высшего качества по сравнению с имеющимися бесплатными объектами.

Роль ИТС в развитии дорожной инфраструктуры

Интеллектуальная транспортная система (ИТС) должна обеспечивать функциональные требования, предусмотренные международными и отечественными принципами развития архитектуры таких надстроек.

Возможности и сервисы ИТС определяются на основе их наиболее полной комплектации на текущий момент, а также исходя из базовых задач и направлений их деятельности.

Решением задач, возложенных на интеллектуально транспортные системы, непосредственно занимаются их специальные комплексные подразделения.

В реальную архитектуру ИТС целесообразно включать такие подсистемы:

  • управления транспортными потоками (директивное и косвенное);
  • получения денежных средств (для платных объектов);
  • контроля правил безопасности дорожного движения;
  • услуг и сервиса для пользователей;
  • управления качеством магистралей;
  • контроля и диагностики.

В сценариях работы ПО интеллектуальной транспортной системы следует предусмотреть обеспечение максимально быстрой локализации дорожно-транспортных происшествий, заблаговременный съезд обычных транспортных средств с полосы движения, на которой произошла авария высокоавтоматизированного транспортного средства, и подъезд специальных транспортных средств чрезвычайных служб.

Роль ИТС в развитии дорожной инфраструктуры
Роль ИТС в развитии дорожной инфраструктуры

Сервисная система, обеспечивающая взаимодействие автомобилей с любыми объектами, которые могут повлиять на транспортное средство, создается для решения следующих основных задач:

  • автоматический сбор, предварительная обработка и архивация данных, накапливаемых от инфраструктурных сервисов, в том числе показателей, поступающих от центра управления ИТС, бортового оборудования автомобилей, элементов телекоммуникационной сети взаимодействия транспортного средства с любыми объектами, которые могут повлиять на него, а также от других внешних систем и источников информации;
  • автоматизация обмена информацией в соответствии с логикой работы служб;
  • совершенствование алгоритмов обработки и сопоставления данных в реальном времени, выполнение различных сервисных сценариев;
  • компьютерный анализ накопленных в интеллектуальной транспортной системе данных в реальном времени и в пакетном режиме, формирование итоговых материалов и других документов;
  • автоматическая отчетность о состоянии и загрузке (производительности) используемого оборудования;
  • обеспечение информационной безопасности.

4 отечественные технологии, которые применяются для развития дорожной инфраструктуры

  1. Укрепление слабых грунтов щебеночными сваями.
  2. Внедрение этой инновационной технологии ускоряет сроки возведения 1 км дороги с 20 до 3 дней. К тому же расходы на строительство сокращаются почти на 40 %, а потребление строительным оборудованием топлива снижается в 6 раз.

  3. Новые виды монолитно-бетонного покрытия дорог и мостовых конструкций.
  4. Трасса федерального значения М-11 предназначается для движения автотранспорта с ограничением до 150 км/ч. Чтобы обеспечить безопасное прохождение мостовых конструкций на высоких скоростях, инженеры предусмотрели сборные пролеты из железобетонных конструкций. Благодаря стандартизации этих строений обеспечивается высокая надежность сооружений и гарантируется безопасность движения.

    Защита мостовых конструкций от влаги и коррозии обеспечивается применением инновационных материалов и методов. В качестве примера технологических новшеств при обустройстве дорожного полотна можно назвать рециклинг. Эта методика предполагает снятие верхнего слоя старого асфальта, дробление и перемешивание его с вяжущими составами. Благодаря этому существенно экономятся средства и трудозатраты на транспортировку новых материалов и утилизацию старых. Для повышения прочности такого полотна его армируют полиэфирными и стекловолоконными геосетками, разработанными для дорожного строительства.

    Смягчение асфальтобетона и повышение его эластичности в условиях минусовых температур достигается включением в битум полимерных добавок. Благодаря этому при 20 °C материал становится мягче в 2–2,5 раза. Добавление в дорожную подушку слоя из геотекстиля позволяет минимизировать растрескивание покрытия. В целом, природные материалы при строительстве дорог постепенно замещаются синтетическими.

  5. Обеспечение пассивной безопасности.
  6. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города предусматривает размещение средств пассивной безопасности. Специальные конструкции, мешающие быстрому проезду определенных участков, более эффективны, чем административные штрафы. Это могут быть переходы для пешеходов в виде бетонных блоков, выступающих над покрытием проезжей части на 100–150 мм, а также «шумовые полосы» (нанесенные на верхний слой дороги элементы из пластика, издающие при наезде на них колес автомобилей предупреждающий звук). Данное решение реализовано во многих российских городах. В Европе решили внедрить южнокорейскую технологию «виртуального пешехода» — трехмерные лазерные проекции людей в местах, предусмотренных для перехода автомагистрали. Стоит отметить, такая идея требует меньше вложений, чем установка стандартных светофоров.

  7. Экологичные и недорогие материалы.

Зольные отходы ТЭЦ – востребованный при сооружении подушки дорожного полотна материал. При их использовании существенно экономятся материалы для строительства, а еще дополнительно решается острая проблема утилизации. В том же качестве применяются и другие отходы производства (например, металлургические шлаки). Для нейтрализации шумового загрязнения вдоль трасс возводятся специальные звукопоглощающие барьеры.

В этом материале мы рассказали лишь о некоторых решениях, которые могут кардинально изменить управление развитием дорожной инфраструктуры в лучшую сторону. В реальности таких возможностей и методов гораздо больше. Для их внедрения необходимо устранить имеющиеся бюрократические барьеры и обеспечить соответствующие объемы инвестиций.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных