В статье рассказывается:
Развитие дорожной инфраструктуры – это непрерывный процесс, в ходе которого устраняются текущие проблемы и закладывается фундамент трансформации отрасли на долгие годы. Важную роль в этом вопросе играют современные технологии, которые позволяют повышать качественные показатели, а также экономить средства при строительстве или реконструкции объектов.
Не менее важную роль в этом процессе играет государство, которое должно своевременно принимать соответствующие законы, ускоряющие процесс развития. В статье мы расскажем, в чем заключается важность модернизации дорожной инфраструктуры, каким принципам должно соответствовать ее развитие, и рассмотрим ряд современных технологий в этой области.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность и эффективность работы производственных и логистических компаний необходимо соответствующее развитие дорожной инфраструктуры.
Перспективным направлением в сферах автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и всей системы управления перевозками становится создание условий для быстрого решения ряда международных социально-экономических задач. Одним из направлений достижения поставленных целей является совершенствование рассматриваемой отрасли.
Чтобы происходило эффективное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, необходимо обеспечить одинаково высокий уровень материальной обеспеченности этой сферы во всех регионах, при этом важно учитывать специфику местных организаций на разных уровнях. Достигнуть этой цели можно только после того, как будут решены экономические и социальные вопросы:
Когда транспортная сеть тщательно продумана и поддерживается в хорошем состоянии, будут нормально функционировать все отрасли экономики в регионах. Начнут открываться новые производства, появятся дополнительные рабочие места. Процесс строительства автотрасс охватывает не только дорожные организации, но и фирмы, занимающиеся производством материалов, нефтепереработкой, логистикой, а также предприятия из других сфер экономики. Именно транспортные компании занимаются поставкой и перевозкой грузов, без которых невозможно создавать новые дороги и заниматься реконструкцией старых.
Чтобы региональная автоинфраструктура непрерывно развивалась, необходимо создавать эффективную и современную обсуживающую сеть для перевозчиков. Это касается тех маршрутов, которые проходят по территориям областей и районов. Такая сеть включает станции технического обслуживания, автозаправочные комплексы, отели, современные стоянки для автотранспорта.
Проектная документация по реконструкции, сооружению и ремонту автодорог в больших объемах разрабатывается опытными специалистами и ее утверждение проходит на разных уровнях. Но в реальности воплощается в жизнь меньше половины таких планов. Ощутимый прогресс в темпах дорожного строительства стал ощущаться после принятия федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» 2010–2015 гг. и утверждения правительственного распоряжения № 1734-р от 22.11.2008 г. «О транспортной стратегии РФ до 2030 г.».
Развитию дорожно-транспортной инфраструктуры способствовало принятие 18.11.2011 г. комиссией Таможенного союза регламента ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», вступившего в силу с 15.02.2015 г. 20.06.2011 г. опубликован приказ Министерства транспорта № 165 «Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог».
Также был принят ряд локальных нормативных документов, создавших условия для поступательного развития отрасли.
Развитие дорожной инфраструктуры включает проектирование и создание дорожно-транспортных наземных, водных и воздушных путей сообщения, трубопроводов, морских и речных портов, аэровокзалов, транспортных терминалов, метрополитена, систем скоростного внеуличного движения, автомобильных развязок в крупных городах, ледокольного и вспомогательного флотов, а также систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности перевозок.
Элементы транспортной инфраструктуры могут относиться к сетям общего и специального пользования. Принадлежность к этим разновидностям не зависит от формы собственности предприятий и организаций, управляющих такими инфраструктурами. Нормы предоставления услуг системами общего пользования, а также требования к ее операторам регулируются действующими правовыми актами и контролируются государством.
Развитие транспортной обслуживающей системы осуществляется на основе следующих принципов:
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) должна обеспечивать функциональные требования, предусмотренные международными и отечественными принципами развития архитектуры таких надстроек.
Возможности и сервисы ИТС определяются на основе их наиболее полной комплектации на текущий момент, а также исходя из базовых задач и направлений их деятельности.
Решением задач, возложенных на интеллектуально транспортные системы, непосредственно занимаются их специальные комплексные подразделения.
В реальную архитектуру ИТС целесообразно включать такие подсистемы:
В сценариях работы ПО интеллектуальной транспортной системы следует предусмотреть обеспечение максимально быстрой локализации дорожно-транспортных происшествий, заблаговременный съезд обычных транспортных средств с полосы движения, на которой произошла авария высокоавтоматизированного транспортного средства, и подъезд специальных транспортных средств чрезвычайных служб.
Сервисная система, обеспечивающая взаимодействие автомобилей с любыми объектами, которые могут повлиять на транспортное средство, создается для решения следующих основных задач:
Внедрение этой инновационной технологии ускоряет сроки возведения 1 км дороги с 20 до 3 дней. К тому же расходы на строительство сокращаются почти на 40 %, а потребление строительным оборудованием топлива снижается в 6 раз.
Трасса федерального значения М-11 предназначается для движения автотранспорта с ограничением до 150 км/ч. Чтобы обеспечить безопасное прохождение мостовых конструкций на высоких скоростях, инженеры предусмотрели сборные пролеты из железобетонных конструкций. Благодаря стандартизации этих строений обеспечивается высокая надежность сооружений и гарантируется безопасность движения.
Защита мостовых конструкций от влаги и коррозии обеспечивается применением инновационных материалов и методов. В качестве примера технологических новшеств при обустройстве дорожного полотна можно назвать рециклинг. Эта методика предполагает снятие верхнего слоя старого асфальта, дробление и перемешивание его с вяжущими составами. Благодаря этому существенно экономятся средства и трудозатраты на транспортировку новых материалов и утилизацию старых. Для повышения прочности такого полотна его армируют полиэфирными и стекловолоконными геосетками, разработанными для дорожного строительства.
Смягчение асфальтобетона и повышение его эластичности в условиях минусовых температур достигается включением в битум полимерных добавок. Благодаря этому при 20 °C материал становится мягче в 2–2,5 раза. Добавление в дорожную подушку слоя из геотекстиля позволяет минимизировать растрескивание покрытия. В целом, природные материалы при строительстве дорог постепенно замещаются синтетическими.
Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города предусматривает размещение средств пассивной безопасности. Специальные конструкции, мешающие быстрому проезду определенных участков, более эффективны, чем административные штрафы. Это могут быть переходы для пешеходов в виде бетонных блоков, выступающих над покрытием проезжей части на 100–150 мм, а также «шумовые полосы» (нанесенные на верхний слой дороги элементы из пластика, издающие при наезде на них колес автомобилей предупреждающий звук). Данное решение реализовано во многих российских городах. В Европе решили внедрить южнокорейскую технологию «виртуального пешехода» — трехмерные лазерные проекции людей в местах, предусмотренных для перехода автомагистрали. Стоит отметить, такая идея требует меньше вложений, чем установка стандартных светофоров.
Зольные отходы ТЭЦ – востребованный при сооружении подушки дорожного полотна материал. При их использовании существенно экономятся материалы для строительства, а еще дополнительно решается острая проблема утилизации. В том же качестве применяются и другие отходы производства (например, металлургические шлаки). Для нейтрализации шумового загрязнения вдоль трасс возводятся специальные звукопоглощающие барьеры.
В этом материале мы рассказали лишь о некоторых решениях, которые могут кардинально изменить управление развитием дорожной инфраструктуры в лучшую сторону. В реальности таких возможностей и методов гораздо больше. Для их внедрения необходимо устранить имеющиеся бюрократические барьеры и обеспечить соответствующие объемы инвестиций.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах