В статье рассказывается:
Работы по содержанию автомобильных дорог включают в себя не только ремонт дорожного полотна, как принято думать, но и множество дополнительных мероприятий, нацеленных на поддержание целостности транспортной инфраструктуры. Установка и ремонт знаков, уход за обочиной, чистка лотков, борьба со снегом в зимнее время – все это относится к содержанию.
Уборка, ремонт дорожного полотна и прилегающих конструкций осуществляется как вручную, так и механизированным способом. Подробнее о видах работ по содержанию автомобильных дорог, проблемах, ответственных лицах, вы узнаете из нашего материала.
Понятие «содержание автомобильной дороги» подразумевает под собой совокупность работ, направленных на поддержание дорожного полотна в годном состоянии, отвечающим требованиям непрерывного и безопасного движения в любое время года.
К таким работам относятся: уход за дорожным покрытием и дополнительными объектами, полосой отвода, регулярная профилактика и предотвращение повреждений разного масштаба, обеспечение безопасности, обслуживание дорог в зимний период и озеленение в летнее время.
При выполнении функций по содержанию автодорог особое внимание уделяют уходу за дорожным полотном, в частности тщательно следят за его чистотой: регулярно освобождают от пылевых, грязевых и снежных заносов, устраняют гололед на проезжей части дороги.
Для этих целей применяют спецтехнику: поливочно-моечные и подметально-уборочные, дорожные щетки, кюветоочистители, снегоочистители, пескоразбрасыватели и другие. Наряду со специальными машинами применяют оборудование, которое навешивают на дорожные машины и тракторы (щетки, откосники, косилки и т. п.).
В обычной жизни человеку, далекому от составления смет по содержанию автодорог и не занимающемуся проблемами их ремонта, скорее всего, будет трудно понять, что же входит в эти многомиллионные затраты, о которых ежегодно отчитываются региональные власти. Чтобы было проще представить, на что уходят деньги налогоплательщиков, познакомимся с классификацией работ по содержанию автомобильных работ.
Самый распространенный вид, который включен в состав работ по летнему содержанию автомобильных дорог, – это дорожный ремонт. Именно на эту статью в смете выделяется большая часть запланированного бюджета. В зависимости от состояния дороги ремонт бывает ямочным или капитальным.
Очевидно, что последний обойдется в разы дороже, однако бывают ситуации, когда выгоднее (в финансовом плане) провести один качественный капитальный ремонт автомобильной дороги, чем каждые полгода тратиться на ямочный, который также стоит немало.
Кроме ремонта самого дорожного полотна, периодически необходимо реставрировать и дополнительные дорожные объекты – переходы (подземные и надземные), путепроводы, мосты, светофоры, автомобильные развязки. Обычно реконструкция этих элементов выливается в немалую сумму.
Например, капитальный ремонт одного моста может сравниться по стоимости с ремонтом дороги длиною в несколько десятков километров. Как правило, ежегодной реставрации подлежат не более 10 % дополнительных объектов региональной дорожной инфраструктуры.
Нанесение дорожной разметки. Дорожная разметка – необходимый для безопасности передвижения элемент дороги. Из-за интенсивной эксплуатации дорожного полотна разметку как городской, так и загородной дорог необходимо обновлять минимум два раза в год, несмотря на то что при ее нанесении используют особенную краску с повышенной износостойкостью.
Если для одного километра дороги стоимость нанесения разметки не кажется высокой, то в масштабах области на это потребуется внушительная сумма.
Содержание тротуаров и обочин. Любая дорога имеет либо тротуар, либо обочину. Ответственность за их обслуживание, которое состоит из ремонта и уборки, несет владелец дороги. Ремонту эти элементы дороги подвергаются в редких случаях, примерно раз в 10 лет. А вот уборка должна выполняться на постоянной основе.
Дорожные знаки. За содержание знаков в состоянии, пригодном к эксплуатации, отвечает также владелец дороги. Он обязан вовремя производить их замену (в случае износа и ДТП), осуществлять ремонт и покраску. Обслуживание одного-двух знаков не сильно отразится на финансовом положении владельца дороги, однако когда количество дорожных знаков в регионе составляет десятки тысяч, то и счет на их финансирование выражается в миллионах.
Разнообразные ограждения. Ограждения используют для безопасности пешеходов и водителей на участках дорог с высоким риском дорожных аварий. В основном ремонт или замена может потребоваться, если ограждение пострадало при ДТП либо в случае износа перекрытия. Затраты на замену ограждения выражаются немалыми суммами и имеют прямую зависимость с количеством ДТП, чем больше аварий с повреждением барьеров, тем больше сумма на их восстановление.
Канавы и кюветы. Дороги, которые проходят вне населенных пунктов, обустраивают с дренажной системой, состоящей из канав и кюветов. Эти сооружения очень быстро теряют свою функциональность из-за разрастания кустарников и заиливания. Для поддержания дренажной системы в рабочем состоянии необходимо несколько раз в год срезать заросли, чистить водосточные кюветы, укреплять дорожные возвышения. Содержание дренажной системы является недешевым процессом, так как для всех этих манипуляций необходимо привлекать большое количество людей и спецтехники.
Уход за дорогами в зимний период. Основная проблема, которая появляется зимой при уходе за дорогами, – это уборка снега. В состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входит расчистка дорожного полотна от снега и его вывоз на утилизацию. Кроме механизированной уборки снежного покрова, существуют и другие методы борьбы с ним.
Как правило, это использование смесей из песка и соли или специальных химических реагентов. Спецтехника обрабатывает дороги этими составами, которые своим воздействием заставляют снег таять. Такой способ борьбы со снегом на дорогах является самым эффективным, так как не требует дополнительных работ, связанных с вывозом и утилизацией снега.
Ну и, очевидно, является не самым дешевым методом. Чем снежнее зима, тем больше придется потратить денежных средств на очистку дорожного полотна от твердых осадков.
Уборка в теплое время года. Самой затратной считается капитальная уборка сразу после схода снега, в ней нуждаются абсолютно все дороги, как городские, так и находящиеся вне населенных пунктов. Помимо главной весенней уборки, в течение теплого сезона (с весны по осень) за дорогами также регулярно должен осуществляться уход, он менее затратный, но необходимый.
Без осуществления организации работ по содержанию автомобильных дорог невозможно поддерживать дорожное полотно в надлежащем техническом состоянии. Своевременный ремонт позволяет устранить причины разрушения дорожного покрытия и создать безопасные условия езды.
Однако, несмотря на значимость таких работ для дорожной инфраструктуры, выполнение их на должном уровне остается сложной задачей. Это обусловлено отсутствием мощных средств механизации, из-за чего приходится использовать ручной труд или неэффективное оборудование. Некоторые организации, занимающиеся обслуживанием дорог, вынуждены самостоятельно изготавливать необходимые устройства для выполнения работ.
Проблема, связанная с разработкой средств механизации, заключается в том, что на один километр дорожного покрытия приходится относительно малый удельный объем работ, а также в наличии различных преград (дорожных знаков, километровых столбов и т. п.), препятствующих работе спецтехники. Сейчас все силы дорожных конструкторов брошены на переоборудование имеющихся машин с целью улучшения их маневренности и на создание недостающей спецтехники для возможности полного перехода на механизированный труд.
Ввиду того, что стоимость работ по содержанию автомобильных дорог зависит от разных факторов, невозможно перевести цену обслуживания одного километра автодороги в определенную цифру, как бы этого ни хотелось.
Например, стоимость работ по содержанию покрытия столичной автомобильной дороги шириной в шесть полос и двухполосной дороги в небольшом региональном городе будут отличаться в несколько десятков раз. Московские автодороги ежедневно испытывают невероятную нагрузку, соответственно, и в ремонте они нуждаются гораздо чаще.
Шесть полос – это немаленькая ширина, обслуживание которой требует соответствующих затрат. Кроме того, зарплата столичных рабочих, как правило, отличается от стоимости оплаты региональных дорожников в большую сторону, в некоторых случаях в два раза и более.
Если на дороге федерального или регионального значения произошел какой-то дорожный инцидент, то исковые требования будут предъявлены к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта РФ соответственно.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.
Таким образом, ответственность за состояние автомобильных дорог лежит на администрации муниципального образования. Однако местные власти обычно практикуют заключение контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с организациями, имеющими полномочия и средства производить такие работы.
Тогда в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию автодорог, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне ответственность может нести обслуживающая компания.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и сооружений, обязаны содержать их в таком виде, чтобы обеспечивать безопасность движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»).
Суть положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» заключается в том, что в случае, когда пострадавшему причинен вред вследствие неисполнения обязанностей по содержанию автодорог в надлежащем состоянии, ответственность несет администрация муниципального образования.
Однако таким лицом может выступить и организация, которая осуществляет обслуживание данного участка дороги на основании заключенного договора. Обслуживающая организация может быть привлечена к процессу судебного разбирательства в качестве соответчика, либо после завершения дела администрация в порядке регресса вправе взыскать с нее выплаченную компенсацию пострадавшему лицу.
Очевидно, что состав работ по содержанию автомобильных дорог зависит от времени года и обусловлен эксплуатацией различной дорожной спецтехники. Следовательно, чтобы круглогодично поддерживать состояние дорожного полотна в хорошем техническом состоянии, организация, занимающаяся обслуживанием автодорог, должна иметь в своем арсенале полный набор необходимой техники со всеми комплектующими.
Подходы в обслуживании городских дорог и загородных автомагистралей различаются. Городское дорожное покрытие нуждается в регулярной очистке от мусора и периодическом детальном осмотре всех элементов обустройства автомобильной дороги.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах