Программа развития транспортной инфраструктуры
Главная Блог Дороги Программа развития транспортной инфраструктуры: что собой представляет

Программа развития транспортной инфраструктуры: что собой представляет

06 декабря 2021
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Программа развития транспортной инфраструктуры позволяет выполнять задачи, прописанные в долгосрочных стратегиях отрасли. Существуют федеральные целевые, государственные, муниципальные, городские. Различаются эти программы между собой масштабами и целями нововведений, источниками финансирования.

На данный момент в России принята стратегия развития до 2035 года, в рамках которой и будут выполняться запланированные задачи на государственном уровне. Что в ней стоит на первом месте, а что на втором, мы подробно рассказали в нашем материале.

Предпосылки внедрения программы развития транспортной инфраструктуры

На сегодняшний день значимым условием для экономического развития России и повышения уровня жизни населения является развитие транспортной инфраструктуры. Для налаживания ее функционирования требуется использование современных технологий.

Отдельные виды транспорта в Российской Федерации проходят модернизацию и тенденцию их развития можно назвать благоприятной. Однако в совокупности транспортная система не способна всецело удовлетворить основные потребности населения и обеспечить стабильную перспективу развития страны.

Иррациональность соотношения различных видов транспорта в единой инфраструктуре обусловлена несогласованностью в их развитии при существующих условиях ограничения в инвестиционных ресурсах.

Если рассматривать проблему социально-экономического развития страны в контексте несоответствия транспортной системы основным потребностям государства, можно с уверенностью рассуждать о ее масштабности, так как фактически наблюдается отсутствие единой транспортной системы как таковой. Потому, было бы логично бороться с существующей ныне проблемой путем программно-целевого управления.

На сегодняшний день имеются довольно значительные отличия между развитием транспортной инфраструктуры в отдельных регионах Российской Федерации. В частности, особенно отчетливо эту разницу можно увидеть, сравнивая транспортную обеспеченность европейской части страны и Дальневосточного и Сибирского регионов. Именно такая неравномерность влияет на невозможность формирования единого экономического пространства и освоения ресурсов удаленных местностей.

Согласно имеющимся данным, в пяти субъектах страны нет путей железнодорожного сообщения, а в 40 000 населенных пунктов не налажена автомобильная связь с общей транспортной системой по асфальтированным дорогам. Плотность дорожных покрытий в разных регионах в расчете на 1000 кв.м. в разы отличаются друг от друга. В связи с отсутствием железнодорожных путей сообщения не освоено более двадцати крупных месторождений различных природных ресурсов.

Кроме того, особое внимание нужно обратить на степень несоответствия темпов развития автомобилизации и роста протяженности сетей автомобильных дорог. По статистике, за минувшие десять лет на 85 % увеличения показателя автомобилизации только на 15,7 % возросло количество дорог общего пользования. Эксперты по экономическому развитию страны оценивают эту ситуацию как крайне неблагоприятную и утверждают, что низкая степень развитости и пропускной способности автомобильных дорог вызывает потери, составляющие 3 % от валового внутреннего продукта. К слову сказать, в странах Европейского Союза этот показатель ниже в шесть раз.

В настоящее время показатель загрузки дорог федерального значения достиг 29 %, что соответствует 14 000 километров. А значение в черте Московского транспортного узла свыше 60 %. Примерно 50 % совокупного объема перевозимых грузов по федеральным автомобильным дорогам происходит в ситуации значительно превышенного уровня норматива загрузки дорожных сетей. Следствием подобного становится увеличение стоимости перевозок и минимальное обеспечение безопасности движения.

Отсутствие дорог как таковых, а также их небезукоризненное состояние служит предпосылкой для ограничения возможностей перехода к новейшей современной модели экономического и социального развития Российской Федерации.

Убытки государства в связи с низкой конкурентоспособностью транспортной системы очень велики. Главные проблемы, выделяемые при оценке конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами на мировом рынке, это:

  • минимальное использование транзитного потенциала;
  • существенное отклонение в развитии транспортной инфраструктуры от потребностей внешней торговли;
  • низкая конкурентоспособность отечественных перевозчиков.

На сегодняшний день задействовано только 5-7 % транзитного потенциала России, что составляет меньше 1 % товарооборота между странами Европы и Азии. Увеличить данный показатель возможно при комплексном подходе к развитию наиболее крупных путей сообщений, качества транспортных узлов, терминально-логистических центров и таможенных постов.

Сюда можно отнести транспортные пути в направлении «Запад-Восток» с использованием транссибирской магистрали, «Север-Юг» – Балтийское море-Персидский залив, Северный морской путь.

Факторы, определяющие целесообразность принятия программы развития транспортной инфраструктуры

Степень износа основных производственных фондов различных видов транспортных единиц составляет от 55 до 70 %. Имеющиеся финансовые и экономические методики осуществления их воспроизводства, а также прогресса в развитии не отвечают требованиям эффективности и соответствия характеристикам транспортной сети. Рост объема перевозок происходит только благодаря увеличению мощности использования уже существующих фондов, которые, справедливо заметить, в своем большинстве уже устарели.

Также в особом внимании нуждается и транспортная безопасность. За последние несколько лет увеличение количества дорожно-транспортных происшествий увеличивалось в среднем на 10 % каждый год. А ведь этот фактор в целом имеет отрицательное значение в экономическом развитии государства. Потери от происшествий на дорогах, согласно оценке специалистов, составляет порядка 8 % валового внутреннего продукта страны.

Имеющиеся ограничения возникают ввиду отсутствия единой транспортной сети. Возможность устранения данной проблемы путем внедрения программы комплексного развития системы транспортной инфраструктуры устанавливается по следующим параметрам:

  • общий характер проблемы, связанный со сложной структурой транспортной системы, ее определенной ролью в инфраструктуре, и обеспечением условий для экономического и социального развития страны, улучшения качества жизни ее граждан, обуславливающих прочные позиции Росси на мировом рынке;
  • большая капиталоемкость и долгосрочная окупаемость инвестиций в развитие транспортной системы, что не представляет выгодного интереса для бизнеса и обуславливает финансовое вмешательство страны в целях реализации проекта;
  • возможность сосредоточения ресурсов на задачах первоочередной важности для решения проблемы транспортной инфраструктуры в целом и формирования предпосылок для развития отдельных ее составных частей;
  • наличие необходимых условий для создания единой системы инвестиционных проектов, учитывая имеющиеся сроки и ресурсы, с целью улучшения эффективности развития транспортной системы, а так же для обеспечения положительного результата в области социального и экономического значения для общества;
  • возможность использования аппарата управления, позволяющего руководить деятельностью федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов страны, муниципальных образования и других инвесторов, обеспечивая согласованность действий в реализации инвестиционных проектов и достижения эффективности действия других сопутствующих мероприятий;
  • результативное сотрудничество Министерства транспорта Российской Федерации с подведомственными федеральными агентствами и другими органами исполнительной власти.

Не применение программы развития дорожно-транспортной инфраструктуры вызовет отрицательное несоответствие между главными требованиями экономического и социального развития государства и особенностями транспортной системы.

Задачи федеральных целевых программ развития транспортной инфраструктуры

Для обозначения приоритетов развития транспортной системы и порядка действия органов государственной власти в сфере улучшения качества транспорта в соответствии с социально-экономическими требованиями страны, Министерство транспорта Российской Федерации предоставило стратегию развития на период времени до 2035 года.

Задачи федеральных целевых программ развития транспортной инфраструктуры
Задачи федеральных целевых программ развития транспортной инфраструктуры

Основные положения данного документа служат платформой для обоснования роли транспортной инфраструктуры в стране и направлений перспектив ее развития под контролем органов государственной, исполнительной, законодательной власти, органов военного управления, хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно правовых форм, пользователей транспортных услуг.

Государственная программа развития транспортной инфраструктуры России представляет собой часть совокупной системы программных документов, которые регламентируют данный процесс и обеспечивают взаимосвязь главных направлений транспортной политики и целевых программ, разработанных на федеральном и муниципальном уровнях.

Главным механизмом, регулирующим действие Транспортной Стратегии, становятся Федеральные целевые программы. Они представлены в виде комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организа­ционно-хозяйственных и других мероприятий, с обоснованием задач, имеющихся ресурсов и сроков реализации. Совокупность действий программы ведет к решению проблемы в сфере экономики, экологии, социума и культуры страны.

Разделы программы комплексного развития транспортной инфраструктуры

Разделы программы комплексного развития транспортной инфраструктуры
Разделы программы комплексного развития транспортной инфраструктуры

Федеральная целевая программа состоит из следующих разделов:

  • Паспорт программы.
  • Характеристика с описанием проблем нынешнего состояния транспортной инфраструктуры.
  • Прогноз транспортной востребованности в контексте объемов и типа передвижения населения и перевозок грузов.
  • Предложенный вариант для реализации изменений транспортной инфраструктуры и их оценка по основным критериям развития.
  • Комплекс мер по совершенствованию транспортной инфраструктуры, их последовательность с указанием технико-экономических параметров объекта транспорта.
  • Суждение о размере необходимых инвестиций, а также источников финансирования мероприятий по развитию, согласно ранее предложенному варианту реализации.
  • Анализ эффективности действий по изменению транспортной инфраструктуры.
  • Перечень предлагаемых организационных изменений, возможностей совершенствования правового и информационного обеспечения в реализации процесса развития транспортной инфраструктуры.

Разработка программы осуществляется с помощью:

  • Практического изучения транспортного и пассажирского движения.
  • моделирование с использованием программного обеспечения PTV Vision® VISSIM и VISUM помогающего воссоздать детальную макромодель субъекта, а также микромодели наиболее проблемных участков дорог.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры городов в России

В России в нынешнее время современные виды транспорта существуют наряду со старыми изношенными единицами техники, осуществляющими перевозку грузов и пассажиров по провинциальным дорогам, не отличающимся хорошим качеством и безопасностью. Для каждого региона характерна своя ситуация: где-то более критическая, где-то менее. В целом же, в стране процент общественного транспорта, срок службы которого превышает 15 лет, составляет 75 %, а износ транспортной инфраструктуры равен 80 %.

Для населения Российской Федерации подобный уровень развития транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, является существенной проблемой в социально-экономической сфере. Потому как 75 % передвижений граждан страны осуществляются именно на общественных видах транспорта, из них порядка 80 % – на автобусах.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры городов в России
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог

Также наблюдается проблема, связанная с функционированием маршрутных сетей. Маршрутные такси, осуществляющие движение в наиболее актуальных направлениях, в своем большинстве работают не по установленному расписанию. Категория пассажиров-льготников, передвигающихся на автобусах, трамваях или троллейбусах, испытывает затруднения при ожидании нужного транспорта и в процессе передвижения на устаревшей технике. Помимо прочего, места остановок не оборудованы должным образом, что доставляет пассажирам еще больший дискомфорт.

Что касается степени развитости трамвайной инфраструктуры, то тут показатели имеют печальную тенденцию к снижению. В течение 30 лет после прекращения существования СССР, ликвидировано 11 трамвайных систем из действующих 73. К слову сказать, именно этот вид транспорта обеспечивает максимальную сохранность экологии, так как не осуществляет вредных выбросов. А, кроме того, обладает достаточной вместительностью для перевозки большого количества пассажиров.

Еще одним фактором, служащим обоснованием для утверждения малой степени развитости транспортной инфраструктуры страны, можно считать неудобные тарифы, предложенные во многих субъектах пассажирам. Отсутствует контроль над объемами, качеством транспортных услуг, предоставленных перевозчиками, а также финансовых аспектов их деятельности. В частности, так как оплата в маршрутках производится наличным расчетом, проверить выручку не представляется возможным.

В свою очередь, отчетность, требуемая на муниципальных маршрутах, говорит об убыточности транспортных перевозок и о необходимости финансовой поддержки местной власти. Как следствие – упадок общественного транспорта и выбор жителями страны личного авто как альтернативы передвижению на автобусах.

Пути развития транспортной инфраструктуры города

В комплексе муниципальной программы развития транспортной инфраструктуры должен соблюдаться баланс между общественным и личным транспортом. Так как действия, направленные на совершенствование первого вида, априори сдерживают рост второго. Адекватные и последовательные действия по развитию маршрутных сетей, пунктов остановок, а также тарифных планов должны служить пропагандой использования общественных видов транспорта.

Немаловажную роль в этом играют транспортные инженеры высокопрофессионального уровня, которые оценивают проблему в совокупности, а не по отдельным ее сегментам и дают объективную оценку последствиям внедрения любых изменений в транспортной системе.

Пути развития транспортной инфраструктуры города
Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог

Старт в этом направлении произошел благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который обеспечил не только ремонт дорог во многих субъектах страны, но и обновление общественного транспорта. Свыше десятка поселений на основе конкурсного отбора получили 64 троллейбуса и 447 новых автобусов.

В цели проекта включена задача снижения доли автомобильных дорог, где наблюдается перегрузка. Это возможно только при проведении мероприятий с целью замещения личного транспорта общественным, что, в свою очередь, служит предпосылкой для увеличения уровня качества транспортного обслуживания жителей.

В 2020 году Министерство транспорта Российской Федерации проявило инициативу по оказанию государственной поддержки с целью развития пассажирского транспорта, согласно которой Государственная транспортная лизинговая компания поставляет городам транспортные единицы в лизинг со скидкой 60 % от их стоимости.

На Федеральном уровне Президент на основе поручений, изложенных в 2017 году на заседании президиума Госсовета, озвучил требования к правительству подготовить «Комплексную программу модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях» совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» .

Утверждение программы развития транспортной инфраструктуры стало необходимым в связи с недостаточным финансированием в сфере общественного транспорта. В частности, это касается электрических видов техники, где наблюдается эксплуатация старых составов и не реконструируются депо.

Запланированные мероприятия помогут в решении проблем износа транспорта, а также повлияют на его доступность в отдаленных жилищных районах, что обеспечит рост автомобилизации, приведет к увеличению мобильности и экономических показателей страны.

Проект данной программы предусматривает частичную передачу финансирования субъектам страны в форме субсидий, и распределение остатка средств в уставный капитал «ВЭБ.РФ» и Государственной транспортной лизинговой компании, которые и обеспечат предоставление лизинга.

В реализации программы также задействованы банки, свою готовность к участию выразили в обращении к премьер-министру руководители Сбербанка и ВТБ.

Необходимость развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации очевидна уже довольно давно. Причиной нерешенного вопроса не может служить нестабильная экономическая ситуация в стране и в мире. Здесь, наоборот, можно и нужно говорить об обратном: совершенствование транспортной системы и улучшение качества условий ее функционирования служит хорошим путем выхода из кризисных ситуаций, способствует развитию отечественного бизнеса, представляет интерес для зарубежных инвесторов.

Участие российских перевозчиков в международной деятельности возможно только после достижения современных технологических и экологических требований в процессе модернизации транспортной инфраструктуры.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных