В статье рассказывается:
Проблема безопасности на дорогах стоит в России очень остро. Верхние позиции мирового рейтинга по количеству аварий наша страна занимает с 1960 года, то есть еще со времен Советского Союза, когда автомобилей было очень мало. Начиная с 90-х годов прошлого века приобретать машины стали массово, они буквально заполонили дороги, и вопросы безопасности стали еще более насущными.
Безопасность дорожного движения обеспечивается мероприятиями, которые направлены на предупреждение и искоренение причин ДТП. Причем ответственность за них возлагается не только на власти, специальные службы и т. п. Большую роль играют сами автовладельцы и водители, от их умений, навыков и культуры вождения во многом зависит ситуация на дорогах. В нашей статье вы узнаете, что снижает безопасность и какие меры можно принять по ее увеличению.
В современном мире проблема безопасности на дорогах до сих пор не решена. При возникновении аварийных ситуаций погибают и получают травмы участники дорожного движения. Зачастую это люди трудоспособного возраста, которые после ДТП больше не могут работать из-за полученных увечий.
Кроме того, в авариях травмируются дети. В большинстве случаев они получают инвалидность либо вообще погибают из-за серьезных повреждений. Согласно статистическим данным, за последние 10 лет в результате ДТП пострадало более 2,5 млн граждан, при этом 220 тыс. человек не выжили после аварии.
Конечно, в ситуации на дорогах заметны улучшения, однако этих изменений недостаточно. Проведенные исследования показывают: каждое 11-е ДТП приводит к гибели водителей, пассажиров или пешеходов.
Передвигаться на машине сейчас в 3 раза опаснее, чем летать на самолетах. Если сравнивать с железнодорожными путешествиями, то риск получить травму на поезде в 10 раз меньше, чем на автомобиле.
Что касается проблемы безопасности на дорогах в других странах, где экономика развита лучше, стоит отметить, что на 1 000 автомобилей аварий в России в 7–10 раз больше, чем в Соединенных Штатах Америки, Европе, Японии.
Почему проблема безопасности на дорогах является глобальной? Объясняется это следующими особенностями.
Происходит это, потому что постоянно повышается мобильность жителей страны. Из-за непрерывного увеличения количества машин, заметного роста объема грузовых и пассажирских перевозок движение на автотрассах становится все более интенсивным. Это, в свою очередь, приводит к тому, что растет и число ДТП. По причине значительного числа аварийных ситуаций гражданам наносится ощутимый социальный и экономический ущерб.
Согласно информации, полученной в ЮНЕСКО, в результате дорожно-транспортных ситуаций на Земле умирает около 350 тыс. жителей, при этом 10 млн человек становятся нетрудоспособными, получают инвалидность. Причем в данной статистике не учтены семьи пострадавших в ДТП, которые также нуждаются в помощи.
Следует отметить, что погибают в авариях, а также получают травмы чаще всего трудоспособные мужчины, именно они осуществляют значительный вклад в развитие социума и страны в целом.
Происходит это по объективным социально-экономическим причинам. Данная проблема становится заметнее с каждым годом: скорость развития и реконструкции дорожной сети недостаточно высокая, применяемые технические средства организации дорожного движения устарели, при этом возрастает число автомобилей на дорогах, а их скоростные характеристики увеличиваются.
Ежегодно появляется все больше машин, находящихся во владении у граждан, однако пропускная способность улиц и автотрасс не меняется.
Наблюдается перегруженность дорог и автомагистралей, регулярно задерживается движение автомобилей. Активный рост автопарка можно заметить в республиканских, краевых и областных центрах государства, здесь проблема безопасности на дорогах стоит крайне остро.
Параллельно с этим постоянно укрепляется система управления и эксплуатации сети автодорог общего пользования. Опыт многих стран подтверждает, что оптимальное решение для улучшения ситуации в системе дорожного хозяйства – строить и вводить в эксплуатацию платные автотрассы.
Такое решение позволило бы достичь поставленной цели и ускорить развитие сети автодорог общего пользования, устранить проблему безопасности на дорогах, развить придорожный сервис, привлечь инвесторов в данную сферу на долгосрочной основе. К сожалению, это станет возможным только после того, как будет сформирована и станет функционировать система бюджетного инвестирования, чтобы можно было приступить к созданию платных автотрасс в России.
Невозможно обеспечить безопасность на дорогах, если водители, пассажиры и пешеходы ведут себя недисциплинированно. В социуме протекают определенные процессы, в результате которых граждане пренебрегают ПДД, причем такое поведение считается нормальным у многих жителей страны.
Чтобы устранить эту проблему, водителям следует быть более терпимыми друг к другу во время вождения. Нарушителей правил дорожного движения нужно серьезно наказывать, для чего ужесточать уже существующие наказания.
Чтобы решить проблему безопасности на дорогах, требуется качественно обучать водителей, при необходимости повышать их квалификацию. Поскольку автопарк страны с каждым годом растет, увеличивается процент автомобилистов с небольшим опытом вождения. Но самое опасное – то, что многие получили некачественное обучение в автошколе. В результате возникает большое количество дорожно-транспортных происшествий.
Стоит признать, что в современных автошколах плохо организован учебный процесс, поэтому уровень полученных знаний и навыков низкий. Встречаются даже сокращенные программы обучения водителей. Нередко нарушаются стандарты и правила в работе учебной организации. Отсутствует необходимая материально-техническая база.
Зачастую конструкция автомобилей, на которых проводится обучение, не соответствует требованиям безопасности. При практических занятиях нарушаются утвержденные учебные маршруты.
В погоне за прибылью многие автошколы берут большее количество учеников. Однако число преподавателей в штате организации остается прежним, так же как и количество учебных автомобилей. Кроме того, не осуществляется переквалификация кадров. Все это приводит к тому, что проблема безопасности на дорогах с каждым годом только ухудшается.
Статистические данные подтверждают, что основные причины и условия возникновения ДТП заключаются в этой сфере – отсутствие контроля за безопасностью. Чаще всего в аварии попадают маршрутки. Объясняется это тем, что транспортные средства несанкционированно переоборудуются перевозчиками. Еще одна частая причина возникновения ДТП – упрощение порядка лицензирования пассажирских перевозок, плохая подготовка водителей. Кроме того, отсутствует работающий механизм контроля за соблюдением режима труда и отдыха персонала.
Чтобы автомобиль не представлял опасность на дорогах, сотрудники автосервисов должны выполнять свою работу качественно. Но эта деятельность никак не контролируется государством. Из-за этого у владельцев авто нередко возникают неприятные ситуации. Например, при замене используются поддельные запчасти, ремонт осуществляется с нарушениями и без должного качества.
Как устранить проблему безопасности на дорогах в нашей стране? Для этого нужно выполнить следующие шаги:
ДТП с автобусами, троллейбусами и трамваями происходят не так часто, как с личными машинами. Сегодня это самый безопасный вид транспорта. Следовательно, чтобы решить проблему безопасности на дорогах, нужно создать максимальное количество маршрутов. Тогда граждане смогут передвигаться на общественном транспорте, а не на частных авто.
Понятно, что часть населения все равно будет самостоятельно добираться до нужного места, однако большинство предпочтет скоростной и комфортный общественный транспорт.
Важно, чтобы на выделенных автодорогах потоки машин двигались вне зависимости от движения пешеходов, велосипедистов, а также встречных автомобилей и ТС, которые едут по пересекающимся полосам.
К сожалению, устранить проблему с пешеходами на дорогах, построив для них подземные переходы, а также ограждения вдоль автотрасс, не удалось. Дело в том, что люди игнорируют такие сооружения, перебегают дорогу в запрещенных местах, не соблюдая ПДД.
По сути, движение должно быть организовано таким образом, чтобы выделенные автодороги располагались по краю жилмассивов. При этом машины должны передвигаться через тоннели, по эстакадам, на улицах города должно быть максимальное количество регулируемых наземных переходов.
30–50 % ДТП случаются в темное время суток. Это значит, что качество искусственного освещения автодорог влияет на уровень безопасности передвижения на машинах.
Чтобы быстро решить проблему безопасности на дорогах, к примеру улучшить искусственное освещение, требуются колоссальные затраты энергии. При создании автотрасс следует применять эффективные решения. В том числе использовать энергосберегающие технологии, внедрять интеллектуальные системы управления дорожным освещением и пр.
Многие предпочитают передвигаться по городу на велосипеде, а не на машине, поскольку в этом случае удается сэкономить на бензине, улучшить состояние здоровья. Кроме того, такие поездки более безопасны, чем на авто. Когда транспортный поток стоит в пробке, человек на велосипеде сможет быстро добраться, куда ему нужно.
Чтобы популяризировать этот вид транспорта, важно сделать езду на велосипеде полностью безопасной. Для этого нужно создать определенные условия, чтобы как можно больше жителей выбирало такой способ передвижения.
Для выявления водителей, которые любят агрессивное вождение, нарушают ПДД, должен быть создан институт водительских историй. Изучив полученные данные, можно повысить сумму страховых взносов для этой группы автомобилистов. Они будут обязаны проходить экспертизу у психолога. Также должна быть возможность лишения их водительских прав на определенных срок либо на всю жизнь.
В Уголовный кодекс РФ необходимо внести изменения, чтобы исключить формулировку «не справился с управлением транспортным средством». Это значит, что в ситуации, когда в аварии погибли люди, виновник будет осужден как за убийство. Важно ввести запрет на прекращение уголовных дел по соглашению участников, когда они были возбуждены против виновников ДТП, если в аварии погибли люди.
В Конституции Российской Федерации сказано, что граждане страны имеют гарантированное право свободно передвигаться на личном авто, однако такой привилегии у коммерческого транспорта нет. Поскольку из-за перегруженности автотрасс ДТП с участием автобусов и грузовиков случаются не так уж редко, должно быть правильно организовано диспетчерское регулирование движения коммерческого автотранспорта. Такое решение позволит устранить проблему безопасности на дорогах.
В час пик диспетчеры будут разгружать автотрассы, запрещая движение грузовиков: они станут ожидать в течение некоторого времени на специально отведенных для этих целей стоянках.
Сложностей с утилизацией легковых авто не существует, чего нельзя сказать про другую категорию автомобилей. Автомобили ГАЗ, ЗиЛ, МАЗ и КамАЗ, старые грузовики заграничного производства, которые были ввезены в Россию в прошлом веке, все еще эксплуатируются. Такая ситуация пагубно сказывается на экологической обстановке, поскольку в воздух поступают токсины, остатки горючего. Также такие автомобили затрудняют дорожное движение.
Многие автомобилисты не хотят ждать, пока старая машина, идущая впереди, поднимется в горку, начинают обгон, в результате происходит авария, итогом которой может стать гибель людей.
Автопроизводители обязаны устанавливать на транспортные средства пакеты систем активной безопасности. Причем датчики парковки, передние и задние парковочные камеры должны быть даже на бюджетных авто. Важно установить на машины системы распознавания дорожных знаков и предупреждения о том, что автомобилист проигнорировал их.
Подытоживая, стоит акцентировать внимание на том, что движение на автомобиле будет полностью безопасным лишь в том случае, если не только улучшится дорожная инфраструктура и усовершенствуется организация движения, но и повысится дисциплина и культура поведения автомобилистов.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах