Принципы благоустройства автомобильных дорог
Главная Блог Дороги Принципы благоустройства автомобильных дорог

Принципы благоустройства автомобильных дорог

21 декабря 2021
Время чтения: 14 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Благоустройство автомобильных дорог подразумевает как обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, так и организацию необходимых удобств использования всех без исключения маршрутов. Причем совмещение обоих этих параметров строго обязательно.

Именно поэтому перед строительством той или иной дороги – в населенном пункте и за его пределами – составляется подробный план работ с учетом всех вышеперечисленных требований. И заниматься проектированием должны лишь специалисты, обладающие необходимыми знаниями в данной области.

Инженерное оборудование автодорог

Обустройство дорог – это целая система, которая включают в себя, помимо самого дорожного полотна, еще и компоненты обстановки и благоустройства, а также инженерное оборудование. К элементам обстановки относятся все технические средства, используемые для обеспечения безопасного и комфортного передвижения как пешеходов, так и автомобилистов. Инженерное оборудование дорог – это специальные дорожные сооружения, служащие для защиты, к примеру, от снега или шума.

Инженерное оборудование автодорог
Инженерное оборудование автодорог

Инженерное оборудование дорог подразделяется на несколько видов и типов, все зависит от предназначения и условий использования, а также конструктивных особенностей.

  1. Технические средства организации дорожного движения. Представляют собой комплекс устройств, сооружений и изображений, которые применяются на дорогах, чтобы обеспечить безопасное дорожное движение, увеличить пропускную способность автотрасс.
  2. Устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров.
  3. Инженерные сооружения, обеспечивающие непрерывное и безопасное движение. Они представляют собой комплекс сооружений и устройств, к примеру транспортные развязки, дополнительные полосы движения, ж/д переезды.
  4. Инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог. Сюда относится целый комплекс средств, таких как технологическая связь, автоматизированное оборудование, с помощью которого можно управлять дорожным движением и отслеживать состояние дорожного полотна.
  5. Осветительные устройства, необходимые для того, чтобы обеспечить оптимальные условия видимости на автотрассе в ночное время. Для этого применяется стационарное уличное освещение, с его помощью удается предотвратить ДТП, в полной мере использовать габариты дорожных сооружений.
  6. Устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге. Сюда относятся опоры всевозможных сооружений, они бывают стоечные, рамные и консольные. Напрямую к таким опорам либо при помощи тросов прикрепляют дорожные знаки и информационные таблички.
  7. Технические вспомогательные средства, обеспечивающие движение городского электрического транспорта: трамваев и троллейбусов. Представляет собой совокупность устройств: непосредственно сам путь и путевое хозяйство, к примеру трамвайный путь, дорога, контактная сеть.

Элементы благоустройства автомобильных дорог

К элементам благоустройства автомобильных дорог относятся два вида сооружений. Первые – обстановка пути, эти сооружения монтирует строительная фирма, выступающая в роли генерального подрядчика по строительству и реконструкции автодорог. Вторая группа сооружений – капитальные здания и конструкции, их может возводить строительная компания, если у нее есть все необходимое для осуществления данного вида работ.

К обстановке пути, другое название которой – малые архитектурные формы, можно отнести дорожные знаки, автобусные остановки, озеленение трассы.

К капитальным зданиям и конструкциям относятся здания и сооружения для дорожно-эксплуатационной службы и обслуживания автомобилей и тех, кто проезжает по автотрассе: гостиницы, мотели, СТО, станции управления дорог.

Элементы благоустройства автомобильных дорог
Элементы благоустройства автомобильных дорог

Так как все вышеперечисленное – здания, их строительство не входит в обязанности дорожных организаций. Поэтому для этой цели заключается контракт с другими фирмами, которые занимаются строительством. При этом осуществляется постоянный технический контроль генеральной подрядной дорожно-строительной компанией.

Создавая дороги, необходимо также продумать комплекс мероприятий, чтобы обслуживать граждан. Автомобилисты и пассажиры, особенно те, кто передвигается на большое расстояние, должны где-то питаться и отдыхать. Также машины нужно заправлять, ремонтировать и обслуживать. Чем интенсивнее движение, сложнее перевозки и сама трасса, тем выше должен быть уровень обслуживания.

Ежегодно возрастает объем автобусных пассажирских как пригородных, так и междугородних перевозок. Поэтому важно создавать павильоны, где люди смогут подождать свой рейс, укрывшись от дождя, снегопада. Также должны быть туалеты, платформы для посадки пассажиров.

Благоустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий невозможно без обязательных сооружений обслуживания движения:

  • Сооружения технического обслуживания транспортных средств – АЗС, где человек может заправить свой автомобиль, приобрести масло для двигателя и другие необходимые средства для эксплуатации ТС.
  • Сооружения общепита, к которым относятся кофейни и рестораны, расположенные у дороги, буфеты-автоматы, столовые самообслуживания.
  • Места, где человек может отдохнуть: гостиницы, мотели, кемпинги, профилактории.
  • Сооружения дорожно-эксплуатационной службы. Сюда относятся служебные и жилые здания, подразделения, занимающиеся обслуживанием автотрассы и дорожных сооружений.
  • Дорожные телефоны и радиопередатчики, чтобы можно было вызвать скорую помощь, пожарных в случае возникновения ДТП или ЧС.
  • Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения. К ним относятся посты ДПС, а также КПП.
Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения
Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения

Важно, чтобы территория комплексов подразделялась на 2 зоны: первая – где можно обслужить транспортное средство, вторая – для обслуживания водителей и пассажиров. При этом зона обслуживания автомобилей должна находиться максимально близко к трассе, поскольку ей пользуется больше проезжающих.

Принципы проектирования объектов сервиса

Благоустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий возможно лишь при условии, что будет создана единая система обслуживания на всей протяженности автотрассы либо на ее отдельных участках. Важно обеспечить безопасность и удобство передвижения для посетителей дорожных сооружений, а также для автомобилистов, которые едут на транзитных машинах.

Создавая проекты объектов сервиса, которые находятся рядом с населенными пунктами либо на их территории, необходимо правильно рассчитать их эксплуатационные характеристики, чтобы жители городов и поселков также могли пользоваться их услугами.

Необходимо соблюдать минимальную дистанцию между объектами сервиса на автотрассах и их вместимость. Этот параметр указан в нормативных документах.

При создании схемы расположения обслуживающих комплексов и отдельно стоящих зданий вдоль дорожного полотна следует принимать модуль, то есть единицу протяженности дороги, который соответствует оптимальной дистанции между площадками отдыха. Для дорог I–II категории этот параметр составляет 15–20 км; III категории – 25–35 км; IV категории – 45–55 км.

Выбирая территорию, где будут расположены объекты внешнего благоустройства автомобильных дорог, важно провести гидрогеологическое исследование участка, узнать условия водоотвода, обустройства канализационной системы, выяснить наличие необходимых коммуникаций – централизованной водопроводной системы, ЛЭП, теплотрассы – и возможностей подключиться к ним.

При стадийном возведении комплексов выбирать участок и последовательность его застройки нужно с ориентацией на то, что в будущем объект будет расширяться. Поэтому заранее следует выбрать и оформить территорию подходящей площади.

Важно, чтобы после того, как объекты будут размещены, пропускная способность автотрассы не снизилась. Должна сохраниться хорошая видимость и прочие условия обеспечения безопасности пользования дорожным полотном и находящихся поблизости сооружений. Необходимо исключить создание потенциально опасных для граждан ситуаций.

При размещении, проектировании и возведении объектов дорожного сервиса нужно учитывать требований стандартов, соблюдать технические нормы и правила безопасности дорожного движения, помнить про экологическую безопасность.

Выбирая участок, где будут находиться объекты сервиса, важно уменьшить количество примыканий, подъездов и съездов с основной автотрассы.

Объекты сервиса должны быть расположены на участке в пределах полосы отвода дороги либо в непосредственно примыкающих к ней местах, где есть естественный водоотвод, при этом данная территория непригодна для проведения сельхозработ.

Если внимательно изучить фото удачного благоустройства автомобильных дорог, станет понятно, что объекты сервиса лучше всего обустраивать в живописном месте. Сооружения должны быть расположены относительно дороги таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования территории и зданий. Необходимо понимать, как данное сооружение повлияет на общий архитектурный ансамбль дорожного полотна и прилегающей территории.

Кроме того, нужно учитывать ту вероятность, что основная дорога будет переведена в более высокую категорию. Тогда потребуется стадийное развитие комплекса объектов сервиса.

Зеленые насаждения вдоль дорог

Озеленение территорий вдоль автомобильных дорог необходимо для того, чтобы защитить автотрассу от заносов во время снегопада, а также для архитектурно-художественного оформления.

Зеленые насаждения вдоль дорог
Зеленые насаждения вдоль дорог

Помимо снегозащитного, существует противоэрозионное и пескозащитное озеленение, чтобы защитить дорожное полотно от размывания и песчаных заносов, ураганов и пыльных бурь.

  • Декоративное озеленение

Существует множество способов выполнить декоративное озеленение, их выбор зависит от садово-паркового стиля и условий на выбранной территории.

Регулярный стиль, другое название которого – линейный, является наиболее простым. В этом случае деревья и кустарники сажают рядами, в виде аллеи, используют живые изгороди.

Ландшафтный (свободный) стиль максимально приближен к естественному – деревья и кустарники сажают группами с привязкой к существующему ландшафту.

Смешанный. В этом случае можно объединить регулярный и свободный стиль, сделать комплексные посадки на перекрестках, остановках, путепроводах, рядом с лесополосой.

  • Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение.

Такое озеленение необходимо, чтобы защитить дорожное полотно от разрушения из-за увеличивающихся оврагов, размывания потоками воды, селей, оползней. Приовражные лесные полосы должны быть размещены вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30–50 м.

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

Благоустройство автомобильных дорог следует осуществлять с ориентацией на потребности социума. Граждане нашей страны нуждаются в перевозке людей, грузоперевозках. Также у населения есть культурные и рекреационные потребности, которые должны быть удовлетворены на дороге либо с помощью доставки в территориальные рекреационные системы. Дорога как единая система должна быть превращена в доходное предприятие народного хозяйства.

Если правильно благоустроить автодороги, они будут более эффективно выполнять возлагаемые на них функции, конечно, в пределах своих возможностей.

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог
Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

При разработке плана благоустройства автомобильных дорог необходимо правильно определить методологию исследований. Созданная система как производственная и как экономическая должна способствовать нормальному функционированию автотрасс. Это возможно при следующих условиях:

  • Если будет обеспечена привлекательность автодороги, природных и культурных территориальных комплексов, зданий культурно-бытового назначения, автостоянок. Ориентируясь на эти характеристики, человек станет выбирать тот или иной маршрут следования.
  • Если будет техническое обеспечение – должны использоваться технические средства и сооружения, которые соответствуют запросам в техобслуживании и ремонте ТС.
  • Если будет трудовое обеспечение – необходимо нанять как технических специалистов, так и сотрудников для культурно-бытового обслуживания.

Главное условие благоустройства автомобильных дорог – высокая скорость и безопасность передвижения, важно, чтобы гражданам было комфортно пользоваться автотрассами и они получали эстетическое удовольствие от поездки.

Чтобы автодорога как архитектурное сооружение была привлекательной, при создании проектной документации необходимо продумать ландшафт автотрасс, правильно расположить строения и сооружения, обслуживающие движения, выбрать их оптимальные габариты, номенклатуру, внешний вид. Чтобы перемещение по дорожному полотну было комфортным, придется приложить много усилий, потратив большое количество времени и наняв команду опытных специалистов.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных