Правила приемки работ после ремонта автомобильных дорог
Главная Блог Дороги Правила ремонта дорог: требования законодательства и расчет нормативов

Правила ремонта дорог: требования законодательства и расчет нормативов

13 ноября 2021
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Правила ремонта дорог разрабатываются на федеральном уровне и призваны обеспечить не только качество трассы, но и снизить негативное влияние на окружающую среду в процессе проведения необходимых мероприятий. Их нарушение грозит исполнителю не только штрафными санкциями, но и другими видами ответственности, вплоть до уголовной.

Помимо ремонта, в вопросах качественного содержания дорог важно своевременно контролировать состояние полотна и готовиться заранее к возможным работам. В нашей статье мы расскажем, по каким правилам производится ремонт, как организовывается приемка, а также какие меры позволят содержать дороги в порядке.

Последние изменения в правилах ремонта дорог

Асфальтобетонные смеси в России на данный момент разрабатываются в соответствии с требованиями, учитывающими погодные условия и проектную нагрузку на дорожное покрытие.

Последние изменения в правилах ремонта дорог
Последние изменения в правилах ремонта дорог

Новые стандарты устанавливают разный состав асфальта для тротуаров и для проезжей части. Начиная с 2019 года в стране действуют ГОСТы Р 58401 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования» и Р 58402 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы минеральные для приготовления асфальтобетонных смесей. Система объемно-функционального проектирования» в более чем 20-ти национальных вариантах.

Разработка этих нормативных документов велась в соответствии с указом Президента РФ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 г., где перед дорожниками были поставлены четкие задачи.

На испытание новых норм в реальных условиях ушло 5 лет. В этот период проводилась работа по проверке ПНСТ (Предварительных национальных стандартов) на трассах Центрального, Северо-Западного и Южного Федеральных округов. Как результат, построенные по новым требованиям дороги отличились более высокими эксплуатационными характеристиками. Строительство трасс началось в 2014 году, и по сей день эти дороги ни разу не подвергались капитальному ремонту. Общая протяженность возведенных по нормам ПНСТ участков на текущий момент составляет около 1000 км. На основе предварительных стандартов в свою очередь были разработаны уже полноценные национальные стандарты.

Последние изменения в правилах ремонта дорог
Последние изменения в правилах ремонта дорог

Новые требования к материалам дорожного покрытия учитывают влияние климатических факторов и проектную нагрузку на полотно. Кроме того, на разных участках дорог должны применяться соответствующие типы асфальтобетонных смесей в зависимости от характера местности (лесные массивы, поля, болота и т. д.). Благодаря учету этих критериев эксплуатационные качества дорожного покрытия существенно улучшаются.

Отныне состав асфальтобетонных смесей должен проверяться на соответствие новым требованиям непосредственно заводом-изготовителем. При этом снижается вероятность возможной замены утвержденного материала на менее качественные и более дешевые аналоги.

Новые ГОСТы были разработаны совместно специалистами НИИ Транспортно-строительного комплекса и «Центра метрологии, испытаний и стандартизации».

Необходимые действия для оценки состояния дорог

Состояние автодорог оценивается в рамках ежегодной паспортизации. Также каждые 8-10 лет должна проводиться сплошная инвентаризация дорожной сети общего пользования, если данные дороги не имеют технических паспортов, или если при наличии этих паспортов необходимо уточнить их содержание.

Уточнению подлежат:

  • список дорог общего пользования;
  • маркировка указанных дорог, их протяженность;
  • геометрические параметры обследуемых автодорог;
  • типы и состояние дорожного покрытия с оценкой прочности дорожной одежды;
  • все данные по мостовым переходам, путепроводам, эстакадам, тоннелям, трубам и прочим искусственным сооружениям;
  • имеющиеся здания и сооружения служебно-технического и гражданского назначения;
  • инженерные сети и дорожная инфраструктура с их общей оценкой;
  • сведения об интенсивности дорожного движения и типах проезжающих транспортных средств;
  • балансовая стоимость автодорог и всей прилагающейся инфраструктуры.


Паспортизация и инвентаризация проводятся отдельно по каждой дороге. Техническому учету подлежат следующие основные элементы:

  • полосы отвода под элементы дорожной сети;
  • земляное полотно;
  • проезжая часть;
  • искусственные сооружения и дорожные инженерные устройства;
  • различные здания для обслуживания автодорог.

Данные мероприятия выполняются в полевых и камеральных условиях.

Полевыми работами считаются:

  • натурные обследования;
  • обмер элементов дорожной инфраструктуры.

Дороги обследуются в сроки проведения паспортизации и инвентаризации. Новые и реконструированные автодороги должны подвергаться техническому учету не позднее чем через 6 месяцев после государственной приемки этих объектов в эксплуатацию.

Необходимые действия для оценки состояния дорог
Необходимые действия для оценки состояния дорог

На этапе камеральных работ обрабатываются материалы полевых обследований. Результаты оформляются в виде нижеследующей документации:

  • технический паспорт, включающий в себя линейный график;
  • карточки на трубы, мосты, путепровод, производственные сооружения и жилые здания;
  • ведомости наличия объектов дорожной инфраструктуры (мосты, путепроводы, тоннели, трубы, паромные переправы, автобусные остановки, дорожные знаки, ограждения, элементы озеленения и прочей дорожной инфраструктуры), а также их состояния;
  • ведомость наличия автодорог и дорожных сооружений;
  • полевой журнал обследования дорожной одежды.

Обследование дорог местного значения оформляется в виде документов технического учета, состоящих лишь из карточек на мостовые сооружения и линейного графика.

Оценка качества дорожного полотна выполняется в ходе натурного обследования и учитывает сведения, полученные из сезонных осмотров или детальных обследований автодорог. Оценивается покрытие по трехбалльной шкале: «хорошо», «удовлетворительно», «плохо».

Толщина дорожной одежды измеряется на поперечных сечениях в трех местах. Регламентируемое количество этих поперечников составляет 3 на каждый километр дороги. Лунки в процессе измерений обустраивают только в случае отсутствия технической документации.

Камеральная обработка результатов полевых работ ведется в соответствии с типовой инструкцией. Эти результаты заносят в паспорт, также включающий в себя:

  • схему дороги с общей информацией;
  • экономическую и техническую характеристики;
  • расходы на выполнение работ и объемы этих работ, взятые из годовых отчетов;
  • линейный график.

Расположение дороги на схеме привязывается к общему километражу. Здесь же отображаются пересечения с железнодорожными путями и другими автодорогами, а также с водотоками. Обозначаются административные границы.

Правила и порядок выполнения капитального ремонта дорог

Основанием для проведения капремонта автодороги могут послужить значительные повреждения дорожной одежды, особенно в ее глубоких слоях. Если поврежден только асфальт, правила ремонта и содержания дорог допускают удаление лишь верхних слоев и последующее асфальтирование новой смесью.


Автодороги могут серьезно разрушаться в результате:

  • превышения срока непрерывной эксплуатаций дороги без ремонта;
  • нарушений, допущенных в ходе строительства;
  • крупных ошибок, допущенных в ходе проектирования;
  • изменений в рельефе местности;
  • размывания и проседания грунта;
  • опасных природных явлений (наводнения, сели, землетрясения и т. п.).

Капитальный ремонт может проводиться не только по всей протяженности автодороги, но и по конкретному участку трассы. Минимальная площадь работ обычно составляет 200 кв. м.

Правила и порядок выполнения капитального ремонта дорог
Правила и порядок выполнения капитального ремонта дорог

Количество этапов капитального ремонта зависит от того, какой слой дорожной одежды планируется отремонтировать. Если в процессе работы обнаруживаются новые крупные дефекты в более глубоких слоях, прежний план работ теряет свою актуальность.

В общем случае капремонт состоит из следующих этапов:

  1. согласование работ;
  2. подготовка и диагностика;
  3. демонтаж имеющегося полотна;
  4. демонтаж основания дороги;
  5. восстановление дренажа;
  6. земляные работы;
  7. обустройство нового основания автодороги;
  8. укладка асфальта;
  9. возведение требуемой дорожной инфраструктуры.

Проверка и анализ повреждения всегда выполняются на первых этапах работ для выявления причины разрушения. Все планируемые мероприятия также необходимо предварительно согласовать с ГИБДД и надзорными инспекциями.

Капитальный ремонт иногда совмещается с реконструкцией, в рамках которой дорогу расширяют, возводят на ней мосты, путепроводы, развязки и т.д.

Правила и порядок проведения текущего ремонта дорог

Текущий (профилактический) ремонт выполняется с целью устранения незначительных дефектов, которые образовались во время эксплуатации автодороги. При этом дорогу восстанавливают до изначальных технических параметров, обеспечивающих безопасное дорожное движения для всех его участников.

Правила и порядок проведения текущего ремонта дорог
Правила и порядок проведения текущего ремонта дорог

В процессе текущего ремонта дорожного покрытия, как правило, решаются следующие задачи:

  • восстанавливается нормальное эксплуатационное состояние дорожного полотна, удовлетворяющее действующим нормам;
  • увеличиваются периоды между капитальными ремонтными работами по восстановлению асфальтобетонных покрытий, а также срок эксплуатации всей автодороги;
  • устраняются различные повреждения дорожного полотна и всех элементов дорожной инфраструктуры;
  • в экстренном порядке устраняются разрушения и дефекты, вызванные стихийными бедствиями, крупными авариями и другими разрушающими факторами.

Правила ремонта дорог общего пользования требуют выполнять работы строго в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. При этом осуществляется комплексный подход, предполагающий восстановительные действия на всем протяжении ремонтируемого участка. Выборочный ремонт также возможен при условии, что восстановления требуют лишь отдельные дорожные элементы.

Текущий ремонт должен выполняться на регулярной основе, обеспечивая ежегодную профилактику и устранение незначительных нарушений и дефектов. Эти мероприятия носят плановый характер, поэтому утверждаются они заранее.

В процессе профилактического ремонта выполняется ряд задач по восстановлению элементов дороги и дорожной инфраструктуры. В частности, ремонтируются:

  • земляное полотно и системы водоотведения;
  • дорожная одежда;
  • искусственные дорожные сооружения (включая защитные);
  • технические средства организации дорожного движения (ТСОДД);
  • различное инженерное оборудование и т. д.

На заключительном этапе дорожного ремонта меняются и восстанавливаются существующие элементы дорожной инфраструктуры (ТСОДД, сервисные объекты, защитные конструкции) или сооружаются новые. Выполняются ремонтные работы на велодорожках и тротуарах, восстанавливаются либо вновь монтируются дорожные знаки, наносится разметка, обустраиваются и обновляются ограждения и др.

Кроме того, в рамках текущего ремонта выполняется целый комплекс прочих работ, в числе которых: разработка проектно-сметной документации, инженерно-изыскательные мероприятия, финальная диагностика отремонтированных участков.

Правила приемки работ после ремонта автомобильных дорог

Приемку выполненных ремонтных работ производят специальные комиссии, определяя при этом объемы данных работ, производя их освидетельствование, изучая техническую документацию, материалы и рекламации надзорных органов. Приемочные мероприятия проводятся регулярно, как минимум раз в месяц.

Подготовкой материалов и условий, необходимых для работы комиссии, занимается подрядная организация. В случае возникновения непреодолимых разногласий формируется специальная согласительная комиссия. В нее включаются лица, которые пользуются доверием одновременно подрядчика и заказчика. Работа данной комиссии регулируется требованиями пунктов 6.2, 6.6. 6.5. СТП ДФ 12-02-95. Приемка должна осуществляться в наиболее благоприятный для этого период.

Правила приемки работ после ремонта автомобильных дорог
Правила приемки работ после ремонта автомобильных дорог

Результатом мероприятий приемочной комиссии служит акт приемки, оформление которого утверждается заказчиком. Этот документ должен быть предоставлен заказчику не позднее 25 числа месяца завершения работ.

Приемка не проводится, если:

  • имеются расхождения с проектной документацией, не согласованные требуемым образом;
  • обнаружены нарушения обязательных к исполнению требований нормативных актов;
  • в результате указанных нарушений снизился уровень безопасности дорожного движения, ухудшились эксплуатационные качества сооружений и их отдельных элементов.

В последнем случае заказчик вправе в одностороннем порядке уменьшить стоимость оплаты ремонтных работ на 10-50 %. Подрядчик, допустивший нарушения, обязан устранить их и возместить возникший в результате этого ущерб.

Итак, благодаря практике ремонта существующих дорог и массового строительства новых трасс безопасным асфальтовым покрытием теперь пользуются жители населенных пунктов, не видевших дорожного ремонта с советских времен. Все это стало возможным в том числе за счет внедрения новых правил капитального и текущего ремонта дорожной инфраструктуры.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС