Правила безопасности на дороге должны соблюдать все – водители легковых и грузовых автомобилей, общественного, специального транспорта и, конечно же, пешеходы. Последние являются полноправными участниками дорожного движения, и нарушение установленных норм может привести к травмам, гибели.
Не выезжать на красный цвет светофора, не переходить дорогу в неположенных местах – эти фразы слышал каждый, но, к сожалению, не все их понимают. Подобных правил намного больше, они строились на чужих ошибках, чтобы другие их не совершали. Давайте, мы еще раз вам напомним основные постулаты безопасности на дороге.
Пассивные и активные меры безопасности на дороги
Безопасность дорожного движения подразумевает проведение совокупности различных мероприятий, необходимых для безаварийного перемещения всех лиц, участвующих в дорожном движении. К участникам дорожного движения относят не только водителей и пассажиров транспортных средств, но и пешеходов.
В федеральном законе № 196-ФЗ безопасность дорожного движения определена как состояние этого процесса, которое отражает, насколько его участники защищены от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Под ДТП понимают произошедший на дороге инцидент во время движения транспортных средств или с их участием, результатом которого стали травмы людей или их смерть, повреждения автомобилей или конструкций, нанесение материального ущерба имуществу.
Пассивные и активные меры безопасности на дороги
Для обеспечения безопасности на дороге необходимо проведение комплекса мероприятий. Выделяются группы активных и пассивных мер в зависимости от того, какую степень влияния они оказывают на безопасность передвижения и недопущение аварий.
К активным мерам организации безопасного движения относятся:
Грамотный подход, учитывающий все особенности, к проектированию и размещению элементов автодорожной сети.
Анализ влияния конструкций дорог на риск наступления аварийных ситуаций и своевременное предупреждение негативных последствий.
Непрерывное улучшение условий движения на дорогах и ключевого норматива – «Правил дорожного движения РФ».
Непрерывный надзор за соблюдением ПДД всеми лицами, участвующими в движении.
Регулярный технический осмотр (ТО) транспортных средств, устройств и конструкций, установленных для организации безопасности при перемещении (знаков, указателей, светофоров, ограждений и проч.).
К пассивным мерам организации безопасного движения относятся:
Улучшение характеристик оборудования, обеспечивающего безопасность ТС, – увеличение жесткости кузова, оборудование салонов автомобилей элементами активно-пассивной безопасности – ремнями, подушками безопасности и проч.
Разработка и совершенствование элементов дорожной системы, обеспечивающих безопасность пешеходов.
«Правила дорожного движения РФ» – нормативный документ, в котором наиболее полно раскрываются условия организации дорожной безопасности при движении и регламентируются все действия, происходящие на дороге. Четкое следование Правилам обеспечивает безопасность на дороге в 90 % случаев. На 10 % приходятся обстоятельства непреодолимой силы – внезапные проявления заболеваний или природно-стихийные бедствия.
Соблюдение Правил находится на постоянном контроле у Департамента обеспечения безопасности дорожного движения. Однако никакие контролирующие действия не дадут ожидаемого результата, если участники движения не будут стремиться к безопасности – своей и окружающих.
Правила безопасности водителя на дороге
В повседневной жизни нередко наблюдаются случаи игнорирования правил безопасности движения на дороге, несмотря на все риски, которым подвергается здоровье и жизнь всех лиц, участвующих в движении.
Правила безопасности водителя на дороге
Несоблюдение правил безопасности на дороге – недопустимая ошибка. И если автовладельцы с большим стажем вождения в некоторых ситуациях действуют на автоматизме, то вероятность попасть в ДТП у водителей без опыта намного выше.
Несомненно, смертельный исход в результате аварии – самое ужасное, что может произойти. И если в случившемся ДТП будет виноват водитель, его дальнейшая жизнь станет кошмаром. По этой причине необходимо управлять транспортным средством аккуратно, внимательно следить за дорогой и замедлять скорость движения перед пешеходными переходами.
Если человек стоит на «зебре» и уже готов перейти проезжую часть, согласно ПДД его необходимо пропустить. Однако часто встречаются пешеходы, перебегающие дорогу в неположенных местах. Какие действия следует предпринимать водителям в таких ситуациях? Чаще всего они начинают злиться, сигналить и «моргать» фарами, что только ухудшает ситуацию и приводит к панике пешехода. Безопаснее и лучше будет просто позволить ему перейти дорогу.
Во время обучения в автошколе преподаватели и инструкторы часто называют двойную сплошную «стеной». Таким образом они пытаются объяснить будущим водителям, что есть большой риск столкновения с движущимся по встречной полосе автомобилем, и разворачиваться на таких участках дороги запрещено.
Нужно помнить о важном правиле дорожной безопасности: на дороге ни в коем случае нельзя пересекать сплошную линию разметки, совершать развороты на пешеходных переходах, железнодорожных переездах, в туннелях, на мостах, а также в зонах остановки пассажирского транспорта и в местах, где на расстоянии менее 100 метров отсутствует видимость на одной из дорожных полос.
Необходимо соблюдать скоростной режим в 60 км/ч в границах населенных пунктов; также установлена максимально допустимая скорость 20 км/ч во дворах и жилых зонах. Если вы покидаете населенный пункт за рулем легкового автомобиля или грузового транспортного средства массой не более 3,5 тонны, движение разрешено со скоростью не выше 90 км/ч, предельная скорость на автомагистралях – 100 км/ч. По статистике, самой распространенной причиной ДТП является нарушение скоростного режима.
Красный цвет привлекает внимание. Необходимо всегда помнить о важности следования сигналам светофора, если вам дорога ваша жизнь. Нередко водитель проезжает на красный свет, уверенный в том, что крутые номера на его автомобиле и знание телефонов важных чиновников служат ему оправданием. Однако следует осознавать, что это не сможет помочь при столкновении с 15-тонным грузовиком.
Очень опасно приближаться вплотную к следующему перед вами транспортному средству. Пусть вы являетесь владельцем престижного и дорогого автомобиля, чей вид способен оказать психологическое давление на окружающих, лучше отказаться от риска. Хотя бы оценивая ситуацию с финансовой точки зрения.
Знаки «Остановка запрещена» устанавливаются в местах, где это действительно необходимо. Но некоторые водители паркуют свои автомобили таким образом, что мешают движению остальных транспортных средств. Это приводит к образованию дорожных заторов. В таких случаях следует поставить себя на место других – что делать, если возникнет необходимость срочно попасть в больницу или обратиться за помощью в другие организации, а проехать будет невозможно?
Среди современных водителей существует некоторое деление: одни при движении включают только габаритные огни, другие даже в солнечные дни включают и фары ближнего света, и противотуманные фары. Однако среди основных правил безопасности на дороге установлено следующее: включение ближнего света необходимо в ночное время суток и в случае ограниченной видимости, включение габаритных огней необходимо на парковке, а дневные ходовые огни (или ближний свет фар в случае их отсутствия или неисправности) следует включать при движении в светлое время суток.
В ПДД регламентированы четкие правила проезда через перекрестки. Необходимо помнить о различиях второстепенной и главной дорог, красного и зеленого сигналов светофора. Во избежание опасных ситуаций и аварий лучше соблюдать одно негласное правило: не следует выезжать на перекресток, если вы не уверены, что успеете завершить движение на зеленый свет.
Не всегда возможно четко рассмотреть или понять дорожную разметку. Бывает, что при неправильном ее нанесении водитель может приехать совсем не туда, куда ожидает. Однако дорожным службам не всегда удается оперативно исправить ошибочно нанесенную разметку. Поэтому поздним вечером или ночью, а также при плохих погодных условиях необходимо внимательно всматриваться в то, что нарисовано на асфальтовом покрытии.
Правила безопасности на зимней дороге предусматривают ситуации, когда разметка занесена снегом – в этом случае водитель должен ориентироваться на указатели. За несоблюдение требований, предписанных дорожной разметкой или знаками, установлена серьезная ответственность вплоть до изъятия водительского удостоверения.
Правила безопасности пешехода на дороге
ПДД определяют пешехода как лицо, которое не находится на дороге внутри транспортного средства и не осуществляет никаких дорожных работ. Пешеходами также считаются лица, осуществляющие свои передвижения в инвалидных колясках, не оборудованных двигателями, ведущие велосипеды, мопеды или мотоциклы, перевозящие санки, тележки, детские или инвалидные коляски.
Правила безопасности пешехода на дороге
Соответственно, к пешеходам относятся люди, которые идут по дороге пешком, и те, кто везет рядом с собой велосипеды, мопеды или мотоциклы.
Для пешеходов установлены следующие правила безопасности поведения на дороге:
При движении следует придерживаться тротуаров или пешеходных дорожек, а если их нет – перемещаться по обочинам. В местах, не оборудованных тротуарами, пешеходными дорожками или обочинами, разрешено передвижение по велосипедной дорожке либо по краевой зоне проезжей части, следуя друг за другом.
По дороге за границами населенного пунктам следует перемещаться по краевой зоне проезжей части навстречу транспортному потоку. Лицам в инвалидных колясках, не оборудованных двигателем, и тем, кто везет рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, следует перемещаться по направлению движения автомобилей.
Переходить дорогу необходимо по пешеходным переходам, если они не предусмотрены – следовать по границе тротуаров или обочин на перекрестках. Если автодорога не оборудована пешеходным переходом или не имеет перекрестка, при ее переходе следует двигаться под углом 90° к краю проезжей части в зоне, где нет разделительных полос или ограждений. Обязательным условием является хорошая видимость дороги с обеих сторон.
В случае присутствия на автодороге регулировщика необходимо следовать его сигналам. Пешеходный светофор – это еще одно средство, позволяющее регулировать движение пешеходов. Если автодорога не оборудована пешеходными светофорами и отсутствует регулировщик, передвижение должно осуществляться по сигналам транспортных светофоров.
На нерегулируемых пешеходных переходах следует выходить на проезжую часть только после оценки расстояния до приближающихся автомобилей, удостоверившись в безопасности перехода.
Вне пешеходных переходов необходимо сохранять внимательность при пересечении проезжей части. Согласно правилам безопасности на дороге, нельзя начинать свое движение из-за препятствий (например, припаркованного автомобиля), которые ограничивают видимость. Следует удостовериться в отсутствии приближающегося транспорта. Двигаясь по проезжей части, нельзя замедлять шаг или останавливаться, если такое поведение не способствует сохранению безопасности перехода.
Не успев завершить переход автодороги, следует остаться на островке безопасности или на осевой разделительной линии между противоположными полосами движения транспорта. Возобновлять движение следует только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика, удостоверившись в том, что переход будет безопасным.
Прежде чем начинать переход, необходимо пропустить приближающееся транспортное средство с особым звуковым сигналом и работающим проблесковым маяком синего цвета. Уже находясь на проезжей части, следует немедленно уступить дорогу такому автомобилю – вернуться назад или ускориться и дойти до противоположной стороны.
К общим мерам и правилам безопасности движения пешеходов на дороге относятся следующие:
Следует внимательно смотреть по сторонам, выходя из подъезда жилого дома или другого строения, чтобы убедиться в том, что рядом нет приближающегося транспорта (автомобиля, мотоцикла, мопеда или велосипеда).
Если припаркованный автомобиль или растущие деревья около дома мешают обзору, необходимо удостовериться, что за ними нет движущихся машин.
Необходимо перемещаться по тротуару с правой стороны, не создавая помех и препятствий для движения встречного потока пешеходов.
Подходя к воротам, выезду из гаража или с парковки, нужно убедиться в отсутствии выезжающих автомобилей, и только после этого продолжать движение.
Прежде чем начинать пересечение проезжей части, следует внимательно посмотреть по сторонам. Необходимо помнить, что переходить дорогу необходимо по пешеходным переходам или в границах перекрестков.
Ответственность пешехода за несоблюдение правил безопасности на дороге
Пешеходы полноправно участвуют в дорожном движении, поэтому к их поведению в ПДД установлены важные требования. За нарушение правил безопасности на дороге и несоблюдение знаков в соответствии со статьями 12.29 и 12.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях им могут быть выписаны административные штрафы.
Ответственность предусмотрена в следующих случаях:
при простом нарушении правил движения пешеход получит от инспектора ГИБДД предупреждение;
если вследствие нарушения ПДД создаются помехи или препятствия движущемуся транспорту, размер штрафа составит до 500 руб.;
если вследствие нарушения ПДД был нанесен вред здоровью – легкий или средней тяжести, размер штрафа составит до 1000 руб.
Среди наиболее распространенных нарушений пешеходами правил личной безопасности на дороге: переход на запрещающий сигнал светофора; пересечение проезжей части в неположенном месте при условии, что поблизости есть пешеходный переход; посадка в такси, остановившееся на полосе движения автотранспорта; проход позади трамвая или перед автобусом, игнорирование обочины при передвижении по дороге (штраф составляет 500 руб.).
Ответственность пешехода за несоблюдение правил безопасности на дороге
Важно! Если вследствие несоблюдения пешеходом ПДД был нанесен тяжкий вред здоровью другого человека, участвующего в движении, или наступила чья-то смерть, он будет привлечен к уголовной ответственности, назначенной судом.
Предусмотрены ли в ПДД требования к передвижению по пешеходным дорожкам или в границах тротуаров?
В Правилах нет требований к движению в границах пешеходных зон и по переходам. Однако лучше двигаться по правой стороне, чтобы не мешать другим и избежать столкновений.
По какой стороне должен следовать пешеход при движении по дороге, где запрещено движение автотранспорта?
Дорога, где запрещено движение автомобилей, является пешеходной зоной, где человек не считается пешеходом. На перемещение по ней правила дорожного движения не распространяются.
Если погодные условия не позволяют двигаться по тротуару (гололед, лужи, грязь и проч.), предусматривают ли правила безопасности на дороге зимой возможность пересечь проезжую часть с целью продолжить передвижение по тротуару на другой стороне?
Перейти дорогу в таком случае разрешено при хорошей видимости проезжей части и не создавая помех для движущихся транспортных средств при условии, что рядом отсутствует пешеходный переход. При несоблюдении одновременно всех этих требований инспектор ГИБДД имеет право выписать пешеходу штраф.
В заключение необходимо напомнить, что соблюдение правил безопасности на дорогах – требование не только к водителям транспортных средств, но и к пешеходам, равноправно участвующим в дорожном движении. В случае нарушения требований раздела 4 ПДД РФ их ждет такая же административная и уголовная ответственность.
Автомобиль является транспортным средством повышенной опасности, которое может причинить вред здоровью пешеходов и других лиц, участвующих в дорожном движении. Нередко ДТП происходят по вине непосредственно пешеходов. Чтобы избежать аварии, необходимо разобраться и иметь четкое представление о правилах перемещения, перехода через проезжую часть и передвижения по обочинам автодорог в разное время суток.