Правила безопасности дорожного движения: как у «нас» и у «них»
Главная Блог Дороги Правила безопасности дорожного движения: как у «нас» и у «них»

Правила безопасности дорожного движения: как у «нас» и у «них»

26 января 2022
Время чтения: 14 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Правила безопасности дорожного движения не появились сразу, росчерком пера какого-нибудь ретивого чиновника. Как ни банально это прозвучит, все ПБ, в том числе дорожного движения писались и пишутся кровью. Соответственно, их несоблюдение ведет к печальным последствиям.

В нашей стране до недавнего времени к требованиям и правилам относились с прохладцей, но всё меняется, меры наказания ужесточаются, водители и пешеходы перевоспитываются. А как в восточных странах и странах Запада с этим делом? Об этом вы узнаете из нашего материала.

Правила безопасности дорожного движения: что это такое

На сегодняшний день существует большое количество правил и норм безопасности дорожного движения, которые предписано соблюдать как физическим, так и юридическим лицам. Попробуем конкретизировать их содержание и понять, по какому принципу они группируются.

Правила дорожного движения. Этими правилами обязаны руководствоваться все участники дорожного движения, и прежде всего пешеходы и водители, в роли которых периодически выступает каждый из нас. Их соблюдение гарантирует нашу безопасность, а за нарушения приходится платить, и порой не только деньгами, но и ценой собственного здоровья и даже жизни.

Правила безопасности дорожного движения: что это такое
Правила безопасности дорожного движения: что это такое

Этот нормативный правовой документ, прежде всего, регулирует обязанности физических лиц, от законопослушного поведения которых зависит количество ДТП. Обязанности по контролю за соблюдением Правил возлагаются на ГИБДД.

Правила дорожного движения для юридических лиц – это объемная законодательная база, предусматривающая необходимость соблюдения Федеральных законов, постановлений и иных документов, обязывающих организацию не только выполнить правила, но и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

С этой целью разрабатываются специальные требования к персоналу и транспортным средствам, издаются локальные акты и формируются пакеты внутренних документов, отражающих результаты деятельности в этом направлении. Вся подобная работа осуществляется в соответствии с нормами действующего трудового законодательства, является частью системы охраны труда и находится под контролем не только ГИБДД, но и таких надзорных органов, как Транспортная инспекция и Автодорнадзор.

Проблемное отношение к правилам безопасности дорожного движения в России

К сожалению, пока нельзя с уверенностью сказать, что соблюдение правил дорожного движения стало нормой нашей жизни.

Многие не видят проблемы в том, чтобы их нарушить, и стараются обойти при любой удобной возможности. Потребуется немало времени для того, чтобы изменить сложившееся годами безответственное отношение людей к безопасности на дорогах.

Особенно пагубно влияет на ситуацию ощущение безнаказанности. Если мы видим, что нарушителю сходит с рук его безответственное поведение, то не задумываясь повторяем его действия.

Проблемное отношение к правилам безопасности дорожного движения в России
Проблемное отношение к правилам безопасности дорожного движения в России

Более того, нередко странным воспринимается как раз тот человек, который неукоснительно соблюдает правила. Однако надежда на то, что с этой проблемой можно справиться, все-таки существует.

Рассмотрим конкретный пример. Правило, предписывающее пристегиваться ремнями безопасности, появилось давно, но несмотря на это в 90-е годы не только пассажиры, но и водители открыто игнорировали его. Более того, ехать пристегнутым было просто неприлично.

Для того чтобы избежать штрафа, водитель набрасывал на себя ремешок при виде инспектора, а затем возвращал его в прежнее положение. Все гаишники знали про эту уловку, но относились к ней более чем снисходительно. Если кому-то в голову приходило пристегнуть не только себя, но и пассажиров, на него смотрели с удивлением и насмешкой.

Сравнивая эту ситуацию с сегодняшней, мы видим, насколько все изменилась. В том что ремень безопасности при аварии способен спасти человеческую жизнь, теперь мало кто сомневается, и люди, садящиеся в автомобиль, пристегиваются автоматически.

Итог: правила дорожного движения необходимо соблюдать всем, вне зависимости от того, являетесь вы пешеходом, пассажиром, водителем, руководителем организации или лицом, ответственным за обеспечение безопасности. Это должно стать нормой жизни, которая не зависит ни от каких внешних факторов или внутренних убеждений. Изменить неблагоприятную ситуацию мы сможем только в том случае, если начнем соблюдать правила сами и научим этому своих детей.

Основы правил безопасности дорожного движения для пешеходов

Одной из самых важных задач является безопасность пешеходов. Это наиболее уязвимые участники дорожного движения, с участием которых происходит каждое третье ДТП. Они беззащитны перед летящими на них машинами и поэтому нередко погибают или получают тяжелые травмы.

Основы правил безопасности дорожного движения для пешеходов
Основы правил безопасности дорожного движения для пешеходов

Пешеходам стоит быть внимательными и осмотрительными на дорогах. Даже зеленый свет не может гарантировать им безопасность.

Случаи наезда на человека, который переходил дорогу по правилам и тем не менее оказался под колесами автомобиля безответственного водителя, нередки. Поэтому перед тем, как ступить на проезжую часть, стоит внимательно осмотреться и оценить ситуацию, а не надеяться на удачу.

Перечислим основные правила обеспечения безопасности дорожного движения для пешеходов:

  • Они могут перемещаться исключительно по тротуарам и пешеходным переходам. Если такая возможность отсутствует, то двигаться необходимо по обочине.
  • При движении по обочине в темное время суток пешеход должен иметь при себе предметы со светоотражающими элементами. Это необходимо для того, чтобы водители приближающихся автомобилей могли их своевременно заметить.
  • При отсутствии пешеходного перехода переходить дорогу на перекрестках нужно по линии тротуаров или обочин.
  • Если в зоне видимости пешеходный переход отсутствует, то нужно предварительно оценить расстояние до ближайшего транспорта и только при условии, что автомобиль находится достаточно далеко, начинать движение через дорогу.

Изучение правил безопасности дорожного движения начинается в раннем детстве. О них постоянно говорят родители и воспитатели, в школе проводятся специальные занятия — дети учат правила, записывают их в тетрадях.

Но почему-то, став взрослыми, многие забывают даже основы правил безопасности дорожного движения: не глядя выходят на дорогу, переходят ее в неположенном месте и в спешке бегут на красный свет. И никакая спешка не может объяснить их безответственное поведение, результаты которого могут привести к самым плачевным последствиям.

Интересные правила БДД в Восточной Европе

Разберем отдельные правила безопасности дорожного движения для пешеходов и водителей транспортных средств, действующие в странах Восточной Европы.

В Венгрии, Словакии, Румынии и Чехии уровень алкоголя в крови водителя не должен превышать ноль промилле. Пристегиваться ремнями безопасности обязаны все находящиеся в машине люди. Сигналить водителю, который не спешит двинуться с места, несмотря на то что уже загорелся зеленый или пешеходу, неторопливо переходящему дорогу, не принято.

Езда по главной дороге рассматривается как движение без смены направления, и даже при наличии поворотов включать соответствующие сигналы не надо. Их подают, если водитель съезжает с главной на второстепенную, хотя при этом он может продолжать двигаться по прямой. За исключением Чехии, где на любых участках дороги предусмотрена езда с включенными фарами ближнего света, правила остальных стран предписывают использовать их только во время передвижения по трассе вне населенного пункта. Противотуманные фары зажигают только в условиях плохой видимости и тумана.

Интересные правила БДД в Восточной Европе
Интересные правила БДД в Восточной Европе

Серьезным нарушением считается стоянка в неположенном месте. Это может стать основанием для очень солидного штрафа. Если он не будет оплачен, водитель не сможет пересечь границу и выехать из страны.

Ограничение скорости при движении по городу практически везде составляет 50 км/час. Быстрее можно ездить только в Словакии и балканских странах. На обычных загородных трассах предусмотрена возможность развивать скорость до 90 км/час.

В Турции, Греции, Болгарии, Хорватии, Словакии, Румынии, Литве, Латвии, Эстонии, Чехии и странах бывшей Югославии дети до 12 лет могут перевозиться без специальных автокресел – ребенка можно просто пристегнуть штатным ремнем безопасности. В остальных европейских странах детское автомобильное кресло является обязательным.

Для передвижения по автобанам и скоростным магистралям Восточной Европы необходимо приобрести специальную матрицу для оплаты проезда. При ее отсутствии водителю выписывается штраф.

В странах Европейского Союза водитель может выходить из машины на трассу вне населенного пункта только в аварийном жилете яркого цвета со светоотражающими элементами. Его отсутствие является нарушением правил безопасности дорожного движения. В машине обязательно должны находится комплект ламп и цепи противоскольжения для поездок в условиях зимней дороги. Шины должны меняться в соответствии с сезоном, но использование шипованной резины запрещено.

Мобильной связью в процессе движения можно пользоваться только при наличии гарнитуры. Надеяться на то, что ваши противоправные действия останутся незамеченными, не стоит, так как любое нарушение правил или несоблюдение мер безопасности дорожного движения будет зафиксировано, и кто-то обязательно предоставит информацию с указанием номера вашего автомобиля в соответствующую инспекцию.

Наличие тонировки на передних боковых стеклах во всех странах Европы, кроме Венгрии, расценивается полицейскими как серьезное нарушение. Вы можете пересечь границу, но ваше общение с представителями закона на территории страны закончится штрафом.

Строгие правила БДД Западной Европы

Европейские правила безопасности дорожного движения расценивают обгон и опережение транспортных средств как идентичные действия, поэтому в зоне действия знака «Обгон запрещен» опережать двигающиеся параллельно автомобили запрещено.

В тех странах, где часть дорог расположена в горной местности, на отдельных участках обязательно нужно использовать противоскользящие цепи. Дальний свет и звуковые сигналы могут применяться только в исключительных случаях, особенно если речь идет о дорогах, расположенных в жилых кварталах.

В некоторых западноевропейских странах существуют послабления относительно содержания алкоголя в крови – показатель от 0,2 до 0,6 промилле считается допустимым. А вот на неоплаченные поездки по платным дорогам смотрят не менее сурово.

Строгие правила БДД Западной Европы
Строгие правила БДД Западной Европы

При наличии участков дороги с кольцевым движением почти во всех странах в приоритете находятся участники, движущиеся по кольцу.

В Испании любой крупногабаритный багаж можно крепить только сзади или сверху. Велосипеды, серфинговые доски и лыжи не могут располагаться сбоку и, как любой выступающий за габариты машины груз, должны обозначаться красно-белой предупредительной полосатой табличкой.

В Германии практически везде установлены скрытые камеры автоматической фотосъемки. Они фиксируют малейшие нарушения правил безопасности дорожного движения, особенно в зоне действия знаков ограничения скорости.

Высокие штрафы за превышение скоростного режима предусмотрены в Финляндии. Здесь водители не только должны уступать дорогу общественному транспорту, пешеходам и велосипедистам, но и проявлять повышенное внимание на загородных трассах, избегая столкновения с оленями, косулями и лосями.

В горных европейских странах существует непривычный для нас знак «Цепи противоскольжения обязательны». Также можно встретить табличку «Проезд запрещен (исключая транспортные средства с зимней экипировкой)». К категории летних относятся шины, профильная глубина которых составляет менее 4 мм. Если на горной трассе встречаются два автомобиля, то в соответствии с правилами уступить дорогу должен более легкий автомобиль.

Правила безопасности дорожного движения США: как ездят «там»

В Америке наличие табличек «No turn right on red» («Нельзя поворачивать направо, если горит красный свет»), или «No turn right when pedestrian on the crosswalk» («Не поворачивать направо при наличии пешеходов на перекрестке») может стать препятствием для поворота из правого ряда направо.

Серьезным нарушением считается блокировка перекрестка – водитель обязан завершить проезд, пока горит зеленый, поэтому все следят за тем, чтобы при выезде за ними оставалось достаточное количество свободного места.

Правила безопасности дорожного движения США: как ездят «там»
Правила безопасности дорожного движения США: как ездят «там»

Очень внимательно американские автомобилисты относятся к скоростному режиму и редко используют возможность превысить скорость на допустимые 5–10 миль/час. Дорожная разметка также относится к одному из основных правил обеспечения безопасности дорожного движения.

Сложность для водителей-иностранцев представляет проезд равнозначного перекрестка. В соответствии с правилами приоритет начать движение первым будет у того, кто раньше вас остановился у стоп-линии.

Остановка транспортного средства с целью простой проверки запрещается, но если полицейский патруль приказал вам остановиться, то нужно остаться в автомобиле, сидеть спокойно и держать руки на руле. Это связано с тем, что конституция США гарантирует право граждан на ношение оружия, поэтому не стоит провоцировать двусмысленные ситуации. Категорически нельзя пытаться «решить» возникшую проблему на месте – попытка дать взятку может привести вас в тюремную камеру.

Азиатские правила безопасности дорожного движения: экзотика для нас, норма для них

Сесть за руль автомобиля в Китае под силу только экстремалу. В этой стране один из самых высоких показателей ДТП со смертельными исходами. Соблюдение правил безопасности дорожного движения не распространяется на военный транспорт, который имеет право проезжать на запрещающие сигналы светофора и может двигаться в любом направлении. Китайские водители редко соблюдают скоростной режим и, несмотря на невысокое качество дорожного покрытия, едут с превышением скорости на 10–20 км/ч.

Азиатские правила безопасности дорожного движения: экзотика для нас, норма для них
Азиатские правила безопасности дорожного движения: экзотика для нас, норма для них

Левосторонний принцип движения в Японии хорошо понятен ее жителям. А вот автомобилистам из других стран воспринимать дорогу в зеркальном отражении бывает сложно.

Сравнивая особенности скоростных режимов, можно отметить, что здесь максимально разрешенная скорость движения по шоссе составляет 80 км/ч. Для города этот показатель равен 40 км/ч.

Несмотря на то, что основы правил безопасности дорожного движения во всем мире почти одинаковы, каждая страна имеет свою специфику. При этом важно не только узнать, в чем она заключается, но и неукоснительно следовать установленным нормам безопасности.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных