Погода на дороге
Главная>Блог>Погода на дороге: влияние климата на безопасность движения

Погода на дороге: влияние климата на безопасность движения

19 июля 2021

Погода на дороге оказывает большое влияние на безопасность движения: даже если водитель в целом не нарушает ПДД, это не убережет его от внезапного льда под колесами или аквапланирования в ливень, а внезапный туман и вовсе может вынудить остановиться. И если для простого человека это все неприятно, но не смертельно, то для организаций или экстренных служб резкое изменение погоды может стать катастрофой.

Для оценки метеоусловий используются различные системы, которые могут не только информировать об основных погодных показателях, но и прогнозировать развитие событий. В нашей статье мы расскажем, как работают такие системы, и приведем рекомендации водителям по безопасному вождению в сложных условиях.

Влияние погоды на безопасность дорожного движения

На основной территории нашей страны наибольшие трудности при движении по дорогам водители испытывают в зимние месяцы и при смене сезонов − в осеннюю и весеннюю распутицу. А в южных регионах, где преобладает жаркий и сухой климат – летом. Период времени, когда погода на дороге самая неустойчивая, берется за расчетный при определении технологии, обеспечивающей безопасность и удобство передвижения по магистрали.

Влияние погоды на безопасность дорожного движения
Влияние погоды на безопасность дорожного движения

Каждый сезон имеет свой характерный набор состояний дорожного покрытия. Некоторые из них можно наблюдать на полной ширине поверхности трассы и обочин и на протяжении сотен километров, а другие носят локальный характер, занимают небольшие отрезки дороги. Факторами влияния здесь являются условия погоды, метеорологические параметры, характеристики магистрали, интенсивность и состав движения, качество покрытия и т.д.

Летом чаще всего полотно и обочины сухие, что, безусловно, можно отнести к благоприятным условиям. Смена сезонов обычно сопровождается резкими перепадами температуры и осадками, что приводит к появлению луж, выбоин, трещин и разрушению полотна и обочин.

Продолжительные и сильные дожди приводят к образованию на дороге слоя воды, снижающего адгезию и, соответственно, сцепное качество покрытия, даже если толщина водяной пленки от 0,2 мм. Резкое снижение коэффициента сцепления происходит в начале выпадения осадков из-за образования густой смазки на полотне. После того как загрязнение смоется потоком воды, сцепление немного улучшается.

В зимние месяцы можно наблюдать самые большие колебания в состоянии дорожного полотна. В одно время дорога сухая и чистая, в другое − все занесено сухим рыхлым снегом или слоем мокрого снега, а то и покрыто гололедной коркой. То на нем образуется снежный накат, то искусственная скользкость, полученная в результате слипания падающего снега под колесами движущегося автотранспорта.

На длительность сохранения того или иного состояния дорожного покрытия оказывают влияние погода на дороге, технические характеристики самой трассы, качество работ по ее содержанию в неблагоприятный сезон года.

Требования к системам оценки погоды на дороге
Требования к системам оценки погоды на дороге

Сбор данных, определяющих реальную продолжительность состояния покрытия, необходим для того, чтобы рассчитать фактическую скорость и расход топлива, себестоимость грузоперевозок и многих других технико-экономических параметров.

Требования к системам оценки погоды на дороге

На сегодняшний день метеостанции должны снабжать потребителей наравне с точными текущими данными о погоде еще и корректным прогнозом на предстоящий период. Он должен быть адаптирован к конкретной местности и включать помимо общих параметров сведения о температуре, состоянии дороги и таких участков, как мосты, эстакады, туннели. От следующего поколения метеосистем уже будут требовать предоставление прогнозов, касающихся создания опасных ситуаций, вызванных ухудшением погоды на дороге, и оценивающих возможный ущерб для наземных сооружений.

Дорожные службы европейских и североамериканских стран уже больше 20-ти лет используют в своей работе данные систем прогнозирования погоды. Например, в ФРГ в последнее десятилетие XX века начали внедрять централизованную систему, передающую данные о состоянии дорог и погодных условиях на ближайший период. Прогнозы составлялись на основе данных, предоставляемых национальной метеослужбой и дорожными счетчиками. Аналогичным образом работают метеостанции Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Австрии и других государств в Европе.

Российские транспортные управления также внедряют дорожные метеостанции и датчики температуры и состояния дорожного полотна, сегодня ими оборудованы основные крупные магистрали. Перспектива развития этого направления связана с расширением информационных комплексов и созданием структурных подразделений.

Именно благодаря комплексному, системному подходу можно рассчитывать на качественное и эффективное управление транспортной инфраструктурой.

Одним из образцов международного сотрудничества можно назвать создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС) с установкой оборудования по метеорологическому прогнозированию на трассе Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва. Это был совместный проект правительств России и Финляндии. Автоматизированная система метеонаблюдений осуществляет сбор текущих показателей погоды на дороге и передачу их в ситуационный центр с целью информирования пользователей. Участники движения могут получать сведения с помощью мобильного приложения, радиосообщений или придорожных информационных табло.

Состав комплекса оценки и прогнозирования погоды на дороге
Состав комплекса оценки и прогнозирования погоды на дороге

Такие методы помогают всем заинтересованным лицам иметь доступ к актуальным данным о погоде в данном районе, тогда как невозможность получать точные метеорологические прогнозы на всех участках автотрассы создает сложности и водителям, которым приходится быстро реагировать на изменения условий на дороге и состояния полотна и самостоятельно принимать решения, и специализированным дорожным службам, обслуживающим конкретный отрезок магистрали. Сегодня можно говорить о том, что проходит лишь начальный этап создания интеллектуальной транспортной системы.

Состав комплекса оценки и прогнозирования погоды на дороге

Интеллектуальная транспортная система состоит из:

  • подсистемы мониторинга данных о транспортном потоке;
  • подсистемы информационного обеспечения пользователей с помощью ДИТ и ЗПИ;
  • подсистемы метеомониторинга;
  • подсистемы контроля состояния дороги и объектов, входящих в дорожную инфраструктуру;
  • подсистемы наблюдения за экологическими параметрами.

Подключение модулей (подсистем) ИТС ведется с учетом особенностей конкретных регионов, что способствует повышению их эффективности и практической ценности.

После внедрения подсистем дорожные службы могут получать оперативные и достоверные сведения о погоде на дороге и состоянии дорожного полотна, метеопоказатели и параметры транспортного потока, экологические данные, информацию, касающуюся нарушений норм содержания и ремонта, производства дорожных работ и пр.

Благодаря интеллектуально-аналитическим модулям повышается точность прогнозов, вследствие чего дорожные службы принимают грамотные и действенные меры. Безусловно, это приводит к эффективному использованию выделенных из бюджета финансовых ресурсов, позволяет содержать на должном уровне дорожные объекты и вовремя информировать участников движения. В конечном итоге мы можем рассчитывать на дальнейшее повышение безопасности на наших автодорогах.

Региональные дорожные управления на основании полученных от ИТС объективных данных о текущей обстановке на трассе могут составлять прогнозы ее развития и создавать автоматические цепочки действий диспетчерских служб. Это необходимо для повышения информированности и безопасности участников ДД, а также снижения нагрузки на определенных отрезках дороги.

Дорожно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации с помощью ИТС могут осуществлять свою деятельность на более высоком профессиональном уровне, рентабельно и эффективно.

Новаторские технологии, предлагаемые АО «ТРАССКОМ», отличаются неоспоримыми конкурентными преимуществами и с легкостью встраиваются в структуру региональных ИТС. Кроме того, в компании проводится обучение персонала для работы с системами мониторинга и прогнозирования состояния дорог.

Состав комплекса оценки и прогнозирования погоды на дороге
Состав комплекса оценки и прогнозирования погоды на дороге

Пользователи высоко оценили следующие качества продуктов АО «ТРАССКОМ»:

  • надежная и бесперебойная работа устройств и программного обеспечения;
  • широкий функционал системного оборудования по мониторингу, аналитике и поддержке процессов принятия решений;
  • тотальное покрытие мониторингом дорожной инфраструктуры благодаря применению современных технологий, к которым относятся мобильные комплексы, искусственный интеллект, прогнозирование, термокартирование;
  • использование автономного энергоснабжения.

Компания АО «ТРАССКОМ» также создает собственные технологические разработки.

Истинно революционные возможности мониторинга может демонстрировать мобильное оборудование (МДКМ) «Иней-М». Компактное устройство при необходимости может быть установлено на кузов любого транспортного средства – автомобиля куратора, комбинированной дорожной машины или рейсового автобуса для передачи в реальный момент времени данных о состоянии дороги с определением точных координат. Несомненно, для зимнего периода эта система может считаться супер-инструментом мониторинга дорожной инфраструктуры.

Комплексные устройства, созданные АО «ТРАССКОМ», кроме обеспечения безопасности участников ДД существенно улучшают экономические показатели работы дорожников. Например, внедрение систем в Свердловской области окупилось за одну зиму, и теперь дорожные службы получают прибыль от их использования.

Специалисты АО «ТРАССКОМ» видят своей первостепенной задачей разработку таких систем и методов, которые повышают безопасность на дорогах в любых сложных погодных условиях, способствуют эффективной работе служб эксплуатации, улучшают комфортное движение по трассе. Сегодня уже накопилось достаточно положительных отзывов от дорожных служб, работающих в разных российских регионах, свидетельствующих о высоком уровне технологических решений компании.

5 советов водителям по управлению автомобилем в различных погодных условиях

  1. Сильный ветер. Сильный порывистый ветер начинает раскачивать автомобиль. Особенно опасно передвигаться при встречном и встречно-боковом ветре, когда скорость машины соединяется со скоростью ветра. Безусловно, опытные водители знают некоторые хитрости, могут укрыться за фурой или другим крупногабаритным транспортом и ехать более уверенно. Но при повороте того же грузовика или обгоне вы можете столкнуться с внезапным и очень сильным ветром.

    Также важно помнить, что при управлении машиной в такое время от водителя требуется особая бдительность из-за упавших на дорогу ветвей или других неожиданных препятствий. И тут уж не до лихачества, нужно максимально сосредоточиться на вождении.

  2. Гололед и обильный снегопад. При такой погоде на дороге сразу увеличивается тормозной путь автомобиля. Об этой опасности начинающих водителей предупреждают еще при обучении управлению автомобилем. Так что соблюдение максимально возможной дистанции до едущего впереди авто – это обязательное условие.

    Также не стоит совершать таких маневров, как резкое перестроение, торможение, ускорение, так как все это на заснеженном или покрытом льдом дорожном полотне может привести к заносам. Владельцам машин иностранного производства в этом плане немного легче, ведь на многих установлена АБС. Сходный эффект можно получить с помощью прерывистого торможения, когда несколько раз то нажимают на педаль тормоза, то отпускают ее.

  3. Ливень
    Ливень
    Ливень

    Ухудшение погодных условий заставляет водителей ехать с меньшей скоростью и соблюдать дистанцию между автомобилями. Если в дороге вас застал ливневый дождь, то кроме перечисленного выше надо еще помнить про аквапланирование. Проще говоря, происходит снижение контакта между шинами и полотном дороги за счет воды, попадающей и остающейся в бороздках протекторов. Автомобиль начинает «плыть» в неуправляемом режиме. Так что здесь нужно забыть о резком торможении, обгонах и поворотах на большой скорости.

    Если вашей задачей является доехать до места назначения, то соблюдайте следующие правила:

    • иногда чуть-чуть притормаживайте, чтобы вода выдавливалась из бороздок и шины оставались сухими;
    • старайтесь объезжать лужи, так как из-за воды сходу не определишь глубину ям и рытвин. Если на низинном участке дороги стоит вода, будьте внимательны и осторожны, передвигайтесь, сохраняя постоянную скорость и на низкой передаче, при этом можно немного увеличить обороты мотора;
    • после преодоления сложного отрезка трассы выполните проверку работы тормозной системы;
    • если ощущается недостаточное сцепление шин с мокрым полотном, готовьтесь, что машина начнет двигаться юзом. В этом случае снижайте скорость без использования тормозов. Важно: в момент восстановления сцепления колес с асфальтом машину может повести в сторону, так что за «баранку» держитесь крепче.
  4. Вождение в туман. При движении в условиях тумана от водителей требуется еще больший опыт, чем даже в сильный дождь. Желательно пройти обучение со специалистом по экстремальному вождению. Дело в том, что при ограничении видимости меняется восприятие скорости и дистанции. Кажется, что встречный автомобиль еще очень далеко, а на деле он практически перед вами. Здесь необходимо удваивать кажущееся расстояние до объекта.
  5. Яркое солнце. Яркий солнечный диск в некоторых случаях также считается неблагоприятным условием движения. Очень некомфортно ехать, когда солнце светит прямо в глаза водителю зимним утром или вечером. И это не только неудобно, но и создает опасность, так как асфальт из-за лучей блестит, а все автомобили выглядят черными силуэтами. Как-то защититься можно только противосолнечным козырьком.

    Есть еще одно негативное явление, которое называют «световым частоколом». Любой предмет на дороге и рядом с ней дает тень, поэтому водителю приходится проезжать то через светлый участок, то темный. Вследствие постоянного напряжения глаз человек может не заметить выбоину или другое препятствие на дороге. В этом случае поможет использование темных очков. Также рекомендуется ехать, слегка откинувшись назад и прищурив глаза.

Плохая погода на дороге требует от водителя максимум внимания и концентрации. И это главная рекомендация, которой нужно следовать.