Подсистемы ИТС (ИТС – интеллектуальная транспортная система) отвечают за эффективную работу всей этой структуры на территории (города, региона, страны). От составляющего их набора зависит достижение конечной цели установки такого оборудования и работы данного комплекса. Подходы к формированию подсистем отличаются по месту, где необходим контроль: в населенном пункте, в городе, на федеральной трассе.
В статье мы расскажем, из чего состоит интеллектуальная транспортная система России, какие варианты используются в США, а также поговорим о наиболее значимых подсистемах.
Отечественный подход к формированию подсистем ИТС
Размещение элементной базы ИТС, её функционирование и взаимодействие определяются физической архитектурой. Именно с ней связаны основные требования.
Верхним уровнем ИТС является интегрирующая платформа. Здесь накапливаются и обрабатываются входящие данные, собирается статистика и проводится аналитика. На данном уровне осуществляется эффективное управление элементной базой, оперативно поддерживается взаимодействие с внешними системами.
Интегрирующая платформа ИТС является базой для построения единой интеграционной программы государственной компании «Центральный уровень», объединяющей комплексные и инструментальные подсистемы.
Отечественный подход к формированию подсистем ИТС
Уровень представляет собой совокупность комплексных и инструментальных подсистем ИТС, собранных в единую интеграционную платформу государственной компании.
В состав физической архитектуры ИТС входят шесть комплексных подсистем:
Управление транспортными потоками (директивное и косвенное).
Система взимания платы.
Системы контроля соблюдения ПДД и установленных норм.
Пользовательские услуги и сервисы.
Управление состоянием дорог.
Контрольно-диагностическая система.
Комплексные подсистемы ИТС состоят из ряда инструментальных подсистем:
АСУДД (автоматизированной системы управления дорожным движением).
Мониторинга параметров транспортных потоков.
Навигационно-информационного обеспечения участников дорожного движения.
Мониторинга и управления парковочным пространством.
Фото-, видеофиксации нарушений ПДД.
Видеонаблюдения.
Весогабаритного контроля.
Выявления инцидентов.
Мониторинга метеорологической обстановки.
Мониторинга работы дорожной техники на основе ГЛОНАСС.
Идентификации ТС и электронного сбора платы.
Комплексные подсистемы ИТС
Телекоммуникационная система – составная часть ИТС – обеспечивает информационное взаимодействие всех уровней.
Западный стандарт для подсистем ИТС
Транспортный департамент США разработал стандарт, в который входят 22 подсистемы ИТС, разделяемые на центральные и мобильные.
Далее приводятся адаптированные для русского читателя названия с комментариями о функциях каждой, для общего представления об их разнообразии:
Централизованная система управления архивной информацией. Накапливает и распространяет информацию в рамках ИТС.
Система контроля коммерческого транспорта. Сопровождает транспортные средства по маршруту, при пересечении границ, а также оценивает вес груза, отслеживает экологические параметры перевозки опасных грузов и т. п.
Система, администрирующая коммерческий транспорт. Записывает события на маршруте, занимается налогами и лицензиями. С её помощью организуется обмен данными между экипажами.
Система управления коммерческим транспортом, обеспечивающая безопасность грузов. Отвечает за аутентификацию водителей, объединение бортовых систем коммерческих ТС. Регистрирует ДТП и т. п.
Система, управляющая специальным транспортом. Её основная часть обеспечивает средствами связи, информационными системами экипажи в опасной зоне, что позволяет эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации.
Мобильная часть системы управления специальным транспортом объединяет бортовые системы, контролирует принятие решений, обеспечивает быстрое информирование и маршрутизацию.
Логистическая система управления грузовыми перевозками.
Система экологического контроля выбросов. Управляет собранными данными о выбросах.
Система, обеспечивающая интеграцию транспорта и СМИ. С помощью необходимых интерфейсов маршрутная и любая другая информация попадает к участникам дорожного движения. Эта система обеспечивает взаимодействие с устройствами GPS, трекинга и т. п.
Система, отвечающая за мониторинг инфраструктуры, планирование работ, ремонт или строительство дорог. Своевременно реагирует на природные катаклизмы и ЧС.
Система передачи управляющих команд парку специализированной дорожной и строительной техники.
Управление парковками всех типов, рассылка информации о свободных местах и распределение ТС по паркингам, работа с тарифами.
Уникальная система обслуживания путешественников, которые получают доступ к необходимой информации. Работает, учитывая предпочтения и вырабатывая индивидуальные рекомендации.
Персональные сервисы управления бортовым оборудованием для участников дорожного движения, работающие не только онлайн, но и, при необходимости, автономно. Это система предупреждения об инцидентах на трассе, контроль безопасности внутри салона и скорости ТС. Сюда же относятся персональная картография, информация о времени в пути и т. п.
Обеспечение маршрутизации ТС в масштабах макрорегиона. Действует с учётом прогнозов и актуальных данных, полученных в процессе наблюдения за ситуацией.
Система передачи участникам дорожного движения необходимой информации по их запросу или в случае различных катаклизмов.
Отдельно действующая система безопасности имеющейся инфраструктуры. В неё включены таможенные склады, оборудование АСУДД, мосты, эстакады, тоннели и т. п.
Управление сборами оплаты. Процессинговый центр для развитой сети платных дорог со всей инфраструктурой.
СВП– система сбора денежных средств с водителей. В неё входит физическое оборудование и программное обеспечение самих пунктов оплаты.
АСУДД – это автоматическое управление дорожным движением в границах региона.
Западный стандарт для подсистем ИТС
Движение транзитного транспорта контролируется и управляется отдельно:
Центральная часть системы занимается его маршрутизацией, планирует движение, обеспечивая оговоренный уровень сервиса (например, время в пути, количество мест отдыха и др.).
Мобильная часть системы управления этой группой транспорта отвечает за состояние его бортового оборудования и необходимые коммуникации.
Роль подсистемы АСУДД в функционировании ИТС
АСУДД – давно не новинка, накоплен немалый мировой опыт её удачного применения. Рассматривая мировой опыт, можно остановиться на реализованных примерах становления и развития региональных ИТС и эффективности их внедрения:
Система SCOOT в канадском Торонто управляет семьюдесятью пятью светофорами. Результативность:
— на 8 % снизилось время поездки;
— транспортные средства незапланированно останавливаются меньше на 22 %;
В Калифорнии, США, конкретно – в Лос-Анджелесе, 1170 светофоров и 4590 разнообразных детекторов объединены в LADOT – управляющую систему оптимизации.
Подсчитано:
— потери времени стали ниже на 16 %;
— на 13 % снизилось потребление горючего;
— на 41 % меньше останавливаются ТС.
В Чикаго, Иллинойс, США преимущество решено было отдать общественным автобусам. Проект был пилотным; оптимизировали движение на основе АСУДД ОРАС. Результаты впечатляют, так как скорость движения автобусов выросла от 25 до 50 %.
Специалисты-практики делят современные АСУДД на четыре поколения. Первые два доказали свою эффективность (например, в Нью-Йорке – городе в США с достаточно густой сетью дорог), однако не позволяют оперативно реагировать на случайные изменения в потоках транспорта. Третье и четвёртое поколения более интересны с точки зрения системы информирования участников движения и экономической выгоды, так как лучше перераспределяют потоки. Такие АСУДД используются в Гонконге, Токио, Мадриде, Торонто, Бордо, в десятках городов Великобритании.
Еще несколько слов об особенностях систем управления дорожным движением разных лет:
В АСУДД первого поколения вручную рассчитываются и вводятся управляющие параметры.
Во втором поколении АСУДД расчёты автоматизированы, а ввод остался ручным.
Третье поколение – расчёт и ввод производятся без непосредственного человеческого участия. Задачи управления решаются с учётом динамики потоков транспорта, поэтому реагирование на изменения происходит оперативно. Это TR-метод – используется смена заранее рассчитанных временны́х таблиц.
В АСУДД четвёртого поколения, кроме полной автоматизации, управление осуществляется в реальном времени. Задержка реагирования есть, но она действительно минимальна. Плюс применяется прогнозирование и учитываются локальные изменения транспортных потоков.
Роль подсистемы АСУДД в функционировании ИТС
В названных классах АСУДД никак не обойтись без связи и иного периферийного оборудования. Конечно, для каждого из поколений автоматизации этой системы существуют предпочтительные типы и виды аппаратных средств. Но для конкретной АСУДД выбираются из всего многообразия конструкций наиболее подходящие. Уместно говорить об общем банке ИТС-оборудования, из которого делается выбор элементов по принципу специализации.
Архитектура ИТС для работы на загородных магистралях
По сравнению с действующими в мегаполисах, на федеральных трассах ИТС устроены несколько иначе. Но, как и в городской среде, они выполняют те же задачи:
повысить безопасность движения;
увеличить грузо- и пассажирооборот;
сократить эксплуатационные затраты на содержание автодорог; и другое.
Датчики и камеры передают в ситуационный центр федеральной трассы информацию для анализа погоды, количества автомобилей и т. д. Увеличивается число трасс с информационными табло для участников движения, предупреждающими о неблагоприятных условиях.
Показателен опыт внедрения подсистем ИТС на платных участках российских федеральных трасс. Почти на четырех сотнях километров трассы М-4 «Дон» интеллектуальные транспортные системы действуют в таком режиме. На участке с 21 по 93 километр – это магистраль категории 1А – отсутствуют светофоры, разделены встречные потоки. ИТС данного участка позволяет информировать водителей об обстановке на трассе и погоде, отслеживать трафик, управлять движением.
Продумана и организована помощь аварийного комиссара, к которому можно обратиться через жёлтые терминалы «SOS», установленные вдоль платного участка через каждые 2-4 км. Помощь окажут и при обращении по телефону 8-800-707-23-23. Ответит оператор, помогут экстренные службы, при необходимости будет выслан эвакуатор. Вдоль пути следования распланированы спецпарковки.
При строительстве платных участков автодороги в 2016 году эксперты изучили имеющиеся на тот момент сервисные точки, ведь их избыточность, как и недостаток, недопустима. По словам главы «РосАвтодора» Романа Старовойта, размещение всей инфраструктуры было оптимизировано по современным стандартам. Чтобы избежать скопления транспорта и аварийности, создана генеральная схема зон отдыха и сервиса. В помощь участникам дорожного движения действуют АЗС, автокемпинги и гостиницы, кафе и туалеты, автомастерские и многофункциональные зоны. Планируется создание 250 новых МФЗ и 800 различных объектов.
Важной частью ИТС федеральных трасс является Региональная Навигационно-Информационная Система (РНИС) – это программное обеспечение обязательных подсистем диспетчеризации.
Подсистема мониторинга, управляющая пассажирскими перевозками на территории субъекта РФ. В данном качестве предложено использовать СПО «Сирена – Пассажирские перевозки».
Для транспортировки школьников в субъекте РФ разработана подсистема, отвечающая за мониторинг движения автобусов и управление им. Планируется использование СПО «Сирена – Школьный автобус».
Сложные ситуации на трассах решает подсистема навигационно-информационной автоматизированной системы обмена информацией, которая способна обрабатывать поступающие вызовы территориального центра медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи. Управление на территории субъекта РФ ведётся с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS. Для этой цели возможно применение СПО «Сирена – 03».
Следующая – подсистема мониторинга перевозок специальных грузов: крупногабаритных, тяжеловесных или просто опасных. Речь идёт об их перемещении автомобильным транспортом на территории субъекта РФ. Для решения этих задач целесообразно применение СПО «Сирена – Опасные грузы».
Последняя – подсистема мониторинга транспортных средств различных организаций ЖКХ в границах субъектов РФ: мусоровозы, поливальные и снегоуборочные машины, другие ТС. В качестве этой подсистемы предлагается использовать СПО «Сирена – ЖКХ».
Архитектура ИТС для работы на загородных магистралях
Таким образом, прогрессивные подходы к формированию подсистем ИТС на Западе и в России в целом преследуют общие цели: безопасность движения, экономическая выгода и оперативная помощь в трудных ситуациях.