Платные дороги
Главная Блог Дороги Платные дороги или бесплатные: где удобнее и дешевле

Платные дороги или бесплатные: где удобнее и дешевле

30 июня 2021

Платные дороги в России стали появляться не так давно. Несмотря на изначально негативное к ним отношение, сегодня они становятся всё более популярными как среди частных автовладельцев, так и в сфере коммерческих грузоперевозок.

Взимание платы за проезд, с точки зрения пользователей этих дорог, пожалуй, можно назвать их единственным минусом. Но и здесь возможно неплохо сэкономить. О том, где лучше и дешевле ездить, сколько это стоит, каковы перспективы развития данной отрасли, читайте в нашем материале.

Суть платных дорог в России

Суть платных дорог в России
Суть платных дорог в России

Во многих странах мира имеются автомагистрали, на которых разрешено ездить только на платной основе. Эти участки дороги отличаются повышенной комфортностью: они ровные, широкие, на них нет пробок, пользуясь ими, можно значительно сократить время в пути. Как происходит строительство платных дорог в России? Имеются ли отличия от других стран, помимо аппаратов для денежного сбора и наличия кассиров?

Платная трасса — альтернатива уже существующим бесплатным дорогам. По большей части старые дороги могут быть узкими и извилистыми. Они проходят через много городов и сел, железнодорожных переездов, тоннелей. На пути постоянно встречаются светофоры или участки, предписывающие ограничивать скорость автомобиля. Передвигаться по подобной дороге долго и не очень удобно. Реконструировать нет возможности или слишком дорого. Иногда легче построить новую трассу. В данном случае права на разработку и строительные работы разрешено давать частному подрядчику. От статуса планируемой дороги (региональная, федеральная, муниципальная, районная) зависит, на каком уровне власти будут приниматься подобные решения. Концессионер, берущийся за создание платной дороги, делает выкуп земли, где будет проходить строительство, или арендует ее. Затем он возводит трассу, по которой разрешено передвигаться с большей скоростью и безопасностью, тратя при этом меньше времени, чем по старой бесплатной. В противном случае смысла в новой дороге нет.

Как правило, в законодательстве собственники платных дорог и обслуживающие их операторы разделяются. На практике это могут быть аффилированные компании. Их бизнес заключается в получении дохода от пользования трассой автовладельцами. Обычно платная дорога разделяется на участки, при этом цена проезда по любому из них не всегда соответствует протяжённости. В большинстве случаев используют сложную тарифную сетку. Размер оплаты может изменяться не только в зависимости от въездных и выездных точек, но и от дня недели, времени суток, типа машины. За грузовой автомобиль придется заплатить больше, чем за легковой. При наличии платных мостов, путепроводов или тоннелей водители чаще всего приобретают билеты за установленную сумму, без учёта километража.

Первая попытка легализации платных дорог в РФ была предпринята в 1992 году. В то время вышел указ Президента «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Спустя 6 лет появилось дополнение, где отдельно было указано, что брать плату за проезд по трассе или её участку разрешено в том случае, если имеется бесплатный аналог. То же правило относится и к строительству новых платных участков дорог.

На данный момент принципы использования платных дорог в РФ регулирует целый пакет нормативных актов. Самые важные из них: Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (2007 г.) и Постановление правительства №18 от 19.01.2010, определяющее правила пользования платными трассами. Там, например, прописано, что при въезде на платный участок дороги, водитель тем самым заключает договор с оператором на её эксплуатацию. А оператор не должен отказывать владельцу автомобиля в праве использования трассы, если имеется возможность проезда.

Пункт о бесплатной альтернативе действует и сегодня. Законодательно из него было сделано пока только одно исключение: в 2019 году в регионах Крайнего Севера разрешили строительство безальтернативных платных трасс. Впрочем, это позволено с определенными ограничениями: уникальная платная дорога в регионе может быть создана только вне населённых пунктов. Брать оплату за передвижение по ней, по новым путепроводам, а также реконструированным участкам старых трасс допускается лишь с грузовиков. Примером является самый дорогой в России Пуровский мост на Ямале, открытый в 2020 году.

Преимущества и недостатки платных дорог

Стоит ли пользоваться транспортной услугой, подразумевающей передвижение по платной трассе? На данный вопрос сложно ответить однозначно. Чтобы определиться, необходимо тщательно разобраться в теме, после чего прийти к какому-то решению. Предлагаем вам познакомиться с положительными и отрицательными сторонами перемещения по платным участкам дорог.

Основные плюсы:

  • дорожная сеть ощутимо лучше. Госбюджет любой страны (Россия не исключение) разрабатывается на основе налогов и прочих платежей государству. Его можно разделять разными способами, но правительство выделяет средства на многие отрасли. Нельзя отдать все финансы только на улучшение магистралей. Поэтому приходится привлекать дополнительные частные средства. Это помогает заметно улучшить ситуацию с качеством дорог и протяжённостью трасс;
  • добавочные поступления в бюджет. Лишние средства, полученные этим способом, дозволительно направлять в другие сферы (медицина, строительство, культура и т. д.), что позволяет стимулировать общественную и экономическую жизнь. Подобные методы активно применяются в развитых государствах. Так что не стоит удивляться качеству их дорог.

Кроме экономической пользы присутствуют и более очевидные плюсы. Происходит не только возведение новых более качественных дорог. Также появляется дополнительная инфраструктура, которая оказывает влияние на безопасность передвижения по платным дорогам.

Появляется освещение, средства информирования автовладельцев о ситуации на трассе, участки для безопасных остановок, возможность получить экстренную помощь.

Немалым плюсом становится наличие придорожной инфраструктуры — автозаправочные станции, парковочные стоянки, туалеты, отели, кафе, вышки сотовой связи.

Легковые и грузовые автомобили, едущие по качественной дороге, получают более низкую нагрузку на механизмы. По этой причине они будут меньше нуждаться в ремонте и дольше прослужат. Частичную пользу от этого получает и заказчик. Он вправе рассчитывать на невысокие тарифы и скидки.

Благодаря хорошему дорожному покрытию, транспорт движется с большей скоростью, если сравнивать с обычными бесплатными дорогами. Уменьшается время нахождения в пути. Для примера: по обычной дороге грузовые автомобили движутся со скоростью 60 км/час, а по платным дорогам — до 90 км/час.

Многие автовладельцы все еще считают стоимость проезда по платной дороге высокой. От того на бесплатных трассах очень большой поток машин. Они идут сплошным потоком, доставляя всем водителям множество неудобств. А платные дороги по этой причине как раз-таки разгружаются. Движение по ним — сплошное удовольствие.

Если надо доставить ценный груз, который нельзя трясти, передвижение по старой бесплатной трассе может нанести вред из-за ям и ухабов. Очень часто дефекты дороги становятся причиной порчи хрупкого груза. Поэтому в подобных ситуациях необходимо дважды подумать, прежде чем рискнуть и отправиться по бесплатной магистрали. Есть вероятность, что экономия выйдет боком.

Платные дороги в 2021 году еще не подвергаются перегрузкам, так как транспортный поток пока не слишком велик. Некие заминки происходят разве что возле мест для оплаты проезда. Изредка появляются небольшие очереди. В будущем это станет проблемой. Поэтому уже сейчас государству стоит задуматься о создании удобной системы оплаты услуг. В противном случае это грозит возникновением огромных очередей и общим недовольством автовладельцев. Остается надеяться, что данному вопросу уделяют должное внимание при планировании строительства новых магистралей.

Сегодня движение по платным участкам дорог является полезным во всех отношениях. Не обязательно отказываться от комфортного передвижения, если имеется такая возможность. Ну а те, кто все-таки не считают нужным платить лишние деньги за передвижение на автомобиле, могут быть уверены, что российское законодательство заботится обо всех категориях водителей. Всегда надо строить такой маршрут, во время которого не придется пользоваться дополнительными платными дорожными услугами.

Положительных моментов вышло много. А что выходит с отрицательными? У платных дорог только один минус: дополнительная трата денег. К сожалению, денежный вопрос продолжает оставаться острым. Из-за этого заказчики часто отказываются от использования платных магистралей.

Тарифы платных дорог в регионах России

Тарифы платных дорог в регионах России
Тарифы платных дорог в регионах России

Государство фиксирует предельные цены за проезд и утверждает, каким образом будет происходить расчет между водителем и оператором платной трассы. Сколько понадобится заплатить за километр пути (рассчитывается в зависимости от категории автомобиля), прописано в Постанов­лении №47 от 30.01.2016. Здесь же имеется пометка, что стоимость может повышаться вместе с индексом потребительских цен.

В отдельной статье закона об автодорогах прописано, чтобы на всех платных магистралях от взносов освобождались машины спецслужб и почты, общественный транспорт (кроме такси, междугородних и международных автобусов). Также каждому владельцу платной дороги разрешено самостоятельно определять льготные и беспошлинные категории водителей.


Перечислим самые известные платные участки дорог и нужные из них, а также стоимость передвижения по ним (сумма за проезд указана для легкового транспорта при оплате наличными без скидок на 01.02.2021):

  • Платная дорога M11 «Нева». Протяжённость трассы: 610 км. Дорога идёт от МКАД до петербургского КАД. Пока что не достроен один участок в объезд Твери. Стоимость: до 2415 руб.
  • Платная дорога М4 «Дон». Состоит из 6 участков общей длиной 844 км. Проходит по Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областям и в Краснодарском крае. Стоимость: до 1640 руб.
  • Автомагистраль ЗСД (Западный скоростной диаметр). Это шоссе без светофоров пере­секает Санкт-Петербург с юга на север, от Морского порта до автодороги «Скандинавия». Протяжённость: 46,6 км. Стоимость: до 750 руб.
  • Платная дорога ЦКАД. На нынешний момент в работу запустили 310 из 336 километров Центральной кольцевой автодороги. Она позволяет объехать московскую агломерацию. К концу 2021 года планируется задействовать оставшиеся участки. Стоимость: до 1600 руб.
  • Платная трасса М1 «Беларусь». Участок дороги в объезд Одинцово (Московская область). Протяжённость: 20 км. Стоимость: до 400 руб.
  • Платная дорога М3 «Украина». Участок длиной 70 км (от 124 по 194 км) в Калужской области. Стоимость: до 150 руб.
  • Платные автомагистрали общей длиной 226 км в Псковской области, недалеко от границ с Эстонией, Латвией и Беларусью. Стоимость: до 300 руб.
  • Платные участки в Удмуртии общей протяженностью 15 км. Оплачивается проезд по мостам через реки Кама, Буй, а также на дороге, что идет от Ижевска через Камбарку к границе Башкортостана. Стоимость: до 450 руб.
  • Платная дорога в Рязани, связывающая городские микрорайоны Соколовка и Дашково-Песочня. Стоимость: 25 руб.

Каким образом вносить деньги за пользование платной дорогой? Имеется несколько способов, зависящих от типа трасс:

  • Открытые. Пункты сбора оплаты находятся в заранее определенных местах; на выездах с магистралей их нет. Плюс этой системы — экономия средств при строительстве и обустройстве. Минус — при сильной загруженности дороги на пунктах сбора возникают заторы.
  • Закрытые. Въезжая на трассу, автовладелец получает специальный билет, оплачиваемый только в месте назначения. Другой вариант: пункты сбора оплаты находятся и в начале (оплачивается доступ к трассе), и в конце платной дороги (производится расчет за пройденные километры).
  • Электронная система. В данном случае КПП работает в авторежиме, а денежные средства списываются со счета специальных устройств — транспондеров для платных дорог.

В нынешнее время практически нельзя найти перечисленные выше способы «в чистом виде». Чтобы водителям было комфортнее, владельцами дорог создается комбинация из всех трех вариантов.

Платная дорога или бесплатная: где выгоднее ездить перевозчикам

Платная дорога или бесплатная
Платная дорога или бесплатная

Эксперимент №1: В 2019 году провели эксперимент: составили маршрут, где пунктом А была Москва, а пунктом Б — Санкт-Петербург. Первый грузовой автомобиль ехал по обычной трассе М10, а второй — по недавно построенной платной дороге М11. Водителей при этом обязали соблюдать строгий скоростной режим и все требования в отношении труда и отдыха.

Результаты оказались следующими: общая продолжительность пути, учитывая отдых, по платной магистрали составила 22 часа 45 минут, по бесплатной — ровно на 2 часа дольше. Платная дорога М11 сэкономила 1,5 часа чистого времени. Было потрачено на 11 литров меньше топлива, по сравнению с бесплатной. Расход дизеля составил 211 и 222 литров, соответственно.

В итоге, невзирая на экономию времени, перевозчики выбирают передвижение по обычной магистрали М10. Их нетрудно понять, ведь за один проезд по платной трассе понадобится оплата в размере 2240 рублей, если ехать днем без транспондера. Выигранные 2 часа пути и 500 рублей на топливо затраты на платную дорогу не окупят.

Но стоит отметить, что эксперимент проводили в конце осени. В это время на дорогах не велись ремонтные работы, не было крупных заторов, организованных водителями-дачниками. Есть вероятность, что летом времени будет сэкономлено больше. Соответственно, магистраль М11 получит преимущество. Тем более что не так давно приняли новые правила проезда по платным дорогам. Система «Свободный поток» полностью исключит любые очереди на въездах на платные магистрали.

Эксперимент №2: Был проведен еще один эксперимент, во время которого организовали тестовый пробег двух одинаковых фур. Обе машины выехали из одного места в городе Клин. Конечной точкой назначили Михневский таможенный пост Московской областной таможни.

Первая фура двигалась в основном по платным дорогам — ЦКАД, М11 «Нева», М4 «Дон». Вторая — по бесплатному альтернативному маршруту: с трассы М10 «Россия» машина съехала на А107 «Московское малое кольцо», затем ехала по Каширскому шоссе до обозначенного финиша.

Поездка по платному маршруту завершилась быстрее более чем в два раза — 3 часа 10 минут против 6 часов 50 минут. Это произошло благодаря меньшему расстоянию, большему разрешённому скоростному режиму, а также отсутствию заторов и светофоров. По итогам эксперимента оказалось, что, учитывая затраты на топливо и скидки по транспондеру, везти грузы по подмосковным платным дорогам выгоднее, чем по бесплатному маршруту.

Выводы: Экономика грузоперевозок обязательно должна рассчитываться индивидуально и с учетом практики. При этом важно помнить о затратах на амортизацию — на качественной платной трассе они будут ниже. Помимо этого, с транспондером для платных дорог водитель заплатит за проезд по М11 всего 1381 рубль. С экономией на топливе в 500 рублей переплата составит 881 рубль, а в летнее время еще меньше, так как ездить можно без стояния в пробках, во время чего тратится много топлива. Получается, что при значительной экономии времени затраты практически выйдут в ноль.

Это действительно для всех платных магистралей РФ. Разумно выбрать поездку по платной дороге, если:

  • в автомобиле имеется транспондер;
  • груз необходимо доставить максимально быстро;
  • заказчик не против заплатить за срочность.

Экономия на проезде по платной дороге

Экономия на проезде по платной дороге
Экономия на проезде по платной дороге

В имеющейся тарифной линейке, использующейся на российских платных дорогах, есть тарифы, адресованные людям, которые часто передвигаются на автомобилях. Можно приобрести специальные абонементы: цена проезда по ним в разы ниже, чем один проезд при наличной оплате. Существуют скидки по транспондерам, программы лояльности. Вполне реально ощутимо понизить стоимость проезда при частом применении услуги платных трасс. Этот механизм заложен в государственном постановлении, определяющем тарифообразование на платных магистралях. Например, активно ездящие таксисты получат возможность неплохо сэкономить.

Приемлемо оплачивать проезд и бесконтактной банковской картой. Более продвинутые водители уходят от оплаты на полосе, покупая транспондеры для платных дорог. С помощью таких устройств не надо делать остановку возле кабинки оператора для оплаты проезда наличными или картой — за автовладельца все сделает электроника.


Мало того, на платных дорогах М4 «Дон» и М3 «Украина» с транспондером разрешено ездить по любой полосе пункта получения оплаты, но также имеются спецполосы только для владельцев данных устройств. Их называют «безостановочными» или «скоростными». Тут отсутствуют кассиры, а электроника дает возможность ездить, не останавливаясь. Нужно лишь снизить скорость до 10-30 км/ч и следить за открытием выездного шлагбаума. Конечно же, это допустимо только при наличии средств на лицевом счету и полной исправности транспондера.

Платная дорога М11 «Москва-Санкт-Петербург» применяет закрытую систему оплаты. Кроме того здесь имеются и «безостановочные» полосы. У них есть отличие от дорог с открытой системой: для проезда с транспондером по обычной полосе на въезде понадобится взять талон, а на выезде отдать его вместе с транспондером оператору для ручного считывания. В противном случае не будет скидки за проезд с транспондером. Соответственно, подъезжая к пункту оплаты, придется заранее сбросить скорость и перестроиться на требуемую полосу, согласно информационным табло.

Самое важное — это скидки на проезд. Например, с транспондером «T-pass» минимальная скидка на любом участке госкомпании «Автодор — платные дороги» составит 20 % от базовой цены. Предусмотрено множество абонементных и скидочных программ для разнообразных участков и маршрутов. Существует отдельная программа лояльности, позволяющая накапливать баллы и покупать на них дополнительные скидки. Их применение даст экономию до 70 % от базовой стоимости. Если вы много ездите, то оцените эту возможность.

Использование транспондера для платных дорог — отличный механизм, приводящий ко взаимовыгоде автовладельца и собственника дороги. Высчитано, что полоса с транспондером легко пропустит 2000 машин в час. Обычная — только 160. Конечно, 2000 машин в реальности не наберется, но около 400 бывает. Если больше водителей начнут ездить с транспондерами, госкомпания сократит затраты, на персонал в том числе. Полосу обслуживает не 1 человек, а 5,2 в среднем. Они не в состоянии трудиться круглосуточно, им нужны перерывы, отпуск, больничные. Благодаря транспондерам затраты на содержание полосы уменьшатся. Соответственно, это станет выгоднее и пользователям.

Перспективы развития платных дорог в России

Перспективы развития платных дорог в России
Перспективы развития платных дорог в России

В 1992 году вышел указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Высокий рейтинг этих идей в России связан с хроническим недостатком качественных трасс и бюджетных средств, которые выделяются на их развитие.

В 90-е и начале 2000-х годов были сильны надежды правительства на денежные вливания от частных инвесторов (в особенности зарубежных) в дорожное хозяйство. Надо сказать, что подобные иллюзии по инерции еще сохраняются.

Перечень удачных российских ГЧП-проектов в дорожном сегменте пока что небольшой. Появление частных инвестиций в такие проекты затруднены многими обстоятельствами, среди каких стоит выделить:

  • институциональные факторы: срок возврата вложений даже в самом выгодном дорожном проекте длится 10-15 и более лет. Значит, инвестор должен быть уверен в стабильности проекта в течение всего срока реализации;
  • цена заемного капитала: при нынешнем состоянии финансовых рынков данная характеристика для частного партнера в 2 или 3 раза выше, чем для госзаймов;
  • инфляционные и курсовые риски: кроме прямых соображений макроэкономического плана, никоим образом не связанных со спецификой отрасли, надо отметить фактор затрат, номинированных в европейской и американской валюте. В их число входят расчеты за консультационные услуги, поставку высококачественных материалов, лизинговые платежи за дорожно-строительную технику и т. п.;
  • большой риск отсутствия планируемых доходов, определяющихся работой в условиях регулируемых тарифов, сильной эластичностью спроса (трафика) к тарифу и высокими трафиковыми рисками.

В подобных условиях частные инвесторы соглашаются на участие в проектах ГЧП лишь при значительном долевом госвкладе, а также предельно возможной передачи государству описанных выше рисков.

Понятно, что подобная позиция частных партнеров не слишком отвечает ожиданиям со стороны государства. Но как раз именно она была учтена при создании российских правовых норм и стандартов правоприменительной практики. Эти документы позволили начать развитие ГЧП и платных дорог в той форме и сферах использования, где они оказались наиболее работоспособными.

Перспективы развития платных дорог в России
Перспективы развития платных дорог в России

Мы выделили основные позиции среди существующих норм и стандартов:

  • доля бюджетного финансирования проектов почти всегда значительна, доходя в отдельных случаях до 90 %;
  • список частных партнеров сводится к нескольким крупным многопрофильным холдингам, которые имеют в своем составе авторитетные строительные компании и находятся на рынке уже много лет. Все они являются клиентами и проверенными заемщиками одного или нескольких ключевых банков РФ;
  • по разряду «частных инвестиций» чаще всего проходят заемные средства, вовлекаемые указанными холдингами в виде кредитных займов ведущих государственных банков и банков с госучастием (ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк), а также ГК «Внешэкономбанк» и Российский фонд прямых инвестиций;
  • государство берет на себя трафиковые риски. Согласно статье 38 (пункт 3.5) №257-ФЗ, предусматривается «обязательства концедента по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения в процессе использования установленных концессионным соглашением показателей интенсивности движения и состава транспортных средств».

Возникновение госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») имело огромное значение для старта процессов возведения и реконструкции платных магистралей на условиях государственно-частного партнерства. В 2020 году в доверительном управлении Автодора находилось 2732 км федеральных трасс, общая протяженность платных участков — 405 км.

Несмотря на высокий, по большей части, уровень строительных работ и проектных решений, которые применяются при создании новых дорог, стоит обращать внимание на важное условие планировочного характера, уменьшающее их достоинства. Скоростные платные дороги, прилегающие к границам МКАД (М1 и М11) на данный момент загружены мало, по причине неудачного присоединения к московской улично-дорожной сети: с них можно перейти или на МКАД, или на ограниченную уличную сеть столицы. Например, магистраль М11, состоящая из 10 полос, спустя несколько современных развязок, на въезде в город внезапно сужается. Вместо 10 появляются 3 полосы, а затем остается и вовсе одна, упирающаяся в жилые кварталы Западного Дегунино. В зарубежных странах скоростные магистрали пересекают город или по хорде, или по диаметру, позволяя выехать или въехать на нее с городской дорожной сети на развязках.

Подводя итог, скажем, что российские автовладельцы относятся к идее платных дорог достаточно прохладно, что ощутимо снижает привлекательность таких трасс в глазах частных инвесторов. Планы государства по сокращению собственной доли в финансировании платных магистралей до нуля к 2018 году не реализовались. Пока что эта доля только увеличивается. Вклад частных инвестиций становится меньше, но в нынешних реалиях остается радоваться хотя бы их наличию.