В статье рассказывается:
Параметры автомобильной дороги регламентируются законом Российской Федерации № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации изложены в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» от 27 декабря 2002 года.
Данные стандарты распространяются не только на все построенные и функционирующие дороги, но также и на те, которые находятся на стадии проектирования. Кроме того, в соответствии с законом устанавливается техническая классификация автомобильных дорог. Сегодня поговорим про это подробнее.
По виду разрешенного использования все автодороги можно разделить на 2 группы следующим образом:
По тому, какое значение имеют автодороги, они классифицируются на 2 вида.
Их собственником является Российская Федерация; финансирование этого типа дорог производится из средств государственного бюджета.
К автодорогам, имеющим федеральное значение и предоставленным в общее пользование, относятся:
Кроме того, автомобильными дорогами федерального уровня, предоставленными в общее пользование, могут являться:
Владельцами данного вида автодорог являются субъекты РФ; средства для обслуживания выделяются из их собственных бюджетов. Существуют критерии, определенные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, по которым автодороги, предоставленные в общее пользование, можно отнести к автодорогам общего пользования на уровне регионов или муниципалитетов. В список последних нельзя включать федеральные автодороги общего пользования или какие-либо их участки.
Собственниками являются муниципалитеты; финансирование производится за счет их собственных средств бюджета. Сюда относятся дороги, принадлежащие городским округам, муниципальным районам и прочим населенным пунктам.
Эта группа дорог находится в собственности у частных лиц. Речь идет о частных автомобильных дорогах, по которым доступно и открыто движение транспортных средств, принадлежащих неограниченному кругу лиц. В ином случае объекты являются частными дорогами необщего пользования.
Все автодороги можно разделить на 3 класса, каждый из которых характеризуется определенными способами доступа на них и условиями организации движения:
Перечислим основные параметры такой автомобильной дороги, как автомагистраль:
Скоростным автомобильным дорогам присущи следующие характеристики:
К дорогам обычного типа относятся дороги, не являющиеся автомагистралями и скоростными; они характеризуются следующим образом:
Определение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог производится в соответствии с различными техническими параметрами и характеристиками, в частности:
Говоря о перечисленных геометрических параметрах автомобильных дорог, следует отметить важность их соответствия установленным нормам в рамках конкретной категории автодороги или ее отдельного участка. Допустимы некоторые отклонения в фактических размерах, которые регламентированы специальными нормативными документами.
Требуемый показатель прочности дорожной одежды зависит от необходимости пропуска без каких-либо препятствий автотранспортных средств в расчетный период: для автодорог I–IV категорий осевая нагрузка составляет до 10 тс (100 кН); для автодорог с твердыми покрытиями V категории осевая нагрузка составляет до 6 тс (60 кН).
Покрытия проезжей части автодороги, краевой укрепительной и остановочной полосы обочины следует эксплуатировать при наличии заранее спроектированных продольных и поперечных уклонов для успешного стока поверхностных вод.
Важно поддерживать ровность кромок дорожного покрытия, их четкие и правильные контуры, а также следить за тем, чтобы они не подвергались каким-либо деформациям или разрушениям.
В процессе использования автодорог фактические показатели продольной ровности должны находиться в пределах допустимых значений, обозначенных в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Интенсивность движения, авт/сут | Категория дороги | Тип дорожной одежды | Предельно допустимые показатели продольной ровности, см/км | Допустимое количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, % | ||
по прибору ПКРС-2У | по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле | |||||
УАЗ-2006 | ГАЗ-31022 «Газель» | |||||
Более 7000 | I | Капитальный | 540 | 100 | 220 | 6 |
3000-7000 | II | 660 | 120 | 270 | 7 | |
1000-3000 | III | Капитальный | 860 | 170 | 350 | 9 |
Облегченный | 1100 | 240 | 460 | 12 | ||
500-1000 | IV | Облегченный | 1200 | 265 | 500 | 14 |
200-500 | Переходный | – | 340 | 510 | – | |
До 200 | V | Низший | – | 510 | 720 | – |
Еще один из параметров, по которому оценивается состояние покрытия автомобильной дороги, – наличие колеи и ее допустимая глубина. Покрытие проезжей части не должно иметь колеи, так как она создает опасность при движении и мешает производить очистку дорог от снега и наледи.
Глубина колеи имеет границы допустимых и предельно допустимых значений, которые различаются в зависимости от выбранного способа их измерения двухметровой рейкой: согласно первому упрощенному способу рейка кладется на дорожное покрытие или гребни выпора; второй способ – это вертикальные отметки, при помощи которых ведут отсчет от рейки, уложенной в горизонтальном положении (таблица 1.5).
Таблица 1.5
Расчетная скорость движения, км/ч | Глубина колеи, мм | |||||
Измерения по упрощенной методике | Измерения по способу вертикальных отметок | |||||
Относительно правого выпора | Относительно левого выпора | |||||
Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | |
Более 120 | 4 | 20 | не допускается | 4 | 9 | 20 |
120 | 7 | 20 | 3 | 5 | 16 | 25 |
100 | 12 | 20 | 6 | 9 | 27 | 40 |
80 | 25 | 20 | 15 | 18 | 50 | 50 |
60 и меньше | 30 | 35 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Если глубина колеи на определенных участках автодорог превышает предельно допустимые значения, проводятся специальные работы с целью устранить колею. Кроме того, важно тщательно следить за тем, чтобы не образовывались уступы там, где проезжая часть переходит в укрепительную краевую полосу или укрепительную и остановочную полосу обочины.
В случае неукрепленной обочины и разделительной полосы, которые не отделены бордюром от проезжей части, не следует доводить состояние дорожного покрытия до образования колеи там, где они стыкуются с проезжей частью автодороги – при этом если интенсивность движения составляет более 6000 легковых автотранспортных средств, отметка уровня колеи не должна опускаться ниже чем на 3 сантиметра по отношению к уровню поверхности проезжей части, в случае менее интенсивного движения разница уровней должна составлять не более 4 сантиметров.
Величина коэффициента сцепления колес автотранспортного средства с дорожным покрытием, указанная в ГОСТ 50597-93, отражающем требуемые параметры эксплуатационного состояния автомобильных дорог, должна быть обеспечена шероховатостью и состоянием дорожной одежды проезжей части и не быть ниже 0,3 для шин без рисунка протектора и 0,4 для шин с рисунком протектора.
У фактической величины коэффициента сцепления по ширине проезжей части допустимая разница с требуемой величиной составляет не больше чем 0,1. Фактическое значение коэффициента сцепления покрытия проезжей части дороги и укрепленной части обочины не должно расходиться с требуемой величиной более чем на 0,15.
Покрытие проезжей части автодороги должно быть ровным – не допускаются выбоины, проломы и просадки размерами 15 * 60 * 5 сантиметров и более; мелкие повреждения и деформации в период с весны по осень не могут присутствовать в количестве более, чем указано в таблице 1.6. Сроки устранения всех перечисленных разрушений и дефектов при их выявлении регламентированы стандартом ГОСТ 50597-93.
Таблица 1.6
Показатели состояния конструктивных элементов дорог | Допустимые значения для дорог с интенсивностью движения, авт/сут, приведенные к легковому автомобилю | ||||
более 6000 | 2000–6000 | 1000–2000 | 200–1000 | менее 200 | |
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (включая используемые съезды) | |||||
Повреждения (выбоины) размером не более 15 х 60 х 5 см, площадью м2/на 1000 м2 покрытия: а) летом; б) весной; в) зимой | а) 0,3
б) 1,5 в) 1,5 |
а) 1,0
б) 3,0 в) 3,0 |
а) 1,5
б) 4,5 в) 4,5 |
а) 2,0
б) 6,0 в) 6,0 |
а) 2,5
б) 7,0 в) 7,0 |
Отдельные раскрытые необработанные трещины на покрытии шириной > 5 мм п. м. на 1000 м2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 40 |
Наличие необработанных мест выпотевания битума, м2 на 1000 м2 покрытия | 7 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более | Нет | 3 | 5 | 8 | 10 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО | |||||
Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе (в весенний период): а) укрепленных: площадь м2/1000 м2 покрытия – глубиной, см; б) неукрепленных: площадь м2/1000 м2 покрытия – глубиной, см | а) до 0,3 (1,5) – до 3
б) 5,0 – до 3 |
а) 1,0 (3,0) – до 3
б) 7,0 – до 3 |
а) 1,5 (3,5) – до 4
б) 10,0 – до 4 |
а) 2,0 (6,0) – до 4
б) 12,0 – до 4 |
а) 2,5 (7,0) – до 4
б) 15,0 – до 4 |
Укрепительные полосы при появлении дефектов должны иметь состояние, соответствующее установленным требованиям для покрытий проезжей части. Требования, приведенные в таблице 1.6., распространяются и на укрепленные и неукрепленные полосы для остановки.
Дорожные обочины должны быть укреплены при помощи прочных конструкций, также необходимо соблюдать поперечные уклоны, играющие важную роль в оперативном отводе вод с поверхности дороги.
Очень важна устойчивость откосов насыпей и выемок к различным природным и климатическим воздействиям, они также не должны препятствовать быстрому отводу вод с поверхности дороги. Их укрепление необходимо производить в соответствии с существующими регламентами. Кроме того, откосы высоких насыпей и глубоких выемок обустраивают таким образом, чтобы обеспечить их общую устойчивость.
Не менее важным параметром автомобильной дороги является ее чистота, при этом речь идет как о покрытиях проезжей части дороги и ее обочин, разделительных полос, откосов, так и о выделенных площадках для посадки у остановок общественного транспорта, площадках для отдыха, пунктах весового контроля, пунктах учета движения. Кроме того, если дорожные отрезки проходят через поселения, то чистоту поддерживать необходимо и на поверхности тротуаров, велосипедных и пешеходных зон.
Какая-либо растительность или травяной покров выше 15 см недопустим на поверхностях неукрепленных обочин и разделительных полос.
Полосы отвода автодорог, пролегающих через IV и V дорожно-климатические зоны, и участки автодорог, проходящие через лесные массивы прочих дорожно-климатических зон, могут иметь некоторую растительность, если она не образует препятствий для обеспечения видимости по соответствующим нормативам.
С целью эффективного и быстрого отвода поверхностных вод с дорожного покрытия важно соблюдать работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем, в частности, речь идет о колодцах, кюветах, водоотводных канавах и так далее.
Допустимы некоторые отдельные нарушения по длине в профиле канав для отвода вод, которые приводят к снижению пропускной способности менее чем на 20 %, – их суммарный показатель не должен быть выше 10 % от всей длины выделенного участка автодорог I, II, III категорий и не выше 20 % в случае дорог IV и V категорий.
Запрещены несанкционированные попытки организовать примыкание к трассам любой категории. Автодороги, на которых интенсивность движения составляет до 1 000 автомобилей в сутки, могут иметь временные технологические съезды, пролегающие через сельскохозяйственные территории, для применения спецтехники, также такие съезды могут иметь отрезки автодорог, проходящие через лесные массивы, – ими пользуются во время пожаров.
Автомобильной дороге присваивается определенный идентификационный номер, состоящий из 4 разрядов. Разряды составляют заглавные буквы русского алфавита и/или арабские цифры, они могут быть разделены при помощи дефиса. Для определения автодороги зачастую прибегают к использованию исключительно четвертого разряда.
В соответствии с первым разрядом автодороги идентифицируются по тому, в чьей собственности они находятся. Разряд обозначается 2–8 знаками, которые могут составлять от 1 до 3 групп:
В соответствии со вторым разрядом автодорогу идентифицируют согласно видам разрешенного пользования. Разряд обозначается двумя буквами:
В соответствии с третьим разрядом автомобильные дороги классифицируются по своему значению. Разряд также обозначается двумя буквами:
В соответствии с четвертым разрядом автодороге присваивается учетный номер, образованный заглавными буквами русского алфавита и/или арабскими цифрами, при этом в нем через дефис отображается порядковый номер автодороги:
Итак, в учетных номерах автомобильных дорог региональных и межмуниципальных уровней сначала стоит группа знаков по коду объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру: для Краснодарского края – 03К-ХХХ или 03Н-ХХХ (ХХХ отражает порядковый номер автодороги).
В идентификационном номере автодороги, входящей в состав международных маршрутов, через дефис в скобках номером международного маршрута отражается четвертый разряд, к примеру: автодорога общего пользования федерального уровня М-3 «Украина» имеет следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-3-(Е101). Четвертым разрядом пользуются, когда наносят обозначения автодорог на дорожные указатели, знаки, а также с целью отобразить их на картах.
В процессе развития экономической и социальной жизни любой страны транспортной системе отведена огромная роль. В Российской Федерации с каждым годом происходит все большее расширение транспортной системы, что благотворно влияет на текущую ситуацию в стране и открывает большие возможности для дальнейшего развития. Безусловно, с увеличением транспортного потока важно требовательно и внимательно походить к дорожному вопросу. В настоящее время стали более тщательно следить за соблюдением требуемых параметров автомобильных дорог, нежели раньше, что, несомненно, является огромным плюсом.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах