Параметры автомобильной дороги
Главная Блог Дороги Параметры автомобильной дороги согласно ГОСТ

Параметры автомобильной дороги согласно ГОСТ

16 декабря 2021
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Параметры автомобильной дороги регламентируются законом Российской Федерации № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации изложены в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» от 27 декабря 2002 года.

Данные стандарты распространяются не только на все построенные и функционирующие дороги, но также и на те, которые находятся на стадии проектирования. Кроме того, в соответствии с законом устанавливается техническая классификация автомобильных дорог. Сегодня поговорим про это подробнее.

Классификация автомобильных дорог

По виду разрешенного использования все автодороги можно разделить на 2 группы следующим образом:

  • Автодорогами общего пользования являются те, по которым организуется движение автотранспорта, принадлежащего неограниченному кругу людей.
  • Автодорогами необщего пользования, или автодорогами Российской Федерации регионального и межмуниципального значения, являются принадлежащие либо переданные в пользование исполнительным органам на уровне государства, администрации субъектов, юридическим или физическим лицам; эти автодороги обеспечивают личные нужды или нужды государства и муниципалитетов.

По тому, какое значение имеют автодороги, они классифицируются на 2 вида.

Классификация автомобильных дорог
Классификация автомобильных дорог

Автомобильные дороги федерального значения

Их собственником является Российская Федерация; финансирование этого типа дорог производится из средств государственного бюджета.

К автодорогам, имеющим федеральное значение и предоставленным в общее пользование, относятся:

  • трассы, которые обеспечивают связь между Москвой и столицами прочих государств, а также связь столицы РФ с административными центрами иных субъектов внутри страны;
  • автодороги, которые внесены в список международных дорог, составленный на основании международных соглашений нашей страны.

Кроме того, автомобильными дорогами федерального уровня, предоставленными в общее пользование, могут являться:

  • трассы, по которым организовано движение от одних административных центров России к другим;
  • подъездные дороги, которые соединяют федеральные автомобильные дороги, предоставленные в общее пользование, друг с другом, а также с наиболее крупными транспортными узлами международного значения – речь идет о морских и речных портах, железнодорожных станциях и аэропортах; сюда же относятся дороги, обеспечивающие связь со специальными объектами федерального уровня;
  • подъездные дороги, обеспечивающие связь административных центров субъектов РФ, на территории которых нет автомобильных дорог общего пользования, друг с другом; и соединяющие административные центры субъектов РФ со столицей страны, а также с находящимися вблизи портами морского и речного сообщения, станциями железнодорожного сообщения и аэропортами.
1. Автомобильные дороги федерального значения
Автомобильные дороги федерального значения

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Владельцами данного вида автодорог являются субъекты РФ; средства для обслуживания выделяются из их собственных бюджетов. Существуют критерии, определенные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, по которым автодороги, предоставленные в общее пользование, можно отнести к автодорогам общего пользования на уровне регионов или муниципалитетов. В список последних нельзя включать федеральные автодороги общего пользования или какие-либо их участки.

  • Дороги местного значения

Собственниками являются муниципалитеты; финансирование производится за счет их собственных средств бюджета. Сюда относятся дороги, принадлежащие городским округам, муниципальным районам и прочим населенным пунктам.

  • Частные автомобильные дороги

Эта группа дорог находится в собственности у частных лиц. Речь идет о частных автомобильных дорогах, по которым доступно и открыто движение транспортных средств, принадлежащих неограниченному кругу лиц. В ином случае объекты являются частными дорогами необщего пользования.

3 класса автомобильных дорог по условиям движения

Все автодороги можно разделить на 3 класса, каждый из которых характеризуется определенными способами доступа на них и условиями организации движения:

  • автомагистрали;
  • скоростные дороги;
  • дороги обычного типа (нескоростные дороги).

Перечислим основные параметры такой автомобильной дороги, как автомагистраль:

  • проезжая часть автодороги по всей своей протяженности должна быть многополосной, по центру проходит разделительная полоса;
  • автомагистрали не могут пересекаться на одном уровне ни с какими другими автомобильными дорогами, а также с проложенными путями железной дороги, трамвайными рельсами, полосами для велосипедистов и пешеходными зонами;
  • попасть на эти дороги можно, лишь воспользовавшись разноуровневыми пересечениями, расстояния между которыми должны быть не менее чем 5 километров.
3 класса автомобильных дорог по условиям движения
3 класса автомобильных дорог по условиям движения

Скоростным автомобильным дорогам присущи следующие характеристики:

  • проезжая часть автодороги по всей своей протяженности должна быть многополосной, по центру проходит разделительная полоса;
  • скоростные автодороги не могут пересекаться на одном уровне ни с какими другими автомобильными дорогами, а также с проложенными путями железной дороги, трамвайными рельсами, полосами для велосипедистов и пешеходными зонами;
  • попасть на эти дороги можно, воспользовавшись разноуровневыми пересечениями или примыканиями на одном уровне, расстояния между которыми должны быть не менее чем 3 километра.

К дорогам обычного типа относятся дороги, не являющиеся автомагистралями и скоростными; они характеризуются следующим образом:

  • наличие единой проезжей части или проезжей части, по центру которой проходит разделительная полоса;
  • попасть на эти дороги можно, воспользовавшись пересечениями и примыканиями на одном или на разных уровнях, расстояние между которыми должно быть: более 600 метров друг от друга – в случае автодорог, относящихся к категориям IB, II, III; более 100 метров друг от друга – когда речь идет о дорогах IV категории; и более 50 метров друг от друга – в случае дорог V категории.

Технические характеристики и параметры автомобильных дорог

Определение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог производится в соответствии с различными техническими параметрами и характеристиками, в частности:

  • по геометрическим параметрам, среди которых выделяют ширину проезжей части, а также ширину краевой укрепительной полосы обочины, остановочной полосы; сюда также следует отнести величину продольных уклонов, показатели радиусов кривых в плане и профиле; а также величину уклонов виражей и расстояние видимости участков автодороги;
  • по прочности дорожной одежды – иными словами, покрытия, нанесенного на проезжую часть, а также на краевую укрепительную и остановочную полосы обочины;
  • по степени ровности и имеющимся сцепным свойствам дорожного покрытия, нанесенного на проезжую часть, а также на краевую укрепительную и остановочную полосы обочины (остановочная полоса должна быть укреплена связным материалом);
  • по показателям прочности и устойчивости земляного полотна со всеми его элементами;
  • по тому, насколько целостными и работоспособными являются дренажные системы и сооружения для отвода воды;
  • по наличию средств для организации безопасного движения и поддержанию их необходимого состояния – речь идет об инженерном обустройстве автодороги.

Говоря о перечисленных геометрических параметрах автомобильных дорог, следует отметить важность их соответствия установленным нормам в рамках конкретной категории автодороги или ее отдельного участка. Допустимы некоторые отклонения в фактических размерах, которые регламентированы специальными нормативными документами.

Требуемый показатель прочности дорожной одежды зависит от необходимости пропуска без каких-либо препятствий автотранспортных средств в расчетный период: для автодорог I–IV категорий осевая нагрузка составляет до 10 тс (100 кН); для автодорог с твердыми покрытиями V категории осевая нагрузка составляет до 6 тс (60 кН).

Покрытия проезжей части автодороги, краевой укрепительной и остановочной полосы обочины следует эксплуатировать при наличии заранее спроектированных продольных и поперечных уклонов для успешного стока поверхностных вод.

Технические характеристики и параметры автомобильных дорог
Технические характеристики и параметры автомобильных дорог

Важно поддерживать ровность кромок дорожного покрытия, их четкие и правильные контуры, а также следить за тем, чтобы они не подвергались каким-либо деформациям или разрушениям.

В процессе использования автодорог фактические показатели продольной ровности должны находиться в пределах допустимых значений, обозначенных в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Интенсив­ность движения, авт/сут Категория дороги Тип дорожной одежды Предельно допустимые показатели продольной ровности, см/км Допустимое количество просветов под 3-метровой рейкой, превышаю­щих указанные в СНиП 3.06.03-85, %
по прибору ПКРС-2У по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле
УАЗ-2006 ГАЗ-31022 «Газель»
Более 7000 I Капиталь­ный 540 100 220 6
3000-7000 II 660 120 270 7
1000-3000 III Капиталь­ный 860 170 350 9
Облегчен­ный 1100 240 460 12
500-1000 IV Облегчен­ный 1200 265 500 14
200-500 Переход­ный 340 510
До 200 V Низший 510 720

Еще один из параметров, по которому оценивается состояние покрытия автомобильной дороги, – наличие колеи и ее допустимая глубина. Покрытие проезжей части не должно иметь колеи, так как она создает опасность при движении и мешает производить очистку дорог от снега и наледи.

Глубина колеи имеет границы допустимых и предельно допустимых значений, которые различаются в зависимости от выбранного способа их измерения двухметровой рейкой: согласно первому упрощенному способу рейка кладется на дорожное покрытие или гребни выпора; второй способ – это вертикальные отметки, при помощи которых ведут отсчет от рейки, уложенной в горизонтальном положении (таблица 1.5).

Таблица 1.5

Расчетная скорость движения, км/ч Глубина колеи, мм
Измерения по упрощенной методике Измерения по способу вертикальных отметок
Относительно правого выпора Относительно левого выпора
Допусти­мая Предельно допусти­мая Допусти­мая Предельно допусти­мая Допусти­мая Предельно допусти­мая
Более 120 4 20 не допуска­ется 4 9 20
120 7 20 3 5 16 25
100 12 20 6 9 27 40
80 25 20 15 18 50 50
60 и меньше 30 35 50 50 50 50

Если глубина колеи на определенных участках автодорог превышает предельно допустимые значения, проводятся специальные работы с целью устранить колею. Кроме того, важно тщательно следить за тем, чтобы не образовывались уступы там, где проезжая часть переходит в укрепительную краевую полосу или укрепительную и остановочную полосу обочины.

В случае неукрепленной обочины и разделительной полосы, которые не отделены бордюром от проезжей части, не следует доводить состояние дорожного покрытия до образования колеи там, где они стыкуются с проезжей частью автодороги – при этом если интенсивность движения составляет более 6000 легковых автотранспортных средств, отметка уровня колеи не должна опускаться ниже чем на 3 сантиметра по отношению к уровню поверхности проезжей части, в случае менее интенсивного движения разница уровней должна составлять не более 4 сантиметров.

Величина коэффициента сцепления колес автотранспортного средства с дорожным покрытием, указанная в ГОСТ 50597-93, отражающем требуемые параметры эксплуатационного состояния автомобильных дорог, должна быть обеспечена шероховатостью и состоянием дорожной одежды проезжей части и не быть ниже 0,3 для шин без рисунка протектора и 0,4 для шин с рисунком протектора.

Величина коэффициента сцепления колес ГОСТ 50597-93
Величина коэффициента сцепления колес ГОСТ 50597-93

У фактической величины коэффициента сцепления по ширине проезжей части допустимая разница с требуемой величиной составляет не больше чем 0,1. Фактическое значение коэффициента сцепления покрытия проезжей части дороги и укрепленной части обочины не должно расходиться с требуемой величиной более чем на 0,15.

Покрытие проезжей части автодороги должно быть ровным – не допускаются выбоины, проломы и просадки размерами 15 * 60 * 5 сантиметров и более; мелкие повреждения и деформации в период с весны по осень не могут присутствовать в количестве более, чем указано в таблице 1.6. Сроки устранения всех перечисленных разрушений и дефектов при их выявлении регламентированы стандартом ГОСТ 50597-93.

Таблица 1.6

Показатели состояния конструктивных элементов дорог Допустимые значения для дорог с интенсивностью движения, авт/сут, приведенные к легковому автомобилю
более 6000 2000–6000 1000–2000 200–1000 менее 200
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (включая используемые съезды)
Повреждения (выбоины) размером не более 15 х 60 х 5 см, площадью м2/на 1000 мпокрытия: а) летом; б) весной; в) зимой а) 0,3

б) 1,5

в) 1,5

а) 1,0

б) 3,0

в) 3,0

а) 1,5

б) 4,5

в) 4,5

а) 2,0

б) 6,0

в) 6,0

а) 2,5

б) 7,0

в) 7,0

Отдельные раскрытые необработанные трещины на покрытии шириной > 5 мм п. м. на 1000 м2 10 20 30 40 40
Наличие необработанных мест выпотевания битума, м2 на 1000 мпокрытия 7 10 15 20 25
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более Нет 3 5 8 10
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО
Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе (в весенний период): а) укрепленных: площадь м2/1000 м2 покрытия – глубиной, см; б) неукрепленных: площадь м2/1000 м2 покрытия – глубиной, см а) до 0,3 (1,5) – до 3

б) 5,0 – до 3

а) 1,0 (3,0) – до 3

б) 7,0 – до 3

а) 1,5 (3,5) – до 4

б) 10,0 – до 4

а) 2,0 (6,0) – до 4

б) 12,0 – до 4

а) 2,5 (7,0) – до 4

б) 15,0 – до 4

Укрепительные полосы при появлении дефектов должны иметь состояние, соответствующее установленным требованиям для покрытий проезжей части. Требования, приведенные в таблице 1.6., распространяются и на укрепленные и неукрепленные полосы для остановки.

Дорожные обочины должны быть укреплены при помощи прочных конструкций, также необходимо соблюдать поперечные уклоны, играющие важную роль в оперативном отводе вод с поверхности дороги.

Очень важна устойчивость откосов насыпей и выемок к различным природным и климатическим воздействиям, они также не должны препятствовать быстрому отводу вод с поверхности дороги. Их укрепление необходимо производить в соответствии с существующими регламентами. Кроме того, откосы высоких насыпей и глубоких выемок обустраивают таким образом, чтобы обеспечить их общую устойчивость.

Не менее важным параметром автомобильной дороги является ее чистота, при этом речь идет как о покрытиях проезжей части дороги и ее обочин, разделительных полос, откосов, так и о выделенных площадках для посадки у остановок общественного транспорта, площадках для отдыха, пунктах весового контроля, пунктах учета движения. Кроме того, если дорожные отрезки проходят через поселения, то чистоту поддерживать необходимо и на поверхности тротуаров, велосипедных и пешеходных зон.

Какая-либо растительность или травяной покров выше 15 см недопустим на поверхностях неукрепленных обочин и разделительных полос.

Полосы отвода автодорог, пролегающих через IV и V дорожно-климатические зоны, и участки автодорог, проходящие через лесные массивы прочих дорожно-климатических зон, могут иметь некоторую растительность, если она не образует препятствий для обеспечения видимости по соответствующим нормативам.

С целью эффективного и быстрого отвода поверхностных вод с дорожного покрытия важно соблюдать работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем, в частности, речь идет о колодцах, кюветах, водоотводных канавах и так далее.

работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем
Работоспособность всех дренажных устройств и ливневых систем

Допустимы некоторые отдельные нарушения по длине в профиле канав для отвода вод, которые приводят к снижению пропускной способности менее чем на 20 %, – их суммарный показатель не должен быть выше 10 % от всей длины выделенного участка автодорог I, II, III категорий и не выше 20 % в случае дорог IV и V категорий.

Запрещены несанкционированные попытки организовать примыкание к трассам любой категории. Автодороги, на которых интенсивность движения составляет до 1 000 автомобилей в сутки, могут иметь временные технологические съезды, пролегающие через сельскохозяйственные территории, для применения спецтехники, также такие съезды могут иметь отрезки автодорог, проходящие через лесные массивы, – ими пользуются во время пожаров.

Идентификационный номер автомобильной дороги как отдельный параметр

Автомобильной дороге присваивается определенный идентификационный номер, состоящий из 4 разрядов. Разряды составляют заглавные буквы русского алфавита и/или арабские цифры, они могут быть разделены при помощи дефиса. Для определения автодороги зачастую прибегают к использованию исключительно четвертого разряда.

В соответствии с первым разрядом автодороги идентифицируются по тому, в чьей собственности они находятся. Разряд обозначается 2–8 знаками, которые могут составлять от 1 до 3 групп:

  • первый разряд идентификационного номера для автодорог, находящихся во владении Российской Федерации, включает только первую группу знаков – 00;
  • первый разряд для автодорог, находящихся во владении субъектов страны, включает первую группу знаков, указывающую код объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру для Краснодарского края – 03;
  • первый разряд для автодорог, находящихся в собственности муниципальных образований, может включать от двух до трех групп знаков, которые указывают коды объектов первого и второго уровней согласно классификации ОКАТО или первого, второго и третьего уровней. К примеру, для Абинского района Краснодарского края – 03-201, для поселков городского типа Абинского района Краснодарского края – 03-201-550.

В соответствии со вторым разрядом автодорогу идентифицируют согласно видам разрешенного пользования. Разряд обозначается двумя буквами:

  • ОП — общего пользования;
  • НП — необщего пользования.

В соответствии с третьим разрядом автомобильные дороги классифицируются по своему значению. Разряд также обозначается двумя буквами:

  • ФЗ – для дорог федерального значения, находящихся во владении РФ;
  • РЗ или МЗ — для дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся во владении субъектов Российской Федерации;
  • МП, МР или МГ – для дорог, находящихся во владении муниципальных образований – поселений, районов или городских округов;
  • ЧС – для дорог, находящихся в частной или другой форме собственности.

В соответствии с четвертым разрядом автодороге присваивается учетный номер, образованный заглавными буквами русского алфавита и/или арабскими цифрами, при этом в нем через дефис отображается порядковый номер автодороги:

  • М – этой буквой обозначаются дороги федерального уровня, которые обеспечивают связь Москвы со столицами других стран и административными центрами прочих субъектов страны.
  • Р – так обозначаются дороги федерального и регионального уровня, которые обеспечивают связь административных центров страны между собой.
  • А – обозначает дороги федерального и регионального уровня, которые обеспечивают подъезды к крупным транспортным узлам (к примеру, морским портам), подъезды к специальным объектам либо подъезды от административных центров субъектов страны, у которых отсутствует дорожная связь со столицей, к крупным транспортным узлам и границам других стран; также обозначает дороги, которые обеспечивают соединение одних дорог федерального уровня с другими.
  • К – обозначает остальные дороги регионального уровня.
  • Н – обозначает дороги межмуниципального уровня.

Итак, в учетных номерах автомобильных дорог региональных и межмуниципальных уровней сначала стоит группа знаков по коду объектов первого уровня согласно классификации ОКАТО, к примеру: для Краснодарского края – 03К-ХХХ или 03Н-ХХХ (ХХХ отражает порядковый номер автодороги).

В идентификационном номере автодороги, входящей в состав международных маршрутов, через дефис в скобках номером международного маршрута отражается четвертый разряд, к примеру: автодорога общего пользования федерального уровня М-3 «Украина» имеет следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-3-(Е101). Четвертым разрядом пользуются, когда наносят обозначения автодорог на дорожные указатели, знаки, а также с целью отобразить их на картах.

В процессе развития экономической и социальной жизни любой страны транспортной системе отведена огромная роль. В Российской Федерации с каждым годом происходит все большее расширение транспортной системы, что благотворно влияет на текущую ситуацию в стране и открывает большие возможности для дальнейшего развития. Безусловно, с увеличением транспортного потока важно требовательно и внимательно походить к дорожному вопросу. В настоящее время стали более тщательно следить за соблюдением требуемых параметров автомобильных дорог, нежели раньше, что, несомненно, является огромным плюсом.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных