В статье рассказывается:
Технические средства организации дорожного движения решают множество задач: контролируют перемещение транспорта и пешеходов, позволяют увеличить пропускную способность маршрутов, обеспечивают безопасность людей. Последнее – едва ли не самое важное.
Размещение данных средств определяется конкретными правилами, следование которым обеспечивает наибольшую эффективность при решении указанных выше задач. Более того, движение на любой дороге в принципе невозможно без наличия на ней определенных элементов инженерного обустройства.
Безопасность на улицах города, уровень скорости транспортных средств, пешеходные потоки и тому подобное – все это нужно правильно сформировать. Для этого создается огромный комплекс инженерных и организационных мероприятий. К ним можно отнести, например, управление движением на дороге. Под этим подразумевается какое-либо воздействие на некий объект для того, чтобы он лучше функционировал. В данном случае объектами управления выступают транспортные и, соответственно, пешеходные потоки.
Для них есть свой вид управления – это регулирование (частный случай), то есть поддержание параметров движения в нужных пределах.
Согласно принятым нормативным документам, для реализации управления применяются технические средства организации дорожного движения. Они представляют собой устройства либо сооружения, которые как раз и служат для обеспечения возможности оптимального передвижения транспорта и пешеходов.
Если рассматривать применение технических средств, то по назначению их разделяют на две группы. Первая – это знаки дорожного движения, разметка на дороге, светофоры, направляющие устройства. Одним словом, все то, что воздействует на транспортные и пешеходные потоки, формируя их необходимые параметры. Вторая группа – детекторы транспорта, оборудование управляющих пунктов АСУД, дорожные контроллеры, всевозможные средства обработки и передачи информации, средства диспетчерской связи и тому подобное.
Подробнее расскажем о первой технической группе. Нужно сказать, что принцип ее воздействия на какой-то объект управления может быть двояким. Возьмем, например, неуправляемые технические средства организации дорожного движения – разметка или дорожный знак. Они обеспечивают постоянный порядок и изменить его можно, только если появятся новые требования в правилах и необходимо будет поставить другой знак, перерисовать разметку.
И возьмем эксплуатацию технических средств организации дорожного движения, например, светофоров. Они, наоборот, обеспечивают переменный порядок движения, то есть по очереди пропускают транспортные средства на перекрестках. Работа всех светофоров неотъемлемо связана с использованием технических средств из второй группы.
Если говорить о второй технической группе, то нужно подробно разобрать, что такое дорожные контроллеры. Все просто: это устройства для управления дорожным движением (именно они и переключают сигналы светофоров). Они, в зависимости от того, какие задачи выполняют, делятся на два типа: локального управления и системного управления. Оба типа могут обеспечивать жесткое программное управление, а если есть обратная связь с транспортным потоком, то адаптивное.
Если управление является автоматическим, то обратная связь выполняется при помощи детекторов транспортных средств. Если же управление ручное, но оператор не присутствует на перекрестке, то для обратной связи в данном случае используют средства телевизионного обзора, средства отображения информации управляющего пункта, телефонную связь.
Мы уже разобрались с тем, что основные технические средства организации дорожного движения являются очень важным элементом безопасности. Именно они позволяют реализовать разработанные схемы ОДД.
Рассмотрим классификацию технических средств организации дорожного движения.
Дорожные знаки представляют собой щитки разных форм и размеров. Каждый окрашен по-своему и содержит изображения либо цифры. Дорожные знаки устанавливают на некоторых участках дороги, тем самым определяя ограничения и особенности организации движения (ограничение скорости, запрет обгона и т. д.) Помимо этого, знаки могут информировать участников дорожного движения о каких-либо объектах (например, заправка, кемпинг и другие), о близости населенных пунктов, об опасных участках на дороге.
Дорожные знаки выполняют разные функции, и в связи с этим их делят на 7 основных групп:
К дорожным знакам можно отнести в какой-то степени и разметку. Ведь она тоже информирует участников дорожного движения об ограничениях, запретах и т. д. Нашим законодательством четко оговорен порядок использования, размеры, формы и способы нанесения всех существующих разметок.
В зависимости от назначения ограждений, от признаков, их относят к определенным классам (подклассам). Место расположения того или иного ограждения определяет группы и подгруппы. По принципу работы ограждения их относят к конкретному типу конструкции. Различные по конструктивному исполнению сооружения подразделяют по видам.
Рассмотрим подробнее на примерах. Возьмем дорожные удерживающие ограждения. Мы не раз с ними сталкивались. Такие ограждения предназначены для того, чтобы транспорт не съехал с дороги, с моста, чтобы не выехал на встречную полосу и так далее. Они встречаются и для пешеходов (на мостах, например).
Или дорожные ограничивающие ограждения. Они предназначены для того, чтобы упорядочить движение пешеходов, чтобы предотвратить выход на проезжую часть (детей, взрослых, животных).
Светофоры на дороге предназначены для того, чтобы по очереди пропускать участников движения на перекрестках или каких-либо других участках уличной сети. Помимо этого, светофоры устанавливают и для обозначения опасного участка дороги. Их монтируют на специальных консольных опорах, тросах-растяжках, на кронштейнах.
Светофоры применяют для управления движением на разных участках дороги:
Направляющие конусы можно отнести к ограждающим средствам. При ремонтных работах на дороге они являются незаменимым атрибутом, также организующим движение. Они обеспечивают видимость границ обочин либо опасных препятствий. Направляющие конусы хорошо видны в темноте и при плохих погодных условиях. Минусом является то, что такие конусы очень легко сдвигаются (например, при наезде транспортного средства). Но зато воздушные потоки при интенсивном движении им нипочем!
Сюда же можно отнести и дорожные столбики. Они бывают сигнальные и гибкие.
Сигнальные дорожные столбики применяют, когда обустраивают дороги. Их функция – ориентировать водителей, куда ехать. Данные столбиками порой обозначают площадки на стоянках возле строящихся жилых и коммерческих объектов.
Гибкие дорожные столбики применяются на кольцевых развязках, в местах с интенсивным движением, в аэропортах, на парковках и т. д.
Это возвышение дороги, сделанное намеренно. Различается по высоте. Предназначено для того, чтобы в определенных местах на дороге водители сбрасывали скорость. Такие искусственные дорожные неровности можно зачастую увидеть возле школ, детских садов, площадок для игр, парков и других мест, где отдыхают люди, играют дети.
Нужно знать, что существуют не только постоянные объекты, регулирующие потоки транспорта и пешеходов, но и временные технические средства организации дорожного движения. Они применяются дорожными службами для того, чтобы в течение некоторого времени обеспечить безопасность на каком-то участке дороги. Это нужная и вынужденная мера. Временные средства организации движения: светофоры, сигнальные фонари, дорожные знаки, разметка, дорожные щиты, конусы, оградительные ленты и др.
В нынешнее время, когда машин с каждым днем на дорогах становится все больше, некоторые светофоры на перекрестках уже не в состоянии справляться с потоком машин. Отсюда пробки, заторы. Именно поэтому для таких мест стали использовать установку нестандартных технических средств организации дорожного движения.
Является дорожной разметкой в виде сетки ярко-желтого или оранжевого цвета. Расположена на участке внутри самого перекрестка, а именно между полосами пересечения дорог. Для чего она придумана? Для того чтобы обратить на себя внимание водителей и сигнализировать им о том, что выезжать на перекресток при красном сигнале светофора нельзя. Применение такой разметки должно сократить количество ДТП, справиться с потоком машин, разгрузить проезжую часть и способствовать уменьшению заторов на дороге.
Под такой системой следует понимать установку камер и устройств для мониторинга транспортных средств на различных участках дороги. С помощью этой системы можно будет фиксировать нарушения правил дорожного движения. Цель видеофиксации – уменьшить количество ДТП.
Эти нестандартные технические средства организации дорожного движения. Как известно, они изготавливаются из резины, пластика, полимерных материалов.
Делиниаторы предназначаются для того, чтобы:
Делиниаторы представляют собой мобильные конструкции. Это является огромным плюсом, так как их можно использовать и постоянно, и на время, а потом убрать (например, на дороге, где большой поток машин и нужно предупредить выезд транспортных средств на встречную полосу).
Дорожные зеркала применяют в местах с недостаточной видимостью, где движение никак не регулируется (опасные пересечения дорог, дорожные переезды и другие). Их размещают над дорогой парами для того, чтобы автомобилисты при выезде с примыкающей дороги имели возможность видеть обстановку на проезжей части слева, справа, за поворотом. Использование таких зеркал существенно сокращает количество дорожно-транспортных происшествий.
Иногда участники транспортного движения не видят, особенно когда темно, есть или нет на светофоре дополнительная секция со стрелкой. Она, к слову, никак не выделена. Поэтому участники движения иногда неосознанно нарушают ПДД, проезжая перекресток на запрещающий сигнал светофора.
Чтобы такого не происходило, решено устанавливать светофорные секции с уже встроенным красным сигналом в виде окантовки. Данный сигнал будет напоминать о том, что запрещен поворот в соответствующем направлении.
Шумовые полосы – это поперечные линии на участках дороги. Они возвышаются примерно на 1,5–3 см. Там, где они присутствуют, обязательно установлены дорожные знаки «Искусственная неровность» и «Ограничение максимальной скорости». Такая полоса, если на нее заехать на скорости, не причинит вреда подвеске транспортного средства, но доставит дискомфорт водителю и пассажирам, находящимся в машине.
Поэтому лучше не заезжать на шумовую полосу и немного сбавить скорость на этом участке дороги (перед опасным поворотом, пешеходным переходом и т. д.). Такие полосы также призваны влиять на количество ДТП на дорогах и на тяжесть последствий, если что-то все же произошло.
Мы перечислили относительно новые технические средства организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ. Все они вводятся с одной целью – сокращение дорожно-транспортных происшествий. Но их установка не всегда возможна, так как бывают несовместимости с геометрическими параметрами пересечений.
Прогресс не стоит на месте, с каждым годом появляются новые изобретения. Например, была создана автоматизированная система управления дорожным движением, сокращенно АСУД.
Это многокомпонентная, полностью автоматизированная система, призванная более эффективно регулировать транспортные потоки. Она состоит из программных и аппаратных частей, которые собирают, потом анализируют полученную информацию о дорожном движении. Такие сведения могут поступать и от других частей общей системы. В зависимости от компонентного состава подобной системы она может выполнять различные функции.
Основные задачи, возлагаемые на АСУД:
Конечно же, состав такой системы меняется, но основные компоненты остаются:
Несомненно, при автоматическом управлении дорожным движением есть масса плюсов. Оно позволяет заметно увеличить период эффективного использования уже существующих дорожных условий, повысить пропускную способность проезжей части и скорость движения, снизить заторы, ДТП.
Организация и регулирование дорожного движения просто невозможны без использования соответствующих технических средств. Именно поэтому их постоянно совершенствуют, добавляют новые. Особенно увеличилось их количество за два последних десятилетия. Связано это, конечно же, с применением достижений в области радиоэлектроники, автоматики и вычислительной техники, химии и других отраслей науки. Этот процесс не остановить, поэтому применение технических средств организации дорожного движения будет и дальше совершенствоваться.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах