В статье рассказывается:
Организация дорожной безопасности – это комплекс мероприятий, часть из которых исходит от государства, а другая часть должна осуществляться компаниями, работающими в данной сфере. Например, создание нормативных актов и правил – задача органов власти, тогда как организация инструктажей и медосмотров – компаний.
Помимо мероприятий в сфере дорожной безопасности, важную роль играют и инструменты, которые непосредственно влияют на эту сферу. В нашей статье мы расскажем о том, из чего состоит безопасность на дороге, когда ответственность находится на бизнесе, и поговорим о современных технологиях, которые призваны упростить и повысить безопасность дорог.
Для организации дорожной безопасности применяется комплекс важных мер, основными из которых являются следующие:
Таким образом, организацией безопасности дорожного движения занимаются большое количество различных субъектов и служб.
Согласно утвержденному в установленном порядке проекту организации движения изготовление дорожных знаков регламентируется ГОСТ 10807-78, а их размещение на дорогах и улицах – ГОСТ 23457-86. Загрязнение дорожных знаков не допускается – необходимо поддерживать чистоту и обеспечить отсутствие повреждений на их поверхности для четкого распознания.
Устранять повреждения или заменять дорожные знаки приоритета необходимо в течение 24 часов с момента выявления недостатков, для прочих знаков установлен срок в 72 часа.
Кроме того, с целью организации дорожной безопасности необходимо демонтировать установленные на время дорожные знаки в течение 24 часов с момента ликвидации причин их размещения.
На дорожные покрытия, содержащие вяжущие материалы органического и неорганического характера, следует наносить линии разметки в соответствии с ГОСТ Р 51256-99, ГОСТ 23457-86 согласно утвержденным проектам организации безопасности дорожного движения.
Важно, чтобы участники движения могли четко распознавать нанесенную на дорогу разметку в любое время суток – за исключением ситуаций, когда дорожное полотно покрыто снегом.
Требования к светофорам указаны в ГОСТ 25695-91, требования к их монтажу и режиму работы – в ГОСТ 23457-86. Должны отсутствовать видимые повреждения или разрушения на элементах крепления и отдельных частях светофоров.
В ГОСТ 25695-91 установлены требования к силе света, снижение которой в осевом направлении в процессе функционирования светофоров не допускается более чем на 30 % от регламентируемых стандартом значений.
При выходе из строя светофора необходимо заменить его в срок до 2 часов с момента выявления проблемы. Электрические кабели и электромонтажные схемы в корпусе источника света в случае их повреждения следует заменять в течение 24 часов.
Требования к ограждениям участков автодорог и улиц, включая мосты и путепроводы, регламентированы ГОСТ 26804, ГОСТ 23457-86, СНиП 2.05.02-85.
Для обработанных полимерными материалами и оцинкованных поверхностей ограждений и ограждений, сделанных из полимерных материалов, предусмотрены световозвращатели согласно ГОСТ Р 50971-96; им не требуется окраска. На восстановление или замену поврежденных элементов ограждений дается 5 суток.
Требования к металлическим ограждениям указаны в ГОСТ 26804-86. На их восстановление или замену в случае выявления дефектов также дается 5 суток. Заменять бордюрные ограждения следует при разрушении их поверхности свыше половины площади. Бордюрное ограждение должно четко соответствовать своему проектному положению.
С целью организации безопасности дорожного движения в ГОСТ Р 50970-96 выставлены требования к сигнальным столбикам и маякам.
Не допускаются дефекты и деформации, должна быть обеспечена их четкая видимость в свете дня на расстоянии не меньше чем в 100 метров. Согласно ГОСТ Р 50971-96 должны присутствовать вертикальная разметка и световозвращатели. На замену сигнальных столбиков дается 5 суток с момента выявления дефектов.
Службу БДД или назначенного приказом отдельного сотрудника компании наделяют функциями:
Если количество водителей в штате предприятия превышает 50 человек, должно быть предусмотрено наличие учебного класса или кабинета.
Должны быть организованы регулярные встречи ответственного за безопасность движения инженера с прочим персоналом. На автотранспортных предприятиях (АТП) следует обращать большое внимание на спецподготовку водителей в процессе разработки и утверждения нормативов по БДД. Занятия должны быть организованы при трудоустройстве, после – один раз в год.
Ответственный за БДД должен инструктировать персонал компании. В зависимости от темы занятий назначается определенное количество часов.
Организация дорожной безопасности подразумевает регулярный технический осмотр всех ТС.
Осмотр проводится для выявления состояния исправности ТС, также с его помощью контролируют параметры на соответствие требуемым нормам. С целью снижения количества правонарушений запрещено пользование ТС, не прошедших осмотр.
На предприятиях должно быть организовано ведение отчетов. Важными документами являются журналы, в которых отражается следующая информация:
Контроль за наличием и корректностью заполнения перечисленных журналов проводят специальные комиссии.
Для организации обеспечения безопасности также необходимо проводить курсы, знакомящие водителей с рабочим процессом, с целью получить допуск к управлению ТС.
Преподавателю необходимо объяснить важность безаварийного использования ТС, закрепленного за сотрудником.
Предприятиям с небольшим числом водителей в штате можно обойтись организованным местом, уголком по БДД. В нем должны быть наглядные плакаты, соответствующие пособия и стенды. Необходимо обеспечить свободный доступ к нормативно-правовой литературе и внутренним инструкциям по БДД. Для прохождения аттестации после изучения актуальных законодательных документов РФ в области организации БДД уголок необходимо оснастить компьютером.
У всех образовательных учреждений должен быть разработан и утвержден паспорт дорожной безопасности – документ, в котором определена работа по обеспечению БДД, нацеленная на усиление защиты обучающихся от ДТП.
ДТП являются следствием огромного автомобильного потока. С каждым годом число ТС увеличивается, что приводит к повышению трафика и возникновению аварий. В последнее время это обусловлено также увеличением спроса на каршеринг.
С целью усиления контроля и регулирования потоков транспорта используются нейросети, в основе которых лежит искусственный интеллект. Они проводят анализ свыше чем по 400 параметрам, фиксируют данные с камер, полученные в режиме реального времени, и передают информацию ситуационным центрам.
В качестве отличного примера применения подобных средств организации безопасности дорожного движения следует привести Московскую область – число аварийных ситуаций уменьшилось на 60 %. Крупнейшие города нашей страны оборудованы умными светофорами, самостоятельно отслеживающими загруженность автодорог, особенности маршрутов и время суток для регулирования длительности переключения сигналов.
Согласно данным, предоставленным Центром организации дорожного движения (или ЦОДД), в числе трех наиболее частых причин ДТП стоит нарушение, связанные с ситуациями движения пешеходов по проезжей части. Причем почти в 40 % из них виновны непосредственно пешеходы.
Автоматизированная система распознавания пешеходов стала одним из средств, направленных на решение данной проблемы в РФ. Вибрационное воздействие, лежащее в ее основе, способствует обнаружению пешеходов на дороге и оповещению водителей при помощи бортовых компьютеров ТС.
Предполагается, что данная система поможет уменьшить риск возникновения ДТП на 20–25 %.
Применение такой технологии уменьшает опасность влияния сразу нескольких факторов в случае аварийной ситуации. Около 4 % из всех зафиксированных ДТП обусловлено неисправностью ТС. Другой распространенной причиной происшествий является невнимательность водителей и нарушения ими ПДД – на это приходится 90 % зафиксированных случаев.
В настоящее время телематические устройства получили больше возможностей, что оказало позитивное воздействие на организацию дорожной безопасности. Данная система способна не просто проводить анализ состояния ТС и выявлять неисправности, но и оценивать стиль вождения.
Из бюджета США в 2011 году были выделены средства для разработки алкозамков. Это специальное устройство, с помощью которого водитель до начала поездки проходит алкотест посредством специальной трубки, связанной с бортовым компьютером и двигателем ТС. Система считывает показатели автомобилиста и, если они в норме, позволяет начать поездку. Если наблюдается превышение нижней границы нормы, происходит блокировка двигателя.
Необходимость использования подобной технологии в РФ появилась еще в 2013 году. В настоящее время происходит разработка законодательных документов, направленных на ее массовое внедрение. В некоторых регионах страны уже сейчас введено использование алкорамок, способных в автоматическом режиме определять ТС, управляемые нетрезвыми автомобилистами, и передавать информацию ближайшему посту ГИБДД.
Перечисленные выше средства организации безопасности дорожного движения направлены на формирование более безопасной и понятной для водителей окружающей среды. Особое внимание следует уделить технологиям, которые могут оказать прямое влияние на состояние водителя – помочь избежать аварии, вовремя определив опасность при засыпании, потере внимания, стрессовом состоянии, изменении общего самочувствия при различных заболеваниях. Международные эксперты утверждают, что человеческий фактор становится причиной ДТП в 80–95 % случаев.
Внедрение инноваций в организацию безопасности дорожного движения позволит контролировать эти факторы. В РФ для определения состояния водителей в момент управления ТС, а также для проведения медицинских осмотров перед началом рейса и после его окончания применяются технологии «Штурман» и «АСПО».
Крупные транспортные компании на практике доказывают, что совершение критических ошибок происходит и при нормальных показателях давления и пульса; а определение факта микросна за рулем не способно повлиять на снижение степени аварийности.
Инновационными технологиями пользуются многие крупные предприятия, в числе которых Петербургский и Московский метрополитены, ОАО «РЖД», СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Мосгортранс» и т. д. Их применение снизило вероятность ДТП в 3,8 раза, привело к уменьшению трудопотерь на 25 %. Эти технологии позволяют постоянно следить за тем, чтобы за рулем находились водители с оптимальными показателями рабочего состояния.
Организацией и управлением дорожной безопасностью, в частности сохранностью жизни, здоровья и имущества всех участвующих в движении, занимается комиссия, состоящая из представителей нескольких структур.
Наибольшую роль играет МВД вместе с его структурным подразделением ГИБДД. Определенная доля нагрузки ложится на представителей властей регионов, уполномоченных сотрудников ремонтных и дорожных служб.
Каждая компания и предприятие должны назначать ответственного за БДД. В его обязанности входит:
Для организации безопасности дорожного движения проводится целый комплекс важных мероприятий с участием компаний по ремонту и строительству дорог, страховых фирм, инструкторов автошкол, работников ГИБДД.
Но пешеходы и простые водители также играют большую роль. Добиться безопасности на дорогах можно, только если все участники движения будут прикладывать необходимые усилия.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах