Организация дорожной безопасности: инструменты и технологии
Главная Блог Дороги Организация дорожной безопасности: инструменты и технологии

Организация дорожной безопасности: инструменты и технологии

24 января 2022
Время чтения: 17 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Организация дорожной безопасности – это комплекс мероприятий, часть из которых исходит от государства, а другая часть должна осуществляться компаниями, работающими в данной сфере. Например, создание нормативных актов и правил – задача органов власти, тогда как организация инструктажей и медосмотров – компаний.

Помимо мероприятий в сфере дорожной безопасности, важную роль играют и инструменты, которые непосредственно влияют на эту сферу. В нашей статье мы расскажем о том, из чего состоит безопасность на дороге, когда ответственность находится на бизнесе, и поговорим о современных технологиях, которые призваны упростить и повысить безопасность дорог.

Составляющие организации дорожной безопасности

Для организации дорожной безопасности применяется комплекс важных мер, основными из которых являются следующие:

  • соответствие спроектированных и построенных дорог техническим регламентам и стандартам;
  • наличие сервисных объектов, своевременных ремонтных работ;
  • ограничение или приостановка движения в период работ по восстановлению дорожного покрытия;
  • прохождение сертификации транспортных средств и их комплектующих, необходимость постановки на учет в отделении ГИБДД с целью дальнейшего использования;
  • регистрирование изменений в конструкции ТС;
  • постоянный контроль за исправностью ТС их владельцами;
  • обязательство оформления ОСАГО;
  • прохождение своевременного ТО автомобиля;
  • установление запрета на пользование ТС при несоответствии существующим стандартам безопасности, при отсутствии страхового полиса или нетрезвым водителем;
  • размещение дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, расположение парковок, оповещение о соответствующих изменениях;
  • установление правил единого порядка дорожного движения, использование технических средств для его осуществления;
  • обязательное прохождение медосмотра при получении ВУ любой категории, предоставление помощи в случае выявления пострадавших в ДТП;
  • реализация права на свободные перемещения по дорогам всех участвующих в движении согласно правилам, информирование о текущих ограничениях и их причинах, бесплатная медицинская помощь и возмещение вреда при ДТП;
  • обучение управлению транспортными средствами согласно их категориям, обязательное получение ВУ, условия их выдачи;
  • список причин, по которым может быть изъято ВУ, способы его вернуть;
  • обучение населения безопасному участию в дорожном движении, составление соответствующих пособий;
  • проведение проверок деятельности ответственных за контроль безопасности лиц и структур, в том числе при поступлении заявлений граждан;
  • ответственность за нарушение соответствующих правил, регламентов и законов.

Таким образом, организацией безопасности дорожного движения занимаются большое количество различных субъектов и служб.

Составляющие организации дорожной безопасности
Составляющие организации дорожной безопасности

Основные инструменты дорожной безопасности

  • Дорожные знаки

Согласно утвержденному в установленном порядке проекту организации движения изготовление дорожных знаков регламентируется ГОСТ 10807-78, а их размещение на дорогах и улицах – ГОСТ 23457-86. Загрязнение дорожных знаков не допускается – необходимо поддерживать чистоту и обеспечить отсутствие повреждений на их поверхности для четкого распознания.

Устранять повреждения или заменять дорожные знаки приоритета необходимо в течение 24 часов с момента выявления недостатков, для прочих знаков установлен срок в 72 часа.

Основные инструменты дорожной безопасности
Основные инструменты дорожной безопасности

Кроме того, с целью организации дорожной безопасности необходимо демонтировать установленные на время дорожные знаки в течение 24 часов с момента ликвидации причин их размещения.

  • Дорожная разметка

На дорожные покрытия, содержащие вяжущие материалы органического и неорганического характера, следует наносить линии разметки в соответствии с ГОСТ Р 51256-99, ГОСТ 23457-86 согласно утвержденным проектам организации безопасности дорожного движения.

Важно, чтобы участники движения могли четко распознавать нанесенную на дорогу разметку в любое время суток – за исключением ситуаций, когда дорожное полотно покрыто снегом.

  • Дорожные светофоры

Требования к светофорам указаны в ГОСТ 25695-91, требования к их монтажу и режиму работы – в ГОСТ 23457-86. Должны отсутствовать видимые повреждения или разрушения на элементах крепления и отдельных частях светофоров.

В ГОСТ 25695-91 установлены требования к силе света, снижение которой в осевом направлении в процессе функционирования светофоров не допускается более чем на 30 % от регламентируемых стандартом значений.

При выходе из строя светофора необходимо заменить его в срок до 2 часов с момента выявления проблемы. Электрические кабели и электромонтажные схемы в корпусе источника света в случае их повреждения следует заменять в течение 24 часов.

  • Дорожные ограждения

Требования к ограждениям участков автодорог и улиц, включая мосты и путепроводы, регламентированы ГОСТ 26804, ГОСТ 23457-86, СНиП 2.05.02-85.

Для обработанных полимерными материалами и оцинкованных поверхностей ограждений и ограждений, сделанных из полимерных материалов, предусмотрены световозвращатели согласно ГОСТ Р 50971-96; им не требуется окраска. На восстановление или замену поврежденных элементов ограждений дается 5 суток.

Требования к металлическим ограждениям указаны в ГОСТ 26804-86. На их восстановление или замену в случае выявления дефектов также дается 5 суток. Заменять бордюрные ограждения следует при разрушении их поверхности свыше половины площади. Бордюрное ограждение должно четко соответствовать своему проектному положению.

  • Сигнальные столбики и маяки

С целью организации безопасности дорожного движения в ГОСТ Р 50970-96 выставлены требования к сигнальным столбикам и маякам.

Не допускаются дефекты и деформации, должна быть обеспечена их четкая видимость в свете дня на расстоянии не меньше чем в 100 метров. Согласно ГОСТ Р 50971-96 должны присутствовать вертикальная разметка и световозвращатели. На замену сигнальных столбиков дается 5 суток с момента выявления дефектов.

Методы организации дорожной безопасности на предприятии

Службу БДД или назначенного приказом отдельного сотрудника компании наделяют функциями:

  • по разработке и ведению мероприятий, направленных на безаварийную работу;
  • по налаживанию и контролю за взаимодействием всех задействованных в транспортной системе подразделений фирмы;
  • по учету и проведению анализа нарушений правил движения и произошедших ДТП;
  • по проведению подготовки и контроля за ТС перед выпуском в рейс, проверке их исправности по окончании дня;
  • по контролю за квалификацией водителей и прохождением ими медосмотра;
  • по налаживанию четкой работы для организации безопасности дорожного движения в компании.

Если количество водителей в штате предприятия превышает 50 человек, должно быть предусмотрено наличие учебного класса или кабинета.

Должны быть организованы регулярные встречи ответственного за безопасность движения инженера с прочим персоналом. На автотранспортных предприятиях (АТП) следует обращать большое внимание на спецподготовку водителей в процессе разработки и утверждения нормативов по БДД. Занятия должны быть организованы при трудоустройстве, после – один раз в год.

Ответственный за БДД должен инструктировать персонал компании. В зависимости от темы занятий назначается определенное количество часов.

Организация дорожной безопасности подразумевает регулярный технический осмотр всех ТС.

Методы организации дорожной безопасности на предприятии
Методы организации дорожной безопасности на предприятии

Осмотр проводится для выявления состояния исправности ТС, также с его помощью контролируют параметры на соответствие требуемым нормам. С целью снижения количества правонарушений запрещено пользование ТС, не прошедших осмотр.

На предприятиях должно быть организовано ведение отчетов. Важными документами являются журналы, в которых отражается следующая информация:

  • График проверок – подлежит заполнению по окончании каждой из них.
  • Произошедшие ДТП – вносятся все известные данные при совершении происшествия.
  • Нарушения ПДД – заполняется по факту выявленных ситуаций со всеми связанными данными.
  • Путевые листы – отражаются факты их выдачи.
  • Выход на линию и возвращение ТС – фиксируются данные о времени выезда и возврата, маршрут, данные водителя.
  • Вводный инструктаж по организации безопасности дорожного движения в компании. Заполняется в случае, если водитель в первый раз следует определенным маршрутом.
  • Инструктаж на рабочем месте – проводится по факту трудоустройства и закрепления за сотрудником ТС.
  • Проведение курсов занятий по БДД длительностью 20 часов – каждый год их должны проходить все водители на предприятии, факт завершения курсов отражается в личных делах.
  • Медицинские осмотры.
  • Приказы по БДД – отражаются данные обо всех соответствующих директивах. Число приказов различается в зависимости от специфики компании, численности персонала, величины автомобильного парка.

Контроль за наличием и корректностью заполнения перечисленных журналов проводят специальные комиссии.

Для организации обеспечения безопасности также необходимо проводить курсы, знакомящие водителей с рабочим процессом, с целью получить допуск к управлению ТС.

Преподавателю необходимо объяснить важность безаварийного использования ТС, закрепленного за сотрудником.

Предприятиям с небольшим числом водителей в штате можно обойтись организованным местом, уголком по БДД. В нем должны быть наглядные плакаты, соответствующие пособия и стенды. Необходимо обеспечить свободный доступ к нормативно-правовой литературе и внутренним инструкциям по БДД. Для прохождения аттестации после изучения актуальных законодательных документов РФ в области организации БДД уголок необходимо оснастить компьютером.

У всех образовательных учреждений должен быть разработан и утвержден паспорт дорожной безопасности – документ, в котором определена работа по обеспечению БДД, нацеленная на усиление защиты обучающихся от ДТП.

Современные технологии для организации дорожной безопасности

  1. Мониторинг и контроль за потоком трафика
  2. ДТП являются следствием огромного автомобильного потока. С каждым годом число ТС увеличивается, что приводит к повышению трафика и возникновению аварий. В последнее время это обусловлено также увеличением спроса на каршеринг.

    Современные технологии для организации дорожной безопасности
    Современные технологии для организации дорожной безопасности

    С целью усиления контроля и регулирования потоков транспорта используются нейросети, в основе которых лежит искусственный интеллект. Они проводят анализ свыше чем по 400 параметрам, фиксируют данные с камер, полученные в режиме реального времени, и передают информацию ситуационным центрам.

    В качестве отличного примера применения подобных средств организации безопасности дорожного движения следует привести Московскую область – число аварийных ситуаций уменьшилось на 60 %. Крупнейшие города нашей страны оборудованы умными светофорами, самостоятельно отслеживающими загруженность автодорог, особенности маршрутов и время суток для регулирования длительности переключения сигналов.

  3. Технология обнаружения пешеходов
  4. Согласно данным, предоставленным Центром организации дорожного движения (или ЦОДД), в числе трех наиболее частых причин ДТП стоит нарушение, связанные с ситуациями движения пешеходов по проезжей части. Причем почти в 40 % из них виновны непосредственно пешеходы.

    Автоматизированная система распознавания пешеходов стала одним из средств, направленных на решение данной проблемы в РФ. Вибрационное воздействие, лежащее в ее основе, способствует обнаружению пешеходов на дороге и оповещению водителей при помощи бортовых компьютеров ТС.

    Предполагается, что данная система поможет уменьшить риск возникновения ДТП на 20–25 %.

    Технология обнаружения пешеходов
    Технология обнаружения пешеходов
  5. Телематический анализ стиля вождения
  6. Применение такой технологии уменьшает опасность влияния сразу нескольких факторов в случае аварийной ситуации. Около 4 % из всех зафиксированных ДТП обусловлено неисправностью ТС. Другой распространенной причиной происшествий является невнимательность водителей и нарушения ими ПДД – на это приходится 90 % зафиксированных случаев.

    В настоящее время телематические устройства получили больше возможностей, что оказало позитивное воздействие на организацию дорожной безопасности. Данная система способна не просто проводить анализ состояния ТС и выявлять неисправности, но и оценивать стиль вождения.

  7. Отслеживание пьяных водителей
  8. Из бюджета США в 2011 году были выделены средства для разработки алкозамков. Это специальное устройство, с помощью которого водитель до начала поездки проходит алкотест посредством специальной трубки, связанной с бортовым компьютером и двигателем ТС. Система считывает показатели автомобилиста и, если они в норме, позволяет начать поездку. Если наблюдается превышение нижней границы нормы, происходит блокировка двигателя.

    Необходимость использования подобной технологии в РФ появилась еще в 2013 году. В настоящее время происходит разработка законодательных документов, направленных на ее массовое внедрение. В некоторых регионах страны уже сейчас введено использование алкорамок, способных в автоматическом режиме определять ТС, управляемые нетрезвыми автомобилистами, и передавать информацию ближайшему посту ГИБДД.

  9. Человеческий фактор

Перечисленные выше средства организации безопасности дорожного движения направлены на формирование более безопасной и понятной для водителей окружающей среды. Особое внимание следует уделить технологиям, которые могут оказать прямое влияние на состояние водителя – помочь избежать аварии, вовремя определив опасность при засыпании, потере внимания, стрессовом состоянии, изменении общего самочувствия при различных заболеваниях. Международные эксперты утверждают, что человеческий фактор становится причиной ДТП в 80–95 % случаев.

Внедрение инноваций в организацию безопасности дорожного движения позволит контролировать эти факторы. В РФ для определения состояния водителей в момент управления ТС, а также для проведения медицинских осмотров перед началом рейса и после его окончания применяются технологии «Штурман» и «АСПО».

Крупные транспортные компании на практике доказывают, что совершение критических ошибок происходит и при нормальных показателях давления и пульса; а определение факта микросна за рулем не способно повлиять на снижение степени аварийности.

Инновационными технологиями пользуются многие крупные предприятия, в числе которых Петербургский и Московский метрополитены, ОАО «РЖД», СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Мосгортранс» и т. д. Их применение снизило вероятность ДТП в 3,8 раза, привело к уменьшению трудопотерь на 25 %. Эти технологии позволяют постоянно следить за тем, чтобы за рулем находились водители с оптимальными показателями рабочего состояния.

Ответственные за организацию дорожной безопасности

Организацией и управлением дорожной безопасностью, в частности сохранностью жизни, здоровья и имущества всех участвующих в движении, занимается комиссия, состоящая из представителей нескольких структур.

Ответственные за организацию дорожной безопасности
Ответственные за организацию дорожной безопасности

Наибольшую роль играет МВД вместе с его структурным подразделением ГИБДД. Определенная доля нагрузки ложится на представителей властей регионов, уполномоченных сотрудников ремонтных и дорожных служб.

Каждая компания и предприятие должны назначать ответственного за БДД. В его обязанности входит:

  • контроль за соблюдением норм и требований безопасности водителями;
  • проведение инструктажа, стажировки, организация медицинских осмотров;
  • контроль за технической исправностью автомобилей;
  • профилактические действия против ДТП.

Для организации безопасности дорожного движения проводится целый комплекс важных мероприятий с участием компаний по ремонту и строительству дорог, страховых фирм, инструкторов автошкол, работников ГИБДД.

Но пешеходы и простые водители также играют большую роль. Добиться безопасности на дорогах можно, только если все участники движения будут прикладывать необходимые усилия.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных