В статье рассказывается:
Обеспечение дорожно-транспортной безопасности является одним из ключевых направлений работы как в правовом, так и в технологическом поле. В России, к сожалению, по-прежнему высок процент ДТП. Происходит это по разным причинам: человеческая вина, недостаточная оснащенность дорожной сети современными инструментами контроля и т.д.
Одним из факторов, положительно влияющих на обеспечение дорожно-транспортной безопасности, является внедрение инновационных решений, в частности, средств интеллектуальной транспортной системы. Из нашего материала вы узнаете, какие меры предпринимаются в данной сфере и каковы перспективы развития направления.
Только за первое полугодие 2021 года, согласно статистическим данным, зафиксировано 57 тысяч дорожно-транспортных происшествий. При этом аварийные ситуации возникают по самым различным причинам, это может быть и невнимательность водителя, и его личные ошибки, и внешние факторы. Однако ежегодно в современном мире появляется все больше инноваций, которые позволяют сделать жизнь безопаснее и комфортнее.
Нужно отметить, что проблема с большим количеством аварийных ситуаций на дороге есть не только в России, но и по всему миру. Так, согласно данным Всемирного банка, глобальные ежегодные потери в финансовом плане от ДТП составляют порядка 500 млрд. долларов. Это является мотивацией государства для разработки новых законодательных мер, изменения дорожной инфраструктуры, вкладывания средств в развитие и внедрение инновационных технологий, которые позволят сделать автомобильное движение более безопасным.
Кроме того, данная проблема стимулирует IT-компании и стартапы к разработке своих технологий для водителей и дорог, пользующихся гарантированным спросом на эксплуатацию при положительных показателях. И все же первое, что следует сделать в борьбе за безопасность на дороге – выявить основные причины ДТП.
В первую очередь стоит отметить большой поток транспортных средств, который нередко и приводит к авариям. Именно увеличение количества автомобилей на дорогах и становится причиной увеличение трафика и ДТП. Нельзя не сказать, что обусловлено это еще и тем, что среди населения большим спросом начали пользоваться каршеринговые транспортные средства, так только пользователи этого сервиса в Москве совершили 130 млн. поездок за 6 лет его существования.
Согласно наблюдениям, которые сделали представители ГИБДД за 2020 год, из-за повышенного трафика на дорогах самым аварийным днем в неделе стала суббота, поскольку на нее приходился каждый третий случай ДТП. Для регулировки и контроля транспортных потоков используются нейросети, которые с помощью искусственного интеллекта способны анализировать более 40 параметров.
При этом в режиме реального времени вся информация собирается и отправляется в ситуационные центры. Благодаря таким технологиям только в Московской области аварийность сократилась на 60%. Кроме того, в крупных городах страны установлены умные светофоры, которые способны подстраиваться под время суток, особенность маршрута и изменять длительность переключения сигнала, ориентируясь на загруженность дороги.
Обеспечение дорожно-транспортной безопасности является частью более масштабной проблемы, связанной с организацией движения на дороге, которая в нашей стране имеет огромное социально-экономическое значение.
На территории РФ правовые основы обеспечения дорожно-транспортной безопасности включают различные нормативно-правовые акты (постановления Правительства, законы РФ, приказы министерства и других ведомств), основными из которых являются:
Согласно информации, содержащейся в ФЗ №196 о безопасности движения на дорогах, к задачам по ее обеспечению относятся: охрана здоровья граждан РФ, их жизни и имущества, защита их прав и законных интересов. Сюда же входит и защита интересов государства и общества путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести их последствий.
Обсуждая вопросы относительно того, какие меры можно предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию на дороге, некоторые эксперты предложили 2 основных направления. Первое – сосредоточить силы на скорейшем развитии инфраструктуры, а также совершенствовании организации дорожного движения. Второе – привить обществу неприятие к нарушению ПДД и повысить культуру на дорогах.
Полученные в результате мониторинга законодательства данные говорят о том, что процесс усиления ответственности административного характера за нарушение ПДД по некоторым составам правонарушений в сфере дорожного движения уже перешел границу, за которой происходит снижение сдерживающего эффекта административного наказания. И нужно отметить, что эта тенденция, которая является весьма негативной, уже успела укорениться в обществе.
Правовое регулирование будет результативным только в том случае, если во-первых, будет обеспечено своевременное выявление условий и причин негативных явлений в области дорожного движения, во-вторых, оценка эффективности организационно-правовых способов их устранения будет адекватной и в-третьих, содержание правовых норм начнет отвечать потребностям развития отношений в социуме.
Согласно информации, предоставленной ЦОДД (центр организации дорожного движения) одной из причин ДТП, которая вошла в тройку основных, является не пропуск пешеходов. К слову, в 39,4% всех аварийных случаев на дороге участвовали пешеходы, то есть в двух из пяти.
В России с этой проблемой борются с помощью созданной автоматизированной системы, которая распознает пешеходов на дороге. Делает она это на основе вибрационного воздействия и передает информацию водителю через бортовой компьютер транспортного средства. Планируется с ее помощью сократить риск возникновения ДТП на 20-25%.
Данный сервис способен рассчитать скорость движения автомобиля и предупредить пешехода о нем за 100-200 метров за счет того, что он собирает данные с камер и умных светофоров, а искусственный интеллект учитывает внешние факторы и погодные условия.
С помощью данной технологии снижается риск сразу нескольких факторов, влияющих на возникновение дорожно-транспортного происшествия. Одной из самых распространенных причин создания аварийной ситуации является неисправность транспортного средства (3,8% из всех случаев). Далее идет нарушение ПДД и невнимательность водителя (9 из 10 ДТП).
Согласно прогнозам, которые сделали аналитики BergInsight, рост количества подключенных автомобилей в Восточной Европе и регионах СНГ составит 13,5% в год, а уже в 2023 году их будет 13,8 млн. устройств, 40% из которых придется на Россию. Благодаря расширению возможностей телематических устройств ситуация с безопасностью на дорогах меняется в лучшую сторону, поскольку помимо того, что система анализирует состояние транспортного средства и оповещает водителя о неисправностях, она еще и оценивает стиль его вождения.
Встроенный в устройство искусственный интеллект позволяет определять резкие ускорения и торможения, нарушение режима скорости, а также другие параметры, с помощью которых можно определить стиль управления транспортным средством.
По вине водителей, находящихся в алкогольном опьянении, только за 11 месяц 2020 года произошло около 14 тыс. аварий (согласно информации, предоставленной ГИБДД), в которых пострадало более 18 тыс. человек.
Нужно отметить, что определить пьяного водителя достаточно сложно, поскольку сотрудники ГИБДД не могут останавливать каждую машину с потенциальным нарушителем.
В США еще в 2011 году были выделены средства из бюджета на разработку алкозамков, которые позволяют транспортному средству самому определять, насколько водитель пьян и в соответствии с этим принимать решение относительно того, может ли он начать поездку или нет.
Принцип работы устройства заключается в следующем: перед тем, как отправиться в путь водитель должен пройти алкотест, для чего предназначена специальная трубка, которая связана с бортовым компьютером и двигателем транспортного средства. Так, если показании будут в норме, то ничто не помешает владельцу автомобиля начать движение, если же они ниже минимальной границы, двигатель автоматически заблокируется.
Если говорить о России, то здесь вопрос относительно внедрения данной технологии является актуальным еще с 2013 года. В данное время государство готовит законодательную базу для ее массового внедрения. Одновременно с этим в регионах страны появились алкорамки, которые позволяют автоматически выявлять транспортные средства, в которых находятся пьяные водители и отправляют полученные данные на ближайший пост ГИБДД.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах