Обеспечение дорожно-транспортной безопасности
Главная Блог Дороги Обеспечение дорожно-транспортной безопасности: правовые и технологические решения

Обеспечение дорожно-транспортной безопасности: правовые и технологические решения

10 ноября 2021
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Обеспечение дорожно-транспортной безопасности является одним из ключевых направлений работы как в правовом, так и в технологическом поле. В России, к сожалению, по-прежнему высок процент ДТП. Происходит это по разным причинам: человеческая вина, недостаточная оснащенность дорожной сети современными инструментами контроля и т.д.

Одним из факторов, положительно влияющих на обеспечение дорожно-транспортной безопасности, является внедрение инновационных решений, в частности, средств интеллектуальной транспортной системы. Из нашего материала вы узнаете, какие меры предпринимаются в данной сфере и каковы перспективы развития направления.

Необходимость усиления обеспечения дорожно-транспортной безопасности

Только за первое полугодие 2021 года, согласно статистическим данным, зафиксировано 57 тысяч дорожно-транспортных происшествий. При этом аварийные ситуации возникают по самым различным причинам, это может быть и невнимательность водителя, и его личные ошибки, и внешние факторы. Однако ежегодно в современном мире появляется все больше инноваций, которые позволяют сделать жизнь безопаснее и комфортнее.

Необходимость усиления обеспечения дорожно-транспортной безопасности
Необходимость усиления обеспечения дорожно-транспортной безопасности

Нужно отметить, что проблема с большим количеством аварийных ситуаций на дороге есть не только в России, но и по всему миру. Так, согласно данным Всемирного банка, глобальные ежегодные потери в финансовом плане от ДТП составляют порядка 500 млрд. долларов. Это является мотивацией государства для разработки новых законодательных мер, изменения дорожной инфраструктуры, вкладывания средств в развитие и внедрение инновационных технологий, которые позволят сделать автомобильное движение более безопасным.

Кроме того, данная проблема стимулирует IT-компании и стартапы к разработке своих технологий для водителей и дорог, пользующихся гарантированным спросом на эксплуатацию при положительных показателях. И все же первое, что следует сделать в борьбе за безопасность на дороге – выявить основные причины ДТП.

В первую очередь стоит отметить большой поток транспортных средств, который нередко и приводит к авариям. Именно увеличение количества автомобилей на дорогах и становится причиной увеличение трафика и ДТП. Нельзя не сказать, что обусловлено это еще и тем, что среди населения большим спросом начали пользоваться каршеринговые транспортные средства, так только пользователи этого сервиса в Москве совершили 130 млн. поездок за 6 лет его существования.

Согласно наблюдениям, которые сделали представители ГИБДД за 2020 год, из-за повышенного трафика на дорогах самым аварийным днем в неделе стала суббота, поскольку на нее приходился каждый третий случай ДТП. Для регулировки и контроля транспортных потоков используются нейросети, которые с помощью искусственного интеллекта способны анализировать более 40 параметров.

При этом в режиме реального времени вся информация собирается и отправляется в ситуационные центры. Благодаря таким технологиям только в Московской области аварийность сократилась на 60%. Кроме того, в крупных городах страны установлены умные светофоры, которые способны подстраиваться под время суток, особенность маршрута и изменять длительность переключения сигнала, ориентируясь на загруженность дороги.

Правовые основы обеспечения дорожно-транспортной безопасности

Обеспечение дорожно-транспортной безопасности является частью более масштабной проблемы, связанной с организацией движения на дороге, которая в нашей стране имеет огромное социально-экономическое значение.


Очень важна в данном вопросе правовая регламентация поведения всех, кто принимает участие в дорожном движении, а также их дальнейшее дисциплинированное поведение. Достигнуть этого помогают меры государственного контроля, осуществляющиеся в соответствии с нормативными актами и законами, которые регулируют отношения в сфере безопасности.

Правовые основы обеспечения дорожно-транспортной безопасности
Правовые основы обеспечения дорожно-транспортной безопасности

На территории РФ правовые основы обеспечения дорожно-транспортной безопасности включают различные нормативно-правовые акты (постановления Правительства, законы РФ, приказы министерства и других ведомств), основными из которых являются:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» (далее — ФЗ о безопасности дорожного движения).
  • Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (далее — Положение о ГИБДД МВД России).
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 508 (ред. от 02.02.2000) «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения».
  • Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно информации, содержащейся в ФЗ №196 о безопасности движения на дорогах, к задачам по ее обеспечению относятся: охрана здоровья граждан РФ, их жизни и имущества, защита их прав и законных интересов. Сюда же входит и защита интересов государства и общества путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести их последствий.

Обсуждая вопросы относительно того, какие меры можно предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию на дороге, некоторые эксперты предложили 2 основных направления. Первое – сосредоточить силы на скорейшем развитии инфраструктуры, а также совершенствовании организации дорожного движения. Второе – привить обществу неприятие к нарушению ПДД и повысить культуру на дорогах.

Полученные в результате мониторинга законодательства данные говорят о том, что процесс усиления ответственности административного характера за нарушение ПДД по некоторым составам правонарушений в сфере дорожного движения уже перешел границу, за которой происходит снижение сдерживающего эффекта административного наказания. И нужно отметить, что эта тенденция, которая является весьма негативной, уже успела укорениться в обществе.

Правовое регулирование будет результативным только в том случае, если во-первых, будет обеспечено своевременное выявление условий и причин негативных явлений в области дорожного движения, во-вторых, оценка эффективности организационно-правовых способов их устранения будет адекватной и в-третьих, содержание правовых норм начнет отвечать потребностям развития отношений в социуме.

Современные тенденции в обеспечении дорожно-транспортной безопасности в России

  • Обнаружение пешеходов

Согласно информации, предоставленной ЦОДД (центр организации дорожного движения) одной из причин ДТП, которая вошла в тройку основных, является не пропуск пешеходов. К слову, в 39,4% всех аварийных случаев на дороге участвовали пешеходы, то есть в двух из пяти.

Обнаружение пешеходов
Обнаружение пешеходов

В России с этой проблемой борются с помощью созданной автоматизированной системы, которая распознает пешеходов на дороге. Делает она это на основе вибрационного воздействия и передает информацию водителю через бортовой компьютер транспортного средства. Планируется с ее помощью сократить риск возникновения ДТП на 20-25%.


Стоит заметит, для пешеходов тоже создана подобная технология, которая начала тестироваться в 2020 году. Это приложение можно бесплатно скачать на смартфон, оно оповещает человека о приближающемся транспортном средстве в фоновом режиме.

Данный сервис способен рассчитать скорость движения автомобиля и предупредить пешехода о нем за 100-200 метров за счет того, что он собирает данные с камер и умных светофоров, а искусственный интеллект учитывает внешние факторы и погодные условия.

  • Телематический анализ стиля вождения

С помощью данной технологии снижается риск сразу нескольких факторов, влияющих на возникновение дорожно-транспортного происшествия. Одной из самых распространенных причин создания аварийной ситуации является неисправность транспортного средства (3,8% из всех случаев). Далее идет нарушение ПДД и невнимательность водителя (9 из 10 ДТП).

Телематический анализ стиля вождения
Телематический анализ стиля вождения

Согласно прогнозам, которые сделали аналитики BergInsight, рост количества подключенных автомобилей в Восточной Европе и регионах СНГ составит 13,5% в год, а уже в 2023 году их будет 13,8 млн. устройств, 40% из которых придется на Россию. Благодаря расширению возможностей телематических устройств ситуация с безопасностью на дорогах меняется в лучшую сторону, поскольку помимо того, что система анализирует состояние транспортного средства и оповещает водителя о неисправностях, она еще и оценивает стиль его вождения.

Встроенный в устройство искусственный интеллект позволяет определять резкие ускорения и торможения, нарушение режима скорости, а также другие параметры, с помощью которых можно определить стиль управления транспортным средством.

  • Выявление водителей в нетрезвом состоянии

По вине водителей, находящихся в алкогольном опьянении, только за 11 месяц 2020 года произошло около 14 тыс. аварий (согласно информации, предоставленной ГИБДД), в которых пострадало более 18 тыс. человек.

Нужно отметить, что определить пьяного водителя достаточно сложно, поскольку сотрудники ГИБДД не могут останавливать каждую машину с потенциальным нарушителем.

В США еще в 2011 году были выделены средства из бюджета на разработку алкозамков, которые позволяют транспортному средству самому определять, насколько водитель пьян и в соответствии с этим принимать решение относительно того, может ли он начать поездку или нет.

Принцип работы устройства заключается в следующем: перед тем, как отправиться в путь водитель должен пройти алкотест, для чего предназначена специальная трубка, которая связана с бортовым компьютером и двигателем транспортного средства. Так, если показании будут в норме, то ничто не помешает владельцу автомобиля начать движение, если же они ниже минимальной границы, двигатель автоматически заблокируется.

Если говорить о России, то здесь вопрос относительно внедрения данной технологии является актуальным еще с 2013 года. В данное время государство готовит законодательную базу для ее массового внедрения. Одновременно с этим в регионах страны появились алкорамки, которые позволяют автоматически выявлять транспортные средства, в которых находятся пьяные водители и отправляют полученные данные на ближайший пост ГИБДД.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС