В статье рассказывается:
Обеспечение безопасности на дорогах является приоритетным направлением деятельности государственных органов. Однако не только от них зависит, как часто будут происходить ДТП и каковы будут их последствия. Знаки, разметка, пропаганда, умные системы контроля – всё это помогает снизить уровень травматизма и смертности, сократить количество аварий.
В то же время львиная доля вины в аварийных ситуациях на дороге приходится на человеческий фактор. Невнимательность, халатность, усталость – все это губит и пешеходов, и водителей. О том, как обеспечивается безопасность на дороге, что нужно делать для избегания ДТП и если оно уже произошло, вы узнаете из нашего материала.
Обеспечение безопасности на дорогах на сегодня представляет собой непростую задачу, ведь каждый из видов современного транспорта несет в себе потенциальную угрозу. За комфортные условия передвижения и высокие скорости приходится расплачиваться собственным здоровьем, а иногда и жизнью. Травмы, полученные в дорожных авариях, нередко бывают не просто тяжелыми, но и фатальными.
С целью минимизации рисков, которым подвержены участники дорожного движения, разработан обширный комплекс мероприятий, направленный на обеспечение безопасности людей на дорогах. Выходя из дома, каждый из нас оказывается в роли пешехода, водителя или пассажира, а значит, данная проблема касается всех без исключения и должна восприниматься самым серьезным образом.
С точки зрения законодательства, безопасностью дорожного движения называют уровень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения отдельного транспортного средства или при его участии, результатом которого стало повреждение транспортных средств, получили ранения или погибли люди, какой-либо собственности был причинен очевидный материальный ущерб.
Примерно 75 % ДТП происходит по причине игнорирования водителями правил дорожного движения. Если раненными в результате аварии людям не удается оказать помощь в ближайшие три часа, велика вероятность их гибели от травм и кровопотери.
Самыми злободневными нарушениями являются превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, отказ от выполнения предписанных дорожными знаками требований и управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Следующими в списке причин, приводящих к авариям, идут скользкие и неровные дороги, с несоответствующими нормам безопасности покрытиями, неисправные тормозные системы и рулевое управление автомобилей, некачественные и изношенные шины.
В последние годы организации и обеспечению безопасности движения на дорогах нашей страны стало уделяться самое пристальное внимание. Понимание того, что данная проблема носит ярко выраженный социально-экономический характер, более регламентированными стали нормы поведения всех участников дорожного движения. Основной задачей данного процесса было повышение уровня их дисциплинированности. Для достижения этой цели в соответствующих законах и нормативных актах были прописаны меры государственного контроля, регулирующие отношения в сфере безопасности.
В перечень нормативных документов, содержащих правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в России, входят:
В Федеральном законе «О безопасности дорожного движении» в качестве задач по обеспечению дорожной безопасности обозначены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий.
С точки зрения экспертов, обеспечение безопасности движения по автомобильным дорогам может быть достигнуто как результат развития дорожной инфраструктуры и более качественной организации дорожного движения, а также повышения культуры поведения пешеходов и автомобилистов и крайне негативного отношения всех членов общества к такому явлению, как несоблюдение правил дорожного движения.
Несмотря на то что за правонарушения, совершенные в области дорожного движения, предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность, результаты проведенного мониторинга говорят о том, что принимаемые меры сдерживания постепенно перестают воздействовать на людей. Для того чтобы преломить данную негативную тенденцию, необходимо постоянно анализировать условия и причины отрицательных явлений в сфере дорожной безопасности и находить организационно-правовые способы их устранения, которые будут соответствовать уровню сложившихся общественных отношений.
На сегодняшний день разработано достаточное количество мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на дорогах. Они могут носить как активный, так и пассивный характер.
Среди активных мер в первую очередь стоит отметить:
К пассивным мерам обеспечения безопасности относятся:
Основным документом, регламентирующим все процессы, происходящие на дороге, являются Правила дорожного движения. Их соблюдение гарантирует безопасность участников на 90 %. Остальные 10 % ДТП могут возникнуть только вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как опасные природные явления, стихийные бедствия или внезапное расстройство здоровья.
Для осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения создан специальный орган – Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Однако одного участия государственных структур в решении данной проблемы явно недостаточно. Каждый должен помнить, что обеспечить личную безопасность и безопасность других людей на дорогах можете только вы сами.
Правила дорожного движения, предусматривающие следующие требования к безопасности пешеходов:
Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, постарайтесь сохранить контроль за движением и управлять автомобилем до конца. Максимально напрягите мышцы, крепко держите руль и ищите любые возможности уйти от прямого контакта со встречным транспортным средством. Съезд в кювет, в заросли кустарника и даже удар о дерево или забор будут иметь менее тяжелые последствия, чем столкновение с машиной.
Если вам удается увернуться, не забывайте, что более мягким окажется удар о твердый неподвижный предмет бампером, а не крылом. В момент удара постарайтесь в первую очередь обеспечить защиту головы.
Если вы двигаетесь с небольшой скоростью, максимально отклонитесь назад и крепко прижмитесь к спинке водительского кресла. Напрягите мышцы рук и упритесь ими в рулевое колесо. Если ваша скорость выше 60 км/ч и при этом вы не воспользовались ремнем безопасности, упритесь грудью в рулевую колонку. Пассажиру, находящемуся на переднем сидении, лучше завалиться на бок, закрыть руками голову и вжаться в кресло. Задним пассажирам лучше упасть на пол. При наличии ребенка в салоне следует закрыть его своим телом.
Оцените ситуацию и характер полученных травм. Постарайтесь понять, в какой части автомобиля вы находитесь. Убедитесь, что не произошло возгорания и нет утечки бензина. Поскорее выбирайтесь наружу. Если двери открыть невозможно, используйте окна. После того как вам удастся это сделать, немедленно отойдите на максимально возможное безопасное расстояние, поскольку в таких ситуациях велика вероятность взрыва.
Машина, упавшая в воду, идет ко дну не сразу. Обычно времени для того, чтобы покинуть салон автомобиля, бывает достаточно. Постарайтесь не открывать двери, так как попавшая внутрь вода может резко начать заполнять свободное пространство. Лучше воспользоваться возможностью выбраться наружу через окно. Если вы не успеваете это сделать и погружайтесь на дно с закрытыми дверями и окнами, то у вас имеется некоторый резерв времени до заполнения салона водой. Постарайтесь дышать как можно глубже. Такая вентиляция легких насытит кровь кислородом и поможет дольше продержаться под водой.
Для облегчения вашего поиска спасателями обязательно включите фары. Освободитесь от лишней одежды и попробуйте выбраться из машины через дверь или окна. Чтобы вас не захлестнул поток встречной воды, поступающей в салон, дождитесь, когда он будет заполнен наполовину. Крепко ухватитесь руками за крышу машины, вытолкните себя наружу и резко начинайте всплытие.
Если вы зашли в общественный транспорт, где все сидячие места заняты, пройдите в центр салона и встаньте, крепко ухватившись за поручень. Оцените свое местоположение относительно имеющихся в транспортном средстве запасных и аварийных выходов.
При поездке в городском электротранспорте не забывайте об угрозе поражения электрическим током. Особенно велика такая вероятность в сырую погоду. Постарайтесь найти сидячее место, так как оно является более безопасным. Если салон окажется под напряжением, немедленно выйдите из троллейбуса или трамвая.
При эвакуации учитывайте возможность давки и паники. Не забывайте, что при использовании аварийного выхода необходимо выдернуть шнур и выдавить стекло. Если в салоне начинается пожар, немедленно поставьте в известность водителя и воспользуйтесь кнопкой аварийного открывания дверей. При необходимости разбейте окно. Покидая салон трамвая или троллейбуса, постарайтесь не касаться металлических поверхностей, чтобы не попасть под напряжение.
С помощью огнетушителя попробуйте ликвидировать очаг возгорания. Органы дыхания при этом защитите любыми подручными средствами.
Если автобус упал в воду, не покидайте салон раньше, чем он наполнится наполовину. Только после этого задержите дыхание и выбирайтесь наружу, для того чтобы начать всплытие.
Обеспечение безопасности на автомобильных дорогах и количество ДТП зависит от многих факторов. В первую очередь это дисциплинированность участников дорожного движения, качество подготовки водителей, уровень технического совершенства транспортных средств и их исправность и состояние транспортных магистралей. Немаловажную роль играет и наличие эффективного действующего законодательства, базовыми документами которого являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Правил дорожного движения РФ.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах