Обеспечение безопасности на дорогах: активные и пассивные меры
Главная Блог Дороги Обеспечение безопасности на дорогах: активные и пассивные меры

Обеспечение безопасности на дорогах: активные и пассивные меры

24 марта 2022
Время чтения: 15 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Обеспечение безопасности на дорогах является приоритетным направлением деятельности государственных органов. Однако не только от них зависит, как часто будут происходить ДТП и каковы будут их последствия. Знаки, разметка, пропаганда, умные системы контроля – всё это помогает снизить уровень травматизма и смертности, сократить количество аварий.

В то же время львиная доля вины в аварийных ситуациях на дороге приходится на человеческий фактор. Невнимательность, халатность, усталость – все это губит и пешеходов, и водителей. О том, как обеспечивается безопасность на дороге, что нужно делать для избегания ДТП и если оно уже произошло, вы узнаете из нашего материала.

Важность обеспечения безопасности на дорогах

Обеспечение безопасности на дорогах на сегодня представляет собой непростую задачу, ведь каждый из видов современного транспорта несет в себе потенциальную угрозу. За комфортные условия передвижения и высокие скорости приходится расплачиваться собственным здоровьем, а иногда и жизнью. Травмы, полученные в дорожных авариях, нередко бывают не просто тяжелыми, но и фатальными.

С целью минимизации рисков, которым подвержены участники дорожного движения, разработан обширный комплекс мероприятий, направленный на обеспечение безопасности людей на дорогах. Выходя из дома, каждый из нас оказывается в роли пешехода, водителя или пассажира, а значит, данная проблема касается всех без исключения и должна восприниматься самым серьезным образом.

Важность обеспечения безопасности на дорогах
Важность обеспечения безопасности на дорогах

С точки зрения законодательства, безопасностью дорожного движения называют уровень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения отдельного транспортного средства или при его участии, результатом которого стало повреждение транспортных средств, получили ранения или погибли люди, какой-либо собственности был причинен очевидный материальный ущерб.

Примерно 75 % ДТП происходит по причине игнорирования водителями правил дорожного движения. Если раненными в результате аварии людям не удается оказать помощь в ближайшие три часа, велика вероятность их гибели от травм и кровопотери.

Самыми злободневными нарушениями являются превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, отказ от выполнения предписанных дорожными знаками требований и управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Следующими в списке причин, приводящих к авариям, идут скользкие и неровные дороги, с несоответствующими нормам безопасности покрытиями, неисправные тормозные системы и рулевое управление автомобилей, некачественные и изношенные шины.

Обеспечение безопасности на дорогах на законодательном уровне

В последние годы организации и обеспечению безопасности движения на дорогах нашей страны стало уделяться самое пристальное внимание. Понимание того, что данная проблема носит ярко выраженный социально-экономический характер, более регламентированными стали нормы поведения всех участников дорожного движения. Основной задачей данного процесса было повышение уровня их дисциплинированности. Для достижения этой цели в соответствующих законах и нормативных актах были прописаны меры государственного контроля, регулирующие отношения в сфере безопасности.

Обеспечение безопасности на дорогах на законодательном уровне
Обеспечение безопасности на дорогах на законодательном уровне

В перечень нормативных документов, содержащих правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в России, входят:

  • ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения».
  • Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (далее — Положение о ГИБДД МВД России).
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 508 (ред. от 02.02.2000) «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения».
  • Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».
  • Иные приказы министерств и ведомств, имеющих отношение к регулированию данной деятельности.

В Федеральном законе «О безопасности дорожного движении» в качестве задач по обеспечению дорожной безопасности обозначены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий.

С точки зрения экспертов, обеспечение безопасности движения по автомобильным дорогам может быть достигнуто как результат развития дорожной инфраструктуры и более качественной организации дорожного движения, а также повышения культуры поведения пешеходов и автомобилистов и крайне негативного отношения всех членов общества к такому явлению, как несоблюдение правил дорожного движения.

Несмотря на то что за правонарушения, совершенные в области дорожного движения, предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность, результаты проведенного мониторинга говорят о том, что принимаемые меры сдерживания постепенно перестают воздействовать на людей. Для того чтобы преломить данную негативную тенденцию, необходимо постоянно анализировать условия и причины отрицательных явлений в сфере дорожной безопасности и находить организационно-правовые способы их устранения, которые будут соответствовать уровню сложившихся общественных отношений.

Активные и пассивные меры обеспечения безопасности на дороге

На сегодняшний день разработано достаточное количество мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на дорогах. Они могут носить как активный, так и пассивный характер.

Активные и пассивные меры обеспечения безопасности на дороге
Активные и пассивные меры обеспечения безопасности на дороге

Среди активных мер в первую очередь стоит отметить:

  • Грамотное проектирование дорог и обеспечение безопасности любых имеющихся объектов дорожной сети.
  • Анализ конструкций дороги с целью устранения выявленных недостатков, которые могут стать причиной ДТП и обеспечение соответствующего уровня безопасности дорожного покрытия при ремонте дорог.
  • Регулярное совершенствование организационной основы дорожного движения и внесение необходимых изменений в действующие Правила дорожного движения.
  • Обеспечение строго контроля за соблюдением правил всеми участниками дорожного движения.
  • Постоянный контроль технического состояния транспортных средств, своевременные мероприятия по техническому обслуживанию автомобилей.
  • Обеспечение исправности и работоспособности оборудования, необходимого для организации безопасного дорожного движения (светофоры, камеры видеонаблюдения, дорожные знаки и т. д.)

К пассивным мерам обеспечения безопасности относятся:

  • Конструктивные изменения транспортных средств и совершенствование оборудования, отвечающего за безопасность участников дорожного движения: повышение жесткости кузова, оснащение автомобилей подушками безопасности, надежными удерживающими устройствами, ремнями безопасности и т. д.
  • Разработка более совершенных приспособлений и схем движения для обеспечения личной безопасности пешеходов на дорогах.

Основным документом, регламентирующим все процессы, происходящие на дороге, являются Правила дорожного движения. Их соблюдение гарантирует безопасность участников на 90 %. Остальные 10 % ДТП могут возникнуть только вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как опасные природные явления, стихийные бедствия или внезапное расстройство здоровья.

Для осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения создан специальный орган – Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Однако одного участия государственных структур в решении данной проблемы явно недостаточно. Каждый должен помнить, что обеспечить личную безопасность и безопасность других людей на дорогах можете только вы сами.

Правила безопасного поведения на дороге для пешеходов

Правила дорожного движения, предусматривающие следующие требования к безопасности пешеходов:

  • Пешеходы должны перемещаться только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Допускается движение по велосипедной дорожке. Если данные конструкции отсутствуют, можно идти по обочине (краю проезжей части). В этом случае вы должны видеть, как приближаются транспортные средства, поэтому нужно двигаться во встречном направлении.
  • В местах, где установлен светофор, переход разрешен только на зеленый свет.
  • При отсутствии светофора безопаснее всего переходить дорогу в местах нанесения специальной дорожной разметки «зебра», то есть по пешеходному переходу. Также можно воспользоваться подземным или надземным переходом при наличии таковых.
Правила безопасного поведения на дороге для пешеходов
Правила безопасного поведения на дороге для пешеходов
  • Если пешеходный переход в зоне видимости отсутствует, нужно дойти до перекрестка. Если перекрестка также нет, то переход следует осуществлять по самому короткому маршруту, в месте с хорошим обзором в правую и левую сторону. Ограждения на этой части дороги должно отсутствовать.
  • Перед переходом обязательно нужно убедиться, что водители увидели вас, и остановились, чтобы пропустить.
  • Контроль за дорожной обстановкой во время перехода необходимо сохранять до его завершения.
  • Нельзя переходить дорогу в местах, где установлены специальные ограждения.
  • При нехватке времени на переход широкой дороги следует остановиться на «островке безопасности».
  • Любые игры на дорогах и тротуарах вблизи дорог опасны.
  • Для того чтобы водители могли своевременно отреагировать на ваше появление на проезжей части, категорически запрещено резко выбегать на дорогу из-за деревьев, стоящих на обочине машин и других ограничивающих видимость объектов.
  • Если пешеход передвигается по краю проезжей части в темное время суток, на его одежде должны присутствовать специальные световозвращающие элементы.
  • Переходить дорогу нужно как можно быстрее. Остановки или задержки на проезжей части могут быть опасны для жизни, даже если вы стоите на линии горизонтальной разметки, разделяющей потоки транспортных средств, движущихся в одном направлении или навстречу друг другу. Возможным местом остановки могут быть только выделенные островки безопасности, оборудованные в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности автомобильных дорог.
  • Присутствие на дороге транспортного средства с включенными маячками синего или красного цвета обязывает пешехода как можно быстрее покинуть проезжую часть, не пренебрегая при этом мерами предосторожности. Если пешеход только готовился к переходу дороги, совершать данное действие запрещено.
  • При необходимости пересечь проезжую часть и оказаться на противоположной стороне дороги после выхода из автобуса, следует дождаться, когда транспортное средство отъедет от остановки. При наличии в зоне видимости пешеходного перехода или светофора следует воспользоваться возможностью более безопасного перехода.
  • Нельзя терять бдительность, даже находясь на проезжей части с минимальным транспортным потоком. Следует быть внимательным во дворах, на проселочных и полевых дорогах, так как транспортное средство может появиться резко и неожиданно.
  • Ожидать транспорта можно только на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

Рекомендации МЧС по обеспечению безопасности в автомобильном транспорте

  1. Что делать в ситуации неизбежного столкновения?
  2. Если вы понимаете, что столкновение неизбежно, постарайтесь сохранить контроль за движением и управлять автомобилем до конца. Максимально напрягите мышцы, крепко держите руль и ищите любые возможности уйти от прямого контакта со встречным транспортным средством. Съезд в кювет, в заросли кустарника и даже удар о дерево или забор будут иметь менее тяжелые последствия, чем столкновение с машиной.

    Если вам удается увернуться, не забывайте, что более мягким окажется удар о твердый неподвижный предмет бампером, а не крылом. В момент удара постарайтесь в первую очередь обеспечить защиту головы.

    Если вы двигаетесь с небольшой скоростью, максимально отклонитесь назад и крепко прижмитесь к спинке водительского кресла. Напрягите мышцы рук и упритесь ими в рулевое колесо. Если ваша скорость выше 60 км/ч и при этом вы не воспользовались ремнем безопасности, упритесь грудью в рулевую колонку. Пассажиру, находящемуся на переднем сидении, лучше завалиться на бок, закрыть руками голову и вжаться в кресло. Задним пассажирам лучше упасть на пол. При наличии ребенка в салоне следует закрыть его своим телом.

  3. Что делать после аварии?
  4. Оцените ситуацию и характер полученных травм. Постарайтесь понять, в какой части автомобиля вы находитесь. Убедитесь, что не произошло возгорания и нет утечки бензина. Поскорее выбирайтесь наружу. Если двери открыть невозможно, используйте окна. После того как вам удастся это сделать, немедленно отойдите на максимально возможное безопасное расстояние, поскольку в таких ситуациях велика вероятность взрыва.

    Рекомендации МЧС по обеспечению безопасности в автомобильном транспорте
    Рекомендации МЧС по обеспечению безопасности в автомобильном транспорте
  5. Что делать, если автомобиль упал в воду?
  6. Машина, упавшая в воду, идет ко дну не сразу. Обычно времени для того, чтобы покинуть салон автомобиля, бывает достаточно. Постарайтесь не открывать двери, так как попавшая внутрь вода может резко начать заполнять свободное пространство. Лучше воспользоваться возможностью выбраться наружу через окно. Если вы не успеваете это сделать и погружайтесь на дно с закрытыми дверями и окнами, то у вас имеется некоторый резерв времени до заполнения салона водой. Постарайтесь дышать как можно глубже. Такая вентиляция легких насытит кровь кислородом и поможет дольше продержаться под водой.

    Для облегчения вашего поиска спасателями обязательно включите фары. Освободитесь от лишней одежды и попробуйте выбраться из машины через дверь или окна. Чтобы вас не захлестнул поток встречной воды, поступающей в салон, дождитесь, когда он будет заполнен наполовину. Крепко ухватитесь руками за крышу машины, вытолкните себя наружу и резко начинайте всплытие.

  7. Как обеспечить свою безопасность, если вы являетесь пассажиром общественного транспорта?
  8. Если вы зашли в общественный транспорт, где все сидячие места заняты, пройдите в центр салона и встаньте, крепко ухватившись за поручень. Оцените свое местоположение относительно имеющихся в транспортном средстве запасных и аварийных выходов.

    При поездке в городском электротранспорте не забывайте об угрозе поражения электрическим током. Особенно велика такая вероятность в сырую погоду. Постарайтесь найти сидячее место, так как оно является более безопасным. Если салон окажется под напряжением, немедленно выйдите из троллейбуса или трамвая.

    При эвакуации учитывайте возможность давки и паники. Не забывайте, что при использовании аварийного выхода необходимо выдернуть шнур и выдавить стекло. Если в салоне начинается пожар, немедленно поставьте в известность водителя и воспользуйтесь кнопкой аварийного открывания дверей. При необходимости разбейте окно. Покидая салон трамвая или троллейбуса, постарайтесь не касаться металлических поверхностей, чтобы не попасть под напряжение.

    С помощью огнетушителя попробуйте ликвидировать очаг возгорания. Органы дыхания при этом защитите любыми подручными средствами.

    Если автобус упал в воду, не покидайте салон раньше, чем он наполнится наполовину. Только после этого задержите дыхание и выбирайтесь наружу, для того чтобы начать всплытие.

Обеспечение безопасности на автомобильных дорогах и количество ДТП зависит от многих факторов. В первую очередь это дисциплинированность участников дорожного движения, качество подготовки водителей, уровень технического совершенства транспортных средств и их исправность и состояние транспортных магистралей. Немаловажную роль играет и наличие эффективного действующего законодательства, базовыми документами которого являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Правил дорожного движения РФ.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных