Московская область,
г. Мытищи, ул. Колпакова
д.2, к.1, оф. 313
+7 (925) 085-81-45 +7 (495) 645-05-08
+7 (495) 645-05-08 +7 (925) 085-81-45

Звоните нам, мы сейчас работаем

Обеспечение безопасности дорожного движения: стратегии, направления, мировая практика
Главная Блог Дороги Обеспечение безопасности дорожного движения: стратегии, направления, мировая практика

Обеспечение безопасности дорожного движения: стратегии, направления, мировая практика

07 февраля 2022
Время чтения: 17 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из наиболее важных направлений в развитии транспортной инфраструктуры не только в России, но и во всем мире. Меняются концепции, стратегии, усовершенствуются средства и законодательные основы, что приводит к уменьшению количества ДТП.

К сожалению, в России показатель гибели и количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях по-прежнему остается на высоком уровне. Для снижения рисков возникновения и последствий ДТП принимаются новые стратегии и меры. Из нашего материала вы узнаете об основных направлениях ОБДД и лучших мировых практиках.

Важность обеспечения безопасности дорожного движения с экономической и социальной точки зрения

Обеспечение безопасности дорожного движения — важнейшая государственная функция. Это обусловлено необходимостью предупредить последствия социального, демографического и потенциального ущерба, возникающего в результате дорожно-транспортных происшествий.

В 2007–2016 годах в ДТП на дорогах России погибла 271 тысяч человек. Треть из них — молодые люди 25–40 лет, которые могли бы стать активными участниками экономической деятельности, а 2,5 млн оставшихся в живых получили травмы, в той или иной степени отразившиеся на их трудоспособности.

Важность обеспечения безопасности дорожного движения с экономической и социальной точки зрения
Важность обеспечения безопасности дорожного движения с экономической и социальной точки зрения

Ежегодный ущерб для экономики РФ, возникающий в результате дорожно-транспортных происшествий, составляет примерно 2 % ВВП. Этот показатель можно приравнять к величине годового валового продукта крупных российских регионов.

Для того чтобы снизить количество ДТП и решить проблемы безопасности, необходимо обеспечить разработку и применение обновленных подходов к этой задаче, среди которых важнейшим является внедрение механизмов управления рисками в сфере БДД.

Ограниченный перечень таких рисков был впервые представлен в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 г.г.», но мероприятия по их устранению в этом документе предложены не были.

Базовым документом государственной политики в этой области в нашей стране стала Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 г.г., принятая распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 г. N 1-р. Она содержит расширенный перечень рисков, в числе которых упоминается:

  • неконтролируемый рост автомобилизации граждан;
  • углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;
  • снижение среднего возраста водителей;
  • превалирование экономических результатов над задачами сохранения жизни и здоровья граждан;
  • заниженная оценка роли институтов гражданского общества и СМИ в формировании законопослушного поведения граждан;
  • несвоевременная разработка нормативно-методической базы первоочередных мер обеспечения дорожной безопасности.

Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Во всем мире важнейшими направлениями политики в области обеспечения безопасности дорожного движения считаются:

Устранение существующих рисков

 

Реализуемые мероприятия:

  • разрабатываются новые требования к нормативному состоянию дорог;
  • поощряются действия, обеспечивающие переход от опасных видов транспорта к более безопасным;
  • совершенствуется процедура выдачи водительских удостоверений.

Создание безопасной инфраструктуры дорожного трафика

Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения
Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Реализуемые мероприятия:

  • классификация автомобильных трасс и выбор подходящих для них скоростных режимов;
  • работы по обеспечению безопасности дорожного движения, направленные на разделение потоков транспорта;
  • аудиторские мероприятия на стадии проектирования дорог и их строительства;
  • оборудование автомобильных трасс защитными средствами, способными смягчить последствия столкновений;
  • выявление и модернизация опасных участков;

Повышение критериев безопасности транспортных средств

 

Реализуемые мероприятия:

  • улучшение показателей видимости автомобилей (езда со включенными фарами ближнего света в дневное время);
  • применение безопасных автомобильных конструкций (средства от подката легковых автомобилей, предусмотренные для грузовиков, установка на машины более безопасных для пешеходов и велосипедистов бамперов, поглощающих энергию удара);
  • оборудование автомобилей подушками безопасности;
  • увеличение количества «интеллектуальных» транспортных средств, оснащенных системами звукового оповещения о необходимости использования ремней безопасности, стабилизации торможения, регулирования скорости, антиалкогольной блокировки и т. д.

Правовое обеспечение безопасности дорожного движения

 

Реализуемые мероприятия:

  • принятие законов и нормативных актов, обеспечивающих безопасность дорожного движения в РФ;
  • усиление контроля за соблюдением скоростного режима, использованием ремней безопасности и защитных шлемов;
  • разработка норм труда и отдыха водителей;
  • выявление нетрезвых водителей, находящихся за рулем;
  • пропаганда правил безопасности в СМИ;

Совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП

 

Реализуемые мероприятия:

  • определение порядка оказания первой помощи при ДТП;
  • применение эффективных способов лечения травм;
  • совершенствование процесса реабилитации пострадавших.

Перечисленные меры обеспечения безопасности дорожного движения можно увидеть в национальных программах снижения уровня аварийности многих стран.

Лучшие мировые практики в области обеспечения безопасности дорожного движения

Некоторые страны уже добились высоких результатов в этой сфере. В Европе количество погибших на 100 тысяч населения составляет в среднем всего 10 человек, а Великобритании и Швеции этот показатель равен 2,8 и 2,9 на 100 тыс. Это является основанием для того, чтобы внимательно изучить имеющийся опыт и применить его в отношении нашей страны.

    1. Платформа Vision Zero

Разработанная в Швеции платформа для сбора данных и развития технологий, способных обеспечить безопасность дорожного движения, активно поддерживается правительственными структурами и бизнес-сообществом.

Платформа Vision Zero
Платформа Vision Zero

Базовым принципом одноименной программы, принятой в октябре 1997 года, стал принцип «нулевой терпимости». В соответствии с ним была поставлена задача исключить возможность гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях и перестать относиться к этому явлению как к неизбежному следствию роста автомобилизации.

Основная идея данного документа сводится к тому, что вина за совершенное ДТП не может возлагаться только на водителя. Ответственность за произошедшее должна также распространяться на тех, кто производит автомобили, занимается строительством и обслуживанием дорог. Разработчики программы считают, что решать задачи безопасности должны все названые субъекты. Только в этом случае количество погибших в результате дорожных аварий уменьшится.

Для усиления вопросов безопасности в Швеции используются различные методы и средства: проводится подробный анализ дорожных происшествий с человеческими жертвами, практикуется применение алкозамков, препятствующих возможности завести автомобиль в нетрезвом состоянии, устанавливаются фоторадары, оборудуются перекрестки с круговым движением и т. д. Статистические данные, полученные в 2010–2105 годах, показали, что в этой стране количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий составляет 3 человека на 100 тысяч, что является самым низким показателем в мире.

    1. Британское королевское общество Royal Society for the Prevention of Accidents (RoSPA)
Британское королевское общество Royal Society for the Prevention of Accidents (RoSPA)
Британское королевское общество Royal Society for the Prevention of Accidents (RoSPA)

Целью этой благотворительной организации является помощь людям, пострадавшим в результате несчастных случаев. Королевское общество предложило немало инициатив по обеспечению безопасности дорожного движения. Среди них закрепленное в законодательстве требование запретов на вождение в нетрезвом виде и использование водителем сотового телефона во время движения, необходимость пристегиваться ремнем безопасности. RoSPA активно сотрудничает с различными организациями, государственными органами обеспечения безопасности дорожного движения и имеет авторитет и влияние на процессы, происходящие в стране.

    1. Компания Dansk Fodgænger Forbund
Компания Dansk Fodgænger Forbund
Компания Dansk Fodgænger Forbund

Это добровольное объединение неравнодушных граждан, созданное на территории Дании, всеми возможными способами пытается отстоять право пешеходов на безопасность. Они проводят многочисленные мероприятия, направленные на совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения и наведения порядка на дорогах страны. В фокусе их внимания находятся плохо очищенные от снега дороги, мусор на обочинах, отвлекающие внимание участников дорожного движения рекламные щиты, плохо припаркованные автомобили и т. д.

Указывая на опасности, с которыми могут столкнуться пешеходы, участники проекта предлагают собственные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, инициируют общественные дискуссии, добиваются реакции на свои предложения государственных структур.

    1. Ассоциация Nationale des Victimes de la Route

Эта благотворительная организация была создана еще в 1992 году. Она борется за права людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и оказывает им разностороннюю помощь. Работающие здесь специалисты осуществляют административно-социальное сопровождение жертв дорожных аварий, оказывают психологическую помощь попавшим в ДТП и их родственникам, помогают пройти процесс реабилитации и найти новые возможности для интеграции в трудовую деятельность.

В результате предпринимаемых ими усилий люди получают необходимую поддержку, позволяющую выйти из сложной жизненной ситуации и адаптироваться к новым условиям своего существования в обществе. Association Nationale des Victimes de la Route занимает активную социальную и политическую позицию. Ведет регулярную просветительскую работу, разъясняя основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения и правила поведения, которые могут сохранить жизнь и здоровье человека.

    1. Ассоциация Prévention Routière
Ассоциация Prévention Routière
Ассоциация Prévention Routière

Данная организация, действующая на территории Франции, отличается сложной разветвленной структурой, которая умело управляется из единого центра. Ее первоочередная задача — с раннего возраста заложить прочные основы знаний об обеспечении безопасности дорожного движения. Члены ассоциации часто проводят профилактические акции в школах, организуют интернет-тестирование на знание ПДД, реализуют проекты, направленные на отказ от употребления алкоголя водителями.

Федеральный проект по обеспечению безопасности дорожного движения

В 2021 году в России приступили к реализации прошедшего доработку федерального проекта «Безопасность дорожного движения».

Он является составной частью национального проекта «Безопасные качественные дороги» и предполагает проведение мероприятий, направленных на снижение числа погибших в результате ДТП. Несмотря на небольшой срок, прошедший с момента запуска проекта, наблюдается позитивная динамика в данном направлении: количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 11 %, а число летальных исходов почти на 4,5 %. В реальном выражении это почти тысяча спасенных человеческих жизней.

Указом президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 горизонт планирования национальных (и включенных в них федеральных) проектов отодвинулся с 2024 на 2030 год. Однако такой ключевой показатель проекта «Безопасность дорожного движения», как снижение социального риска в ДТП, был сохранен в неизменном виде.

Количество погибших в дорожных авариях к 2030 году не должно быть больше четырех человек на 100 тысяч населения. С 2021 года к этому показателю был добавлен дополнительный маркер — транспортный риск, то есть число людей, погибших в ДТП, на 10 тысяч транспортных средств. Это позволит с большей степенью объективности увидеть наличие изменений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в России.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных