В статье рассказывается:
Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из наиболее важных направлений в развитии транспортной инфраструктуры не только в России, но и во всем мире. Меняются концепции, стратегии, усовершенствуются средства и законодательные основы, что приводит к уменьшению количества ДТП.
К сожалению, в России показатель гибели и количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях по-прежнему остается на высоком уровне. Для снижения рисков возникновения и последствий ДТП принимаются новые стратегии и меры. Из нашего материала вы узнаете об основных направлениях ОБДД и лучших мировых практиках.
Обеспечение безопасности дорожного движения — важнейшая государственная функция. Это обусловлено необходимостью предупредить последствия социального, демографического и потенциального ущерба, возникающего в результате дорожно-транспортных происшествий.
В 2007–2016 годах в ДТП на дорогах России погибла 271 тысяч человек. Треть из них — молодые люди 25–40 лет, которые могли бы стать активными участниками экономической деятельности, а 2,5 млн оставшихся в живых получили травмы, в той или иной степени отразившиеся на их трудоспособности.
Ежегодный ущерб для экономики РФ, возникающий в результате дорожно-транспортных происшествий, составляет примерно 2 % ВВП. Этот показатель можно приравнять к величине годового валового продукта крупных российских регионов.
Для того чтобы снизить количество ДТП и решить проблемы безопасности, необходимо обеспечить разработку и применение обновленных подходов к этой задаче, среди которых важнейшим является внедрение механизмов управления рисками в сфере БДД.
Ограниченный перечень таких рисков был впервые представлен в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 г.г.», но мероприятия по их устранению в этом документе предложены не были.
Базовым документом государственной политики в этой области в нашей стране стала Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 г.г., принятая распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 г. N 1-р. Она содержит расширенный перечень рисков, в числе которых упоминается:
Во всем мире важнейшими направлениями политики в области обеспечения безопасности дорожного движения считаются:
Реализуемые мероприятия:
Реализуемые мероприятия:
Реализуемые мероприятия:
Реализуемые мероприятия:
Реализуемые мероприятия:
Перечисленные меры обеспечения безопасности дорожного движения можно увидеть в национальных программах снижения уровня аварийности многих стран.
Некоторые страны уже добились высоких результатов в этой сфере. В Европе количество погибших на 100 тысяч населения составляет в среднем всего 10 человек, а Великобритании и Швеции этот показатель равен 2,8 и 2,9 на 100 тыс. Это является основанием для того, чтобы внимательно изучить имеющийся опыт и применить его в отношении нашей страны.
Разработанная в Швеции платформа для сбора данных и развития технологий, способных обеспечить безопасность дорожного движения, активно поддерживается правительственными структурами и бизнес-сообществом.
Базовым принципом одноименной программы, принятой в октябре 1997 года, стал принцип «нулевой терпимости». В соответствии с ним была поставлена задача исключить возможность гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях и перестать относиться к этому явлению как к неизбежному следствию роста автомобилизации.
Основная идея данного документа сводится к тому, что вина за совершенное ДТП не может возлагаться только на водителя. Ответственность за произошедшее должна также распространяться на тех, кто производит автомобили, занимается строительством и обслуживанием дорог. Разработчики программы считают, что решать задачи безопасности должны все названые субъекты. Только в этом случае количество погибших в результате дорожных аварий уменьшится.
Для усиления вопросов безопасности в Швеции используются различные методы и средства: проводится подробный анализ дорожных происшествий с человеческими жертвами, практикуется применение алкозамков, препятствующих возможности завести автомобиль в нетрезвом состоянии, устанавливаются фоторадары, оборудуются перекрестки с круговым движением и т. д. Статистические данные, полученные в 2010–2105 годах, показали, что в этой стране количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий составляет 3 человека на 100 тысяч, что является самым низким показателем в мире.
Целью этой благотворительной организации является помощь людям, пострадавшим в результате несчастных случаев. Королевское общество предложило немало инициатив по обеспечению безопасности дорожного движения. Среди них закрепленное в законодательстве требование запретов на вождение в нетрезвом виде и использование водителем сотового телефона во время движения, необходимость пристегиваться ремнем безопасности. RoSPA активно сотрудничает с различными организациями, государственными органами обеспечения безопасности дорожного движения и имеет авторитет и влияние на процессы, происходящие в стране.
Это добровольное объединение неравнодушных граждан, созданное на территории Дании, всеми возможными способами пытается отстоять право пешеходов на безопасность. Они проводят многочисленные мероприятия, направленные на совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения и наведения порядка на дорогах страны. В фокусе их внимания находятся плохо очищенные от снега дороги, мусор на обочинах, отвлекающие внимание участников дорожного движения рекламные щиты, плохо припаркованные автомобили и т. д.
Указывая на опасности, с которыми могут столкнуться пешеходы, участники проекта предлагают собственные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, инициируют общественные дискуссии, добиваются реакции на свои предложения государственных структур.
Эта благотворительная организация была создана еще в 1992 году. Она борется за права людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и оказывает им разностороннюю помощь. Работающие здесь специалисты осуществляют административно-социальное сопровождение жертв дорожных аварий, оказывают психологическую помощь попавшим в ДТП и их родственникам, помогают пройти процесс реабилитации и найти новые возможности для интеграции в трудовую деятельность.
В результате предпринимаемых ими усилий люди получают необходимую поддержку, позволяющую выйти из сложной жизненной ситуации и адаптироваться к новым условиям своего существования в обществе. Association Nationale des Victimes de la Route занимает активную социальную и политическую позицию. Ведет регулярную просветительскую работу, разъясняя основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения и правила поведения, которые могут сохранить жизнь и здоровье человека.
Данная организация, действующая на территории Франции, отличается сложной разветвленной структурой, которая умело управляется из единого центра. Ее первоочередная задача — с раннего возраста заложить прочные основы знаний об обеспечении безопасности дорожного движения. Члены ассоциации часто проводят профилактические акции в школах, организуют интернет-тестирование на знание ПДД, реализуют проекты, направленные на отказ от употребления алкоголя водителями.
В 2021 году в России приступили к реализации прошедшего доработку федерального проекта «Безопасность дорожного движения».
Он является составной частью национального проекта «Безопасные качественные дороги» и предполагает проведение мероприятий, направленных на снижение числа погибших в результате ДТП. Несмотря на небольшой срок, прошедший с момента запуска проекта, наблюдается позитивная динамика в данном направлении: количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 11 %, а число летальных исходов почти на 4,5 %. В реальном выражении это почти тысяча спасенных человеческих жизней.
Указом президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 горизонт планирования национальных (и включенных в них федеральных) проектов отодвинулся с 2024 на 2030 год. Однако такой ключевой показатель проекта «Безопасность дорожного движения», как снижение социального риска в ДТП, был сохранен в неизменном виде.
Количество погибших в дорожных авариях к 2030 году не должно быть больше четырех человек на 100 тысяч населения. С 2021 года к этому показателю был добавлен дополнительный маркер — транспортный риск, то есть число людей, погибших в ДТП, на 10 тысяч транспортных средств. Это позволит с большей степенью объективности увидеть наличие изменений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в России.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах