Нормативы содержания дорог
Главная Блог Дороги Нормативы содержания дорог: кто отвечает и как должно быть

Нормативы содержания дорог: кто отвечает и как должно быть

26 октября 2021
Время чтения: 16 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Нормативы содержания дорог приведены в соответствующих документах, однако некоторые положения фигурируют в смежных ГОСТах, федеральных законах и т. д. В целом, ответственность за состояние автомобильных дорог накладывается на региональные и муниципальные власти.

Помимо регламентов, существуют и вспомогательные системы, которые помогут службам осуществлять контроль за состоянием дорог и вовремя приводить их в должное состояние. В нашей статье мы расскажем о наиболее значимых нормативах содержания, приведем выдержки из различных документов, которые относятся к содержанию дорог и представим систему, отвечающую современным нуждам дорожного хозяйства.

Основные нормативы содержания дорог

  • ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»

Данный стандарт устанавливает максимально допустимые размеры дефектов (выбоин, просадок и т. д.). Предельные длина, ширина и глубина составляют соответственно 15 см, 60 см и 5 см.

Основные нормативы содержания дорог
Основные нормативы содержания дорог

Здесь же регламентируется обязательное соответствие люков смотровых колодцев положениям ГОСТ 3634. В частности, крышка люка не должна смещаться относительно уровня поверхности более чем на 2 см.


Выявленные нарушения должны быть устранены в течение суток с момента обнаружения. Значительно поврежденные элементы люков необходимо сразу же оградить и обозначить требуемыми дорожными знаками. На полную замену разрушенных крышек и решеток отводится максимум 3 часа.

Поврежденные дорожные знаки восстанавливаются или заменяются в течение 3 суток после выявления повреждений. Исключение составляют знаки приоритета (2.1-2.7 ПДД) — на их замену или ремонт отводятся 1 сутки.

Основные нормативы содержания дорог
Основные нормативы содержания дорог
  • Закон РФ №3-ФЗ «О полиции» от 7.02.2011.

Статья 12 данного акта, посвященная правам и обязанностям полицейских, гласит:

  • Сотрудники полиции обязаны проводить государственный контроль за выполнением требований, норм и правил различных нормативных актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Сотрудники полиции имеют право требовать от представителей органов местной и государственной власти, а также от общественных организаций выполнения мер по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством. Также полицейские вправе ограничить или полностью запретить ремонтные и иные дорожные работы, нарушающие требования норм и правил в области обеспечения указанной выше безопасности. В рамках проведения государственного контроля (надзора) полиция может проверять деятельность компаний и индивидуальных предпринимателей, а в случае выявления нарушений (включая нарушения норм в сфере обеспечения безопасности дорожного движения) — выдавать проверяемым лицам предписания на устранение этих нарушений.
  • Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995.

В документе регламентируются основные требования по обеспечению безопасного дорожного движения в ходе капитального ремонта, строительства и проектирования автодорог. Следить за соблюдением технических регламентов и других нормативных актов при строительстве и реконструкции дорог поручается представителям государственного строительного надзора органов федеральной или региональной исполнительной власти. Уполномоченные лица устанавливают соответствие указанным нормам путем составления заключения на основании законов РФ о градостроительной деятельности.

Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Требования к дорожной безопасности при ремонте и обслуживании автодорог, установленные настоящим Федеральным законом, заключаются в нижеследующем.

  • Ремонтные и сервисные работы на дорогах Российской Федерации должны выполняться с соблюдением условий для безопасного дорожного движения. Если техническое состояние автодороги соответствует регламентам и нормативам безопасности дорожного движения, составляется акт контрольного осмотра или обследования. Контрольные мероприятия выполняются при участии профильных представителей исполнительной власти.
  • Обеспечивать состояние дорог, соответствующее регламентам и нормативным актам, в ходе обслуживания этих дорог должны сами обслуживающие организации.

Нормативы содержания дорог в весенне-осенний период

Под содержанием автодорог понимается комплекс мер инженерно-технического характера по регулярному обслуживанию элементов дорожной сети (включая полосу отвода) для поддержания этих элементов в нормативном состоянии на протяжении года и для их восстановления в случае  незначительных повреждений или деформаций. Качественные и полноценные сервисные работы способствуют замедлению процесса ухудшения эксплуатационных показателей дороги.


Нормативы содержания автомобильных дорог обязывают решать следующие задачи:

  • снижение переувлажнения земляного дорожного полотна грунтовыми и талыми водами весной;
  • регулярное обслуживание элементов земляного полотна, включая обочины и откосы, а также устранение незначительных нарушений в летнее время;
  • предупреждение осеннего переувлажнения земляного полотна.

Чтобы обеспечивать требуемые эксплуатационные свойства дорожных элементов, указанные работы нужно проводить систематически. В числе таких мероприятий стоит отметить профилирование дорожного покрытия, устранение отдельных ям и общей колейности. В период сухой погоды также проводится обеспыливание.

Летом покрытие автодорог регулярно очищаются от пыли и грязи. Это особо важно делать в неблагоприятную погоду. Для очистки используются металлические щетки, поливочные и подметальные машины. При этом соблюдается технология работ от оси дороги к обочине. Если проезжая часть имеет центральный разделитель, уборка ведется, начиная от левой кромки дорожного покрытия по ходу движения. Следующие проходы техники осуществляются правее с перекрытием предыдущих проходов на 0,25-0,5 м.

Поврежденные участки необходимо подготовить. Для этого выполняются следующие операции:

  • обрубка участков по контуру с заходом на неповрежденные части полотна на 3-5 см (группа ям или выбоин, расположенных рядом друг с другом, объединяется в один участок);
  • удаление старого асфальтобетонного покрытия, очистка и при необходимости просушка поврежденного участка;
  • грунтовка стенок и дна ямы или выбоины с использованием жидкого материала (битум, гудрон, нагретый до 60 градусов Цельсия деготь) исходя из нормы 0,3-0,5 л/кв. м.

Обработанная таким образом выбоина или яма затем заполняется литым асфальтом, щебеночной или гравийной смесью с включением вяжущих и влажных компонентов (ВОМС), асфальтобетонной смесью в горячем, теплом или холодном виде.

Нормативы содержания дорог в весенне-осенний период
Нормативы содержания дорог в весенне-осенний период

Для заделки крупных трещин (шириной 5 мм и более) используется мастика, мелкие трещины заделываются битумом и затем минеральным порошковым материалом. Технология устранения крупных трещин следующая: очистка от загрязнений сжатым воздухом, стальной щеткой или металлическими крючками; смачивание участка растворителем на органической основе из расчета 0,1-0,15 л/кв. м с использованием распылителей либо краскопультов; заливка трещины ремонтным материалом.

Поверхность дороги гидрофобизируется (защищается от воздействия влаги). Работы должны выполняться в сухую погоду при температуре +5 градусов Цельсия или выше. В условиях выпадения осадков гидрофобизация должна быть прекращена. При этом уже обработанные участки необходимо накрыть полиэтиленовой пленкой или другими водонепроницаемыми укрывными материалами. Работа может быть продолжена только после полного высыхания дорожного полотна.

Обработанная проезжая часть открывается для дорожного движения как минимум через сутки после окончания гидрофобизации.

Нормативы зимнего содержания дорог

Зимой работы по содержанию дорожных объектов включают в себя защиту проезжей части от снежных заносов, очистку покрытия от снега, устранение скользкости, мероприятия по защите от лавин, устранение наледей и предупреждение их образования. Зимнее обслуживание автодорог выполняется с целью поддержания бесперебойного и безопасного дорожного движения.


Порядок работ по содержанию дорог в зимний период должен обеспечивать наилучшие условия для автомобильного движения при наименьших затратах на это содержание. Чтобы выполнить эту задачу, специалисты проводят:

  • профилактику, минимизирующую или не допускающую образование снежных и ледяных отложений на проезжей части (например, обработку полотна противогололедными химикатами);
  • мероприятия, защищающие дорогу от снежных масс и препятствующие образованию гололедных явлений (например, высадка зеленых насаждений против переноса снега во время метелей, защита от лавин и наледей);
  • работы по очистке дорог от снега и льда и по минимизации воздействия этих явлений на дорожное движение (обработка отложений на проезжей части материалами, повышающими коэффициент сцепления шин).
Нормативы зимнего содержания дорог
Нормативы зимнего содержания дорог

Наиболее приоритетными в ходе зимнего обслуживания являются автомагистрали, трассы государственного значения, дороги с постоянным движением общественного транспорта, туристические трассы, дороги специального назначения и пути к постоянно действующим курортам. Автодороги указанных категорий зимой обслуживаются в первую очередь.

Нормативы содержания дорог
Нормативы содержания дорог

*За данный срок принимается период с момента окончания выпадения осадков или прекращения метели до момента завершения указанных работ. Здесь же регламентируется максимальная длительность мероприятий по устранению дорожной скользкости. В таком случае значение указывает на период в часах от момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации.

Метеорологический комплекс, помогающий в содержании дорог

Далее рассмотрим метеорологические инструменты ИТС, обеспечивающие содержание дорожной инфраструктуры. Одним из крупных системных интеграторов такого оборудования является АО «ТРАССКОМ». Компания предлагает инновационные решения, выделяющие ее на фоне конкурентов и легко внедряемые в региональные ИТС. Интегратор также готовит специалистов в сфере мониторинга и прогнозирования состояния автодорог.


Продукты компании обладают следующими преимуществами:

  • Надежность
  • Многофункциональность
  • Возможность максимально подробного наблюдения за дорожными объектами благодаря использованию мобильных ИТС, элементов искусственного интеллекта и инструментов прогнозирования
  • Возможность работы в автономном энергорежиме.

АО «ТРАССКОМ» обладает и собственными технологическими наработками, более ни у кого не встречающимися. Среди таких решений стоит отметить мобильную систему дорожного мониторинга «Иней-М». Этот компактный комплекс можно в кратчайшие сроки установить на любой автомобиль и оценивать в реальном времени текущее состояние дорожного полотна с точной привязкой к координатной сетке. Данные тут же передаются в диспетчерский центр для последующего анализа. Это бесспорно ценный инструмент для обследования дорог в зимний период.

Благодаря внедрению данных технологий не только обеспечивается безопасное дорожное движение, но также дает весомый экономический эффект. В качестве примера возьмем Свердловскую область, где решения АО «ТРАССКОМ» были успешно внедрены и полностью окупились всего за одну зиму при установленных нормативах затрат на содержание дорог в этот период. После этого каждый год системы мониторинга дают только положительный эффект.

Метеорологический комплекс, помогающий в содержании дорог
Метеорологический комплекс, помогающий в содержании дорог

Компания в перспективе нацелена на обеспечение безопасного и комфортного дорожного движения через внедрение собственных инструментов и технологий. Специалисты тем самым стремятся повышать эффективность производственных процессов. И успешная реализация этой глобальной задачи подтверждается многочисленными положительными отзывами дорожных служб нашей страны.

Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС