В статье рассказывается:
Нормативы содержания дорог приведены в соответствующих документах, однако некоторые положения фигурируют в смежных ГОСТах, федеральных законах и т. д. В целом, ответственность за состояние автомобильных дорог накладывается на региональные и муниципальные власти.
Помимо регламентов, существуют и вспомогательные системы, которые помогут службам осуществлять контроль за состоянием дорог и вовремя приводить их в должное состояние. В нашей статье мы расскажем о наиболее значимых нормативах содержания, приведем выдержки из различных документов, которые относятся к содержанию дорог и представим систему, отвечающую современным нуждам дорожного хозяйства.
Данный стандарт устанавливает максимально допустимые размеры дефектов (выбоин, просадок и т. д.). Предельные длина, ширина и глубина составляют соответственно 15 см, 60 см и 5 см.
Здесь же регламентируется обязательное соответствие люков смотровых колодцев положениям ГОСТ 3634. В частности, крышка люка не должна смещаться относительно уровня поверхности более чем на 2 см.
Поврежденные дорожные знаки восстанавливаются или заменяются в течение 3 суток после выявления повреждений. Исключение составляют знаки приоритета (2.1-2.7 ПДД) — на их замену или ремонт отводятся 1 сутки.
Статья 12 данного акта, посвященная правам и обязанностям полицейских, гласит:
В документе регламентируются основные требования по обеспечению безопасного дорожного движения в ходе капитального ремонта, строительства и проектирования автодорог. Следить за соблюдением технических регламентов и других нормативных актов при строительстве и реконструкции дорог поручается представителям государственного строительного надзора органов федеральной или региональной исполнительной власти. Уполномоченные лица устанавливают соответствие указанным нормам путем составления заключения на основании законов РФ о градостроительной деятельности.
Требования к дорожной безопасности при ремонте и обслуживании автодорог, установленные настоящим Федеральным законом, заключаются в нижеследующем.
Под содержанием автодорог понимается комплекс мер инженерно-технического характера по регулярному обслуживанию элементов дорожной сети (включая полосу отвода) для поддержания этих элементов в нормативном состоянии на протяжении года и для их восстановления в случае незначительных повреждений или деформаций. Качественные и полноценные сервисные работы способствуют замедлению процесса ухудшения эксплуатационных показателей дороги.
Чтобы обеспечивать требуемые эксплуатационные свойства дорожных элементов, указанные работы нужно проводить систематически. В числе таких мероприятий стоит отметить профилирование дорожного покрытия, устранение отдельных ям и общей колейности. В период сухой погоды также проводится обеспыливание.
Летом покрытие автодорог регулярно очищаются от пыли и грязи. Это особо важно делать в неблагоприятную погоду. Для очистки используются металлические щетки, поливочные и подметальные машины. При этом соблюдается технология работ от оси дороги к обочине. Если проезжая часть имеет центральный разделитель, уборка ведется, начиная от левой кромки дорожного покрытия по ходу движения. Следующие проходы техники осуществляются правее с перекрытием предыдущих проходов на 0,25-0,5 м.
Поврежденные участки необходимо подготовить. Для этого выполняются следующие операции:
Обработанная таким образом выбоина или яма затем заполняется литым асфальтом, щебеночной или гравийной смесью с включением вяжущих и влажных компонентов (ВОМС), асфальтобетонной смесью в горячем, теплом или холодном виде.
Для заделки крупных трещин (шириной 5 мм и более) используется мастика, мелкие трещины заделываются битумом и затем минеральным порошковым материалом. Технология устранения крупных трещин следующая: очистка от загрязнений сжатым воздухом, стальной щеткой или металлическими крючками; смачивание участка растворителем на органической основе из расчета 0,1-0,15 л/кв. м с использованием распылителей либо краскопультов; заливка трещины ремонтным материалом.
Поверхность дороги гидрофобизируется (защищается от воздействия влаги). Работы должны выполняться в сухую погоду при температуре +5 градусов Цельсия или выше. В условиях выпадения осадков гидрофобизация должна быть прекращена. При этом уже обработанные участки необходимо накрыть полиэтиленовой пленкой или другими водонепроницаемыми укрывными материалами. Работа может быть продолжена только после полного высыхания дорожного полотна.
Обработанная проезжая часть открывается для дорожного движения как минимум через сутки после окончания гидрофобизации.
Зимой работы по содержанию дорожных объектов включают в себя защиту проезжей части от снежных заносов, очистку покрытия от снега, устранение скользкости, мероприятия по защите от лавин, устранение наледей и предупреждение их образования. Зимнее обслуживание автодорог выполняется с целью поддержания бесперебойного и безопасного дорожного движения.
Наиболее приоритетными в ходе зимнего обслуживания являются автомагистрали, трассы государственного значения, дороги с постоянным движением общественного транспорта, туристические трассы, дороги специального назначения и пути к постоянно действующим курортам. Автодороги указанных категорий зимой обслуживаются в первую очередь.
*За данный срок принимается период с момента окончания выпадения осадков или прекращения метели до момента завершения указанных работ. Здесь же регламентируется максимальная длительность мероприятий по устранению дорожной скользкости. В таком случае значение указывает на период в часах от момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации.
Далее рассмотрим метеорологические инструменты ИТС, обеспечивающие содержание дорожной инфраструктуры. Одним из крупных системных интеграторов такого оборудования является АО «ТРАССКОМ». Компания предлагает инновационные решения, выделяющие ее на фоне конкурентов и легко внедряемые в региональные ИТС. Интегратор также готовит специалистов в сфере мониторинга и прогнозирования состояния автодорог.
АО «ТРАССКОМ» обладает и собственными технологическими наработками, более ни у кого не встречающимися. Среди таких решений стоит отметить мобильную систему дорожного мониторинга «Иней-М». Этот компактный комплекс можно в кратчайшие сроки установить на любой автомобиль и оценивать в реальном времени текущее состояние дорожного полотна с точной привязкой к координатной сетке. Данные тут же передаются в диспетчерский центр для последующего анализа. Это бесспорно ценный инструмент для обследования дорог в зимний период.
Благодаря внедрению данных технологий не только обеспечивается безопасное дорожное движение, но также дает весомый экономический эффект. В качестве примера возьмем Свердловскую область, где решения АО «ТРАССКОМ» были успешно внедрены и полностью окупились всего за одну зиму при установленных нормативах затрат на содержание дорог в этот период. После этого каждый год системы мониторинга дают только положительный эффект.
Компания в перспективе нацелена на обеспечение безопасного и комфортного дорожного движения через внедрение собственных инструментов и технологий. Специалисты тем самым стремятся повышать эффективность производственных процессов. И успешная реализация этой глобальной задачи подтверждается многочисленными положительными отзывами дорожных служб нашей страны.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах