В статье рассказывается:
Национальные проекты в сфере транспорта многогранны, они касаются буквально всего: морских портов, аэропортов, расширения федеральных трасс и даже транспортно-логической отрасли. Их инициатором стал Владимир Путин, объявив о старте программ в начале нынешнего президентского срока. За транспортному область ответственным назначен вице-премьер Марат Хуснуллин.
Судя по планам улучшения транспортной системы, Россию ждут существенные изменения. Радует то, что апгрейд будет идти в ногу со временем – в сферу врывается цифровизация, которая коснется буквально всего. Автоматизированными будут приемы оплаты за проезды по дорогам, интеллектуальные системы станут следить за состоянием дорог и погодой, а дроны контролировать грузоперевозки. Чудеса, скажете вы. Нет, все это внедрят в ближайшие годы, хотя кое-что уже прекрасно тестируется уже сейчас.
Как только начался нынешний президентский срок Владимира Путина, были задуманы национальные проекты с целью поддержания и улучшения социально-экономической ситуации в стране. Эти нацпроекты включают в себя: повышение продолжительности здоровой жизни до 78 лет, а к 2030 году улучшение этого показателя до 80 лет, снижение уровня бедности россиян, вхождение России в пятерку стран с самой развитой экономикой. Изначально, программа нацпроектов была запущена на срок 2019 – 2024 годов, а после сроки были скорректированы и по некоторым из предложенных статей продлены до 2030 года. По прогнозам Минэкономразвития, рост экономики в стране благодаря реализации данных нацпроектов уже в 2021 году должен был составить 3 %.
По опубликованным Правительством РФ данным, объем финансирования по этим нацпроектам составит 25,7 трлн рублей и будет поделен на три направления: проекты программы «Человеческий капитал» (5,7 трлн рублей), программа «Комфортная среда для жизни» (9,9 трлн рублей), «Экономический рост» (10,1 трлн рублей).
Для контроля за выполнением работы при президенте России создан Совет по стратегическому развитию и национальным проектам. По каждому проекту в рамках этих трех программ назначены курирующие вице-премьеры. Максим Акимов отвечает за следующие проекты: «Цифровая экономика», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», транспортная часть «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Общая сумма, выделенная на реализация данных проектов – 12,8 трлн рублей. Татьяна Голикова курирует «Здравоохранение», «Образование», «Наука» и «Демография».
Сумма финансирования 6,3 трлн рублей. На проект «Культура» выделили 113,5 млрд рублей, занимается им Ольга Голодец. На проекты поддержки малого и среднего бизнеса, производительности и поддержки занятости, а также проект по международной кооперации и развитию экспорта выделено 1,5 трлн рублей и назначен куратор Антон Силуанов. Проект «Экология», на который выделено 4 трлн рублей, ведет Алексей Гордеев.
Финансирование этих проектов будет производиться из нескольких источников. 13,2 трлн рублей будет выделено из средств федерального бюджета, 7,5 трлн рублей – из внебюджетных источников, 4,9 трлн рублей – из местных бюджетов регионы страны и 147,8 млрд рублей взято из внебюджетных государственных фондов.
Дороже всего обойдутся государству нацпроекты: «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (бюджет 6,3 трлн рублей), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (бюджет 4,8 трлн рублей) и «Экология» (бюджет 4 трлн рублей). А менее затратными станут проекты по развитию малого и среднего бизнеса (481,5 млрд рублей), культуре (113,5 млрд рублей) и поддержке занятости (52,1 млрд рублей).
Каждый нацпроект имеет наиболее важные федеральные проекты, а также ряд более мелких региональных программ, которые составляют около 60 %.
Один из самых крупных и самых затратных проектов. На него запланировано выделить 4,8 трлн рублей, большая часть из которых (4438,7 млрд рублей) пойдет на реализацию проектов по развитию дорожной сети, 279,5 млрд рублей планируется потратить на проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (внедрение интеллектуальных транспортных систем, пунктов весогабаритного контроля, камер и т. д.), 55,9 млрд рублей – на проект «Безопасность дорожного движения» (повышение безопасности на дорогах, меры по предотвращению ДТП и детского травматизма), 5,6 млрд рублей – проект «Автомобильные дороги Минобороны России».
Из бюджета местных субъектов РФ планируется поступление 4139,1 млрд рублей, а с федерального бюджета всего 440,9 млрд рублей. Оставшиеся средства (около 200 млрд рублей) поступят из внебюджетных источников.
В результате реализации национального проекта в сфере транспорта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за шесть лет работы должны значительно улучшиться многие показатели: рост доли автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, на 50 %, а дорог Минобороны – на 60 %; снижение на 10 % дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки; уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий за счет снижения мест концентрации очагов аварийности, а также сокращение смертности в результате ДТП в 3,5 раза (что составляет четыре человека на 100 тысяч населения вместо 13). По завершении реализации данного федерального проекта планируется снижение уровня смертности до нуля.
Планируется внедрить новейшие технологии в транспортную систему страны и добиться таким образом автоматизации обслуживания дорог на 80 %. Также в планах перевод дорожной отрасли на систему КЖЦ (контрактов жизненного цикла), доля которых должна составить 70 %.
К 2030 году планируется повышение доли дорог, соответствующих нормативным требованиям качества: в городских агломерациях – с 42 до 85 %, автомобильных дорог регионального значения – с 43,1 до 60 %.
Трассам и магистралям, которые ведут к социально значимым объектам (больницам, поликлиникам, медицинским центрам и т. д.) будет уделяться особое внимание. В 2021 году должно быть отремонтировано 400 дорог, ведущих к таким учреждениям (а это около 1100 километров).
Также будут выделены средства на автодороги, ведущие к туристическим местам. В 2021 году будет проведен их ремонт и при необходимости реконструкция (в общей сложности более 300 дорог, протяженностью около 1,5 тысяч километров, будет приведено в состояние, соответствующее нормативным требованиям). Многочисленные памятники истории и архитектуры нашей страны станут более доступными для посещения благодаря реализации нацпроекта с сфере транспорта.
В местах, где в межсезонье существуют проблемы с передвижением, устанавливаются специальные водопропускные трубы. Прокладываются новые маршруты, трассы, асфальтобетонные дороги к местам исторической и культурной ценности.
В рамках данной программы будет приведено в должное состояние около 16 тысяч километров автодорог.
До 2014 года планировали ввести на дорогах и автомагистралях системы автоматического контроля за весом и габаритами транспортных средств. План выполнен полностью. Это делалось для того, чтобы дороги не так сильно страдали и разрушались от перегруженных фур. Также ввели в эксплуатацию большое количество новых камер фото и видеофиксации.
Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности с использованием современных инновационных технологий в рамках национального проекта в транспортной сфере к концу 2024 года должна составлять 40 %, а доля контрактов на выполнение работ с использованием принципов КЖЦ – 25 %.
Контроль над работой по реформированию дорожной отрасли поручено вести Общеотраслевому центру компетенций (ОЦК), созданному на базе Российского дорожного научно-исследовательского института.
Доля автодорог, подведомственных Минобороны России, находящихся в состоянии, соответствующем нормативным требованиям, должна вырасти с 34 до 60 % за время реализации данного проекта. Благодаря этим действиям повысится привлекательность работы в воинских частях.
Благодаря этому нацпроекту в городах и населенных пунктах появилась возможность обновить средства общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи).
В обновлении городского автопарка предусмотрена помощь субъектам страны Минтрансом. Поддержка осуществляется с помощью лизинга, то есть предоставления перевозчикам права на приобретение ТС со скидкой до 60 % от их цены.
Выбор регионов для помощи осуществляется на конкурсной основе. Было выбрано 13 городских агломераций, которым окажут содействие в приобретении транспортных средств в 2021 году. Они получат 412 ТС: 305 автобусов и 107 троллейбусов.
Главные цели федерального проекта в сфере транспорта – налаживание и улучшение связи между субъектами и территориями РФ путем ремонта, реконструкции и строительства автотрасс федерального значения.
Одним из весомых достижений стало строительство дорог, обходящих крупные города, создание новых транспортных развязок, устранение пересечений автомагистралей и железных дорог на одном уровне, строительство множества новых мостовых переходов.
На данный момент в планах до 2024 года завершить реконструкцию, ремонт и строительство магистралей федерального значения протяженностью 1,8 тысяч километров.
Планируется строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов с пропускной способностью более 69 тонн в год, а также реконструкция объектов инфраструктуры Московского канала, обновление флота, обслуживающего пути сообщения внутреннего водного транспорта.
Одним из направлений программы является внедрение в крупных городах скоростных железнодорожных магистралей общей протяженностью около 300 км.
Планируется постройка скоростной трассы Москва – Казань (М – 12) и транспортный обход Тольятти через мост на Волге.
Чтобы повысить провозную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 1,5 раза и сэкономить в будущем миллиарды рублей на закупках дизельного топлива, планируется электрификация тяговых подстанций по первому этапу расширения БАМ и Транссиба. Также в планах строительство дополнительных путей и железнодорожной линии Селихин – Ныш через пролив Невельского.
Будет построено 14 транспортных обходов крупных городов, много транспортных развязок, центральных кольцевых автодорог, реконструировано 32 моста. Планируется проведение мероприятий по развитию Центрального транспортного узла (повышение качества и доступности транспортной системы).
Федеральная программа затронет не только автодороги, но и морские порты. Проект преследует следующую цель: увеличить мощность крупнейших портов Арктического, Дальневосточного, Каспийского, Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов.
Он включает в себя строительство и реконструкцию инфраструктуры морских портов, обновление ледокольного флота, завершение строительства транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке Хабаровского края, комплекса перегрузки угля «Лавна» Мурманской области и международного грузопассажирского глубоководного морского терминала в Пионерском Калининградской области.
Аэропорты и маршруты, ведущие к ним, тоже ожидает реконструкция. Планируется реконструировать 45 взлетно-посадочных полос и 20 вспомогательных объектов, за счет чего должна повыситься авиационная подвижность населения страны.
За 2020 год было введено в эксплуатацию шесть объектов: в Челябинске, Хабаровске, Саратове и Норильске. Еще одной целью является увеличение сети пассажирских авиамаршрутов, не проходящих через Москву.
С целью увеличения грузооборота по Северному морскому пути планируется строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в Обской губе Карского моря, а также строительство четырех ледоколов, предназначенных для круглогодичной отгрузки на суда в морском порту Сабетта СПГ и СГК, производство которых будет осуществляться на планируемом к постройке заводе.
Проект включает строительство 19 транспортно-логистических центров по ключевым направлениям грузового сообщения, включая подходы к портам Балтийского, Тихоокеанского и Азово-Черноморского бассейнов, с целью обслуживания и ремонта ТС, сокращения цепи поставок, оптимизации товарных потоков по транспортным коридорам «Восток — Запад» и «Север — Юг».
По мнению аналитиков PwC, одним из главных факторов развития транспортно-логистической отрасли, является внедрение современных цифровых технологий, программного обеспечения и оборудования.
Согласно их отчету в 2019 году, 68 % руководителей компаний транспортно-логистической отрасли ждут прорывного влияния на бизнес внедрения инновационных технологий в ближайшие пять лет, а 78 % руководителей волнует нехватка кадров, которые обладают знаниями в этой области.
По мнению исследователей, цифровизация транспортной отрасли уже давно началась и активно ведется, а в ближайшие несколько лет в связи в внедрением технологий ИИ (искусственного интеллекта), IoT (интернета вещей), технологий больших данных дорожная система сильно изменится в лучшую сторону. Будут развиваться технологии машиностроения и начнут активно использоваться электромобили.
Специалисты аналитической компании PwC утверждают, что цифровые решения давно перестали быть элементом исключительно информационно-коммуникационных технологий, они внедряются и успешно действуют во многих отраслях, значительно упрощая работу, дают людям новые возможности для заработка.
Самыми распространенными областями применения информационных технологий на сегодняшний день являются автоматизирующие цепочки создания стоимости, онлайн-взаимодействие продавцов с клиентами, проведение различных маркетинговых мероприятий, продажа продуктов и услуг.
ИТС (интеллектуальные транспортные системы) в ближайшие несколько лет также получат большее распространение, значительно упростят и ускорят работу систем управления дорожно-транспортной ситуацией, помогут сэкономить средства на техобслуживании дорог, усилить контроль за работой сотрудников транспортной системы, снизить количество пробок, аварий.
Спрос на технологии ИИ, роботизированные устройства значительно возрастет, ведь они способны значительно сократить время, затрачиваемое на рутинную работу, решить проблему с нехваткой кадров. А технологии искусственного интеллекта в беспилотном транспорте сократят время доставки коммерческих грузов, так как он может работать без перерывов на обед и отдых.
И все же, активнее всего сейчас развивается сегмент ИТ в дорожно-транспортной отрасли. Это системы управления дорожным движением, общественным транспортом, парковками, видеонаблюдением за дорожной ситуацией, контроль за дорожным покрытием, оценка дорожных и погодных условий и уведомление о ее изменении водителей и т. д.
Второе место занимает роботизация и внедрение ИИ в различные отрасли, например, такие как доставка продуктов и посылок, экспресс-доставка, экспедирование грузов и т. д.
На третьем месте – системы проактивного технического обслуживания, помогающие снизить объем техобслуживания и увеличить срок службы оборудования за счет своевременного выявления и устранения неполадок.
Транспортная система в нашей стране заслуживает особого внимания. Цель государства – как можно эффективнее использовать наш транзитный потенциал.
Например, морской путь из Китая в Россию занимает порядка четырех месяцев. А какие действия совершаются на протяжении этих четырех месяцев? Не плывет же пароход так долго? Такое количество времени необходимо на погрузки, перекомплектовки. Помимо этого, много времени уходит впустую по причине сбоев в работе, многое зависит от человеческого фактора. В логистике, как и в других отраслях, процессы можно и нужно оптимизировать, чтобы значительно сократить затрачиваемое время. Россия находится в выгодном географическом положении – между Китаем и Европой, это преимущество необходимо грамотно использовать, прибегая к помощи инновационных средств при необходимости.
Министерство транспорта РФ считает, что необходимо создать единую цифровую среду для объединения всех средств транспорта и логистики страны. Эта задача включена в паспорт федерального проекта «Транспортно-логистические центры».
Разработать стандарты поручено ассоциации ЦТЛ (Цифрового транспорта и логистики). Итогом работы должна стать онлайн-площадка для размещения реестров перевозчиков, электронных транспортных накладных, путевых листов, оформления разрешений на перевозку, электронной очереди для пересечения границы государства.
К этому проекту присоединятся страны ЕАЭС: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Договор о единой экосистеме цифровых транспортных коридоров со странами-партнерами уже подписан, на сегодняшний день проводятся переговоры с другими возможными иностранными партнерами: китайским Loginc и европейским Fenix.
Внутри Евразийского экономического союза сейчас происходит процесс согласования принципов взаимодействия по расширению транзитного грузопотока в связи с применением новых технологий электронного пломбирования. Для отслеживания грузов используют навигационные пломбы, работающие на базе ГЛОНАСС. Происходит переход от однонаправленного мониторинга к взаимодействию участников дорожного движения друг с другом, с дорожной инфраструктурой, различными службами, например, аварийно-спасательными и т. д.
Такое взаимодействие всех участников транспортной системы предусматривает использование технологий ИИ, интернета вещей и беспроводной связи. По сути, это межмашинное взаимодействие, которое осуществляется автоматически и может полностью исключать участие в нем человека.
Помимо этого, Минтранс выступил с намерением внедрять ИИ для повышения безопасности на транспорте. Уже создана Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Она в режиме реального времени собирает данные, необходимые для обеспечения безопасности: информацию о пассажирах из систем резервирования, продажи билетов и регистрации пассажиров, данные об автомобилях и прочих средствах передвижения, а после внедрения системы цифровых транспортных коридоров, появится информация о грузах. За счет использования ИИ минимизируются проблемы, связанные с необходимостью передачи больших объемов информации, связи платформ и площадок друг с другом.
2020 год стал началом тестирования онлайн-тахографов, которые планируют использовать для новых автобусов и грузовых транспортных средств. Вместо инспекторов превышение скорости, нарушение ПДД, режима труда и отдыха водителей будет фиксировать специальная автоматизированная система в режиме реального времени. Можно будет наблюдать и контролировать параметры транспортного средства, будь то автомобиль или самолет.
Внедрение другого новшества – безбарьерной системы взимания платы поможет повысить скорость транспортных потоков на федеральных трассах. Одной из первых такая система появится в Московской области на Центральной кольцевой автодороге.
Эксперимент по внедрению электронных первичных перевозочных документов был запущен в феврале 2020 года. Продлился он восемь месяцев. Некоторые компании уже начали применять электронные транспортные накладные, но пока для полноценного внедрения данной системы является барьером необходимость предоставления сотрудникам ГИБДД, Роспотребнадзора и т. д. бумажных версий.
В начале этого года началось создание суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», который включает в себя безбумажное оформление множества документов: транспортных накладных, путевых листов; разрешений на движение тяжеловесного и крупногабаритного ТС и перевозку опасных грузов; резервирование времени пересечения государственной границы на многосторонних автомобильных пунктах пропуска РФ, реестры данных о перевозчиках, водителях, автомобилях, имеющихся лицензиях, требованиях, разрешениях по оформлению перевозки и т. д.
До конца 2021 года в России планируют ввести единую систему оплаты для различных видов общественного транспорта, в любом городе нашей страны, но сначала для этого абсолютно во всем городском транспорте должны появиться специальные терминалы для бесконтактной оплаты. Пока такие технологии есть только в крупных городах.
В рамках внедрения современных информационных технологий рассматривается возможность поручить контроль за работой, например, мониторинг грузовых перевозок, дронам. Тестирование предлагают начать в Арктике. Проектный консорциум российских разработчиков беспилотников, аэронавигационных систем и представителей государства уже создается.
Не только Министерство транспорта России является инициатором внедрения ИИ для управления транспортной системой, но и прочие отрасли. Например, Россельхознадзор при поддержке АО «ГЛОНАСС» запустил пилотную версию «холодовой цепи». Суть данной программы заключается в том, что за счет использования цифровых решений производится контроль за температурным режимом во время транспортировки скоропортящихся продуктов питания и не только. Если данная система будет работать в полной мере, это будет отличным инструментом, позволяющим снизить процент порчи продукции и, соответственно, финансовых потерь.
2019 год стал прорывным в области информационных решений. Было введено и испытано большое количество пилотных версий различных проектов, многие из которых скоро будут внедрены в жизнь.
Российский рынок ИТ технологий укрепляется в основном за счет большого внимания и поддержки этой сферы на государственном уровне, путем создания таких вот национальных проектов в сфере транспорта и других отраслей.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах