В статье рассказывается:
Основные направления развития транспортной системы в мире и нашей стране завязаны на видах транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, наземный, трубопроводный. Определение направлений развития осуществляется путем разработки стратегий транспортной системы. В России на данный момент приняты две стратегии: среднесрочная до 2024 года и долгосрочная до 2035 года.
Также на то, как будут развиваться транспорт и транспортная сеть, влияют актуальные проблемы в данных отраслях, мировые тенденции развития. Из нашего материала вы узнаете о целях принятия стратегий и актуальных направлениях развития транспортной системы.
Транспортная система нужна для того, чтобы обеспечивать связь между населенными пунктами, осуществлять перевозку продуктов, товаров и людей. В каждой стране транспортная система имеет свое направление развития. В России она представляет собой комплекс разных видов транспорта с неоднородным развитием.
Транспортную систему государства можно сравнить с кровеносной системой человеческого организма. По ней движутся люди и грузы — от города к году, от поселка к поселку.
Дороги, по которым передвигается транспорт, крайне значимы для российских производств, для экономики страны и ее хозяйственной деятельности.
Сейчас в России транспортную систему обслуживают около 4 миллионов человек. Все они помогают осуществлению грузоперевозок и перемещений людей.
Транспорт в нашей стране делится на следующие виды:
Итак, более 90 % грузооборота в России приходится на долю железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Оставшиеся две трети приходятся на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает лишь 4,6 %. При этом железнодорожный транспорт продолжает развиваться и увеличивать свое влияние.
В транспортной системе можно особо выделить транспортные коридоры и узлы. Транспортные коридоры были созданы еще в конце XX века. Они пролегают по территориям нескольких стран и объединяют разные виды транспорта. В наши дни транспортные коридоры представляют собой сложную систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов. В нее также входят экспортные и транзитные магистральные трубопроводы. Транспортные коридоры определяют вектор движения и развития тарифной политики
Значимое направление развития транспортной системы — сращивание транспортных и экспедиционно-распределительных предприятий. Как оно осуществляется? В узлах, обеспеченных воздушными и морскими транспортными связями, организуют крупные транспортно-распределительные центры.
Крупными транспортными узлами становятся большие города. Именно в них развиваются торговля и промышленность. Кроме того, транспортные терминалы обеспечивают людей работой. Немало городов, которые сразу строились на пересечении наземных или водных путей, чтобы стать транспортными узлами. Как действуют узлы? Им принадлежит функция регулирующих клапанов. Если какой-то клапан начнет работать неправильно, это негативно скажется на всей системе.
Какой город является крупнейшим транспортным узлом России? Разумеется, это Москва, ведь в столице сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 крупных автодорог, пять газопроводов и три нефтепровода. Кроме того, в этом городе находятся 3 речных порта, 5 аэропортов и 9 вокзалов. Что касается других регионов, в дальневосточном главным транспортным узлом является Владивосток. Именно здесь заканчивается Транссибирская железная дорога и начинаются морские пути в различные страны. Ряд российских городов являются не грузовыми, а пассажирскими транспортными узлами. В их числе можно назвать крымский Симферополь. Это пункт назначения для огромного числа туристов, которые здесь делают пересадку, чтобы попасть в города на побережье.
Мировая транспортная система в своем нынешнем виде сформировалась в XX веке. Она состоит из всех путей сообщения, транспортных средств и предприятий. Сейчас мировая транспортная система подвергается влиянию НТР. Что это означает на практике? Грузооборот делится между разными видами транспорта, пропускная способность транспортных путей растет. Также в жизнь людей входят совершенно новые виды транспорта — например, сверхскоростные поезда на воздушной подушке.
Функционирование транспортных перевозок в каждой отдельно взятой стране отражает уровень развития ее экономики, а география грузопотоков — рассредоточение производительных сил. Эффективность транспортной системы измеряется в следующих показателях: протяжённость путей сообщения, количество разных видов транспорта, перевозящих грузы и людей. Это относится как ко всей мировой транспортной сети, чья общая протяженность составляет 50 миллионов км, так и к транспортным средствам. На сегодняшний день по железным дорогам во всем мире везут грузы более 210 тысяч локомотивов и миллионы вагонов. По магистралям движутся более триллиона автомобилей, по рекам — более 90 тысяч судов, по небу — более 30 тысяч рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех видов мирового транспорта на данный момент превысила 2 миллиарда тонн. Ежегодно транспорт во всем мире перевозит свыше 110 миллиардов тонн грузов и более триллиона пассажиров.
Рассмотрим параметры мировой транспортной системы и основные направления ее развития. За период со времен Второй мировой войны ее емкость стала довольно устойчивой. Общие цифры грузооборота и пассажирооборота увеличивались, едва отставая от общего валового продукта, рассчитанного в неизменных ценах. Удельный грузооборот на 1 тонну полученной продукции вырос на 1/3. Количество перевозимых людей и километрическая подвижность мирового населения увеличились в 3,5–4 раза.
Статистика показывает, что за несколько последних десятилетий протяженность мировой транспортной сети по видам путей сообщения стабилизировалась. При этом транспортная сеть изменяется. Растет километраж электрифицированных и скоростных железных дорог, автодорог с улучшенным покрытием, трубопроводов крупного диаметра. Согласно данным о перевозках, количество перевозимых людей за 40 лет выросло с 3 тысяч до 3,4 тысячи пассажиров/км. Кроме того, объем перевозок увеличился более чем в семь раз. Ожидается, что к 2020 году он подрастет еще в 1,2–1,3 раза.
Разумеется, транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран отличаются друг от друга, поэтому в мировой транспортной системе присутствует неоднородность. Также можно назвать регионы, где имеет место такая неоднородность: это Северная Америка, Зарубежная Европа, страны СНГ, Азии, Латинской Америки и Австралии. Так, протяженность транспортных сетей развитых стран — 81 % общей длины мировой транспортной сети. Именно на них осуществляется 78 % мирового грузооборота, что равно 80 % по стоимости, и еще более серьезная доля пассажирооборота. Именно они отличаются высоким техническим уровнем. Большинство развитых стран могут похвастаться густотой транспортной сети в объеме 50 – 60 км на 100 км территории. Что касается развивающихся стран, там этот показатель составляет 5 – 10 км. Более 80 % мирового автопарка находится в развитых странах. В них расположено около 2/3 всех портов и осуществляется 3/4 мирового грузооборота.
В России, если говорить о направлениях развития транспортной системы, нужно учитывать, что транспорт плохо влияет на экологическую обстановку. Например, трубопроводы. Этот вид транспорта считается самым экологически безопасным, если он правильно эксплуатируется. Однако в целом по стране трубопроводы часто приходят в плохое состоянии, как следствие — происходят разрывы.
В последние несколько лет количество транспортных средств в стране растет в 5 раз быстрее, чем идет строительство дорог. В итоге на магистралях скапливаются многокилометровые пробки, воздух и вода страдают от бензиновых выхлопов.
Основная проблема российской транспортной системы — устаревание транспортной сети. Необходима серьезная реконструкция магистралей и транспортных узлов, обновление парка грузовых автомобилей. Без этого все направления развития транспортной системы будут неэффективны.
Кроме того, поезда РЖД изношены более чем на 70 %. Железнодорожная система нуждается в полной реконструкции путей и составов.
Таким образом, мы приходим к выводу, что развитие экономики зависит от состояния транспортной системы, а оно оставляет желать лучшего. Необходимо ускоренными темпами восстанавливать и улучшать транспортную инфраструктуру.
Географические факторы в нашей стране делают транспорт одной из системообразующих отраслей экономики, ведь именно он обеспечивает связь одних частей страны с другими и тем самым — единство экономического пространства. За последние двадцать лет внутренняя и международная торговля существенно выросла. Большая часть товарных потоков перешла на экспорт. Встал вопрос об интеграции России в глобальный мировой рынок. Именно поэтому сейчас существует макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры. Если транспортная система будет расширяться, российская экономика сможет расти и усиливать позиции на международной арене.
Главный документ, который определяет базовые приоритетные направления развития транспортной системы — «Транспортная стратегия России». Она одобрена Государственным Советом и правительством.
Положения Транспортной стратегии помогают выработать единое понимание роли транспортной системы и перспектив ее развития у органов государственной, исполнительной и законодательной власти, органов военного управления, мобилизационных органов, хозяйствующих субъектов разных форм собственности и организационно-правовых форм, а также у всех россиян, пользующихся услугами транспорта.
Министерство транспорта разработало следующие стратегии, которые позволят избежать структурных ограничений социально-экономического развития страны со стороны транспорта, и эффективнее использовать все имеющиеся ресурсы:
Все эти стратегии являются частью общей системы программных документов, которые определяют развитие транспортной системы в нашей стране. Они устанавливают взаимодействие приоритетных направлений транспортной политики с федеральными и ведомственными целевыми программами.
Именно Федеральные целевые программы (ФЦП) являются главным инструментом реализации Транспортной стратегии и всех направлений развития транспортной системы.
ФЦП – это комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, которые помогают эффективно решать любые возникающие проблемы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, а также обеспечивать инновационное развитие экономики. Все эти мероприятия имеют взаимодополняющие задачи, ресурсы и сроки выполнения.
Главная цель реализации Транспортной стратегии — устойчивость и стабильность функционирования всей транспортной системы России. Она должна работать так, чтобы потребности в грузовых и пассажирских перевозках у всех россиян были удовлетворены в полной мере.
Ведущие цели Транспортной стратегии:
Для того, чтобы все эти цели и направления развития транспортной системы были успешно реализованы, потребуется:
Для того, чтобы транспортная система развивалась быстрыми темпами, необходимо в большом количестве привлекать внебюджетные инвестиции. Сейчас их доля в структуре финансирования транспортной отрасли составляет 40 %. Было бы весьма желательно довести ее до 60 %. Но для реализаций этой цели нужно создать соответствующую институционально-правовую базу. Также нужны эффективные механизмы взаимодействия государства и бизнеса. Тогда можно будет говорить о развитии транспортной системы по всем направлениям.
1. Железнодорожный транспорт
На долю железных дорог в России приходится более 80 % всего грузооборота и около 40 % пассажирооборота. Пока этот транспорт не имеет себе качественной альтернативы в перевозках объемных грузов на дальние расстояния. Россия занимает второе место в мире по эксплуатационной протяженности железных дорог — она составляет 85,5 тысячи километров. На первом месте США с показателем 230 тысяч километров. При этом в России почти 50 % железных дорог электрифицировано.
Важнейшая задача развития железнодорожного комплекса — завершение глубокого реформирования отрасли.
На данный момент главные направления развития железнодорожного транспорта:
2. Морской транспорт
Если говорить о направлениях развития транспортной системы, на первое место нужно поставить российские морские порты, ведь именно через них налаживаются торговые связи с другими странами.
Преимущественно строительство, реконструкция и модернизация портов ведутся за счет администраций портов, операторов портов и денег от инвесторов. Федеральный бюджет оплачивает лишь возведение тех объектов государственной собственности, на которые не могут дать деньги инвесторы. Например, это подходные каналы, объекты паромных сообщений и безопасности мореплавания.
Сейчас важной геостратегической задачей российских властей является изменение принципов внешней торговли. Необходимо наращивать транспортный потенциал на северном, дальневосточном и каспийском направлениях. На данный момент очень многие элементы морской инфраструктуры пребывают на Западно-Европейских территориях государства, на Черном и Балтийском морях. Но эти направления чреваты сложностями в экспорте из-за неблагоприятных обстоятельств, связанных с Босфором и Датскими проливами. Предпочтительно уходить от них в пользу Дальнего Востока и Каспия.
3. Внутренний водный транспорт
Длина внутренних водных путей в нашей стране составляет более 100 тысяч километров. Там используется около 700 судоходных гидротехнических сооружений. По водным путям ходят около 2 тысяч судов технического флота.
Основополагающие направления развития водных путей транспортной системы:
4. Воздушный транспорт
Что касается гражданской авиации, сейчас в России 259 аэродромов и вертодромов, в том числе 91 аэропорт федерального значения.
В парке воздушных судов их имеется 6,6 тысячи.
В данном направлении развития транспортной системы необходимо обеспечить стабильное и доступное для людей сообщение с регионами, в которых нет доступа к системе наземного транспорта. Важно поддерживать малую авиацию и региональные авиапредприятия в Сибири и на Дальнем Востоке.
5. Автомобильный транспорт
Планируется, что отрасль автомобильного транспорта станет главным направлением деятельности Минтранса и будет под тщательным контролем ведомства.
Самые серьезные проблемы автомагистралей в России:
Также заставляет беспокоиться о будущем российском транспортной сети отставание по темпам ремонта дорог и мостов. А ведь если не ремонтировать их своевременно, в будущем восстановление этих дорог будет стоить в 2,5-3 раза дороже.
Эксперты, учитывающие опыт развитых стран, считают, что, если привлекать частных инвесторов, можно получить дополнительно до 15 – 20 % к сегодняшним финансовым возможностям транспортной инфраструктуры.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах