Направления развития транспортной системы
Главная Блог Дороги Направления развития транспортной системы: российские и мировые стратегии

Направления развития транспортной системы: российские и мировые стратегии

27 июля 2021
Время чтения: 12 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Основные направления развития транспортной системы в мире и нашей стране завязаны на видах транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, наземный, трубопроводный. Определение направлений развития осуществляется путем разработки стратегий транспортной системы. В России на данный момент приняты две стратегии: среднесрочная до 2024 года и долгосрочная до 2035 года.

Также на то, как будут развиваться транспорт и транспортная сеть, влияют актуальные проблемы в данных отраслях, мировые тенденции развития. Из нашего материала вы узнаете о целях принятия стратегий и актуальных направлениях развития транспортной системы.

Комплекс транспортной системы в России

Транспортная система нужна для того, чтобы обеспечивать связь между населенными пунктами, осуществлять перевозку продуктов, товаров и людей. В каждой стране транспортная система имеет свое направление развития. В России она представляет собой комплекс разных видов транспорта с неоднородным развитием.

Комплекс транспортной системы в России
Комплекс транспортной системы в России

Транспортную систему государства можно сравнить с кровеносной системой человеческого организма. По ней движутся люди и грузы — от города к году, от поселка к поселку.

Дороги, по которым передвигается транспорт, крайне значимы для российских производств, для экономики страны и ее хозяйственной деятельности.

Сейчас в России транспортную систему обслуживают около 4 миллионов человек. Все они помогают осуществлению грузоперевозок и перемещений людей.

Транспорт в нашей стране делится на следующие виды:

  • Железнодорожный. Он выполняет 44,4 % всего грузооборота страны. Это главный вид транспорта, помогающий осуществлять грузовые и пассажирские перевозки.
  • Трубопроводный — 46,4 % грузооборота. Газ и нефть передают по системе трубопроводов с востока России на запад.
  • Автомобильный — 4,6 % грузооборота. Автомобильный транспорт важен для перевозки тяжелых грузов. Он выходит на первое место там, где не проложены железнодорожные пути.
  • Морской — 0,6 % грузооборота. Главные портовые города — Архангельск, Владивосток, Находка и Санкт-Петербург.
  • Речной — 3,9 % грузооборота. Речной транспорт максимально востребован в северной части страны и в Сибири. Это вполне объяснимо — там слабо развит наземный транспорт, но зато протекают крупнейшие реки. Единая система речного транспорта – реки, соединенные сетью каналов.
  • Авиационный — 0,1 % грузооборота. Это самый дорогой вид транспорта, главная функция которого — перевозка людей. Из-за высокой стоимости авиационный транспорт представлен не так широко, как другие виды.

Итак, более 90 % грузооборота в России приходится на долю железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Оставшиеся две трети приходятся на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает лишь 4,6 %. При этом железнодорожный транспорт продолжает развиваться и увеличивать свое влияние.

Комплекс транспортной системы
Комплекс транспортной системы

В транспортной системе можно особо выделить транспортные коридоры и узлы. Транспортные коридоры были созданы еще в конце XX века. Они пролегают по территориям нескольких стран и объединяют разные виды транспорта. В наши дни транспортные коридоры представляют собой сложную систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов. В нее также входят экспортные и транзитные магистральные трубопроводы. Транспортные коридоры определяют вектор движения и развития тарифной политики

Значимое направление развития транспортной системы — сращивание транспортных и экспедиционно-распределительных предприятий. Как оно осуществляется? В узлах, обеспеченных воздушными и морскими транспортными связями, организуют крупные транспортно-распределительные центры.

Крупными транспортными узлами становятся большие города. Именно в них развиваются торговля и промышленность. Кроме того, транспортные терминалы обеспечивают людей работой. Немало городов, которые сразу строились на пересечении наземных или водных путей, чтобы стать транспортными узлами. Как действуют узлы? Им принадлежит функция регулирующих клапанов. Если какой-то клапан начнет работать неправильно, это негативно скажется на всей системе.

Какой город является крупнейшим транспортным узлом России? Разумеется, это Москва, ведь в столице сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 крупных автодорог, пять газопроводов и три нефтепровода. Кроме того, в этом городе находятся 3 речных порта, 5 аэропортов и 9 вокзалов. Что касается других регионов, в дальневосточном главным транспортным узлом является Владивосток. Именно здесь заканчивается Транссибирская железная дорога и начинаются морские пути в различные страны. Ряд российских городов являются не грузовыми, а пассажирскими транспортными узлами. В их числе можно назвать крымский Симферополь. Это пункт назначения для огромного числа туристов, которые здесь делают пересадку, чтобы попасть в города на побережье.

Мировая транспортная система

Мировая транспортная система в своем нынешнем виде сформировалась в XX веке. Она состоит из всех путей сообщения, транспортных средств и предприятий. Сейчас мировая транспортная система подвергается влиянию НТР. Что это означает на практике? Грузооборот делится между разными видами транспорта, пропускная способность транспортных путей растет. Также в жизнь людей входят совершенно новые виды транспорта — например, сверхскоростные поезда на воздушной подушке.

Мировая транспортная система
Мировая транспортная система

Функционирование транспортных перевозок в каждой отдельно взятой стране отражает уровень развития ее экономики, а география грузопотоков — рассредоточение производительных сил. Эффективность транспортной системы измеряется в следующих показателях: протяжённость путей сообщения, количество разных видов транспорта, перевозящих грузы и людей. Это относится как ко всей мировой транспортной сети, чья общая протяженность составляет 50 миллионов км, так и к транспортным средствам. На сегодняшний день по железным дорогам во всем мире везут грузы более 210 тысяч локомотивов и миллионы вагонов. По магистралям движутся более триллиона автомобилей, по рекам — более 90 тысяч судов, по небу — более 30 тысяч рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех видов мирового транспорта на данный момент превысила 2 миллиарда тонн. Ежегодно транспорт во всем мире перевозит свыше 110 миллиардов тонн грузов и более триллиона пассажиров.

Рассмотрим параметры мировой транспортной системы и основные направления ее развития. За период со времен Второй мировой войны ее емкость стала довольно устойчивой. Общие цифры грузооборота и пассажирооборота увеличивались, едва отставая от общего валового продукта, рассчитанного в неизменных ценах. Удельный грузооборот на 1 тонну полученной продукции вырос на 1/3. Количество перевозимых людей и километрическая подвижность мирового населения увеличились в 3,5–4 раза.

Статистика показывает, что за несколько последних десятилетий протяженность мировой транспортной сети по видам путей сообщения стабилизировалась. При этом транспортная сеть изменяется. Растет километраж электрифицированных и скоростных железных дорог, автодорог с улучшенным покрытием, трубопроводов крупного диаметра. Согласно данным о перевозках, количество перевозимых людей за 40 лет выросло с 3 тысяч до 3,4 тысячи пассажиров/км. Кроме того, объем перевозок увеличился более чем в семь раз. Ожидается, что к 2020 году он подрастет еще в 1,2–1,3 раза.

Разумеется, транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран отличаются друг от друга, поэтому в мировой транспортной системе присутствует неоднородность. Также можно назвать регионы, где имеет место такая неоднородность: это Северная Америка, Зарубежная Европа, страны СНГ, Азии, Латинской Америки и Австралии. Так, протяженность транспортных сетей развитых стран — 81 % общей длины мировой транспортной сети. Именно на них осуществляется 78 % мирового грузооборота, что равно 80 % по стоимости, и еще более серьезная доля пассажирооборота. Именно они отличаются высоким техническим уровнем. Большинство развитых стран могут похвастаться густотой транспортной сети в объеме 50 – 60 км на 100 км территории. Что касается развивающихся стран, там этот показатель составляет 5 – 10 км. Более 80 % мирового автопарка находится в развитых странах. В них расположено около 2/3 всех портов и осуществляется 3/4 мирового грузооборота.

Проблемы развития транспортной системы в России

В России, если говорить о направлениях развития транспортной системы, нужно учитывать, что транспорт плохо влияет на экологическую обстановку. Например, трубопроводы. Этот вид транспорта считается самым экологически безопасным, если он правильно эксплуатируется. Однако в целом по стране трубопроводы часто приходят в плохое состоянии, как следствие — происходят разрывы.

Проблемы развития транспортной системы в России
Проблемы развития транспортной системы в России

В последние несколько лет количество транспортных средств в стране растет в 5 раз быстрее, чем идет строительство дорог. В итоге на магистралях скапливаются многокилометровые пробки, воздух и вода страдают от бензиновых выхлопов.

Основная проблема российской транспортной системы — устаревание транспортной сети. Необходима серьезная реконструкция магистралей и транспортных узлов, обновление парка грузовых автомобилей. Без этого все направления развития транспортной системы будут неэффективны.

Кроме того, поезда РЖД изношены более чем на 70 %. Железнодорожная система нуждается в полной реконструкции путей и составов.

Таким образом, мы приходим к выводу, что развитие экономики зависит от состояния транспортной системы, а оно оставляет желать лучшего. Необходимо ускоренными темпами восстанавливать и улучшать транспортную инфраструктуру.

Цели разработки стратегии развития транспортной системы

Географические факторы в нашей стране делают транспорт одной из системообразующих отраслей экономики, ведь именно он обеспечивает связь одних частей страны с другими и тем самым — единство экономического пространства. За последние двадцать лет внутренняя и международная торговля существенно выросла. Большая часть товарных потоков перешла на экспорт. Встал вопрос об интеграции России в глобальный мировой рынок. Именно поэтому сейчас существует макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры. Если транспортная система будет расширяться, российская экономика сможет расти и усиливать позиции на международной арене.

Цели разработки стратегии развития транспортной системы
Цели разработки стратегии развития транспортной системы

Главный документ, который определяет базовые приоритетные направления развития транспортной системы — «Транспортная стратегия России». Она одобрена Государственным Советом и правительством.


Министерство транспорта разработало Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2035 года. Этот документ поможет определить приоритеты развития транспорта и задачи государства в этой сфере.

Положения Транспортной стратегии помогают выработать единое понимание роли транспортной системы и перспектив ее развития у органов государственной, исполнительной и законодательной власти, органов военного управления, мобилизационных органов, хозяйствующих субъектов разных форм собственности и организационно-правовых форм, а также у всех россиян, пользующихся услугами транспорта.

Министерство транспорта разработало следующие стратегии, которые позволят избежать структурных ограничений социально-экономического развития страны со стороны транспорта, и эффективнее использовать все имеющиеся ресурсы:

  • Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2035 года;
  • Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2035 года;
  • Стратегия развития морской деятельности России до 2035 года;
  • Транспортная стратегия России на период до 2024 года.

Все эти стратегии являются частью общей системы программных документов, которые определяют развитие транспортной системы в нашей стране. Они устанавливают взаимодействие приоритетных направлений транспортной политики с федеральными и ведомственными целевыми программами.

Именно Федеральные целевые программы (ФЦП) являются главным инструментом реализации Транспортной стратегии и всех направлений развития транспортной системы.

ФЦП – это комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организа­ционно-хозяйственных мероприятий, которые помогают эффективно решать любые возникающие проблемы в области государственного, экономического, экологи­ческого, социального и культурного развития страны, а также обеспечивать инновационное развитие экономики. Все эти мероприятия имеют взаимодополняющие задачи, ресурсы и сроки выполнения.

Главная цель реализации Транспортной стратегии — устойчивость и стабильность функционирования всей транспортной системы России. Она должна работать так, чтобы потребности в грузовых и пассажирских перевозках у всех россиян были удовлетворены в полной мере.

Главная цель реализации Транспортной стратегии
Главная цель реализации Транспортной стратегии

Ведущие цели Транспортной стратегии:

  • появление единого транспортного пространства на базе успешного развития транспортной инфраструктуры, увеличение ее эффективности;
  • предоставление доступных и качественных услуг грузоперевозок, отвечающих потребностям экономического развития;
  • предоставление доступных и качественных услуг в сфере транспорта для всех граждан в соответствии с существующими стандартами;
  • интегрирование в мировую транспортную систему, эффективное использование имеющегося транзитного потенциала;
  • рост уровня безопасности всех видов транспорта;
  • сокращение отрицательного влияния транспорта на экологическую обстановку.

Для того, чтобы все эти цели и направления развития транспортной системы были успешно реализованы, потребуется:

  • сформировать транспортно-экономический баланс страны и, опираясь на него, запланировать развитие транспортной инфраструктуры;
  • развивать в едином темпе интегрированную инфраструктуру коммуникаций всех видов транспорта;
  • развивать крупные транспортные узлы, логистические товарораспределительные центры, сухие порты и терминалы на главных транспортных направлениях, при этом обеспечивая их технологическую совместимость;
  • устранить разрывы и проблемные места транспортной сети, из-за которых страдает ее пропускная мощность;
  • увеличить емкость и скоростные параметры транспортной сети;
  • внедрить инновационные технологии строительства, ремонта дорог и поддержания их состояния;
  • обновить парки грузового подвижного состава, увеличить количество транспортных средств в них;
  • организовать рынок комплексных транспортно-логистических услуг, способных победить в конкурентной борьбе;
  • оптимизировать процедуры допуска к коммерческой транспортной деятельности;
  • создать интеллектуальные транспортные системы с использованием системы ГЛОНАСС и новейших информационных и телекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов;
  • сделать доступными услуги по перевозке грузов везде, где с этим имеются проблемы, в частности, на сибирских и дальневосточных территориях, на Крайнем Севере и по Северному морскому пути;
  • развивать перевозки водным транспортом и технологии, которые позволят переводить на него грузопотоки;
  • запланировать пути и способы развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава;
  • развивать скоростные железнодорожные пассажирские перевозки;
  • формировать экономическую и правовую модели рынка транспортных услуг для граждан страны, делать их доступными и качественными;
  • развивать авиаперевозки в регионах;
  • создавать конкурентоспособные транспортные коридоры на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, организовывать системы координации связанных с предпринимательской деятельностью процессов;
  • интегрировать Россию в международное транспортное пространство;
  • повышать безопасность наземного, воздушного и водного транспорта;
  • обеспечивать защиту транспортных средств и объектов от любых преступных вмешательств и инцидентов;
  • обеспечивать деятельность аварийных и спасательных служб на мировом уровне;
  • модернизировать транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры, чтобы снизить их вредное воздействие на экологическую обстановку;
  • принимать меры для масштабного использования экологически чистых видов топлива, материалов и технологий, гибридных и электродвигателей;
  • повышать энергоэффективность транспортных средств.

Основные направления развития транспортной системы в России

Для того, чтобы транспортная система развивалась быстрыми темпами, необходимо в большом количестве привлекать внебюджетные инвестиции. Сейчас их доля в структуре финансирования транспортной отрасли составляет 40 %. Было бы весьма желательно довести ее до 60 %. Но для реализаций этой цели нужно создать соответствующую институционально-правовую базу. Также нужны эффективные механизмы взаимодействия государства и бизнеса. Тогда можно будет говорить о развитии транспортной системы по всем направлениям.


Неизбежно возникает вопрос совершенствования нынешнего транспортного законодательства, внесения в него поправок. Необходимо на государственном уровне принять законы «О концессиях», «О государственной собственности», «О морских портах», «О платных автомобильных дорогах», «О резервировании земель».

1. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт

На долю железных дорог в России приходится более 80 % всего грузооборота и около 40 % пассажирооборота. Пока этот транспорт не имеет себе качественной альтернативы в перевозках объемных грузов на дальние расстояния. Россия занимает второе место в мире по эксплуатационной протяженности железных дорог — она составляет 85,5 тысячи километров. На первом месте США с показателем 230 тысяч километров. При этом в России почти 50 % железных дорог электрифицировано.

Важнейшая задача развития железнодорожного комплекса — завершение глубокого реформирования отрасли.

На данный момент главные направления развития железнодорожного транспорта:

  • Развитие железнодорожной инфраструктуры на припортовых и пограничных станциях. Это позволит увеличить экспортный потенциал.
  • Развитие транспортной сети на территориях, где идет освоение новых месторождений.

2. Морской транспорт

Морской транспорт
Морской транспорт

Если говорить о направлениях развития транспортной системы, на первое место нужно поставить российские морские порты, ведь именно через них налаживаются торговые связи с другими странами.

Преимущественно строительство, реконструкция и модернизация портов ведутся за счет администраций портов, операторов портов и денег от инвесторов. Федеральный бюджет оплачивает лишь возведение тех объектов государственной собственности, на которые не могут дать деньги инвесторы. Например, это подходные каналы, объекты паромных сообщений и безопасности мореплавания.

Сейчас важной геостратегической задачей российских властей является изменение принципов внешней торговли. Необходимо наращивать транспортный потенциал на северном, дальневосточном и каспийском направлениях. На данный момент очень многие элементы морской инфраструктуры пребывают на Западно-Европейских территориях государства, на Черном и Балтийском морях. Но эти направления чреваты сложностями в экспорте из-за неблагоприятных обстоятельств, связанных с Босфором и Датскими проливами. Предпочтительно уходить от них в пользу Дальнего Востока и Каспия.

3. Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт

Длина внутренних водных путей в нашей стране составляет более 100 тысяч километров. Там используется около 700 судоходных гидротехнических сооружений. По водным путям ходят около 2 тысяч судов технического флота.

Основополагающие направления развития водных путей транспортной системы:

  • увеличение пропускных мощностей;
  • работа над внедрением транспортного коридора «Север-Юг» в систему международного транспорта;
  • принятие мер для того, чтобы можно было осуществлять транспортировку всего необходимого на Крайний Север, и для обнаружения ранее не использовавшихся маршрутов по небольшим рекам;
  • достижение проектных эксплуатационных параметров;
  • ввод в работу новейших информационных систем для безопасности кораблей на маршруте.

4. Воздушный транспорт

Воздушный транспорт
Воздушный транспорт

Что касается гражданской авиации, сейчас в России 259 аэродромов и вертодромов, в том числе 91 аэропорт федерального значения.

В парке воздушных судов их имеется 6,6 тысячи.

В данном направлении развития транспортной системы необходимо обеспечить стабильное и доступное для людей сообщение с регионами, в которых нет доступа к системе наземного транспорта. Важно поддерживать малую авиацию и региональные авиапредприятия в Сибири и на Дальнем Востоке.

5. Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт

Планируется, что отрасль автомобильного транспорта станет главным направлением деятельности Минтранса и будет под тщательным контролем ведомства.

Самые серьезные проблемы автомагистралей в России:

  • плохое техническое состояние большинства дорог. Не менее трети дорог и примерно 15 % мостов и путепроводов на федеральной сети нуждаются в серьезной реконструкции и модернизации. Совсем недавно, в 2003 году около 58 % протяженности российских дорог не соответствовали современным требованиям по транспортно — эксплуатационным показателям;
  • плохая пропускная способность;
  • низкая плотность и неоптимальная конфигурация дорожной сети. Из-за этого у машин происходит серьезный перепробег. К чему это приводит? Себестоимость автомобильных перевозок в нашей стране в 1,5 раза выше, чем в других развитых странах;
  • высокий процент дорожно-транспортных происшествий и смертей в них;
  • в среднем 50 тысяч населенных пунктов не имеют подъездов с твердым покрытием, поэтому с ними нет круглогодичной связи.

Также заставляет беспокоиться о будущем российском транспортной сети отставание по темпам ремонта дорог и мостов. А ведь если не ремонтировать их своевременно, в будущем восстановление этих дорог будет стоить в 2,5-3 раза дороже.

Эксперты, учитывающие опыт развитых стран, считают, что, если привлекать частных инвесторов, можно получить дополнительно до 15 – 20 % к сегодняшним финансовым возможностям транспортной инфраструктуры.