В статье рассказывается:
Меры по безопасности дорожного движения – это комплекс различных инструментов, которые направлены на снижение не только аварийности в целом, но и возникновение травм и летальных исходов. Инициатива по внедрению исходит от государства, однако ответственность за выполнение лежит на юридических лицах и организациях.
В нашей статье мы расскажем, какие бывают меры безопасности движения, какие действия предпринимает правительство, а также поговорим о некоторых решениях, которые помогут далеко продвинуться в этом вопросе.
Согласно статистике за прошедший 2020 год на 11,07 % сократилось общее количество дорожно-транспортных происшествий. Число погибших в них уменьшилось на 4,49 %, а раненых на 12,75 %. В текущем году в России зафиксировано 109,2 тысячи ДТП. В них погибло 12 тысяч человек, ранены были 137,4 тысячи. Данные показатели на 9,8 % ниже, если сравнивать с предыдущим годом. Эта информация по стране в целом. Есть также статистика и по регионам.
В Российской Федерации на определенных территориях отмечается превышение значения показателя социального риска. Таких субъектов насчитывается 18: Ненецкий автономной округ, республика Калмыкия, Башкортостан, Тыва, Мордовия, Иркутская, Брянская, Астраханская, Новосибирская, Нижегородская, Мурманская, Костромская, Тверская, Челябинская, Свердловская, Самарская области, Приморский и Хабаровский края.
Также на территории некоторых субъектов Российской Федерации сохраняется риск недостижения показателей. Их тоже 18: республика Бурятия, Адыгея, Карелия, Коми, Марий Эл, Кабардино-Балкарская республика, Чеченская республика, Алтайский и Забайкальский край, Калужская, Ленинградская, Псковская, Владимирская, Вологодская, Томская, Саратовская, Калининградская и Белгородская области.
Опять же, сравнивая данные 2020 года и 2021, нужно отметить, что в прошлом году в целом по стране показатель 10,9 погибших на 100 тысяч населения был достигнут, а это значит, что регионам удалось снизить гибель людей при авариях.
Важно учесть тот момент, что не все регионы одинаково справляются с возложенными обязательствами. В отдельных субъектах количество погибших даже превысило ожидаемые значения более чем на 20 человек.
Это республики Башкортостан (+62 погибших от плановых значений), Калмыкия (+21), Тыва (+28), Астраханская (+35), Брянская (+20), Иркутская (+38), Нижегородская (+72), Новосибирская (+44), Самарская (+32), Свердловская (+44) и Челябинская (+31) области, Приморский (+37) и Хабаровский (+31) края. Таким образом, получается, что остальным регионам удалось настолько снизить смертность при ДТП, что это перекрыло показатели субъектов, не выполнивших задачу.
К концу текущего года уровень социального риска в Российской Федерации не должен превысить 10,2 погибших на 100 тыс. населения. По оперативным данным Госавтоинспекции известно, что число погибших сократилось на 11,1 % и составляет более 13 тыс. человек. Если такая динамика сохранится и в дальнейшем, то целевой показатель социального риска по итогам года будет достигнут.
Действия, направленные на уменьшение возникновения дорожно-транспортных происшествий, на минимизирование травмирования и наступления различных негативных последствий для участников дорожного движения, – все это меры по обеспечению безопасности дорожного движения. По характеру воздействия их делят на активные и пассивные.
Активные меры обеспечения безопасности дорожного движения направлены на то, чтобы снизить вероятность травмирования в сложившихся опасных ситуациях.
К таким мерам относят:
Эти меры по обеспечению безопасности дорожного движения направлены на то, чтобы уменьшить негативные последствия для участников аварии после дорожно-транспортного происшествия.
К таким мерам относят:
ПДД – свод правил и рекомендаций, предназначенных для участников дорожного движения (водителей, пешеходов и т. д.). В них описывается, как вести себя в той или иной ситуации на дороге. Правила распространяются на все наземные виды транспорта:
Не распространяются на водный, воздушный транспорт и железнодорожный путевой транспорт. Для этих видов действуют свои регламенты. Железные и автомобильные дороги физически пересекаются, поэтому и системы норм движения имеют общие моменты, когда речь идет о правилах пересечения железнодорожных переездов.
ПДД обязательно должен знать и соблюдать каждый человек, ведь это некая гарантия безопасности участников движения. Любой может поставить цель и выучить правила. Они есть не только в печатном варианте, но и в свободном доступе в сети Интернет.
Согласно ФЗ № 196 (статья 20), все государственные и коммерческие автоперевозчики, а также компании, которые владеют транспортными средствами исключительно для работы, обязаны уделять безопасности дорожного движения максимум внимания. В штате должны работать специалисты по БДД.
В России соблюдение вышеупомянутых законодательных требований контролирует Ространснадзор. Это Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. А контроль и надзор над соблюдением БДД юридическими лицами осуществляет Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).
В вышеуказанном законе РФ (статья 20) упоминаются две основные категории юридических лиц, использующих автотранспорт, и предъявляются для них абсолютно разные требования к организации БДД.
Так, компании и индивидуальные предприниматели, выполняющие коммерческие перевозки разным транспортом или эксплуатирующие грузовые автомобили и автобусы для своих целей, должны:
Компании и индивидуальные предприниматели, которые используют только легковой транспорт исключительно для собственных нужд, обязаны:
Очевидно, что требования к БДД для первой категории юридических лиц являются более строгими. Это объясняется большей потенциальной опасностью грузовой категории автотранспорта и высоким уровнем ответственности при выполнении различных грузоперевозок и перевоза пассажиров.
По информации, полученной от центра организации дорожного движения (ЦОДД), наиболее частой причиной ДТП (входящей даже в тройку основных) является игнорирование пешеходов на зебре.
В Российской Федерации с этой проблемой стали бороться с помощью автоматизированных систем. Их задача – распознать пешехода на дороге. Как это происходит на практике: водителю через встроенный бортовой компьютер передается информация о пешеходе посредством вибрационного воздействия. С помощью таких систем планируется минимизировать возникновение ДТП с участием пешеходов на 20–25 %.
Самыми распространенными причинами аварий на дорогах являются: неисправность транспорта, нарушение правил дорожного движения, невнимательность водителя. Применение телематических устройств станет серьезной мерой по обеспечению безопасности дорожного движения. С их помощью планируют снизить риски различных факторов, которые влекут за собой возникновение ДТП, тем самым улучшить количество ДТП на дорогах. Преимуществом таких устройств является анализ состояния транспортных средств, оповещение водителей о неисправности, а также оценка стиля вождения.
Согласно прогнозам, которые сделали аналитики BergInsight, рост количества подключенного транспорта в Восточной Европе и регионах СНГ составит 13,5 % в год, к 2023 году будет подключено 13,8 млн устройств, 40 % из них придется на Россию.
Вождение в нетрезвом состоянии – это большая угроза не только для своей жизни, но и для окружающих. Согласно данным, представленным ГИБДД, в 2020 году произошло 14 тыс. аварий, в которых пострадало более 18 тыс. человек. И все это только по вине нетрезвых водителей.
Сотрудникам ГИБДД очень сложно определить в потоке машин пьяного водителя. Для этого придется останавливать каждый транспорт и делать проверку. Это, в свою очередь, затруднит движение. Именно поэтому стараются спроектировать и внедрить новые технологии. Например, в регионах уже появились алкорамки. Они автоматически вычисляют транспортное средство, которым управляет водитель в алкогольном опьянении, а затем отправляют данные на ближайший пост ГИБДД.
В качестве системы, ограничивающей скорость на дорогах, применяют «лежачих полицейских». К сожалению, многие такие конструкции полностью не справляются со своими функциями. Причиной тому быстрое изнашивание, выгорание цвета со временем.
Seton Speed Bump – это те же «лежачие полицейские», только усовершенствованные. Этот инструмент создан американской компанией в качестве меры по обеспечению безопасности дорожного движения. Ограничители имеют более удобную конструкцию. Все ее элементы соединяются при помощи специальных замков. «Лежачие полицейские» производят из износостойкого поливинилхлорида, что позволяет конструкции десятки лет оставаться как новой.
Перспективным направлением среди мер по обеспечению безопасности дорожного движения является внедрение автоматизированных электронных систем. С 2016 года в Германии используются «умные дороги». Основное их преимущество – минимизируют риск ДТП, помогают справляться с заторами и пробками.
С помощью особых устройств происходит фиксация всего, что происходит на проезжей части, затем данные передаются в пункты координации. Для того чтобы «умная дорога» начала работать, на столбах и светофорах устанавливаются датчики движения с программным обеспечением. Они фиксируют интенсивность потока людей на пешеходных переходах, а затем регулируют время работы красного, зеленого сигнала светофора.
Такой подход является очень удобным, ведь лишнее время водители не будут стоять, например, на перекрестке. Как только люди пройду, включится нужный свет и можно будет ехать.
Интеллектуальный пешеходный переход тестируется в Китае. В такую «зебру» встроены датчики движения и автоматическая подсветка (что очень удобно в темное время суток). Если на переходе находится человек, то хорошее освещение делает его заметным для водителей.
Подводя итоги, нужно отметить, что безопасность дорожного движения – это комплексная система мер, направленных на предотвращение аварий на дорогах. Все участники дорожного движения и владельцы транспортных средств просто обязаны активно включаться в данный процесс.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах