В статье рассказывается:
Контроль состояния автомобильных дорог обеспечивается в двух глобальных направлениях. Первое, это соответствие трассы техническим нормативам качества (ровность, количество выбоин и т. д.), а второе, это ее фактическая пригодность к эксплуатации, то есть влияние внешних факторов, таких как образование гололеда, снежные заносы и т. д.
Для обеспечения работ по этим направлениям используются различное оборудование и системы. В нашей статье мы расскажем, кто отвечает за контроль состояния дорог, как проверяется качество полотна и какие системы подходят для оценки состояния автомобильной дороги.
В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5 ч. 1, от 06.10.2003 года) говорится о том, что осуществление деятельности в отношении автодорог в населенный пунктах, обеспечение безопасности дорожного движения, создание парковок и обеспечение их функционирования, контроль за состоянием дорожного полотна и прочие действия в отношении автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов является вопросом местного значения.
Это означает, что за состоянием автомобильных дорог должны следить администрации муниципальных образований. Как правило, они заключают договоры, на основании которых за отведенным участком следит определенная организация: выполняет обслуживание дороги, следит за состоянием дорожного покрытия, устраняет проблемы. В случае каких-либо нарушений, ответственность может нести организация, занимающаяся по договору обслуживанием данного участка дороги.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года, понятие «дорожная деятельность» включает в себя деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, ремонту, капитальному ремонту, а также, содержанию автодорог.
Содержание дорог, в свою очередь, подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание автодорог в надлежащем состоянии, обеспечение безопасности дорожного движения. Все эти мероприятия должны осуществляться в соответствии с действующими регламентами по безопасности дорожного движения и обеспечению сохранности автодорог.
Статья 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года гласит, что обеспечение соответствия автодорог техническим регламентам и прочим нормативным документам обязаны осуществлять лица, занимающиеся их содержанием.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», должностные лица, отвечающие за состояние автомобильных дорог, парковок, дорожных сооружений и т.д. обязаны следить за их соответствием всем стандартам, правилам и нормам, чтобы обеспечить на дорогах надлежащую безопасность передвижения.
Так как должностными лицами в данном случае являются администрации муниципальных образований, как собственники автодорог, то и обязанности по их содержанию в соответствующем стандартам состоянии должны исполнять они, либо заключать договора с иными организациями.
В случае нанесения вреда пострадавшим, в результате неисполнения должностными лицами обязанностей по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов муниципальных образований или их не надлежащего исполнения, ответственность за это несет администрация или организация, осуществляющая контроль за состоянием данного участка дороги, на основании договора, заключенного с ней.
Министерство транспорта России утвердило состав работ по определению ответственными лицами (Администрациями и прочими организациями) соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог установленным требованиям, а также, их периодичность Приказом от 07.08.2020 N 288.
Чтобы оценить техническое состояние дороги, необходимо произвести несколько видов обследования:
Порядок обследования автодорог, действовавший ранее, признан утратившим силу. Приказ вступил в силу 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
При оценке состояния автомобильных дорог нужно определить, насколько оно соответствует нормам и требованиям.
Методы оценки и диагностики подбираются в соответствии со следующими критериями:
От показателей, указанных в первом критерии, зависит, какие используются методы:
По полноте исследуемых элементов (второй критерий) оценивают:
Благодаря степени объективности оценки (третий критерий) имеется возможность выделения следующих методов оценки:
Методы различают по количеству используемых критериев:
В соответствии с проектом содержания автомобильной дороги, работы, связанные с уборкой снега с проезжей части, обочин дорог, автобусных остановок, тротуаров, защитой дорог от наледей и снежных заносов и устранением прочих последствий плохих погодных условий в зимнее время года, а также, сроки их выполнения, контролируются органами управления дорожным хозяйством.
Автоматизировать контроль за соблюдением всех нормативов по содержанию автодорог в зимнее время года (по ГОСТ 50597-2017, для дорог I-V категорий) помогает система мониторинга состояния дорог.
Под ее контролем находятся следующие нормативы:
С помощью системы мониторинга, органы управления дорожным хозяйством получают оперативно собранные детальные и интегральные данные об уровне содержания дорожной сети. Для сбора данных используются автоматические дорожные метеостанции, мобильные дорожные комплексы. Информация из этих источников поступает в центр по обработке данных, далее, классифицируется и расходится по конечным пользователям.
Источниками данных в системе являются автоматические дорожные метеостанции, мобильные дорожные комплексы, данные специализированного дорожного прогноза. Поступив в центр обработки данных, информация классифицируется для подсистем ИТС и конечных пользователей.
На основании всех данных, руководитель органов управления дорожным хозяйством принимает решение о приемке работ по содержанию автодорог и их оплате.
В случае выявления нарушений в содержании дорожных объектов, на основании полученных данных, диспетчер может дать предписание соответствующей организации по их устранению и осуществлять контроль над работой.
В основном, для контроля за состоянием автодорог, формирования предписаний и контроля за их исполнением, диспетчеры используют мобильные дорожные комплексы.
С помощью автоматизации процессов по контролю за соблюдением всех норм и требований по содержанию автодорог в зимнее время, можно уменьшить число нарушений в 2 – 4 раза. А благодаря улучшению состояния дорог, снизить процент дорожно-транспортных происшествий, а соответственно, и смертности по причине скользкости на дорогах.
Немаловажную роль при внедрении системы мониторинга состояния дорог играет снижение затрат из бюджетных средств на 15-20 %, благодаря улучшению контроля за выполнением работ и сокращению расходов на противогололедные материалы.
Именно мобильные комплексы позволили бы добиться такой эффективности системы мониторинга.
Во многих регионах нашей страны уже используются подобные системы: система патрулирования для оценки состояния автодорог, оснащение патрульных автомобилей мобильными комплексами для получения более точной информации о содержании дорог и контроля над работой служб, а также исправлением предписаний.
На сегодняшний день существует мобильный комплекс дорожного мониторинга (МДКМ) «ИНЕЙ – М». С помощью него можно осуществлять автоматизированный контроль за состоянием дорожного полотна. Этот комплекс создан на основе MD30 – мобильного датчика компании Vaisala (Финляндия), но адаптирован под российские реалии. Он с успехом прошел испытания на дорогах России.
МДКМ «ИНЕЙ-М» состоит из:
Какие действия совершает мобильный комплекс:
Комплекс измеряет следующие параметры:
Сразу после запуска программы и начала движения транспортного средства происходит измерение перечисленных параметров, синхронизация данных с информацией о местоположении. Измерения производятся через определенные интервалы времени.
Вся полученная информация сохраняется в памяти ПК и передается в диспетчерский центр для обработки. После обработки, информация об эксплуатационном состоянии участка дороги, выявленным проблемам, поступает работникам дорожных служб.
Подведем итоги всего вышенаписанного: применяя комплексы «ИНЕЙ-М» для контроля за состоянием дорог и имеющимися нарушениями, можно не только сократить количество нарушений, но и сэкономить значительный процент бюджетных средств.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах