Московская область,
г. Мытищи, ул. Колпакова
д.2, к.1, оф. 313
+7 (925) 085-81-45 +7 (495) 645-05-08
+7 (495) 645-05-08 +7 (925) 085-81-45

Звоните нам, мы сейчас работаем

Контроль состояния автомобильных дорог
Главная Блог Дороги Контроль состояния автомобильных дорог: разбираемся с видами и ответственными

Контроль состояния автомобильных дорог: разбираемся с видами и ответственными

08 октября 2021
Время чтения: 12 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Контроль состояния автомобильных дорог обеспечивается в двух глобальных направлениях. Первое, это соответствие трассы техническим нормативам качества (ровность, количество выбоин и т. д.), а второе, это ее фактическая пригодность к эксплуатации, то есть влияние внешних факторов, таких как образование гололеда, снежные заносы и т. д.

Для обеспечения работ по этим направлениям используются различное оборудование и системы. В нашей статье мы расскажем, кто отвечает за контроль состояния дорог, как проверяется качество полотна и какие системы подходят для оценки состояния автомобильной дороги.

Ответственные за контроль состояния автомобильных дорог

В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5 ч. 1, от 06.10.2003 года) говорится о том, что осуществление деятельности в отношении автодорог в населенный пунктах, обеспечение безопасности дорожного движения, создание парковок и обеспечение их функционирования, контроль за состоянием дорожного полотна и прочие действия в отношении автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов является вопросом местного значения.

Ответственные за контроль состояния автомобильных дорог
Ответственные за контроль состояния автомобильных дорог

Это означает, что за состоянием автомобильных дорог должны следить администрации муниципальных образований. Как правило, они заключают договоры, на основании которых за отведенным участком следит определенная организация: выполняет обслуживание дороги, следит за состоянием дорожного покрытия, устраняет проблемы. В случае каких-либо нарушений, ответственность может нести организация, занимающаяся по договору обслуживанием данного участка дороги.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года, понятие «дорожная деятельность» включает в себя деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, ремонту, капитальному ремонту, а также, содержанию автодорог.

Содержание дорог, в свою очередь, подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание автодорог в надлежащем состоянии, обеспечение безопасности дорожного движения. Все эти мероприятия должны осуществляться в соответствии с действующими регламентами по безопасности дорожного движения и обеспечению сохранности автодорог.

Статья 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года гласит, что обеспечение соответствия автодорог техническим регламентам и прочим нормативным документам обязаны осуществлять лица, занимающиеся их содержанием.

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», должностные лица, отвечающие за состояние автомобильных дорог, парковок, дорожных сооружений и т.д. обязаны следить за их соответствием всем стандартам, правилам и нормам, чтобы обеспечить на дорогах надлежащую безопасность передвижения.

Так как должностными лицами в данном случае являются администрации муниципальных образований, как собственники автодорог, то и обязанности по их содержанию в соответствующем стандартам состоянии должны исполнять они, либо заключать договора с иными организациями.

Последние изменения в законодательстве в сфере контроля за дорогами
Последние изменения в законодательстве в сфере контроля за дорогами

В случае нанесения вреда пострадавшим, в результате неисполнения должностными лицами обязанностей по содержанию автомобильных дорог в границах населенных пунктов муниципальных образований или их не надлежащего исполнения, ответственность за это несет администрация или организация, осуществляющая контроль за состоянием данного участка дороги, на основании договора, заключенного с ней.

Последние изменения в законодательстве в сфере контроля за дорогами

Министерство транспорта России утвердило состав работ по определению ответственными лицами (Администрациями и прочими организациями) соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог установленным требованиям, а также, их периодичность Приказом от 07.08.2020 N 288.

Чтобы оценить техническое состояние дороги, необходимо произвести несколько видов обследования:

  • Первичное. Необходимо проводить раз в 3-5 лет. Отсчет ведется с момента предыдущего первичного обследования.
  • Повторное. Необходимо проводить каждый год, за исключением года первичного обследования.
  • Приемочное. Проводится перед вводом автомобильной дороги (или отдельного ее участка) в эксплуатацию после строительства/реконструкции, а также после ремонта/капитального ремонта.

Порядок обследования автодорог, действовавший ранее, признан утратившим силу. Приказ вступил в силу 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Методика контроля технического состояния автомобильных дорог

При оценке состояния автомобильных дорог нужно определить, насколько оно соответствует нормам и требованиям.

Методы оценки и диагностики подбираются в соответствии со следующими критериями:

  • показатели, которые подлежат оценке;
  • полнота исследуемых элементов;
  • объективность оценки;
  • количество критериев при оценке.
Методика контроля технического состояния автомобильных дорог
Методика контроля технического состояния автомобильных дорог

От показателей, указанных в первом критерии, зависит, какие используются методы:

  • Оценка транспортно-эксплуатационных характеристик участков автодорог. В их числе: технические параметры и физические характеристики (прочность и состояние дорожной одежды как проезжей части, так и обочин; ровность и сцепление дорожного покрытия; устойчивость земляного полотна; состояние объектов инфраструктуры и обустройства автодороги: остановок общественного транспорта, дорожных знаков, ограждений, заправочных станций и т.д.).
  • Проверка потребительских и эксплуатационных свойств на данном участке автомобильной дороги: скоростной режим и пропускная способность участка, удобство и безопасность движения, максимально допустимая нагрузка на дорожное покрытие, множество других показателей, в том числе, экологическая безопасность автодороги, эстетика и т.д.
  • Оценка различных показателей и параметров автомобильного транспорта, его взаимодействия с дорогой: скорость транспортных потоков, средний расход топлива, количество дорожно-транспортных происшествий, себестоимость перевозок (пассажирских и грузовых) и др.

По полноте исследуемых элементов (второй критерий) оценивают:

  • Отдельные характеристики и параметры (методом раздельной оценки).
  • Указанные элементы и параметры (по группам).
  • В комплексе все элементы и параметры (или их большую часть).

Благодаря степени объективности оценки (третий критерий) имеется возможность выделения следующих методов оценки:

  • Субъективные. Основаны на результатах осмотра дорожной сети. Следует различать диагностику (т.е. сбор материалов о визуально наблюдаемых характеристиках состояния автомобильных дорог) и оценку состояния (сравнение имеющихся характеристик с нормативами).
  • Объективные. Результаты измерения всех параметров и характеристик с использованием профессионального оборудования и специальных инструментов.
  • Смешанные. В данном случае используются как данные визуального осмотра, так и результаты профессиональных измерений.
Комплексная система контроля состояния автомобильных дорог для дорожных служб
Комплексная система контроля состояния автомобильных дорог для дорожных служб

Методы различают по количеству используемых критериев:

  • однокритериальные
  • многокритериальные

Комплексная система контроля состояния автомобильных дорог для дорожных служб

В соответствии с проектом содержания автомобильной дороги, работы, связанные с уборкой снега с проезжей части, обочин дорог, автобусных остановок, тротуаров, защитой дорог от наледей и снежных заносов и устранением прочих последствий плохих погодных условий в зимнее время года, а также, сроки их выполнения, контролируются органами управления дорожным хозяйством.

Автоматизировать контроль за соблюдением всех нормативов по содержанию автодорог в зимнее время года (по ГОСТ 50597-2017, для дорог I-V категорий) помогает система мониторинга состояния дорог.

Под ее контролем находятся следующие нормативы:

  • сроки устранения снежных заносов на проезжей части;
  • сроки устранения на проезжей части наледей и зимней скользкости;
  • сроки устранения снежных валов на дорогах по краям проезжей части;
  • толщину снежного покрова на проезжей части;
  • процент очистки от снега дорожного полотна.


Помимо этого, с помощью системы можно получить следующую информацию:

  • данные об измеряемом участке дороги (ее наименование и категория);
  • местоположение и наименование дефекта;
  • дата и время проводимых измерений;
  • сведения о приборе, с помощью которого были осуществлены измерения, в т.ч. о его поверке;
  • результаты проведенных измерений и их соответствие нормам;
  • наименование и реквизиты компании, осуществившей данные измерения.

С помощью системы мониторинга, органы управления дорожным хозяйством получают оперативно собранные детальные и интегральные данные об уровне содержания дорожной сети. Для сбора данных используются автоматические дорожные метеостанции, мобильные дорожные комплексы. Информация из этих источников поступает в центр по обработке данных, далее, классифицируется и расходится по конечным пользователям.

Источниками данных в системе являются автоматические дорожные метеостанции, мобильные дорожные комплексы, данные специализированного дорожного прогноза. Поступив в центр обработки данных, информация классифицируется для подсистем ИТС и конечных пользователей.

На основании всех данных, руководитель органов управления дорожным хозяйством принимает решение о приемке работ по содержанию автодорог и их оплате.

В случае выявления нарушений в содержании дорожных объектов, на основании полученных данных, диспетчер может дать предписание соответствующей организации по их устранению и осуществлять контроль над работой.

Контроль состояния автомобильных дорог
Контроль состояния автомобильных дорог

В основном, для контроля за состоянием автодорог, формирования предписаний и контроля за их исполнением, диспетчеры используют мобильные дорожные комплексы.

С помощью автоматизации процессов по контролю за соблюдением всех норм и требований по содержанию автодорог в зимнее время, можно уменьшить число нарушений в 2 – 4 раза. А благодаря улучшению состояния дорог, снизить процент дорожно-транспортных происшествий, а соответственно, и смертности по причине скользкости на дорогах.

Немаловажную роль при внедрении системы мониторинга состояния дорог играет снижение затрат из бюджетных средств на 15-20 %, благодаря улучшению контроля за выполнением работ и сокращению расходов на противогололедные материалы.

Именно мобильные комплексы позволили бы добиться такой эффективности системы мониторинга.

Во многих регионах нашей страны уже используются подобные системы: система патрулирования для оценки состояния автодорог, оснащение патрульных автомобилей мобильными комплексами для получения более точной информации о содержании дорог и контроля над работой служб, а также исправлением предписаний.

На сегодняшний день существует мобильный комплекс дорожного мониторинга (МДКМ) «ИНЕЙ – М». С помощью него можно осуществлять автоматизированный контроль за состоянием дорожного полотна. Этот комплекс создан на основе MD30 – мобильного датчика компании Vaisala (Финляндия), но адаптирован под российские реалии. Он с успехом прошел испытания на дорогах России.

МДКМ «ИНЕЙ-М» состоит из:

  • планшетного ПК (на операционных системах Android и Windows) с уже установленным ПО;
  • крепления для планшетного компьютера в автомобиле.

Какие действия совершает мобильный комплекс:

  • оценивает погодные условия, измеряет параметры дорожного полотна в движении с привязкой к геолокации;
  • производит съемку покрытия дорожного полотна и объектов дорожной инфраструктуры, также учитывая местоположение;
  • сохраняет всех полученные данные и передает их на удалённый сервер.

Комплекс измеряет следующие параметры:

  • состояние поверхности автодороги;
  • толщину слоя осадков (снега, наледи) на поверхности дороги;
  • температуру поверхности дорожного полотна;
  • температуру воздуха;
  • точку росы (температуру, при которой начинается образование конденсата в воздухе);
  • точку замерзания (температуру, при которой жидкое вещество превращается в твердое);
  • относительную влажность воздуха.


Работой мобильного комплекса дорожного мониторинга «ИНЕЙ-М» управляет оператор с помощью специального приложения, установленного на планшетный ПК.

Сразу после запуска программы и начала движения транспортного средства происходит измерение перечисленных параметров, синхронизация данных с информацией о местоположении. Измерения производятся через определенные интервалы времени.

Вся полученная информация сохраняется в памяти ПК и передается в диспетчерский центр для обработки. После обработки, информация об эксплуатационном состоянии участка дороги, выявленным проблемам, поступает работникам дорожных служб.

Подведем итоги всего вышенаписанного: применяя комплексы «ИНЕЙ-М» для контроля за состоянием дорог и имеющимися нарушениями, можно не только сократить количество нарушений, но и сэкономить значительный процент бюджетных средств.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных