В статье рассказывается:
Капитальный ремонт автомобильной дороги – это регулярное мероприятие, которое проводится по мере износа асфальтовой одежды и должно отвечать определенным нормативным актам. Состав и этапы работ фиксированы, однако на их качество влияют различные факторы.
Чтобы ремонтировать дороги приходилось как можно реже, необходимо использовать современные технологии. В нашей статье мы расскажем, как осуществляется капремонт, когда его проводят и какие инновационные решения существуют и готовы для массового внедрения.
Капремонт автодороги заключается в комплексе работ, проведение которых необходимо для восстановления поврежденного дорожного полотна. Причем восстанавливается как грунтовое основание, так и асфальт. Кроме того, ремонтируются все конструкции, являющиеся составляющей частью автодороги.
Если планируется капитальный ремонт автомобильной дороги, важно учесть как актуальный трафик, так и определить, насколько быстро он увеличится. Данный шаг необходим, чтобы восстановленное дорожное полотно обладало теми эксплуатационными параметрами, которые сохранят свою актуальность в течение многих лет.
Исходя из этого, главная цель капремонта – добиться того, чтобы автодорога была работоспособной и безопасной до последующего запланированного ремонта. При этом должны учитываться современные нормативные требования, увеличение транспортной нагрузки на конкретном участке.
Важно провести работы по капитальному ремонту автомобильных дорог в следующих случаях: дорожная одежда сильно повреждена, особенно в глубоких слоях. Когда испортился лишь асфальт, его верхний слой можно демонтировать и заасфальтировать дорогу снова.
Почему автомобильная дорога приходит в негодность:
Капитальный ремонт автомобильной дороги может проводиться на всем ее протяжении либо на конкретном участке. Чаще всего восстановление осуществляется на отрезке от 200 квадратных метров.
Масштаб чертежей при создании проекта автомобильной дороги может отличаться. Однако необходимо соблюдать общепринятые принципы и специфику данного процесса. Важнейший аналитический фактор – насколько увеличится нагрузка на дорожное полотно после его восстановления. Без данной характеристики невозможно правильно спланировать параметры дороги, а также обеспечить безопасность передвижения.
Какие шаги необходимо выполнить, чтобы создать проект:
Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования включает в себя также выявление колейности и неровностей. Для этого исследуют поперечный профиль федеральной либо региональной автотрассы.
Главная задача – определить разницу между идеальным проектным образцом и реальной автодорогой. Данный параметр измеряют в см, допустимы небольшие погрешности. Полученную информацию указывают в ведомости, где должно быть зафиксировано начало, а также конец колейности, наибольшая глубина ям в определенных участках трассы.
На этом этапе, когда сравнивается созданная модель капитального либо планового ремонта и реальные данные, выявляются участки, которые нуждаются в срочном восстановлении.
Следующий шаг – определение объема работ, от которого зависит бюджет, предназначенный для восстановления автотрасс.
Какие действуют нормативы капитального ремонта автодорог? Прежде всего это СП 34.13330.2012 (СНиП 2.05.02-85), Приказ от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», ГОСТ 21.101-97, ГОСТ Р 52399-2005.
Классификация капитального ремонта автомобильных дорог была разработана Министерством транспорта Российской Федерации. С ее помощью можно определить состав и разновидность работ, которые реализуются во время проведения капремонта дорожного полотна. Классификация используется, чтобы планировать дорожно-строительные работы, а также вычислять их объем.
Состав проводимых работ:
Комплекс проводимых мероприятий:
Ряд проводимых мероприятий:
Перечень проводимых работ:
Прежде чем приступить к капитальному ремонту автомобильной дороги, следует определить, почему она вышла из строя, какие дефекты нужно устранить и на какой протяженности. После выявления причин плохого состояния автотрассы составляется карта ремонта, рассчитывается, сколько спецтехники и стройматериалов потребуется, каких специалистов придется нанять, какие дополнительные действия будут способствовать сохранению одежды дороги.
Зачастую цена и сложность дополнительных действий такая же, как и стоимость ремонта дорожного полотна. Однако проложить новую дорогу, увязав ее с действующей транспортной сетью, будет все равно труднее и дороже. Ряд исследований следует выполнить до начала ремонта, однако часть из них придется проводить после того, как дорожная одежда будет снята. Это значит, что конечная цена капремонта может увеличиться.
Капитальный ремонт автомобильной дороги, а также маршруты объезда должны быть согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, а также ОАТИ. В некоторых ситуациях придется обустраивать грунтовую, щебеночную либо асфальтированную объездную дорогу.
Как только обустройство объезда согласовано, следует оградить площадку, где будет выполняться ремонт, а также организовать пути подъезда для спецтехники, подвоза стройматериала. Кроме того, потребуется разместить бытовку, где рабочие могут отдыхать и хранить свою одежду.
В бытовке должны быть емкости для чистой воды, аптечка. Для бригады рабочих нужно закупить одежду и обувь, каждый день проводить медосмотр, а также технический осмотр спецтехники.
Снятое дорожное покрытие можно отвезти на асфальтобетонный завод (АБЗ), там его переработают, чтобы получить литой асфальтобетон. Когда такое решение экономически не оправданно, покрытие отвозят на свалку.
Асфальт нужно удалять не только с проезжей части, но и с обочин. Бетонное покрытие не подвергается переработке, его отвозят на свалку либо на объекты, где необходимо бутование. Важно удалять дорожную одежду частями, для этого применяются специальные грунторезы. Так удастся легко погрузить покрытие, снизив трудозатратность работ. Чтобы снять и погрузить в самосвалы асфальт, потребуется нанять бульдозеры и погрузчики.
Важно снизить объем ручного труда, чтобы увеличить скорость ремонтных работ, ведь чем быстрее они завершатся, тем меньше израсходуется выделенных бюджетных денежных средств.
Чтобы удалить бетонный слой основания, необходимо выполнить те же шаги, что и в случае с бетонным покрытием. Убрать щебенчатый слой основания получится с помощью погрузчиков. Можно использовать щебень повторно, если удастся просеять его, разделить по фракциям и очистить с применением грохота, а затем промыть.
Нельзя повторно использовать щебень, не прошедший через очистку, так как в этом случае основание получится непрочным.
Не во всех случаях есть условия для того, чтобы очистить песок и щебень. Поэтому снятые стройматериалы рекомендуется применять для менее ответственных работ.
Когда водоотводящая система основана на расположенном под автодорогой коллекторе, для укрепления почвы необходимо убрать коллектор. Но если он находится с боковой части от трассы, уплотнить грунт получится, не удаляя коллектор. В ряде ситуаций требуется демонтировать водоотводы.
Когда дорожная одежда будет удалена, следует исследовать почву, чтобы понять, каким образом ее укрепить.
Если разорвало водопроводную магистраль либо канализационные трубы, следует устранить протечку. Затем почву осушают, уплотняют и выравнивают при помощи подушки из песка.
Чтобы бороться с негативными последствиями наводнения, следует просушить почву, а затем уплотнить ее.
В случае, когда были допущены ошибки при проведении георазведки во время проектирования автотрассы, придется усиливать почву и заполнять пустоты. К примеру, если не были учтены подземные реки и пустоты. В некоторых ситуациях цена на эти работы неоправданно высока. Тогда придется создавать новый проект и строить объездную автодорогу.
Когда грунт будет укреплен, укладывается новая дорожная одежда. При этом важно, чтобы совпадали уровни со старым асфальтом.
Чтобы улучшить качество дорожного полотна и отложить капитальный ремонт на много лет, применяются ультрасовременные технологии строительства и обслуживания автотрасс:
Чтобы уменьшить стоимость создания дорожной инфраструктуры и отложить необходимость проведения капитального ремонта автомобильной дороги, применяются эффективные инновационные решения. В результате скорость ремонтных работ увеличивается, улучшается качество дорожного полотна.
Роль мониторинга транспортных потоков в ИТС
СПО «ТРАССА» - ведущая платформа для интеграции, сбора и обработки данных от объектов ИТС
Дорожно-климатическая зона и ее роль в проектировании дорог
Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях: советы по управлению автомобилем
Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база
Метеорологическое оборудование: использование для безопасности на дорогах