Капитальный ремонт автомобильной дороги: основные этапы и состав работ
Главная Блог Дороги Капитальный ремонт автомобильной дороги: основные этапы и состав работ

Капитальный ремонт автомобильной дороги: основные этапы и состав работ

25 февраля 2022
Время чтения: 18 минут
Нет времени читать?
Отправим материал Вам на:

Капитальный ремонт автомобильной дороги – это регулярное мероприятие, которое проводится по мере износа асфальтовой одежды и должно отвечать определенным нормативным актам. Состав и этапы работ фиксированы, однако на их качество влияют различные факторы.

Чтобы ремонтировать дороги приходилось как можно реже, необходимо использовать современные технологии. В нашей статье мы расскажем, как осуществляется капремонт, когда его проводят и какие инновационные решения существуют и готовы для массового внедрения.

Суть капитального ремонта автомобильной дороги

Капремонт автодороги заключается в комплексе работ, проведение которых необходимо для восстановления поврежденного дорожного полотна. Причем восстанавливается как грунтовое основание, так и асфальт. Кроме того, ремонтируются все конструкции, являющиеся составляющей частью автодороги.

Суть капитального ремонта автомобильной дороги
Суть капитального ремонта автомобильной дороги

Если планируется капитальный ремонт автомобильной дороги, важно учесть как актуальный трафик, так и определить, насколько быстро он увеличится. Данный шаг необходим, чтобы восстановленное дорожное полотно обладало теми эксплуатационными параметрами, которые сохранят свою актуальность в течение многих лет.

Исходя из этого, главная цель капремонта – добиться того, чтобы автодорога была работоспособной и безопасной до последующего запланированного ремонта. При этом должны учитываться современные нормативные требования, увеличение транспортной нагрузки на конкретном участке.

Важно провести работы по капитальному ремонту автомобильных дорог в следующих случаях: дорожная одежда сильно повреждена, особенно в глубоких слоях. Когда испортился лишь асфальт, его верхний слой можно демонтировать и заасфальтировать дорогу снова.

Почему автомобильная дорога приходит в негодность:

  • ремонтные работы не проводились в течение длительного периода;
  • при проведении строительных работ были допущены ошибки;
  • проект автодороги был создан неправильно;
  • изменился рельеф местности;
  • размыло почву;
  • грунт просел;
  • произошло наводнение, сель, землетрясение и другие природные явления.

Капитальный ремонт автомобильной дороги может проводиться на всем ее протяжении либо на конкретном участке. Чаще всего восстановление осуществляется на отрезке от 200 квадратных метров.

Капитальный ремонт автомобильной дороги может проводиться на всем ее протяжении либо на конкретном участке
Капитальный ремонт автомобильной дороги может проводиться на всем ее протяжении либо на конкретном участке

Особенности проектирования ремонтируемой автомобильной дороги

Масштаб чертежей при создании проекта автомобильной дороги может отличаться. Однако необходимо соблюдать общепринятые принципы и специфику данного процесса. Важнейший аналитический фактор – насколько увеличится нагрузка на дорожное полотно после его восстановления. Без данной характеристики невозможно правильно спланировать параметры дороги, а также обеспечить безопасность передвижения.

Какие шаги необходимо выполнить, чтобы создать проект:

  • Определяется, в каком состоянии находится дорога.
  • Выявляется, насколько автотрасса изношена вообще, а также на конкретных участках.
  • Проводится комплекс инженерных исследований.
  • Разрабатывается проект для малого радиуса закругления дороги, а также поперечного профиля.
  • Создается проект капитального ремонта автомобильной дороги и продольного профиля.
  • Восстанавливаются автодорожные сооружения, освещение.
  • Согласовывается выполнение всех необходимых работ.
  • Подготавливается смета.
  • Проходится экспертиза документов.

Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования включает в себя также выявление колейности и неровностей. Для этого исследуют поперечный профиль федеральной либо региональной автотрассы.

Главная задача – определить разницу между идеальным проектным образцом и реальной автодорогой. Данный параметр измеряют в см, допустимы небольшие погрешности. Полученную информацию указывают в ведомости, где должно быть зафиксировано начало, а также конец колейности, наибольшая глубина ям в определенных участках трассы.

На этом этапе, когда сравнивается созданная модель капитального либо планового ремонта и реальные данные, выявляются участки, которые нуждаются в срочном восстановлении.

Следующий шаг – определение объема работ, от которого зависит бюджет, предназначенный для восстановления автотрасс.

Какие действуют нормативы капитального ремонта автодорог? Прежде всего это СП 34.13330.2012 (СНиП 2.05.02-85), Приказ от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», ГОСТ 21.101-97, ГОСТ Р 52399-2005.

Особенности проектирования ремонтируемой автомобильной дороги
Особенности проектирования ремонтируемой автомобильной дороги

Состав работ в рамках капитального ремонта автомобильной дороги

Классификация капитального ремонта автомобильных дорог была разработана Министерством транспорта Российской Федерации. С ее помощью можно определить состав и разновидность работ, которые реализуются во время проведения капремонта дорожного полотна. Классификация используется, чтобы планировать дорожно-строительные работы, а также вычислять их объем.

По земляному полотну и водоотводной системе

Состав проводимых работ:

  • Устраняются дефекты земляного основания. Проводится восстановление покрытия как на самой дороге, так и в примыкающих зонах, то есть на тротуарах, автостоянках, остановках, съездах.
  • Заменяются испорченные элементы системы водоотвода.

По дорожным одеждам

Комплекс проводимых мероприятий:

  • Ликвидируются колеи, глубина которых более 5 см. При помощи фрезерования либо регенерации осуществляется замена верхнего слоя дорожного покрытия, а также укладывается один либо несколько слоев асфальтобетонного состава.
  • Укладываются покрытия в тех областях, где была отремонтирована система водоотвода, а также устраняются дефекты земляного основания.
  • Восстанавливаются зоны мостовых, проводятся ремонтные работы, укладывается новая подушка из песка.

По искусственным и защитным дорожным сооружениям

Ряд проводимых мероприятий:

  • Заменяются балки в конструкции пролетов (от 25 %).
  • Реконструируются либо полностью заменяются пролетные стены, системы защиты от образования наледи, антилавинные галереи и другие элементы.
  • Реконструируются антиэрозионные и берегозащитные сооружения, тоннели: в них частично меняется обделка (до 50 %).
  • Заменяются элементы несущих сооружений, пролетных строений. Для этого применяются аналогичные либо другие составные части, чтобы параметры конструкции улучшились.
  • Обустраиваются водопропускные трубы, если необходимо, их удлиняют, заменяют звенья, оголовки.
  • Заменяются опоры без изменения продольной конфигурации моста.
  • Обустраиваются тротуары, перила, ограждения.

По элементам обустройства автодорог

Перечень проводимых работ:

  • Заменяются шумозащитные конструкции, сигнальные столбцы, знаки и барьерные заграждения.
  • Заменяются конструкции и знаки, которые регулируют движение автомобилей на пересечениях одной трассы с другой либо с железнодорожными путями.
  • Создается временная разметка, после завершения ремонтных работ ее удаляют, заменяя на постоянную.
  • Оцениваются зоны контроля габаритов и массы автомобилей, заменяются выбранные элементы.

Прочие ремонтные работы автотрассы.

Состав работ в рамках капитального ремонта автомобильной дороги
Состав работ в рамках капитального ремонта автомобильной дороги

Этапы проведения капремонта автомобильных дорог

  1. Выявление дефектов, определение объемов ремонтных работ
  2. Прежде чем приступить к капитальному ремонту автомобильной дороги, следует определить, почему она вышла из строя, какие дефекты нужно устранить и на какой протяженности. После выявления причин плохого состояния автотрассы составляется карта ремонта, рассчитывается, сколько спецтехники и стройматериалов потребуется, каких специалистов придется нанять, какие дополнительные действия будут способствовать сохранению одежды дороги.

    Зачастую цена и сложность дополнительных действий такая же, как и стоимость ремонта дорожного полотна. Однако проложить новую дорогу, увязав ее с действующей транспортной сетью, будет все равно труднее и дороже. Ряд исследований следует выполнить до начала ремонта, однако часть из них придется проводить после того, как дорожная одежда будет снята. Это значит, что конечная цена капремонта может увеличиться.

  3. Обеспечение безопасности
  4. Капитальный ремонт автомобильной дороги, а также маршруты объезда должны быть согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, а также ОАТИ. В некоторых ситуациях придется обустраивать грунтовую, щебеночную либо асфальтированную объездную дорогу.

    Как только обустройство объезда согласовано, следует оградить площадку, где будет выполняться ремонт, а также организовать пути подъезда для спецтехники, подвоза стройматериала. Кроме того, потребуется разместить бытовку, где рабочие могут отдыхать и хранить свою одежду.

    В бытовке должны быть емкости для чистой воды, аптечка. Для бригады рабочих нужно закупить одежду и обувь, каждый день проводить медосмотр, а также технический осмотр спецтехники.

  5. Удаление асфальта
  6. Снятое дорожное покрытие можно отвезти на асфальтобетонный завод (АБЗ), там его переработают, чтобы получить литой асфальтобетон. Когда такое решение экономически не оправданно, покрытие отвозят на свалку.

    Асфальт нужно удалять не только с проезжей части, но и с обочин. Бетонное покрытие не подвергается переработке, его отвозят на свалку либо на объекты, где необходимо бутование. Важно удалять дорожную одежду частями, для этого применяются специальные грунторезы. Так удастся легко погрузить покрытие, снизив трудозатратность работ. Чтобы снять и погрузить в самосвалы асфальт, потребуется нанять бульдозеры и погрузчики.

    Важно снизить объем ручного труда, чтобы увеличить скорость ремонтных работ, ведь чем быстрее они завершатся, тем меньше израсходуется выделенных бюджетных денежных средств.

    Удаление асфальта
    Удаление асфальта
  7. Снятие основы
  8. Чтобы удалить бетонный слой основания, необходимо выполнить те же шаги, что и в случае с бетонным покрытием. Убрать щебенчатый слой основания получится с помощью погрузчиков. Можно использовать щебень повторно, если удастся просеять его, разделить по фракциям и очистить с применением грохота, а затем промыть.

    Нельзя повторно использовать щебень, не прошедший через очистку, так как в этом случае основание получится непрочным.

    Не во всех случаях есть условия для того, чтобы очистить песок и щебень. Поэтому снятые стройматериалы рекомендуется применять для менее ответственных работ.

  9. Демонтаж и восстановление водоотводящей системы
  10. Когда водоотводящая система основана на расположенном под автодорогой коллекторе, для укрепления почвы необходимо убрать коллектор. Но если он находится с боковой части от трассы, уплотнить грунт получится, не удаляя коллектор. В ряде ситуаций требуется демонтировать водоотводы.

  11. Подготовка почвы
  12. Когда дорожная одежда будет удалена, следует исследовать почву, чтобы понять, каким образом ее укрепить.

    Если разорвало водопроводную магистраль либо канализационные трубы, следует устранить протечку. Затем почву осушают, уплотняют и выравнивают при помощи подушки из песка.

    Чтобы бороться с негативными последствиями наводнения, следует просушить почву, а затем уплотнить ее.

    В случае, когда были допущены ошибки при проведении георазведки во время проектирования автотрассы, придется усиливать почву и заполнять пустоты. К примеру, если не были учтены подземные реки и пустоты. В некоторых ситуациях цена на эти работы неоправданно высока. Тогда придется создавать новый проект и строить объездную автодорогу.

  13. Восстановление дорожного покрытия
  14. Когда грунт будет укреплен, укладывается новая дорожная одежда. При этом важно, чтобы совпадали уровни со старым асфальтом.

Современные технологии капитального ремонта автодороги

Чтобы улучшить качество дорожного полотна и отложить капитальный ремонт на много лет, применяются ультрасовременные технологии строительства и обслуживания автотрасс:

  • Волокна, проводящие электричество (Нидерланды). Когда происходит укладка дорожного покрытия, его ремонт либо замена, в состав асфальтобетонной смеси добавляются эти проводящие электричество волокна с конфигурацией замкнутых контуров. Если появляется трещина либо при интервальном обслуживании сотрудник дорожной службы подает электроток на волокна, образуется тепловая энергия. В составе асфальта есть вяжущий компонент, он плавится, заполняя пустоты в полотне.
  • Наночастицы оксида железа (Швейцария). Специальные частицы вводят в трещину, затем воздействуют на них магнитным полем. За счет этого дорожное полотно размягчается, трещина исчезает. Выполнить такой ремонт дороги удается за считанные минуты.
  • Состав для устранения трещин из Соединенных Штатов Америки. Ученые из США придумали следующее: соединить в одной емкости железную руду с включениями магнетита 1-2 %, битум, кирпичную либо бетонную крошку. Эту смесь наносят на дорогу, а затем нагревают, используя микроволновый блок. Такое покрытие сохраняется в идеальном состоянии в течение длительного времени, проведение капитального ремонта автомобильной дороги не требуется.
  • Использование диатомита вместо стандартного асфальтобетона. Сотрудники индустриального университета в Тюмени предложили использовать диатомит. Этот натуральный материал обладает гидрофобными свойствами, не боится минусовых температур. Поэтому в асфальте с добавлением диатомита трещины не образуются.
  • Применение BIM-технологий при укладке дорожного полотна. С помощью этой технологии удастся создать модель автотрассы с прилегающими сооружениями. Можно не просто построить 3D-модель транспортной инфраструктуры, но также проанализировать ее параметры, обнаружив недочеты и дефекты, которые могут появиться в будущем. Также можно уменьшить стоимость проекта. В мире не существует аналогов BIM-технологии по скорости проводимого анализа.

Чтобы уменьшить стоимость создания дорожной инфраструктуры и отложить необходимость проведения капитального ремонта автомобильной дороги, применяются эффективные инновационные решения. В результате скорость ремонтных работ увеличивается, улучшается качество дорожного полотна.

Позвонить
Получить коммерческое
предложение в WhatsApp
Конфигуратор АДМС

Оформить заказ

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных